Морские спасатели (развлечение)
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Рейз Валентина Александровна

Занимательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reyz_v.a.docx49.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

Сюжетно - игровое занятие в бассейне

«Морские спасатели»

в подготовительной к школе группе

Рейз Валентина Александровна,

инструктор по физической культуре

г.Усолье-Сибирское,

2019

Краткая аннотация работы

Актуальность.  На сегодняшний день перед дошкольным образованием, согласно ФГОС ДО (п.1.6) стоит главная задача -  охрана и укрепления физического и психического здоровья детей. По данным Московского научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. Эту  же статистику подтверждает сравнительный анализ групп здоровья детей, посещающих МБДОУ «Детский сад № 5» (далее Учреждение), на протяжении четырех последних лет наблюдается ежегодное увеличение количества детей, имеющих 2 группу здоровья (в среднем на 10%), снижение количества детей, имеющих 1 группу здоровья.

В данной связи мы видим необходимость совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу в Учреждении. На наш взгляд привитию стойкого интереса к занятиям плаванием в старшем дошкольном возрасте будут способствовать сюжетно-игровые занятия.

Новизна: новый подход к организации занятий плаванием в старшем дошкольном возрасте связан с тем, что сюжетно - игровые занятия, включают в себя постановку и разрешение проблемных ситуаций. Данные проблемные ситуации помогают детям не только максимально раскрыть свой двигательный потенциал, но и  найти выход в различных жизненных ситуациях на воде, что способствует успешной социализации детей, сохранению их жизни и здоровья.

Возрастная группа:  подготовительная к школе группа.

Цель: создать условия для  укрепления здоровья и закаливания детского организма; разрешения проблемной ситуации по спасению на воде.

Задачи:

  1. Оздоровительные: содействовать развитию дыхательной мускулатуры и создавать условия для отработки дыхания «вдох-выдох через рот», поддержанию положительного эмоционального тонуса детей.
  2. Образовательные: продолжать учить старших дошкольников согласовывать работу рук и ног при плавании кролем; закреплять умение поднимать голову над поверхностью воды для вдоха, осуществлять выдох в воду; продолжать развивать внимание, ловкость, координацию движений.
  3. Воспитательные: воспитывать умение и желание быть спасателем, воспитывать волевые качества, умение работать в команде дружно, слаженно.

Перечень оборудования и материалов:

  1. Спортивный инвентарь: мячи малого размера, обручи, плавательные круги с грузилом.
  2. Оформление: карта, крупные яркие иллюстрации с изображением акул - мишени, осьминогов с магнитами, атласные ленты с грузиками и магнитом; полотно голубого цвета; бутылка на веревке с письмом; емкость с песком по форме напоминающая корпус корабля, паруса и якоря из цветного картона, по количеству детей.

Музыкальное оформление: аудиоаппаратура; аудиозаписи «Спортивный марш» (муз. К. Молчанова, сл. М. Садовского); фонограмма «Шум моря»; фонограмма «Краб»; фонограмма «На палубе матросы»; музыка из фильма «Пираты Карибского моря»; фонограмма «Звуки природы».

Перечень методической и художественной литературы:

  1. Воронина Е.К. «Программа обучения детей плаванию в детском саду», - СПб.: «Детство – пресс», 2003. – 80 с.;
  2. Галанов А.С. «Игры, которые лечат»  для детей от 5 до 7 лет, М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96с.;
  3. Журнал «Инструктор по физической культуре», ООО «ТЦ Сфера» №6/2014 – 128 с., №1/2015 – 128 с., №5/2015 – 128 с.;
  4. Осокина Т. И., Тимофеева Е.А., Богина Т. Л. «Обучение плаванию в саду» методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений, - М.: Просвещение, 1991.- 159 с.;
  5. Рыбак М., Глушкова Г., Поташева Г. «Раз, два, три плыви» методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений, - М.: Обруч, 2010.- 208 с. 

Сюжетно - игровое занятие в бассейне, с проблемной ситуацией «Морские спасатели»

Описание хода занятия с использованием форм прямой речи педагога,

пояснений от 3 лица по руководству деятельностью

Содержание

Время

Дозировка

Организационно-методические указания по руководству деятельностью

Мотивация: под песню «Спортивный марш» дети входят в бассейн и выстраиваются в шеренгу.

- Рада вас приветствовать, ребята!  Предлагаю отправиться в поход по морю! Согласны? (фонограмма «Шум моря»). 

- Что это за шум? Ребята, смотрите -  к нам, что-то принесло волной! (достает за веревку бутылку с письмом,  читает письмо: «SOS, SOS, SOS на 5-ой широте, 10-ой долготе терпим бедствие, ждем помощи спасателей! …»)

- Ребята, кто- то попал в беду и ждет помощи от нас! Вы готовы прийти на помощь!?

- Дорога будет трудная и опасная, но мы сможем ее преодолеть! Готовы?

I. Подготовительная часть (фронтальный способ)

- Для путешествия по морю, и чтобы стать настоящими морскими спасателями, нужно потренироваться.

1. Комплекс подводящих упражнений «Разминка на суше»:

(фонограмма «Краб»)

1) И.п. – стоя, лицом к «линии воды»:

1 - сделать вдох и «нырнуть» под линию, задержать дыхание;

  1. -  вернуться в и.п., выдох.

2) И.п. – тоже:

1- сделать вдох, отпустить лицо под «линию воды»;

   2- сделать выдох

  1. И.п. – ноги врозь, руки вдоль тела:

1- сделать вдох, присесть, плотно сгруппироваться, обхватив голени руками, наклонить голову к коленям;

2- вернуться в И.п.

  1. И.п. – тоже. Прыжок вверх, с хлопком над головой «Ловим капельки морского бриза»

2. Упражнения для профилактики плоскостопия.

- Теперь проходим по морскому берегу (ходьба по камушкам разного размера)

- Спускаться будем по трамплину. Соленая морская вода имеет большую плотность по сравнению с пресной и это нам поможет быстро оказаться на поверхности воды!

- Поехали!

3. Организационный спуск в воду по пластиковой горке (поточный способ)

- Ну, вот и ласковое море, посмотрите, сколько разноцветных мячей (мячи по количеству детей),  берите мячи, и начнем водную тренировку.

Построение в одну шеренгу вдоль бортика.

4. Разминка в воде с элементами аквааэробики с мячом:

(фонограмма «На палубе матросы»)

1) «Спасатели - активные»- И.п.о. с.; ходьба на месте, мяч в руках.

 2) «Спасатели – сильные» - И.п. – ноги врозь, руки вдоль тела:

 1- подъем рук вверх, посмотреть на мяч;

 2- вернуться в И.п.

 3) «Спасатели - ловкие» - И.п. – тоже, руки в стороны, мяч в одной руке; повороты влево вправо:  

1- передача мяча в другую руку

2- возвращение руки в И.п.

 4) «Спасатели - гибкие» - И.п. –  ноги врозь, руки перед собой, мяч в руках:

1-  наклон вперед, выпрямляя руки перед собой, мяч скользит по воде;

2- вернуться в И. п.

 5) «Спасатели - упорные» - И.п. – ноги врозь, 1 - наклон вперед, руки прямые, лежат на воде; 2 - движения руками вниз вверх, преодолевая сопротивление воды.

 6) «Спасатели - быстрые» - И.п. - стойка ноги врозь, руки перед собой;

Поочередное поднимание ног из воды, касаясь коленом  мяча.

 7) «Спасатели - веселые» - И. п.- ноги врозь, руки прижаты к груди с мячом; прыжки с одной  ноги на другую, вокруг своей оси.

 8) «Спасатели - выносливые» - И.п. – тоже;

 1 - подъем рук вверх с мячом, вдох;

 2 – вернуться в И. п., выдох на мяч.

 9) «Спасатели - смелые» - И.п. – тоже;

1 –  поворот туловища на 900;

2 – И.п. ноги на ширине плеч;

  1. – пронос мяча  между  ног, отпустить мяч из рук, взять мяч за спиной.

5. Упражнение на дыхание «Привет, морским жителям!».

1 вариант:

И.п. – стоя, обруч в руках, лежит на воде, сделать глубокий вдох, наклонить лицо в воду и сделать энергичный и полный выдох в воду, пытаясь сказать в воде «Привет».

Дети «предают привет» по очереди, предавая обруч, или одновременно, взявшись за обруч вчетвером.

2 вариант:

И.п. – тоже. Дети делают выдох в воду одновременно, все вместе.

1 мин.

