Физкультминутки и их место в режиме дня
консультация по физкультуре на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki_i_ih_mesto_v_rezhime_dnya.docx95.3 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

«Физкультминутки и их место в режиме дня»

C:\Users\777\Desktop\image_image_196970.jpg

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                       инструктор по ФИЗО

                                                                                                       Семенова Л.А.

                                                                г.Туймазы

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полу приседания, подпрыгивания, ходьба).Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

Основные требования к проведению физкультминуток:

- проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

-подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

-комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

- подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

- стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

- содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, например, отгадывать загадки ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей, как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.

Комплексы физкультминуток.

1.Приплыли тучи, дождевые- руки вытянуты, ладоши вниз.

Лей дождик - лей! - потряхивают руками, топают.

Дождинки как живые, пляшут, ногами.

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт! - наклоняются, садятся.

2.Зайки, где вы пропадали?

-Мы в капусте отдыхали,- трясутся от страха

А капусту вы не ели?

-Только носиком задели.

Вас бы надо наказать.

-Так попробуй нас догнать!- убегают.

3.Сначала буду маленьким, - присесть, обнять колени руками,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим, - встать,

До неба дотянусь, - поднять руки вверх, встать на носочки.

4.Ветер дует нам в лицо - машут руками на лицо.

Закачалось деревцо - качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише - приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше - тянутся вверх.

5.Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).

6.Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Выполнять согласованные со словами действия).

7.Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

(Выполнять согласованные со словами действия).

8.Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего-ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два и готово.

(Выполнять согласованные со словами действия).

9.Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

10.Дождь

Капля - раз, капля – два - хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом - бег.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять - хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап - свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем - соединить руки над головой.

11.Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад - взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят - повороты вокруг себя.

12.Обуваемся

Я умею обуваться,

Топать ногами - если только захочу,

Я и маленького братца - руки перед грудью,

Обуваться научу - называют "маленького братца".

Вот они, сапожки - наклон вперед.

Этот с правой ножки – погладить правую ногу.

Этот с левой ножки - погладить левую ногу.

13.Снегопад

Белый снег, пушистый - взмахи руками.

В воздухе кружится - повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится - опуститься на корточки.

14.Машина- 1

Шла по улице машина - двигаться в заданном

Шла машина без бензина - направлении, вращая

Шла машина без шофера - воображаемый руль.

Без сигнала светофора,

Шла, сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

15.Машина - 2

Завели машину: ш-ш-ш - вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос" - вращение воображаемого

Улыбнулись веселей, и поехали скорей - руля.

16.Хлоп - топ

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

17.Весенний дождь

Поутру надел на ножки - пробегать" пальчиками одной  руки по другой

Дождь хрустальные сапожки - от предплечья к кисти.

Где наступит сапожок - похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки - поглаживать руки ладонями.

18.Солнышко

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

19.Радуга

В небе радуга висит – в  воздухе "нарисовать" радугу.

Детвору веселит - потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки - опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я - загибать пальцы на руке.

20. Пароход

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

.

21.Прогулка

С тобой гуляем весело,по улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем - шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля - 4 хлопка.

По улице идем - шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля - 4хлопка.

Мы песенку поем - шаги на месте.

22.Фрукты

Будем мы варить компот - маршировать на месте.

Фруктов нужно много.

Вот - показать руками - "много".

Будем яблоки крошить - имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить - рубят,

Отожмем лимонный сок - отжимают

Слив положим и песок - кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот - повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ - хлопать в ладоши.

23.Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

(Выполнять согласованные со словами действия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»

Материал предназначен для воспитателей ДОУ. Содержание включает в себя особенности проведения физкультминуток в режиме дня....

Физкультминутки и их место в режиме дня

Научными исследованиями установлено , что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления....

Консультации для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»

Основные требования к проведению физкультминуток....

Консультация для педагогов на тему: "Физкультминутки и их место в режиме дня"

Консультация для педагогов на тему: "Физкультминутки и их место в режиме дня"...

Консультация для педагогов На тему:«Физкультминутки и их место в режиме дня»

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в...

Консультация для педагогов по теме: «Физкультминутки и их место в режиме дня».

Консультация для педагогов по теме:«Физкультминутки и их место в режиме дня»....

Физкультминутки и их место в режиме дня

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в в...