Статья «Использование оздоровительных технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие»
статья по физкультуре (старшая группа)

Москвичева Екатерина Сергеевна

Статья «Использование оздоровительных технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие»

 

Использование оздоровительных технологий

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Я остановлюсь на том, как в процессе осуществления работы по образовательной области «Физическое развитие », мы решаем задачу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в нашем ДОУ.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре для сохранения и укрепления психического здоровья детей я использую следующие приёмы:

  • речевые настройки;
  • игры – приветствия;
  • мешочки настроения;
  • сухой дождь;
  • использование элементов релаксации;
  • позитивная педагогическая оценка (вербальная, тактильная).

Для сохранения и укрепления физического здоровья детей:

  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • самомассаж (рук, лица, ушей);
  • взаимомассаж;
  • кинезиологическая гимнастика, которая тесно переплетается с пальчиковой;
  • пальминг;
  • интеллектуальный самомассаж;
  • элементы хатха – йоги.

Дыхательная гимнастика

Цель её:

  • обеспечить полноценную работу бронхов;
  • очистить слизистую дыхательных путей;
  • повысить сопротивляемость простудным заболеваниям;
  • укрепить дыхательную мускулатуру.

Проводится дыхательная гимнастика в любой части непосредственно-образовательной деятельности, учитывая интенсивность нагрузки и контингент детей (например, дети с нарушениями речи).

В процессе выполнения упражнений детьми с речевыми нарушениями обращаю внимание на то, что бы дети не напрягали мышцы в области шеи, рук, живота, груди. Плечи при вдохе не поднимали и при выдохе не опускали. После выдоха, перед новым вдохом, делали остановку на 2 – 3 секунды.

Большое внимание в ходе НОД уделяем пальчиковой гимнастике

Ведь именно мелкая моторика оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, и она же (мелкая моторика), подготавливает ребёнка к рисованию и письму.

В младших и средних группах – это самые простые пальчиковые игры: «Сорока — белобока», «Этот пальчик – дедушка», «Пальчик – мальчик где ты был».
В старших группах дети одновременно произносят текст и выполняют движения.

Самомассаж

Самомассаж провожу в конце непосредственно-образовательной деятельности, после малоподвижной игры или вместо неё. Он включает в себя:

  • массаж пальцев, рук (слепим руку — активизирует биологически активные точки кожи, расположенные на руке, создаёт положительный эмоциональный настрой);
  • «Упругий животик» — лёжа на спине, поглаживать, пощипывать живот, похлопать ребром ладони;
  • массаж волшебных точек ушек — стимулирует биологически активные точки, расположенные на ушной раковине и связанные рефлекторно почти со всеми органами тела; улучшает работу органов дыхания; защищает организм от простудных заболеваний.

Интеллектуальный массаж:

  • Оттянуть уши вперёд – назад, счёт до 10
  • Массаж щёк круговыми движениями пальцев
  • Массаж лба и подбородка круговыми движениями пальцев, как бы рисуем круги
  • Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз
  • Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа
  • Движение челюстью слева направо и наоборот.

Взаимомассаж

Взаимомассаж тоже лучше проводить в конце образовательной деятельности, он проводится в игровой форме и способствует расслаблению мышц спины.

«Дождик», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы», «Дятел» — дети встают друг за другом «паровозиком», затем поворачиваются на 180 градусов и повторяют тот же массаж.

Также использую в работе с детьми кинезиологическую гимнастику, пальминг, элементы хатха – йоги.

Кинезиология

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиотерапия базируется на естественной биологической функции организма – движении, на исследовании мышечных сокращений и нервно – мышечных связей, которые у больного человека изменяются, что приводит к нарушению вегетативно – энергетического баланса организма в целом и вызывает нарушение проводимости электрических импульсов в головном мозге.

Поэтому проявление любой болезни мы не только ощущаем — на физическом уровне – это боль (не тронь меня, а то будет хуже)

на энергетическом уровне – это лень (хочется, чтобы кто – другой меня меня вылечил);

на психологическом уровне – это страх (а вдруг будет ещё хуже).

Кинезиологические упражнения способствуют развитию мозолистого тела, т. е. межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

То есть развивая мозолистое тело мы способствуем:

  • установлению межполушарного взаимодействия, т.е. передаче информации из одного полушария в другое;
  • повышению стрессоустойчивости ребёнка (во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий, а это является основной причиной «забывания» информации);
  • формированию интеграции в работе мозга и тела;
  • развитию памяти и внимания;
  • улучшению мыслительной деятельности.

Требования к выполнению кинезиологических упражнений:

  • точное выполнение движений и приёмов;
  • упражнения должны проводиться в спокойной доброжелательной обстановке,
  • продолжительность может составлять в дошкольном возрасте от 2 – 3 минут до 5 -10 минут в зависимости от возраста детей и сложности упражнений;
  • заниматься желательно ежедневно.

В непосредственно-образовательную деятельность, утреннюю гимнастику и развлечения я включаю как отдельные упражнения, так и комплексы пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности комплекс пальчиковой гимнастики с элементами кинезиологии провожу после малоподвижной игры или вместо неё.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно осваивают и выполняют следующие упражнения

  1. «Колечко» — поочерёдно, и, как можно быстрее, перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно — указательный, средний и т.д. В прямом и обратном (от мизинца к указательному) порядке, каждой рукой отдельно, затем вместе.
  2. «Кулак, ребро, ладонь» — три положения сменяют друг друга (можно давать себе команды).
  3. «Ухо – нос» — пальцами правой руки прижать левое ухо, а пальцами левой руки — нос, затем одновременно сменить положение.
  4. «Лезгинка» — левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. Затем одновременно сменить положение.
  5. «Точка концентрации внимания» — (она расположена в середине ладони) расправить пальцы левой руки, сделать вдох, большим пальцем левой руки слегка нажать на точку, сделать выдох. То же выполнить с правой рукой.

Этот же массаж можно сделать со словами:

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут.
Пальцы одной руки легко стучат по ладони другой руки
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.
Тоже выполняем другой рукой
Чтоб внимательными стать
Нужно точку нажимать.
Нажимать на центр ладони
пальцами другой руки (поменять руки)
Помассировать по кругу,Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой руки (поменять руки)
А теперь расслабить руку.Легко шевелить пальцами
Давим,Крепко сжать кулаки
Тянем,Напряжённо вытянуть пальцы
Отдыхаем,Расслабить кисти
Мы внимательными станем!Поочерёдное накладывание ладошки на ладошку перед собой на уровне груди.

Пальминг

Пальминг (или метод Уильяма Бейтса) — это закрывание глаз ладонями до полного отсутствия светового поля. Но, помимо отсутствия света, ладони обеспечивают ещё и тепловую стимуляцию глазных яблок, несут расслабление. И его, естественно, я тоже провожу в конце непосредственно — образовательной деятельности.

Потереть легко ладошки друг о друга, согреть, и мягко наложить на закрытые глазки. Минуты детям достаточно.

Элементы хатха – йоги я стала практиковать в своей деятельности с детьми с 2004 года. Детям они нравятся. Я тоже провожу их в конце непосредственно – образовательной деятельности, после комплексов статических упражнений. Эти упражнения способствуют:

  • формированию правильной осанки и равномерного дыхания;
  • укрепляют мышцы тела;
  • сохраняют и развивают гибкость и пластичность позвоночника,
  • подвижность суставов;
  • развивают морально – волевые качества;
  • вырабатывают равновесие, координацию движений и т.д.

Дети очень любят и хорошо выполняют эти упражнения.

Принимают позу «Лотос» — Скрещенные ноги, пятки прижаты к внутренней стороне бедра, руки лежат на коленях, большой и средний палец сомкнуты, дыхание спокойное. 5 – 8 сек.

Затем медленно переходят в позу «Бабочка» — ноги согнуты в коленях и максимально разведены, ступни соединены, кисти рук, сложенные в замок, обхватывают ступни, подтягивая их к туловищу. Поднимать и опускать колени (бабочка машет крылышками) 5-8 сек.

Затем медленно переходят в позу «Стрекоза» — встать без помощи рук, руки поднять над головой, соединив ладони тыльной стороной (усики); медленно опустить руки и завести их за спину полусогнув (крылышки). Вернуться в позу «Бабочка».

Затем медленно переходят в позу «Черепаха» — сесть, подобрав под себя ноги, пятки и колени развести в стороны, туловище ложится на пол, грудь и лоб касаются пола, руки вытянуты вперёд. Полное расслабление 5 -8 сек.

Снова переходят в позу «Бабочка», затем принимают исходную позу «Лотос». Дыхание спокойное, на выдохе горловой звук «м-м-м-м». Каждую позу выдерживать примерно до 10 секунд.

Заканчиваем эти упражнения очистительным дыханием «Ха» — Руки внизу, полный вдох носом, руки дугами вверх, ладони соединить, задержка дыхания, затем полный выдох, который в два раза длиннее вдоха, через рот с произнесением звука «Ха !!!» и резким опусканием рук вниз (движение напоминает рубку дров).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».         Интенсивное развитие совре...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области "Музыка"

В выступлении на семинаре РМО музыкальных руководителей представлена система здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательно-образовательного процесса, но и профилактику различных заболев...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетического развития»

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающие технологии....

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие».

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие».Что такое здоровьесберегающие технологии?Здоровье – естественное сост...