2 мин.

1 – 2 мин.

30 сек.

30 сек.

30 сек.

4 – 5 мин.

30 сек.

 

2 раза

2 раза

2 раза

2 раза

 

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

1 – 2 раза

Следить за правильностью построения в шеренгу (по росту, плечом к плечу)

Контролировать вдох через рот, задержку дыхания – надувание щек.

Следить за  правильностью дыхания (вдох – выдох через рот).

Обратить внимание, что приземление осуществляется на носочки, с амортизацией коленей.

Спина ровная. Шаг частый.

Осуществлять страховку при спуске в воду. Приземление на ноги.

Колени не сгибаем.

Руки прямые.

Стараться не терять мяч.

Тянемся за мячом.

Фиксируем мяч, широко расставив пальцы рук.

Прыжки с минимальным количеством брызг.

Вдох и выдох через рот.

Выдох энергичный, полный

II. Основная часть

- Я предлагаю разделиться на две команды спасателей.  Дети формируют команды.

1. Подвижная игра средней интенсивности  «Дружная команда»

- Дружба для спасателей очень нужна, а особенно в воде. Все знают выражение «Человек за бортом!»? Давайте разделим водное пространство на две части горизонтальной линией (дорожка-шест), одна сторона – корабль, другая – море. Ваша задача по сигналу «Человек за бортом!», поднырнуть под шест и доплыть до спасательного круга, коснутся его, и вернуться к команде, поднырнуть под шест и передать эстафету другому участнику.

- Начнем и узнаем, чья команда спасателей самая дружная!

- «Человек за бортом!»

2. Подвижная игра высокой  интенсивности  «Морские волки»

- Посмотрите на карту (демонстрация карты). Где мы сейчас находимся? О, здесь можно встретить большие стаи акул! Но мы морские спасатели ничего не боимся.

- Проплываем стилем кроль до вертикальной мишени (рисунок акулы) и метаем шарики, которые лежат в плавательных кругах.

3. Подвижная игра средней интенсивности  «Спаси  осьминога»

- Нас ждут новые приключения! Друзья, смотрите, на карте 5-ая широте, 10-ая долгота – мы на месте! Кто, это нас встречает? …(показывает и спрашивает). Осьминоги! Они прислали призыв о помощи. А вот и продолжение послания (читает). – Миленькие спасатели, мы потеряли, во время шторма, свое потомство помогите, спасите наших деток – осьминожек! Давайте им поможем!

- Ребята, заглянете в глубину, они там? Щупальцами шевелят, очень к мамочкам хотят! (на дне бассейна находятся атласные ленты с грузиками и магнитами).

- Раз, два, три, осьминожкам помоги! (дети собирают ленты и прикрепляют к телу осьминога).

 - Друзья, мы достигли цели. Вернули осьминожков их родителям! Теперь, можно весело поиграть в любимую игру осьминогов! Ребята, как называется сильный дождь?

- Готовы, ливень начинать! Раз, два, три ливень начни!

4. Подвижная игра высокой интенсивности  «Морской ливень»

Дети брызгают друг на друга в движении.

- Да, веселая игра! Теперь, можно расслабится, и поиграть в игру «Корабли»

5. Подвижная игра средней интенсивности «Корабли»

Дети становятся в круг, крепко взявшись за руки. Идут по кругу, постепенно ускоряя шаг, со словами:

Еле – еле, еле – еле закружились корабли,

А потом, потом, потом все быстрей, быстрей, быстрей.

Тише, тише не спешите,

Корабли остановите,

И корабли, все поднимите!

(по ходу игры дети ложатся на спину, через одного, выпрямляют ноги)

 

15 сек.

5 – 6 мин.

5 – 6 мин.

5 – 6 мин.

 

1 мин.

2 – 3 мин.

 

 

1 раз

1 раз

1 раз

1 предмет для каждого участника.

1 раз

2 раза

Деление на команды проводится детьми самостоятельно, поровну.

Находясь в воде, команды строятся у противоположных бортиков,  и все свои действия выполняют по команде взрослого.

Дети имитируют свое спасение касанием плавательного круга, который закреплен грузилом.

Восстановление дыхания.

Контролировать технику броска: из – за головы одной рукой.

По нахождению ленты, участник сам прикрепляет ее к осьминогу, и больше не погружается в воду.

