Консультация. Русская народная игра в повседневной жизни детского сада.
консультация по теме

В консультации предоставлен материал о значении русских народных игр в жизни дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

"Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".

                 

План:  

1. Значение народной игры в жизни детского сада на современном этапе развития общества.

2. Народная игра – как источник патриотического воспитания, развития музыкальных и творческих  способностей.

3. Использование русских народных игр с пением в  повседневной жизни группы.

4. Как воспитателю узнать, в правильном ли  направлении он работает?

 «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок,  творчества, фантазии, а без этого он засушенный цветок»

                                                                        В.Сухомлинский.

1.     Россия на  рубеже двадцатого – двадцать первого веков  переживает  кризис  воспитания подрастающего  поколения.  Нарушились  традиции,  порвались  нити,   которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих  корней, отказ от  народности   в воспитательном  процессе  ведет  к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение  к  музыкальному фольклору  в   воспитании   дошкольников   открывает   широкие   возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения  и  воспитания.

              На  современном  этапе   главная   задача музыкального   воспитания дошкольников  средствами  музыкального  фольклора  –  повернуться  лицом   к народной музыке, начиная с самого раннего, когда  еще  только  закладываются основные  понятия  у  ребенка,  формируется  речь  и  мышление,  развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные  учреждения  в своей работе опираются на русское народное творчество. Далеко не все дошкольные учреждения строят свою работу, используя русский народный фольклор: колыбельные песни, потешки, считалки, а особенно народные игры с пением, хороводы - изначально  несущие  в  себе нравственность,  эстетику,  элементы народной мудрости, народной педагогики.

             Современные специалисты – теоретики педагогической науки произвели анализ  научной  литературы  и   практики   музыкального   воспитания  дошкольников, что позволило выявить ряд противоречий: Дети имеют потенциальные возможности в проявлении музыкальных способностей, но не могут реализовать их на практике,  Тогда, как имея большой развивающий потенциал в виде народных игр с пением и хороводов – ограниченно используют в практике работы с детьми.

2. Детские русские народные игры с пением являются увлекательным и доступным материалом, не представляющим большой сложности в плане исполнения мелодии. Как мы знаем, игра является основным видом деятельности дошкольника, а музыкальная игра - это самый органичный вид деятельности, в ней есть и художественное слово и шедевр векового народного творчества – мелодия, при обманчивой простоте мелодии - высокохудожественная песня. Музыкальные игры – это так же ведущая форма организации музыкально – ритмических движений, призванная добиться слитности характера движения и музыки. Игры – хороводы облегчаются тем, что текст песни подсказывает содержание и последовательность движений, дети могут самостоятельно его инсценировать в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли.  Народные музыкальные игры с пением имеют большой потенциал не только в сфере музыкального воспитания, но и в развитии познавательного интереса, формировании представлений о жизни своих предков, художественного вкуса, обогащении и расширении кругозора, патриотическом воспитании, а так же развивает творческое воображение вызывает стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка  и  побуждает к творчеству. Тексты песенок, используемых в играх во многих случаях выполняет функцию скороговорки, чистоговорки, многократного повторения одного и того же звука, тем самым решая многие логопедические задачи. Например в игре «Ворон» часто повторяется звук «р» и, пропевая слова песенки «Ой, ребята, та-ра-ра, на горе стоит гора», многие дети с помощью игры, ее многократного повторения решают казалось бы сложную проблему произношения звука «р».

     Содержание игры знакомит детей с бытом, традициями, повествует о жизни русского народа, рисуя красоту русской природы, решая проблему патриотического воспитания, например хоровод «Во поле береза стояла» рассказывает о том откуда появились русские народные инструменты: балалайка, гудочки, из чего их смастерили. В конце 80х начался экологический бум в дошкольном воспитании, на этой волне были несправедливо забыты многие народные хороводы, в том числе и «Во поле береза» стала как бы запретной песней. Считалось, что не экологично и неэтично петь детям о том что срубили дерево, забывая о том, что в песне есть и созидательное начало, березу срубили не для того, чтобы бездумно погубить дерево, а народные умельцы смастерили из него музыкальные инструменты, которые долгие годы будут радовать многих людей.

Игра же является и простором для реализации творческих проявлений в музыкальной деятельности: сюжетное содержание создает предпосылки и условия для самостоятельной деятельности детей, активизации творческого процесса в создании того или иного образа.

Играя, ребенок живет в мире фантазии, на фоне окружающей его действительности он беспрерывно что-то творит. При разучивании игры, воспитатель показывает рекомендуемые им движения, в последствии дети выполняют движения самостоятельно, стараясь выразить движениями определенный образ. Не рекомендуется в творческой игре взрослому навязывать движения детям, это делает движения детей искусственными, неорганичными, а часто просто некрасивыми. Если мы будем заставлять детей пассивно имитировать жесты в игре и не используем музыки, как высшего стимула для выявления переживаемого в игре, мы совершенно парализуем детскую фантазию. Естественнее всего, если ребенок  будет переживать свою игру сам, всем существом, выявляя свою активность в мимике и жестах, а музыка, если ребенок умело будет подведен под ее обаяние, облагородит и украсит все жесты. Если ребенок от природы одарен музыкально – художественными способностями, он может сразу поддаться влиянию музыки, почувствовать ее и выразить в жесте, тогда как ребенок с плохо развитой музыкальностью не может сразу почувствовать музыку, а следовательно не может и выразить жестами. Помочь ребенку в таком случае может только постепенное развитие музыкально – художественного вкуса, то есть научить слушать и понимать музыку, и образы и чувства, которые она несет. Процесс же детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в  таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить музыкальные способности у детей.  

         В играх дети должны учиться правильно применять знания и навыки, полученные на  занятиях музыкой и развития речи, закрепляя полученные на занятиях знания. Воспитатель должен подводить детей к выразительному исполнению знакомых движений, приветствовать своеобразные проявления в исполнении всех детей, хвалить даже просто за попытку, может не совсем удачную выразить свои чувства и переживания. Стремиться к тому, чтобы дети хотели самостоятельно заниматься игровой деятельностью.

         На современном этапе развития дошкольной педагогики  детей семи лет должно быть широко развито самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Не случайно сегодня в ведущих детских учреждениях страны работают не только музыкальные руководители, но и штатные педагоги по театру.

3.   Русские народные игры с пением могут использоваться не только на занятии, в праздниках и развлечениях, она должна органично входить в жизнь группы. Внося народную игру в повседневную деятельность детей, воспитатель обогащает и насыщает жизнь детей новыми интересными красками. Исполнение игр, хороводов на занятиях, физминутках, в процессе самостоятельной деятельности, по желанию детей, на прогулке (в летний период) обогащает деятельность детей, углубляет их представления, вводит в мир разнообразных чувств. Как правило, в народных играх встречаются непонятные детям слова. Воспитатель разъясняет текст так, что детям становится ясно все происходящее действие. Текст рекомендуется заучивать не зубрежкой, а так, чтобы детям все представлялось последовательно, в картинах, как бы движущихся на экране перед мысленным взором детей. Эта последовательность картин, при умелом указании на них воспитателем вместе с ассоциацией текста с музыкой, во время пропевания песни, приводит к черезвычайно быстрому и прочному усвоению текста. Такого рода заучивание заставляет детей переживать песню, а не автоматически пропевать слова. Это живое переживание содержания песни впоследствии придает жизнь всему исполнению. Еще лучше, если воспитатель сумеет внушить симпатию к тем существам, о которых дети поют и кого изображают.            

          Рекомендуется давать словесные установки, изобразительного характера  типа: «Вот идет неуклюжий медведь» или «идет хитрая, кокетливая лисичка», «рыскает злой, голодный волк», чтобы ребенок при недостатке творческого воображения пытался раскрыть, изобразить характер персонажа.

         При выборе той или иной игры воспитатель должен учитывать возраст и особенности развития детей. Разнообразить игровую ситуацию разнообразными считалками, например при выборе ведущего.

4. Каждый из нас рано или поздно задает себе вопрос: «А правильно ли я работаю, в том ли направлении?» Если дети вашей группы занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью: проявляют инициативу при выборе игр, просят воспитателя организовать игру или самостоятельно ее организуют, стараются творчески отобразить действия того или иного персонажа - значит мы работаем в правильном направлении.

                                 Литература:

1. «Подвижные игры с песнями в детском саду» Н.Н.Доломанова, «Мысль» 1923г., «Сфера», Москва 2002г.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугина, Москва «Просвещение» 1989г.

3. Журналы «Дошкольное воспитание».

4. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учереждениях» Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина.Москва 2000г.

5. «Теория и методика музыкального  воспитания детей в детском саду»  

   Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Москва  «Просвещение» 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная игра в повседневной жизни детского сада

Из опыта работы музыкального руководителя. Консультация для воспитателей или теоретическая часть семинара - практикума. Русские народные игры....

Консультация для воспитателей: "Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".

Консультация:"Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".                План:   1. Значение на...

Консультация для воспитателей "Музыка в повседневной жизни детского сада"

Для того, чтобы жизнь детей в группе стала ярче, разнообразнее, следует добиваться самого естественного и непринужденного включения музыки в повседневную детскую деятельность....

Консультация для педагогов "Музыка в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов. Музыка на художественных занятиях,музыка на прогулке....

Консультация для родителей " Музыка в повседневной жизни детского сада"

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. Включение музыки в повседневную жизнь определяется чётким руководством воспитателя, который использует...

Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду. Консультация для воспитателей.

 Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду....

Русские народные игры для праздников в детском саду

Русские народные игры для праздников в детском саду в группах разного возраста...