Методическая разработка" Подвижные игры в детском саду."
методическая разработка по физкультуре (средняя группа)

Швалева Татьяна Анатольевна

 Подвижные игры которые проводит воспитатель с детьми в помещении и на прогулке, носят в основном подрожательный характер и не являются в полном смысле носят Подвижная игра - это повторение знакомых  играми с правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_podvizhnye_igry.docx13.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

      Подвижные игры в                 детском саду.    

Подвижная игра- это повторение знакомых движений сопровождающихся словами, запевками или музыкой. Подвижные игры, которые воспитатель проводит с детьми в помещении и на прогулке, носят в основном подражательный характер и еще не являются в полном смысле играми с правилами.

Цель этих игр — познакомить детей друг с другом и создать ситуации для запоминания имен, дать первые уроки общения, позабавить их, поднять эмоциональный тонус, сблизить с воспитателем, стимулировать двигательную активность.

Правила игр просты и заключаются в том, чтобы передать движение согласно описанию, назвать свое имя, выполнить поручение, придумать несложное ситуативное действие, проявить внимание к сверстнику, запомнить его имя.

Так как эти игры однотипны по цели и правилам, далее приводится лишь их содержание. Оно строится на основе простых, знакомых детям действий и движений, элементарных бытовых сюжетов, несложных требований к поведению. Игра является основным видом деятельности ребёнка. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматриваются как один из показателей его общего развития.

Потребность в движении, в двигательной активности ученые называют кинезофилией — врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребенка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве ее основного состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребенка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Существует ряд исследований, где особо подчеркивается связь разнообразия движений с игровой мотивацией, умением развивать сюжет игры и сохранять к ней интерес. Таким образом, игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Игры активизируют мышление ребенка. Насыщенные движениями, они требуют выполнения определенных правил, вызывают необходимость соподчинять действия, тренируют поведение. Игры не только способствуют совершенствованию движений детей (что, несомненно, важно), но и выполняют функцию социализации. Однако такая значимость игр может быть признана лишь при условии высокой игровой мотивации детей, принятии игры ребенком. Только в этом случае можно ожидать эффект целенаправленного использования ее в процессе воспитания. Найти место игре в любую минуту жизни ребенка в зависимости от его здоровья, настроения, интересов, поставленных воспитательных задач — дело нелегкое. Для этого необходимо, по крайней мере, две вещи: богатый игровой арсенал воспитателя и умение в игре сохранить игру, не превращая ее в диктат, обязательное мероприятие. Следовательно, игра должна занять значительное место в жизнедеятельности ребенка в детском саду и семье.

Предлагаемые игры рассчитаны на высокую активность детей — двигательную, интеллектуальную, речевую, сенсорную. Причем по желанию педагога или детей может быть усилен любой из этих акцентов. Игры можно проводить в помещении, на участке детского сада, на лугу, в поле, в лесу, у водоема, используя широкие и малые площади, разнообразные физкультурные пособия, игрушки, природный материал. Любую из предложенных игр можно использовать и как коллективную, и как индивидуальную, а также как игру-дуэт (в паре «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый»). Игры будут интересны и младшим и старшим дошкольникам, если усложнить или упростить сюжет и правила, подобрать соответствующее возрасту и интересам детей оборудование.

Но элементы обязательности выполнения действий позволяют использовать их как средство развития основных движений ребенка. Кроме того, простота сюжетов, возможность придумывать их, в зависимости от воспитательно-образовательных задач и окружающей обстановки, повышают значение таких игр для нравственного воспитания (птенчики летят дружной стайкой, не толкают друг друга; часть детей приветливо встречает «гостей», приехавших на поезде, и т. п.). (Элементы двигательной активности должны содержать и сюжетно-ролевые, а также дидактические игры. Не отвлекая ребенка от содержания игры, можно предложить погулять с собачкой; найти с «дочкой» в гости, в магазин; поиграть с зайчиком. Данный прием расширяет, обогащает сюжетную линию игры.)

Основные положения по организации и проведению подвижных игр сводятся к следующему.

Ежедневно во второй младшей группе с небольшим числом участников и всеми детьми проводится несколько подвижных игр. Их количество колеблется от четырех до шести (в зависимости от климатических и других условий). Продолжительность каждой игры — 6—10 мин. На физкультурном занятии она меньше — 3—5 мин. Не должна быть велика продолжительность и хороводных игр, так как детей утомляют сравнительно однообразные движения.

Выбор игры зависит от предшествующей и последующей деятельности детей. После занятий, требующих длительного сохранения статической позы (рисование, лепка и др.), как правило, на прогулке организуют игры большой подвижности. После физкультурных и музыкальных занятий планируют игру средней или малой подвижности (но чаще труд и индивидуальную работу по развитию движений).

Двигательная активность детей регулируется соответствующим подбором игр в зависимости от сезона. Зачастую летом дети, особенно мальчики, слишком увлекаются ходьбой и бегом. В таких случаях, чтобы предупредить гипердинамию можно предложить детям или игру с ограниченной подвижностью, или игру, в которой им придется лазать, прыгать, метать, сохранять равновесие (именно эти движения младшие дошкольники сами используют редко).

Планирование игр на физкультурном занятии зависит оттого, какие упражнения и движения содержит его основная часть. Как правило, с целью повторения и закрепления подбираются игры на те виды движений, которые дети осваивали на предыдущем занятии. Так, если на второй неделе месяца в основной части занятия детей обучали прыжкам, то на третьей неделе желательно провести подвижную игру с элементами прыжкового упражнения.

До того как начать подвижную игру, воспитатель не только, готовит игровой материал, но и знакомит с ним детей. Это могут быть различные пособия — стойки, шнуры, дуги, обручи, а также мелкие предметы — шапочки «цыплят», «котят», «птичек» и т. д. Заранее продумываются ход игры, распределение ролей и т. д.

Как уже отмечалось выше, сюжеты подвижных игр достаточно просты. В начале года повторяют игры первой младшей группы, в которых все дети участвуют одновременно и выполняют одинаковые действия («Догони мяч», «Трамвай», «Пузырь», «Поезд»). Основная воспитательная задача в играх такого рода — научить детей двигаться в определенном направлении, начинать и заканчивать действия по указанию воспитателя в соответствии с сюжетом и правилами игры, т. е. действовать сообща. Позже используют игры с более сложным содержанием, с разделением ролей. Одну и ту же игру проводят не менее двух-трех раз, чтобы дети хорошо освоили ее правила, движения. Участие педагога в игре, его указания имеют определяющее значение.

Подвижные игры желательно усложнять по мере усвоения детьми тех или иных видов движений. Например, в игре «Трамвай» или «Поезд» можно изменить ширину рельсов и расстояние между ними, предложить ее участникам проехать по мостику, в туннель и т. п.

В подвижной игре ребенок учится ориентироваться не только в пространстве, но и во времени, приобретает умение управлять своими движениями. Выполнение движения по сигналу воспитывает внимание, быстроту реакции (в игре «По ровненькой дорожке» дети по сигналу меняют движения: сначала идут, затем прыгают и снова переходят на ходьбу. В игре «Поезд» по одному сигналу нужно пройти, по другому— пробежать).

Недопустимы случаи, когда из-за неправильной организации занятия затягивается его основная часть и у воспитателя не остается времени на то, чтобы провести подвижную игру. Бывает, что наказывая ребенка, педагог исключает его из игры. Этого не следует делать не только потому, что насильственно ограничивается двигательная активность ребенка, но и потому, что малышу наносится психическая травма.

Игры, как правило, организует и проводит сам взрослый (удельный вес самостоятельных игр у детей этого возраста невелик). Утром, на прогулке и после дневного сна в игре может принимать участие не обязательно вся группа. Педагог проводит игру и с небольшим числом участников, и индивидуально, с кем-либо из детей. Это могут быть игры-упражнения с мячами, обручами.

В играх с небольшим количеством детей воспитателю легче учесть их индивидуальные возможности, исправить замеченные ошибки, сосредоточить внимание играющих на выполнении отдельных элементов, которые им недостаточно хорошо удаются, поощрить тех, кто действует неуверенно.

Совместные действия в играх активизируют общение детей; следует также отметить, что игры вдвоем, втроем более продолжительны и насыщены движениями, чем игры в одиночку.

Во время самостоятельной деятельности малыши чаще всего ходят, бегают, наклоняются, приседают. Лазают и прыгают они значительно реже. Следовательно, упражнения на эти движения необходимо включать в план прогулки и в игры с небольшими подгруппами детей.

Иногда воспитатели недостаточно используют мячи, кегли, обручи, считая, что упражнения с ними сложны для младших дошкольников, а потому неинтересны. Между тем постоянное и посильное для ребенка трех лет употребление этих пособий развивает у детей двигательные качества, ловкость, глазомер, быстроту. Со временем дети по своей инициативе начинают использовать различные предметы и игрушки в своих самостоятельных играх.

Подвижные игры сопровождаются эмоциональным подъемом, который положительно влияет на развитие моторики, а также на последующую деятельность ребенка.

Для младших дошкольников наиболее характерны игры большой и средней подвижности. Целесообразно чаще использовать вторые и стремиться интенсифицировать двигательную активность детей в них. Особое значение приобретает правильная организация двигательной активности детей, в том числе и в подвижных играх, в зимнее время. На четвертом году жизни детей начинают приучать пользоваться лыжами (1—2 раза в неделе в течение зимнего сезона). При этом, особенно в первые 6—7 занятий, дети могут быть одеты как обычно — в пальто. Обучение ходьбе на лыжах проходит на участке детского сада. На первом занятии, помогая детям освоиться с лыжами, воспитатель предлагает постоять на лыжах, присесть, поднять поочередно каждую ногу.

Эти задания даются в игровой форме («Ручки, ручки, хлоп, хлоп; ножки, ножки, топ, топ»). На первых же занятиях дети могут и должны сделать несколько ступающих шагов (скольжение им пока недоступно).

Для развитие устойчивого равновесия проводят игры «Лошадки», «Большие и маленькие», а также ходьбу на лыжах с предметом (игрушкой). Названные игры характерны чередованием ходьбы и остановок, сменой движений. Так, в игре «Лошадки» дети бегут, часто прихлопывая лыжами по снегу. По сигналу «Тпру!» все останавливаются и натягивают воображаемые вожжи.

Ходить по одной лыжне друг за другом детям трудно. Поэтому при ходьбе ступающим шагом они идут параллельно друг другу по 3—4 человека. При этом педагог использует знакомые малышам игровые задания типа «Догоните меня!».

Чтобы овладеть скользящим шагом, ребенок должен почувствовать, как можно скользить на лыжах. Помогает этому буксировка — взрослый держит концы ремней, привязанных к поясу малыша, и как бы катит его за собой. Хорошо, если ребенка поупражняют в этом родители.

На следующем этапе обучения воспитатель, медленно проходя перед детьми, показывает скользящий шаг и объясняет его. А потом, идя рядом с детьми, повторяющими его движения в медленном темпе, педагог корректирует их движения: «На одной ноге долго скользим, а потом на другой».

Можно предложить детям скользить до определенного ориентира (расстояние 8—10 м). Например, ребенок доходит до флажка, берет его, размахивает им и ставит на место. Чтобы игры с движениями были всегда интересны детям, надо соблюдать некоторые несложные правила:

  • никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
  • заканчивать игру чуть раньше, чем этого захотят дети;
  • органично включать игру в различные виды деятельности детей (в занятие, в процесс наблюдения в природе, при обследовании двигательных умений детей и пр.);
  • использовать яркие заставки к игре (зазывалку, загадку, потешку, вопрос, игрушку, атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика, сундучка; заранее с детьми нарисовать
  • создавать условия к игре;
  • быть объективным, не сводить оценку игры к поведению детей, никогда не сравнивать детей друг с другом;
  • не сердиться, если игра не получилась, найти причину неудачи; |
  • участвовать в игре на правах партнера, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;
  • создать настроение ожидания следующей встречи с игрой. Насколько эффективны игры, можно судить по следующим показателям: дети с желанием играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила и адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность. Умение ребёнка самостоятельно организовать знакомую игру — показатель высокого уровня его развития.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса позна...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, м...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для воспитателей детских садов«Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка на тему: "Экологические игры в детском саду"

Представленные игры могут использоваться в любой области познавательно речевого развития детей....

Методическое пособие «Игры для детского сада»

Методическое пособие«Игры для детского сада»...