Методика обучения равновесию
консультация по физкультуре (младшая группа)

Способность сохранять равновесие  необходима для овладения многими основными движениями. Доказана необходимость специальных упражнений, направленных на развитие у ребенка устойчивости в разных позах во время статистических упражнений. В данной статье описана методика, способствующая развитию такого навыка как равновесие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_ravnovesiyu.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАВНОВЕСИЮ.

        Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка. По мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначальные попытки удержать определенную позу при сидении, стоянии, ползании. Хорошо известно, как трудно ребенку сохранять устойчивое положение при первых попытках стоять, а потом ходить. Крепко держится он за опору или за руку взрослого, лишь на короткое мгновение решаясь стоять и ходить самостоятельно. Для того чтобы уверенно двигаться, когда происходит постоянная смена центра тяжести, нужно научиться сохранять устойчивую позу, применяющие выравнивающие движения.

        Малыш еще плохо рассчитывает эти действия и выполняет их с большим усилием. Стремясь удержаться, например, в ходьбе по доске, он широко расставляет ноги, наклоняет голову, напрягает плечевой пояс.

        Равновесие совершенствуется в упражнениях, развивающих все виды основных движений, в различных подвижных играх. Например, в ходьбе и беге при неожиданных остановках, поворотах, смене темпа движения; при спрыгивании в точно обозначенное место; в переползании и ползании по скамейке и т.п. Еще активнее происходит тренировка равновесия при передвижении на коньках (обычных и роликовых), в ходьбе на лыжах.

        Доказана необходимость специальных упражнений, направленных на развитие у ребенка устойчивости в разных позах во время статистических упражнениях необходимо удерживать равновесие в определенно принятой позе- стоя на носках, на одной ноге. Выполняют упражнения на полу, скамейке или другой какой-либо опоре. В динамических упражнениях равновесие надо сохранять в движении – при ходьбе, беге, после поворотов, вращений. Такие упражнения легче выполнять на полу. Дальнейшее усложнение связано с уменьшением площади опоры – ходьба между двух линий или шнуров, положенных на пол, по доске. Труднее даются упражнения на равновесие при увеличении высоты опоры -  с 10 - 15 см в младших группах до 40 см в старших.

        Все задания, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому на физкультурных занятиях такие упражнения должны проводиться по возможности раньше, до упражнений в силе или выносливости.

        Задания по сохранению равновесия включаются в упражнения для детей всех возрастных групп. Малыши 2-3 лет ходят по дорожке из пластика или клеенки (шириной 35-25 см), по доске (шириной 25-20 см). Для более старших детей используются гимнастические скамейки, доски, которые можно закреплять в наклонном положении на разной высоте. На участках дети упражняются в ходьбе по бревну, скамейке, пенькам разной высоты.

 Примерные упражнения в равновесии по возрастным группам

Содержание упражнений для детей первой младшей группы (2-3 лет)

  1. Ходьба по прямой дорожке, ограниченной линиями (ширина 25-20 см, длина 2-2,5 м)
  2. Ходьба по доске, положенной на землю.
  3. Ходьба по наклонной доске шириной 25 см (один конец приподнят на 15-20 см).
  4. Влезание на табурет (высота 25 см) и слезание с него.
  5. Перешагивание через препятствие (высота 10-15 см).
  6. Ходьба по дощечкам, положенным на расстоянии 10 см одна от другой.
  7. Перешагивание с ящика на ящик (стороны размеров 50*50, высота 15 см)
  8. Перешагивание из обруча в обруч.
  9. Ходьба по гимнастической скамейке.
  10. Ходьба на четвереньках по доске, положенной на пол.
  11. Последовательное перешагивание через несколько препятствий (палочки, кубики), положенные на расстоянии 20 см один от другого.
  12. Медленное кружение на месте.

Методические указания.

Малышам еще трудно даётся сохранение равновесия как в статистических позах, так и в динамических упражнениях из-за низкого расположения центра тяжести и небольшого двигательного опыта. Однако эта способность им необходима для овладения многими основными движениями, и поэтому упражнения в равновесии занимают значительное место в работе с маленькими детьми.

Инструктор постепенно расширяет круг предлагаемых заданий. Усложняет их, внушая малышам уверенность, смелость. Очень важно вовремя оказать помощь, ободрить, успокоить. Вначале детям предлагается пройти по дорожке. Ограниченной шнурами. Постараться поуже ставить ноги, не выходя за края дорожки. Ещё интереснее и сложнее пройти не между линий, а по реальной дорожке, сделанной из клеенки и прикрепленной с обеих концов палочкам. Усложнениями упражнения является ходьба по доске, положенной горизонтально, а затем наклонно, приподнятой одним концом 15-20 см.

Воспитатель должен находиться рядом с идущим ребенком и быть готовым прийти на помощь, в тоже время одобряет попытку ребенка самостоятельно пройти по доске или скамейке. Он подсказывает детям, что легче идти, если поднять руки в стороны и балансировать ими. Некоторых детей можно поддержать за руку, убеждая их, что они скоро уверенно смогут пройти по доске (скамейке). Надо смотреть, чтобы дети не смотрели под ноги, предлагать им посмотреть на яркую игрушку, подвешенную или поставленную в конце дорожки. Такое ослабление зрительного контроля появляется не сразу.

Способность к сохранению равновесия развивается при влезании и слезании с табурета, гимнастической скамейки, перешагивании через невысокое препятствие, когда на короткое время приходится принять стойку на одной ноге. Инструктор учитывает возможности детей. Поддерживая робких малышей, обращает внимание на тех, кто самостоятельно выполняет движение, и поощряет стремление действовать без помощи взрослого.

Очень важно поддерживать интерес детей к упражнениям. Для этого их надо проводить живо, эмоционально с небольшой группой детей, не заставляя долго ожидать. Чаще предлагать игровые задания. Например, малыши стараются пройти по мостику (доске или скамейке), через болото с кочки на кочку (по дощечкам), не замочив ножки. Такие упражнения заканчиваются тем, что дети подходят к игрушке (флажку, мячу, погремушке) и играют с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАВНОВЕСИЮ.

      Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка. По мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначаль...

Техника и методика формирования равновесия

Техника и методика формирования равновесияРавновесие – это способность тела сохранять свое устойчивое положение, как в движении, так и в состоянии покоя и является показателем моторной зрел...

Методика обучения упражнениям в равновесии

Методика обучения упражнениям в равновесии   Равновесие – способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторн...