Гиперактивный дошкольник и двигательная активность
статья по физкультуре

Васильева Елена Юрьевна

В статье раскрывается роль педагога в регулировании двигательной активности гиперактивного ребенка. Любое ограничение активности ребенка является неверным решением, которое может повлечь за собой совсем нежелательные результаты. Роль педагога – подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку, а, наоборот, была источником положительных изменений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_doshkolnik.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный дошкольник и двигательная активность

        Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка -дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Существуют группы детей с разной потребностью в движениях:

  1. Малоподвижные дети.
  2. Дети с оптимальным уровнем двигательной активности.
  3. Гиперактивные или сверхактивные дети.

Однако двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на растущий организм только в пределах оптимальных величин; чрезмерно большой объем – гиперкинезия – может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма. При гиподинамии – малоподвижности – также возникают негативные для ребенка последствия: нарушаются функции и структуры ряда органов, регуляция обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость растущего организма к изменяющимся внешним условиям.

        Малоподвижные дети обычно спокойны, усидчивы, не раздражительны, пассивны. Они не заметны и не причиняют беспокойства ни другим детям, ни взрослым. Важно стимулировать таких ребят на любую деятельность, заинтересовывать их   не только на выполнение умственной работы, но и к занятиям двигательного характера. Необходимо предлагать им игры и упражнения на развитие быстроты и скорости движений, выносливости, на быстрое переключение движения с одного на другое, перебежки со средней скоростью. Но в тоже время медлительного ребенка нельзя всегда подгонять и торопить, т.к. его нервная система не в силах всегда быть в напряжении и может не выдержать и дать сбой (заикание, энурез, замыкание ребенка в себе и др.)   

        Гиперактивный ребенок наоборот чрезмерно подвижен, наблюдается дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.

Чтобы правильно организовать гиперактивного ребенка и регулировать его движения, необходимо более подробно изучить психологические особенности гиперактивных детей.

        Более или менее отчетливыми проявления гиперактивности становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

        Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Из-за их эмоциональной нестабильности им трудно устанавливать дружеские отношения.

        Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды. Поэтому о таких детях говорят, как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с гиперактивностью снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого. Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-либо, тяжело сосредоточить их внимание на чем-либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, гиперактивный ребенок ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены.

Кроме дефицита внимания для гиперактивных детей характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания.

        Основной характеристикой умственной деятельности детей является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3— 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается, в деятельность.

        Гиперактивный ребенок не в состоянии воспринимать большое количество информации. Поэтому важно говорить с ним коротко и по сути, а так же строить фразы, делая акцент на позитивную альтернативу его негативному поведению. Лучше сказать «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!».

        Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

  1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
  2. Обучение самомассажу.
  3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
  4. Игры для развития тактильного взаимодействия.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
  7. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
  8. Работу с глиной, водой и песком.

 

Для более эффективной работы с гиперактивными детьми необходимо следующее:

  1. Ввести знаковую систему оценивания действий ребенка. Стараться замечать каждый успех малыша и обязательно давать ему понять, что его успехи видит взрослый.
  2. Устраивать минутки активного отдыха во время напряженной умственной деятельности (например, занятий). Помнить, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
  1. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. Его лучше сажать напротив себя.
  2. Направлять энергию ребенка в полезное русло. Чаще давать поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивировать его на спокойные действия.
  3. На первых этапах избегать монотонной деятельности, занятия с таким должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
  4. В совместной деятельности учить ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
  5. Использовать элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
  6. Не давать многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок их просто не услышит.
  7. Создавать ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
  8. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относиться к нему так же, как и к остальным детям.
  9. Учить его общаться с другими детьми, поощрять позитивное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на фронтальных занятиях по развитию речи у слабослышащих дошкольников через двигательную активность.

Обобщение накопленного опыта по применению здоровьезберегающих технологий в подготовительной группе слабослышащих дошкольников...

Формирование устойчивого интереса дошкольников к двигательной активности в проектной деятельности

Представление обощенного опыта работы по теме :"Формирование устойчивого интереса дошкольников к двигательной активности в проектной деятельности"...

Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопас...

Формирование математических представлений у дошкольников через двигательную активность.

quot;Формирование математических представлений у дошкольников через двигательную активность"Данная статья предназначена как для воспитателей ДОУ, так и для родителей. Представленный материал пом...

Формирование навыков здорового поведения дошкольников посредством двигательной активности в режиме дня

Формирование навыков здорового поведения дошкольников посредством двигательной активности в режиме дня  ...

Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ

ИНИЦИАТИВА (франц. initiative - от лат. initium - начало) - первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности.Объект работы: поддержка инициативы у дошкольников в двигате...

Особенности формирования развивающей среды для организации игровой деятельности дошкольников разной двигательной активности

Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика....