Консультация "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"
консультация по физкультуре на тему

Шабуневич Татьяна Николаевна

В статье представлены игры и упражнения на развитие чувства равновесия, координации движений и внимания у детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_zpr.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие чувства равновесия, координации движений и внимания у детей с задержкой психического развития

        Дети с задержкой психического развития требуют особого подхода в воспитании и в обучении. Постоянно растущее число детей с таким диагнозом предполагает корректировку недостатков в психическом развитии.

        Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.

        Следует отметить замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой и моторной. Низок уровень умственной работоспособности.

        Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости.

        Происходит нарушение произвольной регуляции. Дети не способны к длительным волевым усилиям.

        Они часто имеют речевые недостатки, например такие, как общее недоразвитие речи, вследствие чего у них заметно затруднено общение со сверстниками.

        Особенности физического развития детей с ЗПР:

  • гипер – или гиподинамия;
  • мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
  • нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
  • нарушение ручной моторики;
  • общая скованность и замедленность выполнения движений;
  • дискоординация движений;
  • не сформированность функций равновесия;
  • недостаточное развитие чувства ритма;
  • нарушение ориентировке в пространстве;
  • замедленность процесса освоения новых движений;
  • нарушение осанки и плоскостопия;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости).

Отсюда можно выделить основные задачи:

  • забота об охране и укреплении здоровья детей;
  • улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д., а как же укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • развитие общей, сенсомоторной и рече-двигательной моторики;
  • развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
  • формировать умение произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
  • осуществление координации и взаимодействия лечебно-логопедических и психолого-педагогических служб.

Физическое воспитание, является неотъемлемой частью коррекционно-профилактической работы. Работа с детьми данной категории включают в себя специальные коррекционные упражнения для развития памяти, внимания, речи, также упражнения для развития общей и тонкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений.
          В этом нам может помочь  универсальное игровое пособие – «Островки». По внешнему виду они напоминают формочки для песка, только большего размера. Они могут использоваться при проведении различных спортивных и игровых занятий с детьми, в частности для развития чувства равновесия, координации движений, пространственной ориентации, внимания, а также совершенствования коммуникативных умений и навыков. Кроме того их можно применять как маркеры пространства в различных спортивных играх и эстафетах, при проведении игр «с песком и водой».

Начинать работу с «островками» нужно с простых упражнений. Исходное положение: стойка у «островка», островки разложены по кругу на расстоянии 1 м.: ходьба по кругу, можно взявшись за руки; ходьба змейкой; прыжки на двух и на одной ноге.

Усложнение: ходьба по кругу при этом одной ногой наступают на островок, а другой идут по полу; перешагивать с одного «островка» на другой, «островки» выложить в одну линию, расстояние 50 см.; «островки» выложить в два ряда (желтые и красные). Дети движутся с одного «островка» на другой, при этом левой ногой они наступают на «островки» желтого цвета, а правой на «островки» красного цвета.  

           Так как дети с ЗПР имеют различные речевые нарушения, к каждой игре стараюсь подбирать речитатив.

  1. «Волк и зайчата»

 Цель. Развивать ловкость, внимание, чувства равновесия, координации движений, пространственной ориентации. Упражнять в прыжках с продвижением вперед.

      Один ребёнок играет роль волка, остальные – роли зайчат.

      Исходное положение. На полу в любом порядке уложены маленькие     «островки» (на каждого ребёнка по одному. Ребёнок, играющий роль волка, сидит на большом «островке» в стороне от детей и делает вид, что спит.

          Ход игры.

     Дети свободно ходят (прыгают) по залу со словами.

Зайцы скачут по лесам,
По тропинкам, по лугам,
Скок, скок, скок, скок!

Волк! (охотника)

    На последние слова «спасаются» от «волка» на каком-нибудь «островке». Если «волку» удаётся поймать кого-нибудь из «зайчат», то пойманный становится «волком», и игра начинается сначала.

    Если «волку» не удалось никого поймать, и все «зайчата» стоят на «островках», ведущий начинает считать до 10. В это время «волк» ходит между «островками» и следит, чтобы никто из «зайчат» не дотронулся до пола ногой. При этом «волк» может их смешить или задавать какие-либо вопросы (трогать никого нельзя). Если кто-то из «зайчат» коснется пола ногой, тот считается пойманным и становится «волком».

    Досчитав до десяти, ведущий объявляет: «Волк идёт спать». Если все дети продержались на «островках» до этого момента, то «волк» проиграл. Дети разбегаются, и игра повторяется. Вариант «Зайцы и охотник» с метанием

  1. «Два барана»

Цель. Развивать чувства равновесия, координации движений, пространственной ориентации, внимания. Совершенствовать коммуникативные умения и навыки.

      В игре принимают участие двое детей. Используются малые «островки».

      Исходное положение. «Островки» уложены в два ряда, параллельных друг другу, образуя «дорожку». Один ряд выкладывается желтыми «островками» а другой - красными. Расстояние между «островками» в ряду соответствует приблизительно половине детского шага, а расстояние между рядами - целому шагу. Два игрока стоят лицом друг к другу у обоих концов «дорожки».

           Ход игры.

Утром рано два барана,
Повстречались на мосту.
Кто уступит и пройдет,

           До конца моста дойдет.

