Консультация для педагогов «Народные игры в эколого — оздоровительных мероприятиях детского сада».
консультация по физкультуре

Курмаева Эрна Владимировна
Отличным средством эколого – оздоровительной работы с дошкольниками являются русские народные подвижные игры. Подвижная игра как деятельность, отвечающая возрастным потребностям дошкольников, рассматривается педагогами как одно из важнейших средств физического воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Отличным средством эколого – оздоровительной работы с дошкольниками являются русские народные подвижные  игры. Подвижная игра как деятельность, отвечающая возрастным потребностям дошкольников, рассматривается педагогами как одно из важнейших средств физического воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития.

      Выдающийся русский педагог П.Ф. Лестгаф  отмечал большое воспитательно  - образовательное значение подвижных игр, рассматривая игру как элемент культуры, исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность удовлетворяет различные потребности людей – в отдыхе, в развлечении, в развитии духовных и физических сил; она развивается вместе с культурой общества.

       Народные игры содержат заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. В прежние времена ребёнок с ранних лет воспитывался на ярких, красочных народных играх, прибаутках, потешках, играх – забавах. В таких играх заняты подсознание, разум и фантазия.

       Как отмечает ведущий специалист в области исследования русских народных игр и праздников В.М. Григорьев «… на воспитание действительно высокой культуры взаимоотношений человека с природой направлена едва ли не самая большая и древняя по происхождению часто народных игр. У земледельцев славян это прежде всего игры, говорящие о возделываемых растениях: « Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Просо», «Мак» и т.д. А ещё более древние, с охотничьих времён дошедшие игры, - о самых разных диких животных, растениях, явлениях природы к которым с детства должен разумно и по- доброму относиться каждый человек».

        В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. Русская народная культура богата играми, в которых живёт уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, физического, экологического воспитания дошкольников. Радость движения сочетаются в них с духовным обогащением.

       Использование народных игр формирует у детей устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаёт эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине.

       Детские психологи, психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с нарушениями психики, нередко ставят диагноз: « Ребёнок в детстве не доиграл», есть понятие «игровая дистрофия детей». В медицине и психологии существует игротерапия.

       В подвижных играх ребёнку самому приходиться решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Движения в народных подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно – творческие, ритмические. Они требуют проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В этих играх проявляются творческая активность, инициатива, эмоциональность, владение словом. Народная игра сопровождается радостью и весельем – и это одно из обязательных условий игровой деятельности, без которой игра теряет для детей смысл.

       Поиск в области использования в работе с дошкольниками народных игр сочетается с экологическим содержанием всей воспитательно – образовательной работы в детском саду. В физкультурных мероприятиях используется материал, в содержании которого представлены природные явления. При этом осуществляется согласованная работа с воспитателями групп – они знакомят детей с теми животными и растениями, которые упоминаются в фольклорном материале.

Приведём пример использования фольклорного материала в эколого – оздоровительной работе с самыми маленькими детьми.

«К бабушке – Забавушке» (игровая зарядка с детьми 3-4 лет)

Педагог произносит:

Лады, лады, ладушки - едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке, бабушке Забавушке.

Едут к ней ребятушки, милые внучатушки.

Дети двигаются друг за другом или врассыпную дробным топающим шагом.

Вот идёт петушок. Гордо поднял гребешок.

Красная бородка, важная походка.

Дети идут, высоко поднимая ноги, корпус держат прямо, голова слегка поднята. Руки расправлены, слегка отведены назад.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки.

Дети идут на носках, сложив руки за спиной. Лёгкий бег, руки отведены назад. Помахивают, как крыльями, кистями рук.

Вот козлёнок озорной, вдруг затряс бородой,

Головой качает, рожками пугает.

Дети подпрыгивают, отталкиваются одной ногой от пола, делают небольшие повороты вправо – влево, прижимают к голове указательные пальцы, имитируя рожки козлёнка.

        Использование народных игр в работе с детьми разных возрастов, включение их в эколого – оздоровительную работу требует от педагога специальной подготовки. Это, прежде всего, подробный анализ, вскрывающий содержание и воспитательные ценности игры; умение в яркой, сжатой, увлекательной и понятной форме изложить содержание игры детям, прочувствовать самому и показать дошкольникам народный характер игры. Объяснение игры старшим дошкольникам может осуществляться в сказочной форме, форме рассказа; сопровождаться показом действий и движений.

При проведении народных подвижных игр важно:

- правильно выбрать игру с учётом возраста детей, задач их воспитания и развития;

- подготовить физкультурный инвентарь, игровую атрибутику, площадку;

- хорошо организовать игру и правильно руководить ею;

- вовремя закончить игру и подвести итоги;

- научить детей самостоятельно играть в предложенную игру;

- подключить воспитателя группы к организации игры в свободное время на прогулках.

     Ввести детей в игру можно по – разному: заранее познакомить их с игрой; предварительно поиграть с небольшой группой ребят. Но можно включить игру в занятие и без предварительного ознакомления. Выбор способа зависит от общего и моторного (двигательного) развития детей, от воспитательной задачи, а так же от личных способностей и опыта воспитателя.

     Очень важно создать в игре общую положительную атмосферу, позитивное отношение детей к ней. Поэтому при проведении игр не следует удалять ребёнка, если у него что то не получается; останавливать игру и публично делать детям замечания. Остановить игру можно лишь в том случае, если дети не поняли, не усвоили её правила.

       Русские народные подвижные игры интересны тем, что в них можно играть без специальной  физической подготовки в любом возрасте. Игры не имеют сложной техники и тактики, а правила можно изменять в зависимости от ситуации. С помощью игр расширяются и углубляются представления детей об окружающей действительности, знания о повадках зверей, птиц, насекомых, о явлениях неживой природы. Всё это способствует решению экологических задач, использованию всего богатства эмоционально – оздоровительных, познавательных компонентов, заключенных в русских народных играх.

       В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность, или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

  • Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.
  • Я куплю себе дуду и по улице пойду,

           Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

      Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная игра в повседневной жизни детского сада

Из опыта работы музыкального руководителя. Консультация для воспитателей или теоретическая часть семинара - практикума. Русские народные игры....

Консультация. Русская народная игра в повседневной жизни детского сада.

В консультации предоставлен материал о значении русских народных игр в жизни дошкольника....

Консультация для воспитателей: "Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".

Консультация:"Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".                План:   1. Значение на...

Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду. Консультация для воспитателей.

 Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду....

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Консультация для педагогов «Дидактические игры по экологии в детском саду»

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. ...

Консультация для педагогов "Экологические игры с детьми в детском саду"

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формир...