Музыка как средство эмоциональной отзывчивости у дошкольников ДОО
материал

Бугрова Наталья Николаевна

Музыка  как   средство  эмоциональной  отзывчивости

у  дошкольников  ДОО

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      ОБЩЕСТВО  С  ОГРАНИЧЕННОЙ  ОТВЕТСТВЕННОТЬЮ
            ИННОВАЦИОННО  -  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНТР

                           “СЕВЕРНАЯ    СТОЛИЦА”

                     (ООО”ИОЦ “Северная  столица”)

 

              ИТОГОВАЯ   АТТЕСТАЦИОННАЯ   РАБОТА
                                        на  тему

“Музыка  как   средство  эмоциональной  отзывчивости

у  дошкольников  ДОО”.

                     

                                             Работа выполнел(а):

                                             Ф.И.О. слушателя    Бугрова

                                              Наталья  Николаевна

                                              Работа  выполнена  по  образовательной

                                              Программе  Васильевой по разделу

                                                Слушания  музыки.

                                  Г.Санкт – Петербург.

                                    Содержание

Введение

  1. Теоретическая  часть
  1. Возрастные  особенности  музыкального  развития  детей

раннего  и  дошкольного   возраста.

  1. Роль слушания  музыки  во  всестороннем развитии  детей

      дошкольного  возраста.

  1. Программа  Васильевой  по  разделу  слушания  музыки,

анализ  репертуара  по  возрастным  группам.

  1. Методы  и  приемы  работы  по  слушанию  музыки.
  2. Виды  и  формы  работы  по  слушанию  музыки.

2.Практическая  часть.

2.1 Музыкально-дидактическая  игра.

Заключение

Список  литературы.

Введение

Среди  многих  видов  искусства  музыка  по  праву  занимает                                              

особое  место  в  эстетическом  и  художественном  воспитании  и

во  всей  системе формирования  всесторонне  и  гармонически

развитого  человека.

Палитра  музыки  богата , язык  ее  гибок  и  многообразен.  Все, что

не находит  в  нем  своего  выражения, находит  отражение  в  музыке.                                            

Особенно  ярко  она  воспевает  великую  гармонию  природы.

Дошкольники  проявляют  особую  любовь  к  музыкальному

искусству и  могут  быть  вовлечены  в  посильную  для  их  возраста

деятельность, целями  которой   являются  развитие  интереса  к

музыке, правильное  восприятие  ее  содержания , структуры ,формы,

а так  же   пробуждение  потребности  постоянного  общения  с  ней

и  желания  активно  проявлять  себя  в  этой  сфере.

 

Под  руководством  взрослого  ребенок  учится  сопереживать,

фантазируя  и  воображая  в  процессе  восприятия  музыки , он

стремится  проявлять  себя  в  пении, в  танце, в  игре  на  музыкальных

инструментах.  Каждый  ищет  неповторимый  характер  движения,

 изображая  веселую  птичку  и  жужжащего  шмеля,  неуклюжего

медведя  и  хитрую  лису.

Опыт показал,  насколько  полезно  для  общего  развития  детей

вовлекать  их  в  самостоятельную  деятельность,  воспитывать

творческое  отношение  к  музыке.  Обучая  детей , мы  развиваем

у них  интерес , фантазию , т. е  непосредственность  действий ,

увлеченность ,стремление  по  своему  передать  образ ,импровизировать

в пении, игре , танце.                                            

В  процессе  слушания  музыки  дети  знакомятся  с  вокальными ,

инструментальными  произведениями  разного  характера , они

переживают , испытывают определенные  чувства. Слушание музыки

развивает  интерес , любовь  к  ней , расширяет  музыкальный

кругозор , повышает  музыкальную  восприимчивость  детей ,

воспитывает  зачатки  музыкального вкуса.

Занятия  музыкой  способствуют  общему  развитию  личности

ребенка.  Взаимосвязь  между  всеми  сторонами  воспитания

складывается  в  процессе  разнообразных  видов  и  форм музыкальной

 деятельности.  Эмоциональная  отзывчивость  и   развитый

 музыкальный  слух  позволяет  детям  в  доступных  формах

откликнутся  на  добрые  чувства  и поступки , помогут  детям

активизировать  умственную  деятельность и , постоянно

совершенствуя  движения,  разовьют  дошкольников  физически.

Способности  ребенка  развиваются  в  процессе  активной  музыкальной

деятельности.  Правильно  организовать  и  направить  ее  с  самого

 раннего  детства , учитывая  изменения  возрастных  ступеней ,----

задача  педагога . В противном  случае  иногда  наблюдается  

отставание  в  развитии.  Например , если  не  учить  детей  различать

музыкальные   звуки  по  высоте , то  ребенок  к  7  годам   не  в

состоянии  будет  справиться  с  заданием , которое  легко  выполняет

более  младший.

Наиболее   существенными  особенностями  развития  являются:

. слуховое  ощущение , музыкальный  слух;

. качество  и  уровень  эмоциональной  отзывчивости  на  музыку

разного  характера;

. простейшие  навыки , действия  в  певческом  и  музыкально –

ритмическом  исполнительстве.

Первый  год  жизни .    

Психологи  отмечают , что  у  детей  рано  проявляется  слуховая

чувствительность . По  данным  А.А. Люблинской ,  у  малыша  на  

10 – 12  день  жизни  возникает  реакция  на  звуки . На  втором  

месяце  ребенок  прекращает  двигаться  и  затихает , прислушиваясь

к  голосу , к  звучанию  скрипки.  В  4 – 5 месяцев  отмечается  

склонность  к  некоторой  дифференциации  музыкальных  звуков:

ребенок  начинает  реагировать  на  источник , откуда  раздаются

звуки , прислушивается  к  интонациям  певческого  голоса.

С  первых  месяцев  нормально  развивающийся  ребенок  отвечает

на  характер  музыки  так  называемым  комплексом  оживления,

радуется  или  успокаивается  к  его  интонации  гулением, лепетом.

Второй  год  жизни.

При  восприятии  музыки  дети  проявляют  ярко  контрастные

эмоции: веселое  оживление  или  спокойное  настроение.  Слуховые  

ощущения  более  дифференцированны: ребенок   различает  высокий  

и  низкий   звуки , громкое  и  тихое  звучание  и  даже  тембровую  

окраску ( играет  металлофон  или  барабан).  Рождаются  первые  

сознательно  воспроизводимые  интонации;  подпевая  взрослому,

ребенок  повторяет  за  ним  окончания  музыкальных  фраз  песни.

Он  овладевает  простейшими  движениями:  хлопает  притопывает ,

кружится  под  звуки  музыки .

Третий  и  четвертый  год  жизни.

У детей  повышается  чувствительность, возможность  более  точного  

различения свойств  предметов  и  явлений, в том числе и музыкальных.

Отмечаются  также  индивидуальные  различия  в  слуховой  

чувствительности.  Например, некоторые  малыши  могут  точно  

воспроизвести  несложную  мелодию.  Этот  период  развития  

характеризуется  стремлением  к  самостоятельности.  Происходит

переход  от  ситуативной  речи  к  связной, от  наглядно-действенного

мышления  к  наглядно-образному, заметно  укрепляется мышечно-

двигательный  аппарат.  У  ребенка  появляется желание заниматься

музыкой, действовать. К 4  годам  дети  могут  самостоятельно, при

незначительной  помощи  взрослого  спеть  маленькую  песенку.

Они  владеют  многими  движениями , которые  позволяют  в

известной  степени  самостоятельно  плясать  и  играть.

Пятый  год  жизни.

Он  характеризуется  активной  любознательностью  детей.  Это  

период  вопросов: “почему?’’ и  “отчего?’’. Ребенок  начинает

осмысливать  связь  между  явлениями  и  событиями ,может сделать

сделать  простейшие  обобщения.  Он  наблюдателен,  способен

определить : музыка  веселая, радостная, спокойная; звуки высокие,

низкие, громкие, тихие; в  пьесе  части ( одна  быстрая, а  другая

медленная),  на  каком  инструменте  играют  мелодию  (рояль, баян,

скрипка). Ребенку  понятны  требования:  как  надо  спеть  песню,

как  двигаться  в  спокойном  хороводе  и  как  в  подвижной пляске.

Голос  в  этом  возрасте  приобретает  звонкость  и  подвижность.

Певческие  интонации  становятся  более  устойчивыми,  но  требуют

Постоянной  поддержки  взрослого. Налаживается  вокально – слуховая

координация.  Освоение  основных  видов  движения – ходьбы, бега,

прыжков – дает  возможность детям  шире  использовать  их  в  играх,

и  танцах.  Одни  стремятся, не  подражая  друг  другу, по – своему

исполнить  роль  (например, в  сюжетной  игре), другие  проявляют

интерес  только  к  одному  виду  деятельности  в  зависимости  от

индивидуальных  склонностей  и  способностей  каждого.

Шестой  и  седьмой  год  жизни.

Этот  подготовки  ребят  к  школе.  На  основе  полученных  знаний

И  впечатлений  дети  могут  не  только  ответить  на  вопрос  но  и

самостоятельно  охарактеризовать  музыкальное  произведение ,

разобраться  в  его  выразительных  средствах, почувствовать

разнообразные  оттенки  настроения,  переданные  музыкой.

Ребенок  способен  к  целостному  восприятию  музыкального  образа,

что  очень  важно  и  для  воспитания  эстетического  отношения  к  

окружающему . Но  означает  ли  это,  что аналитическая  деятельность

может  нанести  вред  целостному  восприятию? Исследования,

проведенные  в  области  сенсорных  способностей  и  музыкального

восприятия  детей, показали  интересную  закономерность.

Целостное  восприятие  музыки  не  снижается, если  ставится  задача

Вслушиваться, выделять , различать наиболее  яркие  средства

“музыкального  языка”.  Ребенок  может  выделить  эти  средства

и, учитывая  их  действовать  в  соответствии  с  определенным

образом  при   слушании   музыки,  исполнении  песен  и  танцевальных

движений.  Это  способствует  музыкально – слуховому  развитию,

усвоению  необходимых  навыков  для  подготовки  к  пению  по

нотам.   У  детей  6 – 7 лет  еще  более  укрепляется  голосовой  аппарат,

расширяется  и  выравнивается  диапазон, появляется  большая

напевность, звонкость.   Песни ,   пляски ,  игры   исполняются  

самостоятельно , выразительно  и  в  какой-то мере  творчески.

Индивидуальные  музыкальные  интересы  и  способности

проявляются   ярче.

Понимание  возрастных  особенностей  музыкального  развития  

позволяет  педагогу  уточнить  последовательность  задач  и  

содержания  музыкального  воспитания  детей  на  каждом  

возрастном  этапе.

1.2 Роль  слушания  музыки  во  всестороннем  развитие  детей  

дошкольного  возраста.  

Музыка,  как  и  другие  виды  искусства , отражает  действительность.

В    опере   и    балете   она   характеризует  поступки ,   отношения ,  

переживания   героев.  В  музыке  изобразительного  характера ,

которую  можно  назвать  “музыкальной  живописью”, “рисуются”

великолепные  картины   природы.   В  повседневной  жизни  музыка  

сопровождает  человека, выявляет  его  отношение  к  окружающему

миру, обогащает  духовно,  помогает  трудиться,  отдыхать.

По  выражению  композитора  Б.В. Асафьева, музыка – “образно –

--звуковое  отображение  действительности”.  В  ней  слышится  

живая  речь  --  взволнованный  или  спокойный  рассказ, прерывистое

или  плавное   повествование,  вопросы,  ответы,  возгласы.

Сила  воздействия  музыки  зависит  от  личности  человека ,  от  

подготовленности   его   к   восприятию.  Надо  развивать  восприятие

музыки  как  деятельность  активную, подобную  пению, игре   на  

инструментах. Но это сложная работа, так как  она связана с тонкими,

глубокими  переживаниями. Их  и  выявить  трудно  и  наблюдать

нелегко, и  особенно  сложно  формировать. Необходимо,   прежде всего,

понять, о  чем  “рассказывает” музыка.  Естественно, что  слушатель ,

как  бы  мысленно  следует  за   развитием  музыкальных  образов.

Слушание  музыки – уникальный   вид  музыкальной  деятельности.

Его  уникальность  состоит  в  тех  развивающихся  возможностях,

которое  слушание  обеспечивает  как  в  плане  музыкального,

так  и  общего  психического  развития  ребенка. Слушая  музыку,

ребенок  познает  мир  во  всем  его  многообразии,  поскольку  

музыка  отражает  его  в  звуках  разносторонне  и  полно.

Музыку называют “языком чувств”,она дает ни с чем несравнимые

возможности  для  развития  эмоциональной  сферы  детей.

Музыкальное  искусство  включает  в  себя   и  интеллектуальное

Начало.   Б.В.Асафьев   писал: “Слушая , мы  не  только  чувствуем

или  испытываем  те  или  иные  состояния,  но  и  производим  отбор,

оцениваем, следовательно, мыслим”.  При  восприятии  и  анализе  

музыки,  у  ребенка  развивается  мышление  и  воображение ,

произвольность  и   познавательная  активность.

В  процессе  рассказа  о  музыке  и  ее  анализа  у  дошкольников

развивается  речь, которая  становится  более  содержательной ,

образной   и  выразительной.

Слушание  музыки – универсальный  раздел, без  слушания невозможно

представить себе и  другие  виды  музыкальной  деятельности:

перед  тем  как  разучить  песню , танец,  оркестровую  пьесу  или

начать  работу  над  игрой – драматизацией,  их  нужно  обязательно

прослушать. Слушая  музыку,  дети  знакомятся   с  музыкальными

произведениями  разнообразных  жанрах,  яркими   средствами

выразительности.

Музыка, прежде всего,язык чувств.Знакомя ребенка с произведениями

Яркой  эмоциональной  окраски, его  побуждают  к  сопереживанию ,

к  размышлению   об  услышанном.

Для  развития  умений  слушать  и  воспринимать  музыку,  важную

роль  играет  музыкально - -сенсорное  восприятие  ребенка.  Оно  

предполагает  развитие  у  детей  восприятия  звуков  различной  

окраски  и  высоты  в  их  простейших  сочетаниях. В  дошкольном

детстве  сенсорные  способности  развиваются  в  процессе проведения

различных  музыкально – дидактических  игр. В  них  находят  место

звуковые  сочетания,  выражающие  эмоционально – смысловое

содержание  произведения.  Высотные, ритмические, тембровые  и  

динамические  свойства  звука  являются  средствами  музыкальной

деятельности.

Систематическое  слушание  хорошо  подобранных, доступных детям

музыкальных  произведений  принесет  большую  пользу.  Дети

полюбят  музыку, у  них  разовьется  слух, появится  потребность

слушать  музыку, наслаждаться  ею.  И  в  будущем  не  придется

наблюдать  такие  явления  которые  бывают  в  оперных  театрах –

разговоры  во  время  исполнения  музыки.  Это  объясняется  

недостатком  музыкальной  культуры.  Ее  надо  прививать  детям

с  раннего  возраста.

1.3 Программа  Васильевой  по  разделу  слушания  музыки, анализ

репертуара  по  возрастным  группам.

Вторая  младшая  группа.

---

.  Учить  слушать  музыкальное  произведение  до  конца, понимать

характер музыки, узнавать  и  определять, сколько  частей    в  

произведении.  

. Развивать  способность  различать  звуки  по  высоте  в  пределах

октавы – септимы, замечать   изменение  в  силе  звучания  мелодии

(громко – тихо).

. Совершенствовать  умение  различать  звучание   музыкальных  

игрушек, детских  музыкальных   инструментов (музыкальный  

молоточек,  шарманка,  погремушка , барабан,  бубен,  металлофон и др.)

Средняя   группа.

. Формировать  навыки  культуры  слушания  музыки (не отвлекаться,

дослушать  произведение  до  конца).

.Учить  чувствовать  характер  музыки  ,узнавать  знакомые  

произведения,  высказывать  свои  впечатления  о  прослушанном.

. Учить  замечать   выразительные   средства   музыкального  

произведения: тихо,  громко  , медленно,   быстро.  Развивать

способность  различать  звуки  по  высоте  (высокий, низкий  в  

пределах  сексты,  септимы).

Старшая  группа.

. Учить  различать  жанры  музыкальных  произведений (марш,

танец, песня ).

. Совершенствовать  музыкальную  память  через  узнавание  

мелодий  по  отдельным  фрагментам  произведения (вступление,

заключение, музыкальная  фраза).

.Совершенствовать  навык  различения  звуков  по  высоте  в  пределах

квинты, звучания  музыкальных  инструментов (клавишно – ударные

и  струнные: фортепиано, скрипка, виолончель,балалайка).

Подготовительная  группа.

. Продолжать  развивать  навыки  восприятия  звуков  по  высоте  

в  пределах  квинты – терции;  обогащать впечатления  детей  и  

формировать  музыкальный  вкус,  развивать  музыкальную  

память.

. Способствовать  развитию  мышления, фантазии,  слуха.

. Знакомить  с  элементарными  музыкальными  понятиями (темп,

ритм);  жанрами (опера,  концерт, симфонический   концерт),

творчеством   композиторов   и   музыкантов.

. Познакомить детей  с  мелодией  Государственного  гимна  

Российской  Федерации.

1.4 Методы  и  приемы  работы  по  слушанию  музыки.

Методы  обучения  навыкам  слушания  музыки  сложный  процесс

развития  детского  музыкального  восприятия  предполагает  

использование  художественного  исполнения  произведений,  слова

педагога  и  наглядных  средств.

Исполнение  музыки  и  слово   педагога – методы  обучения.

Художественное  исполнение  музыки  -  это  выразительность ,

простота, точность.  Здесь  недопустимы  различного  рода  упрощения

и  искажения, которые  лишают  ребят  нужных  эмоциональных  

переживаний.  Так  как  вокальные  и  инструментальные  

произведения   слушают   дошкольники,  то  важно , чтобы  звучность

и  темп  были  умеренными (без  эффектной  эстрадности), а  звучание

естественным  и  мягким.

Слово  педагога  о  музыке  должно  быть  кратким,  ярким, образным

и  направленным    на  характеристику  содержания  произведения,  

cредств  музыкальной  выразительности. Живое  восприятие  звучания

  не  следует  подменять  излишними  разговорами  о  музыке , ее  

особенностях.  Можно  считать  лишенными  педагогического  смысла  

беседы,  побуждающие  детей  к  формальным  ответам: музыка  громкая

тихая ,быстрая   и. т. д.  Но  перед  слушанием  песен   и   пьес  

необходимо  направляющее  слово  руководителя.

Слово  педагога  должно  разъяснить, раскрыть чувства, настроения,

выраженные   музыкальными   средствами.

Формы  словесного  руководства  различны : краткие  рассказы, беседы,

пояснения, постановка  вопросов.  Их  использование  зависит  от  

конкретных  воспитательных  и  учебных  задач, вида  музыкального

произведения (вокального, инструментального),момента  ознакомления

(первоначальное  или  повторное  слушание),   жанра ,  характера  

произведения , возраста  маленьких слушателей        .

Направляя  внимание  детей  на  восприятие  вокальной  музыки,

педагог  строит  беседу, опираясь  на  единство  музыкального  и  

поэтического  текста.  Знакомя  с  инструментальной  музыкой , он  

делает  небольшие  пояснения  более  общего  характера. Если  пьеса  

имеет  программу,  она,  как   правило,выражена  в  названии,

например,’’Марш  деревянных  солдатиков” П.Чайковского.  

Исполняя   ее  впервые,  педагог  поясняет:”Музыка  четкая,легкая ,  

Ведь   солдатики  маленькие , деревянные---это игрушечный  марш.

При  повторном  прослушивании   обращает  внимание  на   то , что  

когда  солдатики  подходят  ближе,  музыка   звучит  громче,  а когда

уходят, звучание  затихает.  Позднее  дети   самостоятельно различают

динамические   оттенки ,  осмысливая  их  выразительное  значение.

Пояснения  педагога  на  занятиях  с  малышами  предельны, коротки,

обращены  на   основной   образ. В работе  с  детьми  среднего    и    

особенно  старшего  дошкольного  возраста  беседы  носят  более  

развернутый  характер,  внимание  обращается  на  развитие

художественного  образа,  поясняется  выразительное  назначение

музыкальных  средств.

Беседа  сопровождается  проигрыванием  отдельных  вариаций ,

музыкальных  фраз.  Музыка  воспринимается  в  развивающей  форме ,

дети  начинают  чувствовать  и  понимать  “музыкальную  речь”.

В  словесных указаниях  педагог  неоднократно (с помощью  образного,

короткого  рассказа  или  выразительно  прочитанного  стихотворение)

отмечает  связь   музыки  с  теми  явлениями   жизни,  которые  в  ней  

отражены.

Наглядность  -- метод  обучения.

Использование  наглядных  приемов  для   активизации  музыкального

восприятия   зависит  от   источника  дополнительной  информации  о  

музыке. Если  это   литературное   произведение (стихи, цитата  из  

поэтического текста  песни, из  рассказа ,загадка ,пословица)   или  

фрагмент    исполняемого   произведения  (вспомним  музыкальное

вступление  к  песням  “Петушок”,’’Птичка”), то  можно  говорить   о

применении  наглядно – слуховых  приемов. Эти  приемы   обращены

к   слуху   ребенка.   Наглядность  понимается  как   метод  познания

музыки.  Живое  созерцание   не   обязательно  зрительное.    Для

развития  музыкального восприятия очень  ценны  музыкальные    и

литературные   цитаты  , направленные   на   подчеркивание  каких –

либо  характерных  особенностей   музыки.

Восприятию  музыкальных  произведений  помогут  также  

Изобразительные  иллюстрации, художественные  игрушки , пособия,

т . е.  наглядно –зрительные   приемы.

В  методике    работы   с  малышами  широко  применяются  

художественные   игрушки ,  они   “двигаются’’,”разговаривают’’  c  

детьми , участвуют  в  различных  событиях. Получаются  как   бы  

маленькие  театрализованные   представления,  в  процессе  которых

дети  слушают  музыку.  Книжные  иллюстрации,   эстампы   чаще  

применяются  в  работе   со   старшими  дошкольниками.

Поэтические  картины   природы,  труд  человека,  общественные

события ,переданные  средствами  изобразительного  искусства ,

дополняют  детские  представления.

Могут  быть  применены  и  различные  методические  пособия ,

активизирующие  музыкальное  восприятие, например, небольшие

карточки, на  которых  изображены  танцующие  и  марширующие

дети (слушая  танец  или  марш ,ребята  показывают  карточку  с  

условным  обозначением), бегущий  мальчик  и  медленно  идущий

человек (воспринимая  двух  или   трехчастную  форму  пьесы,

отличающуюся  сменой   темпов,  дети  отмечают  начало  каждой

части  соответствующим  изображением  на  фланелеграфе).

Можно  ориентироваться  и  на  мышечно-двигательные   ощущения

детей  с  целью  формирования  наглядных  представлений  о  некоторых

музыкальных  явлениях . Слушая  музыку  веселого  или  спокойного

характера  в  младших  группах,  можно  использовать  движения  с  

палочками,  флажками, кубиками.  В  старших  группах  предлагая

детям  различить  части, фразы  произведений , высокий, средний,  

низкий  регистры, ритмические  особенности. Можно  также  

использовать  различные   двигательные  элементы:   постукивание,

хлопки, поднимание,  опускание  рук  и  т. д.

Таким   образом,  восприятие  музыки  требует  различных                              

Методических  приемов,  активизирующих   переживания  детей

и  развивающих  понимание  особенностей  музыкального  языка.

1.5 Виды  и   формы  работы  по  слушанию  музыки.  Роль

воспитателя  в   организации  и  проведении  работ  по  слушанию

музыки.

Формы  работы.

Работа  по  развитию   навыков  слушания  музыки  проводится  на  

занятиях, развлечениях,  в  ходе   самостоятельной  деятельности  

ребенка.   Слушание  музыки  на  занятиях  следует  придавать  

большое  значение.   Результаты  этой  работы  не  столь  очевидны,

как  в   пении  и   ритмике.  Однако  знакомить  детей  с  музыкальными

произведениями,  развивая   их   слух, расширяя  кругозор,  

воспитывая   активного  слушателя,  необходимо  последовательно  

и  систематически  на  каждом  занятии.

Очень  важная  форма  эмоционального  обогащения  маленьких

слушателей  -  концерты. Они  наполняют  впечатлениями, создают

приподнятое, праздничное  настроение.  Содержание  концертов  

обычно  связывается  с  программой   занятий. Они  как  бы  подводя

итог  пройденного  материала , вводят   в  круг  новых  интересов .

Например,  концерты,  посвященные  какому – либо  композитору

( П.Чайковскому,  Д.Кабалевскому),  позволяют  педагогу  широко

и  многогранно  познакомить  дошкольников  с   творчеством  большого

мастера.  Концерт  “Музыкальные  инструменты” дает  возможность

детям  узнать  о  различных  инструментах,  способах  игры  на  них,

звуковых  особенностях.  В  такие  концерты   входят  различные

“Музыкальные   загадки”, используется  грамзапись.

Следующая   форма  работы – применение  музыки  в  самостоятельной

деятельности  ребенка.  Чтобы  процесс  музыкального  восприятия  

имел  развивающе

е , непрерывное  воздействие  на  детей  воспитателю

необходимо  иметь  в  групповой   комнате  своеобразную  библиотеку.

В  ней  должны   быть  собраны  диски  с   записями  программных

произведений,  соотсветствующих     возрасту  ребят,   карточки   с  

рисунками,  иллюстрирующими  содержание  инструментальных

пьес  или  песен  ,и т .п. Зная  материал , имеющийся  в  библиотечке,

дети   рассматривают  его,  выбирают  любимые  произведения ,

слушают  их.  Иногда  инициатива  принадлежит  воспитателю ,

который  предлагает  послушать  музыку,  отгадать  музыкальную  

загадку,  беседуя  о  том  или  ином  произведении.                      

Эффективность   результатов   организации   слушания  музыки  

достигается  выразительным  исполнением   музыкальных  

произведений,  взаимодействием  словесных  и   наглядных  методов,

последовательной   постановкой   разнообразных   заданий,  

активизирующих  детское   восприятие.

Роль    воспитателя    в   организации   и   проведении   работ  

по  слушанию   музыки.

Осуществление  процесса  музыкального   воспитания  требует  от

педагога  большой   активности .  Воспитывая  ребенка  средствами  

музыки,  педагоги  “дошкольники’’ должны   хорошо  понимать  ее  

значение   в  гармоничном   развитии  личности . Для  этого  надо  

ясно  и  отчетливо  представлять  какими  средствами, методическими

приемами  можно  закладывать  основы   правильного  восприятия

музыки.

Педагогу  -  воспитателю   необходимо:

. Знать  все  программные  требования  по  музыкальному  воспитанию.

. Знать  музыкальный  репертуар  своей  группы , быть  активным  

Помощником   музыкальному  руководителю  на  музыкальных  

занятиях.

. Оказывать  помощь  музыкальному  руководителю  в  освоении  

детьми  программного   музыкального   репертуара.

. Проводить  регулярные   музыкальные  занятия   с  детьми  группы

в  случае   отсутствия  музыкального  руководителя.

. Углублять  музыкальные  впечатления   детей  (мелодический  слух,

чувство  ритма)  в   процессе   проведения  дидактических  игр.

. Учитывать   индивидуальные  возможности  и  способности  каждого

ребенка.

. Развивать  самостоятельность , инициативу  детей  в  использовании

Знакомых  песен , хороводов , музыкальных  игр  на  занятиях ,прогулке,

утренней  гимнастике , в  самостоятельной  художественной

деятельности.

. Создавать  проблемные  ситуации , активизирующие  детей  для  

самостоятельных  творческих  проявлений.

. Включать  музыкальное  сопровождение  в   организацию  занятий

и  режимных  моментов.

. Быть  артистичным,  изобретательным , эмоционально  -  мобильным.

 Слушание  музыки:

. Личным  примером  воспитывать  у  детей  умение  внимательно  

слушать  музыкальное  произведение , выражать  заинтересованность.

. Следить  за  дисциплиной.

. Оказывать  помощь  музыкальному  руководителю  в  использовании                      наглядных  пособий  и  другого  методического  материала.

2.Практическая   часть.

2.1  Музыкально  -  дидактическая  игра

“Слушаем  внимательно” (для  детей  старшего  возраста).

Игровой  материал: запись  инструментальной  музыки, знакомой

детям, картинки  с  музыкальными  инструментами (пианино, скрипка,

аккордеон  и т.д.).

Ход  игры.

Детей  делят  на  2  или  3  команды  и  усаживают  их  за  столы , на

которых   лежат   картинки  с  музыкальными   инструментами.

Им  включают  знакомое  музыкальное  произведение , после  

прослушивания  дети  должны   определить , какие  инструменты

исполняют  это  произведение , и  найти  их  на  столе.

Выигрывает  та  команда , которая  нашла  все  инструменты  

правильно  и  быстрее  других  команд.

Игра  проводится  на  музыкальном  занятии  с  целью  закрепления

пройденного  материала, а  также   в   часы   досуга.

Заключение.

Способности  ребенка  развиваются  в  процессе  активной  

музыкальной  деятельности. Правильно  организовать  и  направить  

ее  с   самого   раннего   детства, учитывая  изменения  возрастных

ступеней, - задача  педагога.  В  противном  случае  иногда

наблюдается   отставание  в  развитии.

Понимание  возрастных  особенностей  музыкального  развития

позволяет  педагогу  уточнить  последовательность  задач   и  

содержания  музыкального  воспитания  детей  на  каждом  

возрастном   этапе.

Музыка, как  и  другие  виды  искусства , отражает  действительность.

В опере  и  балете   она  характеризует  поступки, отношения ,

переживание  героев.  В  музыке   изобразительного  характера ,

которую  можно  назвать “музыкальной  живописью’’,’’рисуются”

великолепные  картины  природы. В  повседневной  жизни  музыка

сопровождает  человека,  выявляет  его  отношение  к  окружающему

миру,  обогащает  духовно , помогает  трудиться , отдыхать.

Слушание  музыки  -  уникальный  вид  музыкальной  деятельности.

Его  уникальность  состоит  в  тех  развивающих  возможностях,

которое  слушание  обеспечивает  как  в  плане  музыкального ,

так  и  общего  психического развития  ребенка.  Слушая   музыку ,

ребенок  познает  мир  во  всем  его  многообразии , поскольку  музыка

отражает  его  в  звуках  разносторонне   и   полно.

Музыка ,  прежде  всего ,  язык  чувств . Знакомя  ребенка   с  

произведениями  яркой  эмоциональной  окраски ,  его

побуждают  к  сопереживанию , к  размышлению  об  услышанном.

Методика  обучения  навыкам  слушания  музыки  сложный  

процесс   развития   детского   музыкального  восприятия  

предполагает  использование  художественного   исполнения

произведений,  слова   педагога  и  наглядных  средств.

Работа  по  развитию  навыков  слушания  музыки   проводится

на  занятиях,  развлечениях,   в  ходе   самостоятельной  деятельности

ребенка.

Воспитывая  ребенка  средствами  музыки , педагоги – дошкольники

должны  понимать  ее  значение  в   гармоничном  развитии  личности.

Опыт  показал , насколько  полезно  для  общего  развития   детей

вовлекать  их  в  самостоятельную  деятельность, воспитывать

творческое   отношение  к  музыке.

Занятия  музыкой  способствуют  общему   развитию  личности

ребенка.  Эмоциональная  отзывчивость  и  развитый  музыкальный

слух  позволят  детям  в  доступных  формах   откликнуться   на  

добрые  чувства  и  поступки, помогут  активизировать

умственную  деятельность и, постоянно  совершенствуя  движения ,

разовьют  дошкольников  физически.

Список   литературы.

1.Ветлугина Н.А.Методика  дошкольного  воспитания  в  детском

саду –М.Просвещение  1989  -270 стр.

2.Кононова Н.Г. Музыкально – дидактические  игры для дошкольников-

М.Просвещение  1982 – 96 стр.

3.МетловН.А.Музыка  детям –М.1985

4.МетловН.А.Слушание  музыки№1 Программа концерта на  тему весна

5.Программа  воспитания  и  обучения в детском саду

под  ред. М.А.Васильевой –М Мозаика  2009 – 208 стр.                                           6.РадыноваО.П. Слушаем  музыку –М-Просвещение.1990