     По команде игроки начинают движение навстречу друг другу. Они идут, наступая левой ногой на «островки» из «жёлтого» ряда, а правой - на «островки» из «красного» ряда.

      Встретившись, игроки должны правильно разминуться и продолжить движение, стараясь не упасть с «островков» (толкаться запрещено). Единственная возможность - договориться и придумать, как разойтись.

      Выигрывает тот игрок, который сможет, не коснувшись, пола, продолжить движение по «островкам» и дойти до противоположного конца «дорожки».

  1.  «Угадай-ка»

           Цель. Развить произвольное внимание.

           В ней участвуют двое или несколько человек используется три малых «островка». Кроме того, для игры необходим маленький мячик (колечко). Игра проводится на гладкой поверхности.

           Ход игры.

     Один из игроков раскладывает перед собой «островки», проговаривая текст:

     Подарили мне колечко,

     C камушком маленьким в виде сердечка.

     Камушек будет на солнце сверкать,

     Ты начинай его быстро искать.

     Под один из них, на виду у второго игрока, он подкладывает мячик. Потом несколько раз хаотично меняет "островки" местами, стремясь запутать противника, и затем останавливается. Второй игрок, внимательно наблюдая за движениями противника, стремится угадать, под каким из «островков» находится мяч. Он просит по очереди поднять два выбранных «островка».

    Если под ними мяча не оказывается, то он считается проигравшим и игра возобновляется. Если второй игрок угадал место нахождения мяча, то он считается выигравшим, и игроки меняются местами.

  1. «Грибная поляна»

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, зрительную память, внимание. Совершенствовать коммуникативные умения и навыки.

          Игроки делятся на две команды, при этом число игроков не должно быть более пяти. В игре используются 10 малых «островков» и два больших. У каждой команды свой цвет «островков». Малые «островки» хаотически раскладываются по всему доступному пространству - они будут играть роль «грибов». Два больших «островка» исполняют роль «корзин».

          Ход игры.

Дети утром рано встали

За грибами в лес пошли

Приседали, приседали

И грибы в траве искали.

          Одна команда собирает красные «грибы», другая - жёлтые. По команде ведущего игроки начинают поиск и сбор «грибов». Собранные  «грибы» укладываются в «корзины», при этом каждый игрок приносит только один «гриб». Победителем считается команда, которая быстрее соберёт все свои «грибы». Для того чтобы убедиться в том, что все грибы собраны дети обязательно должны их пересчитать. Игра может быть организована на свежем воздухе. Она будет гораздо интереснее, если игровая площадка позволяет спрятать «грибы» в траве или под кустами.

  1. «Попади в корзинку»

          Цель.  Развивать зрительно-моторную координацию, глазомер во время метания в горизонтальную цель, ловкость и быстроту.

          В игре используются только большие «островки», которые применяются в перевёрнутом положении в качестве напольных мишеней «корзин». Для бросания используются предметы, не обладающие отскоком. Это могут быть, например, небольшие мягкие игрушки.

     Игра проводится как командная эстафета.

     Исходное положение. Дети делятся на две или четыре команды (если используются четыре больших «островка»). «Корзины» устанавливаются на заданном рубеже, на некотором расстоянии друг от друга. Игроки команды выстраиваются на линии бросания друг за другом.

     Ход игры.

     По сигналу ведущего первые игроки команд бросают предметы в свои «корзины». Если игрок попадает в «корзину», то он бежит к ней, достаёт предмет, возвращается назад и передаёт его своему партнёру по команде. Если игрок не попадает в «корзину», то он должен подобрать предмет, вернуться на линию бросания и повторить попытку. Если игрок не попадает второй раз, то он приносит предмет и передаёт его следующему игроку своей команды.

     Побеждает та команда, которая заканчивает эстафету первой.

  1. «Кричалки—шепталки—молчалки»

Цель. Развитие волевой регуляции, наблюдательности, умения действовать по правилу.        

            Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы.  Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

  1. «Хвосты» или «Ловишка с ленточками»

Цель. Развитие координации движений, ловкости.

       Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается сзади за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. Дети произносят слова:

Смысл затеи этой прост:

Оторви скорее хвост.

Коль добудешь все хвосты,

Победитель будешь ты!

Затем слова произносит ловишка:

Вы свой хвостик охраняйте,

Очень ловко защищайте!

    По сигналу воспитателя «беги» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова воспитателя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

  1.  «Щука»

           Цель: развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве. Упражнять в метании и ловле мяча.

Выбирается водящий, который стоит в центре круга. Дети встают в круг на расстоянии 1 метр друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу, произнося слова:

Щуке с осени пойдет

Сто четырнадцатый год.

Не поймаешь на обед –

Проживет еще сто лет.

            После этих слов тот игрок, у которого оказался мяч бросает его водящему. Если водящий поймает мяч. Игроки меняются местами, если не поймает мяч, продолжает стоять в кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»

Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Материал по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в детском саду....

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома

представлена презентация по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Особенности работы с детьми "группы риска" в условиях ДОО

   В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания...

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

«Стоп короновирус или как продолжить работу с детьми и родителями в условиях карантина и самоизоляции!» (График работы на май 2020 г.)

laquo;Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь,а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». П. Фосс- не...

Тема самообразования: "Инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ в условиях детской дошкольной организации". План работы на 2020 - 2023 уч.год

Цель: создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.Задачи:Организовать работу по созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающе...