Русские народные игры для праздников в детском саду
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Балащенко Людмила Александровна

Русские народные игры для праздников в детском саду в группах разного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель: Балащенко Л.А.

Русские народные игры для праздников и развлечений в детском саду.

Р.н. игра «Муха»

На полу кладется обруч, в обруч ставится держатель, на  него вешается «Муха» - кружок. Играющие встают за обручем  и стараются сбить «муху» снарядами (маленькими мячами). У обруча стоит «караульщик», он вешает «Муху» на место каждый раз, когда ее сбивают. Когда играющие бросят все свои снаряды, они бегут за ними, а кто не успел вернуться на свое место, становится «караульщиком».

Р.н. игра «Кружева»

Выбираются двое водящих – «челнок» и «ткач». Остальные встают парами,

образуя круг. Пары берут друг друга за руки –делают ворота. «Челнок» встает

у второй пары, а «ткач» - у первой. «Челнок» по сигналу «ткача» начинает бегать «змейкой», не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнока» прежде чем он добежит до конца, тот становится «челноком». А «ткач» выбирается из других играющих.

Р.н. игра «Кузнецы»

По считалке выбираются «кузнецы». Остальные дети – «жеребцы».

Они подходят к «кузнецам» и говорят:

                                   Эй, кузнец-молодец!

                                   Расковался жеребец.

                                  Ты подкуй его опять.

«Кузнецы».           Отчего ж не подковать?

                                 Вот – гвоздь, вот – подкова!

                                 Раз, два – и готово!

«Жеребцы» при слове «готово» убегают, «Кузнецы»их ловят.

Р.Н. игра «По городу гуляет»

По городу гуляет                              По городу гуляет                                                            

Царевич – королевич.                     Царевна – королевна.

Открываются ворота,                       Открываются ворота,                        

 Царевич – королевич                      Царевна – королевна.

Стой здесь, поклонись,                    Стой здесь, поклонись,

Царевич – королевич.                      Царевна – королевна.

Царевне поклонись,                          Царевичу  поклонись,

Царевич – королевич                       Царевна – королевна.

(Каждая строка повторятся 2 раза.)

Все стоят в хороводе, мальчик («царевич») ходит внутри хоровода, выбирает девочку – «царевну», кланяется ей и выводит за круг. Затем девочка выбирает мальчика и т.д.

Р.н. игра «Селезень»

1.Селезень, ты утицу догоняй,

Касатик, ты утицу догоняй.

2.Ступай, ступай, утица, домой,

Ступай, ступай, серая, домой.

3.У тебя дома семеро детей,

У тебя дома семеро детей.

4.Восьмой, восьмой – селезень,

Восьмой, восьмой – селезень.

Дети встают в круг. Выбирается мальчик – «селезень».Он выбирает девочку – «уточку», выводит ее на середину круга. Дети поют, двигаясь по кругу, взявшись за руки. «Селезень» движется противоходом за пределами круга. В конце песни дети останавливаются, поднимают руки, образуя «воротики». «Селезень» догоняет убегающую «Уточку», поймав её, выводит на середину круга, целует в щечку, затем провожает на место в круг.

Р.н. игра «Шатер»

Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам зала. В центре каждого круга ставится стул, на котором висит платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу вокруг стульев, приговаривая:

Мы веселые ребята,                                 Поиграем и попляшем,

Соберемся все в кружок,                         И помчимся на лужок.

 С окончанием стиха дети перестраиваются в один общий круг. Звучит русская народная мелодия. Взявшись за руки, дети подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки взрослый дает команду: «Строим шатер!».

Дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра ( крыши).Выигрывает группа, которая первая построит «шатер».

Р.н. игра « Ты, Мороз»

Ты, Мороз, Мороз, Мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи-ка ты домой,

Стужу унеси с собой.

А мы саночки возьмем

Да на улицу пойдем,

Сядем в саночки - самокаточки!

С горки упали,

От Мороза убежали!

Р.н. игра «Два Мороза»

Считалкой выбираются два Мороза (Красный Нос и Синий Нос), которые в волшебном мешочке находят себе шапки – одна красная, другая синяя.

На противоположных сторонах зала отмечают два «дома». Играющие располагаются в одном «доме».

Морозы говорят: Мы два брата молодые.

                                   Два мороза удалые.

                                   Я – Мороз Красный Нос,

                                   Я – Мороз синий Нос.

                                   Кто из вас решится

                               В путь – дороженьку пуститься?

Все играющие:    Не боимся мы угроз,

                              И не страшен нам мороз!

После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне зала, а Морозы стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

Р.н. игра « Снежная баба»

Мороз, мороз, через тын перерос,

Бабу снежную принес.

Баба, баба, нос крючком,

Получай-ка снега ком!

Дети ходят вокруг водящего, дразня его. После пения разбегаются. Пойманный становится водящим, и игра повторяется.

Р.н. Игра « Дедушка Мазай»

Игра начинается с выбора водящего – «дедушки Мазая». Водящий садится на стул.  Дети подходят к нему со словами:

-Здравствуй, дедушка Мазай! Из коробки вылезай!

Водящий отвечает:

-Здравствуйте, дети! Где вы были, что видели?

-Где мы были, мы не скажем, а что видели – покажем!

Дети жестами показывают действия, о которых договариваются заранее: «пекут пирожки», «собирают грибы», «пришивают пуговицы», «играют на балалайке» и т.д. «Дед Мазай отгадывает действия, которые показывают дети.

Р.н. игра «Кривой петух»

Один из играющих – «кривой петух». Ему завязывают глаза платком и спрашивают:

-Кривой петух, на чем стоишь?

Он отвечает:

На иголочках!

-Как тебе, не колко?

-На подковочках!

-Ступай в кут.    (кут - один из углов крестьянской избы)

Там блины пекут.

Там блины пекут,

Тебе блин дадут!

После этих слов «кривой петух» ловит кого-либо из ребят, а поймав, старается угадать его имя. Если угадывает, пойманный становится «кривым петухом»

Р.н. игра «Арина»

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Дети поют:

-Долгая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

-Хожу, гуляю вдоль караваю.

Вдоль караваю,  кого найду, узнаю!

Затем,  коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот становится Ариной.\

Р.н. игра « В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» - все участники перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять   любой из углов. Тот, кто остался в центре, - проигравший. Выбрав себе замену, он выбывает из игры.

Р.н. игра «Бабка-Ёжка»

В середину круга встает водящий – Бабка – Ёжка. В руках у нее помело. Вокруг нее бегают играющие и дразнят:

Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит: «У меня нога болит».

Пошла на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается коснуться кого-нибудь помелом. К кому она прикоснется. Тот замирает.

Р.н. игра «Золотые ворота»

Двое детей встают напротив друг друга, берутся за руки, поднимают руки вверх. Получаются воротики. Остальные дети встают друг за другом, берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротиками.

Все поют: Золотые ворота пропускают не всегда!

                     Первый раз прощается, второй раз запрещается.

                     А на третий раз не пропустим вас!

Воротики закрываются – дети резко опускают руки. Те кто остался в кругу, встают в общий круг.

Р.н. игра «Чиж»

По дубочку постучишь-                          Чижик по полю летал

Вылетает серый чиж.                               Правой ножкой все кивал.

У чижа у чижика                                        Чиж, Чиж, не зевай,

Хохолочек рыженький.                            Себе пару выбирай.

Р.н. игра «Тетёра»

Тетера шла, луговая шла.

Шла по камению, по залавению.

Сама прошла, всех детей провела.

Самого последнего оставила.

Дети идут через воротики. С окончанием пения воротики закрываются.

Р.Н. игра «Кораблики»

Играют мальчики. Несколько мальчиков изображают кораблики. Остальные дети делятся на две группы. Мальчики, изображающие кораблики, «проплывают», идут друг за другом. Первая группа ребят бежит за ними с песней:

Дуй, дуй, ветерок, с запада на восток.

Кораблик гони до великой реки.

До великой реки, до широкой воды.

Вторая группа ребят бежит за корабликами с песней:

Кораблик плывет, товары везет,

Все дешевые, все грошовые,

Смолы да вару – на грош всего товару.

Дыму да ветру – ничего в трюме нету!

Р.Н. игра «Родничок»

Играют девочки. Рисуют «родничок». Участники встают друг за другом  на  одну сторону «родничка», обхватив друг друга за пояс, и поют:

Разозлился родничок,                            По мхам, по болотам,

Золотой рожок,                                        По гнилым колодам,

У-ух!                                                             У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой,

У-ух!

Спев песню, девочки боком перепрыгивают через «родничок» на другую сторону. При этом они мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в «воду». Кто из них коснется «воды», выбывает из игры.

Р.н. игра «Заинька»

Заинька, ты мой серенький,

Заинька, полосатенький,

Да некуда зайке выскочить,

Да некуда серу выпрыгнуть,

Все ж ворота,, все турецкие,

А замочки все немецкие.

Ну-ка, зайка, боком, боком

Перед нашим курагодом,

Ну-ка, зайка, обернись,

Курагоду поклонись.

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, водят хоровод. В центре круга «заинька» пытается вырваться из круга, но играющие закрывают «ворота». На последних словах «заинька» кланяется и выбирает другого водящего.

Р.н. игра « Мосток»

Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой в руке. Это «паучок». Все поют:

Паучок паутинку                                    А потом за листок:

Зацепил за травинку,                             Получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой – стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку.

Остальные  дети переходят по «Мосту» со словами:

                               По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем!

Кто упал в «речку», выбывает из игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная игра в повседневной жизни детского сада

Из опыта работы музыкального руководителя. Консультация для воспитателей или теоретическая часть семинара - практикума. Русские народные игры....

Консультация. Русская народная игра в повседневной жизни детского сада.

В консультации предоставлен материал о значении русских народных игр в жизни дошкольника....

Консультация для воспитателей: "Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".

Консультация:"Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".                План:   1. Значение на...

Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду. Консультация для воспитателей.

 Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду....

Русские народные песенки и потешки для детского сада.

Наиболее доступной понятной, яркой, эмоциональной для детей младшего дошкольного возраста является малый фольклор. Фольклор издавна хранит в себе всю прелесть русских традиций. Его используем во всех ...

Статья "Приобщение дошкольников к русским народным традициям дома и в детском саду"

В работе представлены теоритические и исторические основы воспитания детей в русских народных традициях. Особенности воспитательного процесса при коллективном познании природы и участии детей в традиц...