Восстановление дыхания.

Нельзя отворачиваться от брызг. После вдоха, погружать лицо в воду, продолжать гребковые движения руками.

Выполнять движение в соответствии с текстом. Первый раз дети идут по кругу по часовой стрелки, второй против часовой.

III. Заключительная часть

- Ребята, наш морской поход завершается: море стихло, я предлагаю вам продемонстрировать свои фигуры на морской глади.

- Какие фигуры вы знаете? (звезда, черепаха, медуза, поплавок)

Релаксация «Тишина».  Дети садятся по пояс в воду, закрывают глаза. Тихо звучит фонограмма «Шум моря».

- Раз, два - тишина. Раз, два - закрыли глаза.

Из моря мы выплываем, морских обитателей представляем,

Мы мечтаем, отдыхаем, и почти что засыпаем.

Отдохнули, все друзья ты, и он, и мы и я.

Раз, два-  открыли глаза.

 Друг на друга поглядели, в детский сад все захотели.

Рефлексия. Звучит фонограмма «Звуки природы».

- Ребята, что нового вы узнали сегодня?

- Было интересно? Если вам понравилось путешествовать,  поставьте парус на корабле,  если нет -  положите якорь возле него. (На скамье располагается емкость с песком по форме напоминающая корпус корабля, паруса и якоря по количеству детей) Дети при выходе из бассейна делают свой выбор.

- А, я говорю вам до свидания, до новых встреч!

Организованный выход из бассейна.

 1 – 2 мин.

30 сек.

1 мин.

30 сек.

2 - 3 повторения.

 Осуществлять страховки и контроль при выполнении фигур с погружением.

Занимаем удобное положение в воде.

Не влиять на решение детей.

Страховка при выходе из бассейна.

Приложения (описание игр, упражнений, тексты стихов, рисунки схем, дидактических карточек и т.д.)

Подвижная игра средней интенсивности  «Дружная команда»: водное пространство делится на две части горизонтальной линией (дорожка-шест), одна сторона – корабль, другая – море.  По сигналу «Человек за бортом!», поднырнуть под шест и доплыть до спасательного круга, коснутся его, и вернуться к команде, поднырнуть под шест и передать эстафету другому участнику.

Подвижная игра высокой интенсивности  «Морские волки»: проплыть стилем  кроль до вертикальной мишени (рисунок акулы) и метнуть шарики, которые лежат в плавательных кругах.

Подвижная игра средней интенсивности  «Спаси  осьминога»: задержав дыхание, нырнуть и достать со дна бассейна ленту.

Подвижная игра средней интенсивности  «Морской ливень»: дети брызгаются широкими грибковыми движениями рук, стараются не отворачиваться от брызг.

Подвижная игра средней интенсивности  «Корабли»: дети становятся в круг, крепко взявшись за руки. Идут по кругу, постепенно ускоряя шаг, со словами:

Еле – еле, еле – еле закружились корабли,

А потом, потом, потом все быстрей, быстрей, быстрей.

Тише, тише не спешите,

Корабли остановите,

И корабли, все поднимите!

По ходу игры дети ложатся на спину, через одного, выпрямляют ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение «СПАСАТЕЛИ, ВПЕРЕД!»

Развлечение «СПАСАТЕЛИ, ВПЕРЕД!»...

Развлечение для детей старшего возраста «СПАСАТЕЛИ ПТИЦ»

Разхвлечение для детей, закрепление темы "птицы", расширение кругозора, участие в разных играх....

Спортивное развлечение в бассейне посвященное 23 февраля «Морские учения» (развлечение на воде для детей средней группы)

Программное содержание: - совершенствовать двигательные умения и навыки детей, используя игровые упражнения и подвижные игры в воде. - развивать двигательное творчество детей, реализуя их потребность ...

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели» Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игро...

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели» Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игро...

Технологическая карта "Морские спасатели"

Для совместной деятельности подобран разнообразный дидактический демонстрационный и раздаточный материал, применяются разнообразные методы и приемы, в том числе информационно-коммуникационные средства...

"Морское путешествие" развлечение, посвященное 23 февраля в младшей группе

Развлечение, посвященное Дню защитника Отечества, в младшей группе.Цель: расширение представлений о Российской Армии, о празднике – Дне защитника Отечества.Задачи:- формировать в детях стре...