Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Ученые установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребенка — основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными — сверстниками Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления (как одного из основных средств познания) и произвольной регуляции деятельности Главное достоинство игры состоит в том, что ребенок является ее участником. Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_raznoy_podvizhnosti.docx | 495.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры высокой подвижности
Название игры | Цель | ОВД | Описание игры |
«Лягушки и цапля» | Развитие произвольности; ловкости, быстроты реакции | Прыжки | Содержание: в середине зала, шнуром, обозначают «болото». В стороне от болота – цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «цапля» она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли. Правила: из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через верёвку ребёнок, считается пойманным. Усложнение: ввести вторую цаплю; поднять верёвку на высоту 20см. |
«Быстро возьми, быстро положи» | Развитие быстроты реакции, оперативности мышления, сноровки | Бег | Содержание: на одной стороне площадки строятся 2-3 команды. Каждый первый в команде получает кубик (шишку, маленький мяч). На другой стороне площадки лежат обручи, в каждом по мешочку с песком. По сигналу дети бегут к обручам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком и возвращаются на место. Правила: предмет нужно класть в обруч, не бросать; если предмет неточно положен в кружок, играющий должен вернуться и поправить предмет. |
«Кто скорее докатит обруч до флажка?» | Развитие ловкости, быстроты реакции, произвольности действий | Бег | Содержание: На противоположных сторонах площадки чертятся линии. На одной линии стоят дети с обручами. Напротив, на другой линии лежат флажки, расстояние между ними не менее 50см. Правила: По сигналу воспитателя дети катят обручи до своего флажка. Отмечается ребёнок, первым достигший флажка. ВАРИАНТ ИГРЫ Дети распределяются на 3-4 звена. На стартовую черту выходят с обручами по одному ребёнку от каждого звена. Прикативший обруч первым получает флажок. Затем выходят следующие дети (опять по одному ребёнку). Выигрывает звено, получившее набольшее количество флажков. |
«С кочки на кочку» Игра эстафета | Развитие произвольности, находчивости; умения ориентироваться в пространстве | Прыжки, бег |
«Охотники и зайцы» | Развитие быстроты реакции, сноровки, оперативности мышления | Броски мяча, бег, прыжки | Содержание: Чертят или выкладывают шнуром круг (диаметр 5-6м.) Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это зайцы. Другая подгруппа равномерно распределяется за кругом – это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев (бросать в туловище или ноги). Правила: Тот, в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями. Когда дети усвоят правила игры, можно дать 2-3 мяча. |
«Удочка» | Развитие ловкости, внимания, находчивости, произвольности действий | Прыжки | Содержание: Играющие дети стоят в кругу. Водящий, находясь в середине, крутит верёвку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10см от пола. Все прыгают через верёвочку, а задевший её ребёнок получает штрафное очко, после чего игра продолжается. Правила: Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов верёвки под ногами. |
«Ловишка с мячом» | Развитие выразительности движений, умения ориентироваться в пространстве | Броски, бег с увёртыванием | Содержание: Играющие дети стоят в кругу. Один из играющих по указанию воспитателя становится в центр круга – это водящий. У ног его лежат 2 мяча. Водящий называет или показывает ряд движений (приседания, хлопки, наклоны и т.п.) играющие выполняют эти движения. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга!», и дети разбегаются в разные стороны. Водящий поднимает мяч и старается, не сходя с места, попасть в убегающих детей. Правила: если ведущий не попал одним мячом, то берёт второй мяч. Затем по сигналу воспитателя «Раз, два, три - в круг скорей беги!» дети снова образуют круг, выбирается новый водящий, и игра возобновляется. |
«Отбери мяч у противника ногой» Элементы футбола | Развитие произвольности психических процессов, быстроты реакции, сноровки и находчивости. Соблюдать правила спортивной игры. | Вождение мяча ногой | Содержание: Дети парами расходятся по площадке, у одного ребёнка мяч. По сигналу начинают водить мяч по площадке. Задача каждого из играющих детей как можно дольше удержать мяч. Правила: водить мяч ногами; не выпускать мяч за пределы площадки; не трогать мяч руками. |
Игры средней подвижности
Название игры | Цель | ОВД | Описание игры |
«Погрузка овощей» эстафета | Развитие равновесия. Умение найти верный способ движений в определённых условиях | Равновесие, бег. | Содержание: Дети встают в 2-3 команды перед скамейками. В руках у них корзинки с мешочками (5 штук). Дети идут по скамейке, наклоняясь и раскладывая предметы на скамейке. Дойдя до конца, сходят или спрыгивают, бегут обратно и отдают корзинку следующему игроку. Те также идут по скамейке, но уже собирают предметы. Правила: выигрывает команда, первая закончившая игру. |
«Попади и сбей кеглю» | Формировать умение ориентироваться на слово при организации действий как условие развития его произвольности | Владение мячом, бег | Содержание: Дети распределяются на две команды. Перед каждой командой, на расстоянии 3-4метров ставят 5-6 кеглей на расстоянии 10-15см одна от другой. Дети каждой команды по очереди энергично катят шар (мяч), стараясь сбить кеглю (сбитые кегли возвращаются на место). Правила: когда все дети выполнят упражнение, подсчитывают, какая команда сбила больше кеглей. |
«Займи пустое место» | Развитие произвольности действий, ловкости; умение ориентироваться в пространстве | Бег | Содержание: по считалке выбирается водящий. Остальные игроки выстраиваются в круг и стоят, повернувшись лицом к центру. Водящий идёт за кругом. Произвольно подходит к одному из играющих, кладёт ему на плечо ленту и разбегаются в противоположные стороны. Правила: тот, кто прибежит первым и займёт свободное место, тот и победил. Проигравший ребёнок снова начинает игру. |
«Чья команда забросит больше мячей в корзину» | Развитие меткости, находчивости, ловкости; умение ориентироваться в пространстве | Броски, вождение мяча | Содержание: дети распределяются на две команды, у каждого игрока мяч. По сигналу дети бросают мяч в баскетбольную корзину, ловят мяч и ведут его в конец своей команды. Правила: выигрывает команда, забросившая больше мячей в корзину. |
«Собери пирамиду» | Развитие умения ориентироваться на действия других при построении индивидуального действия; быстроты реакции | Бег | Содержание: взрослый вместе с детьми собирает большую пирамиду. Это образец. Слева и справа от пирамиды стоит по одному стержню, и лежат кольца такого же цвета и в таком же количестве, как в образце. Затем дети делятся на две команды, встают у линии старта. По сигналу «Марш!» первый игрок бежит к пирамиде и нанизывает первое кольцо, возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока пирамида не будет собрана. Правила: побеждает команда первая собравшая пирамиду правильно: по цвету и размеру. |
«Забей гол в ворота» | Развитие произвольности и самостоятельности; упражнять в точности движений, быстроте реакции на сигнал. | Отбивание мяча ногой (элемент футбола), ползание, бег | Содержание: дети выстраиваются в две колонны, у каждого мяч. На расстоянии 2м. от первого ребёнка ставят «ворота» (дуга). первый игрок отбивает мяч ногой, стараясь попасть в «ворота», затем проползает на четвереньках под дугой, догоняет свой мяч, берёт его, передаёт эстафету и встаёт в конец колонны. Следующий ребёнок продолжает игру. Правила: побеждает команда, игроки которой забили больше голов.
|
Игры малой подвижности
Название игры | Цель | ОВД | Описание игры |
«Найди, где спрятано» | Развитие слухового внимания, ловкости, произвольности действий | Бег, ходьба | Содержание: дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Взрослый предлагает детям повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Воспитатель направляет детей подсказкой: «холодно», «горячо». Правила: нашедший предмет ребёнок становится ведущим и сам прячет предмет. |
«Из семечка – в дерево» | Развитие выразительности движений, воображения; овладение языком движений, произвольности |
ОРУ | Содержание игры: играющие дети образуют круг, в центре которого стоит воспитатель. взрослый исполняет роль садовника, дети – семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками. Взрослый поливает «семена», следит за их ростом. С наступлением тёплых весенних дней «семена» начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – вытягивают тело; появляются веточки с бутонами – руки вытягиваются в стороны, пальцы сжимаются. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днём – дети улыбаются. Но вот подул холодный осенний ветер - закачались цветы в разные стороны, машут руками, наклоняют голову, корпус. Ветер срывает листья – руки опускаются, клонятся к земле. Выпал первый снежок – цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до весны. Правила: дети выполняют движения в соответствии с текстом. |