Методическая разработка. «Профилактика плоскостопия в детском саду»
методическая разработка по физкультуре

Широбокова Ольга Вениаминовна

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Профилактика плоскостопия в детском саду»

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Стопа у человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках.

Балансировочная функция – регуляция позы человека при движениях.

Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях.

Причины плоскостопия зависят от его этиологии. Деформация стопы может быть врожденной и приобретенной (травматической, паралитической, рахитической и статической).

Врожденное плоскостопие. По причине того, что у детей до 5–6 лет присутствуют все признаки плоской стопы, обнаружить врожденное плоскостопие ранее этого возраста бывает очень сложно. Данная патология бывает врожденной приблизительно в 3 % случаев. Она может возникнуть

из-за наследственной субтильности и недостаточности соединительной ткани.

Травматическое плоскостопие. Травмы и переломы лодыжек, голеностопного сустава, пяточной и предплюсневых костей, повреждения мягких тканей, укрепляющих своды стоп, становятся причинами травматического плоскостопия.

Паралитическое плоскостопие. Перенесенный полиомиелит может стать причиной развития паралитического плоскостопия (паралитической плоской стопы). Вследствие этого наступает паралич большеберцовых мышц и мышц стопы.

Рахитическое плоскостопие. Рахит – заболевание, нарушающее нормальное формирование костей человека, в том числе и костей стопы. Хрупкие, непрочные кости стопы и ослабленные мышцы и связки не выдерживают нагрузок тела, вследствие чего происходит деформация стопы и образование плоскостопия.

Существует масса причин, провоцирующих появление деформации стоп и ее прогрессирование. Рассмотрим более подробно самые распространенные:

  • ношение маленькой, узкой, сдавливающей или некачественной обуви;
  • наследственная предрасположенность (дети родителей, у которых определяется плоскостопие, с большей вероятностью будут страдать от аналогичных проблем со стопами);
  • лишние килограммы (ожирение, прибавка в весе);
  • травматизация ног;- болезни, приводящие к хрупкости костей (рахит, осложнения после гриппа и т.п.);
  • мышечная слабость ног (может возникнуть в результате нерегулярных физических нагрузок, при «сидячей работе», низкой двигательной активности).

Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.

Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.

Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).

  • Созданиеполноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).
  • Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.

Также для профилактики плоскостопия в течение года во всех группах образовательного учреждения проводятся занятия совместно с родителями «В ногу с мамой». На этих занятиях дети выполняют упражнения совместно с мамой. Конспект занятия «В ногу с мамой» (приложение 1).

Помимо занятий для родителей проводятся консультации по профилактике плоскостопия – «Профилактика плоскостопия в ДОО» и «Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия» (приложение 2). При проведении консультаций родителям были представлены различные дорожки, атрибуты, упражнения (приложение 3), используемые на утренних гимнастиках, занятиях, досугах и развлечениях.

Родители (законные представители) предложили помощь в изготовлении дорожек из бросового материала, сборе атрибутов (палочки, каштаны, пластиковые крышки и т.д.).


Приложение 1

Конспект совместной деятельности педагога с детьми среднего

дошкольного возраста и родителями

«В ногу с мамой»

Задачи:

  1. Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности.
  2. Расширять у детей двигательный опыт, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость, выносливость.
  3. Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Способствовать эмоциональному сближению родителя с ребенком.

Ход занятия:

1.  Вводная часть.

Дети с родителями входят в физкультурный зал.

Инструктор по физической культуре: Добрый вечер. Предлагаю всем вместе пойти на прогулку по площадкам детского сада.

Звучит музыка «Вместе весело шагать по просторам». Дети встают перед своей мамой и идут в обход по залу

Инструктор по ф.к.: А сейчас, ребята, покажите, какие высокие деревья растут на площадках детского сада.

Дети идут на носочках, поднимают руки вверх. Мамы держат детей за поднятые руки.

Родители: Вот какие высокие деревья выросли на наших площадках.

Инструктор по ф.к.: на площадках также растут невысокие кустики. Давайте присядем и пойдем. Спинка прямая (ходьба в полуприседе).

Инструктор по ф.к.:  Давайте полетаем, как птички. (Бег с перепрыгиванием

через степ-тумбы). Птички полетали и присели на «пеньки» (дети запрыгивают на тумбы). А мамы-птицы охраняют своих птенчиков (летают вокруг «пеньков»).

2.  Основная часть Общеразвивающие упражнения в парах:

  • «Тик-так». Взрослый и ребенок стоят лицом к друг другу. Руки ребенка на талии взрослого, руки взрослого – на плечах ребенка. Одновременные наклоны вправо и влево с произнесением: «Тик» - вправо, «Так» - влево.
  • «Обезьянка». Взрослый и ребенок стоят лицом к друг другу, держась за руки. Ребенок, слегка присев, подпрыгивает и обхватывает ногами туловище взрослого, повиснув на нем. Затем спрыгивает и снова запрыгивает.
  • «Гребцы». Взрослый и ребенок сидят лицом к друг другу, держась за руки. Ноги вытянуты вперед и разведены в стороны. Ноги ребенка лежат на ногах взрослого. Сначала ребенок ложится на спину, взрослый наклоняется к нему вперед. Затем наоборот.
  • «Комочек». Взрослый лежит на спине. Ребенок тоже лежит на спине, на взрослом. Руки у обоих разведены в стороны. Одновременно они садятся,
  • ребенок группируясь, а взрослый обхватывая (обнимая) его. Затем возвращаются в и.п.
  • «Борцы». Взрослый стоит на коленях, ребенок на ногах, выставив одну ногу вперед лицом друг к другу. С напряжением поочередно руки партнеров то сгибаются, то разгибаются (партнеры меряются силой).

Прыжки:

Родители стоят спиной к инструктору ф.к. – дети лицом, держась за руки.

Прыжки выполняются по показу ребенка.

(Музыкальная композиция «Мячик»).

Основные движения.

Инструктор по ф.к.: По парку мы гуляли и промочили ножки. Мамочки, помогите своим детям дойти до дома.

«На ногах у мамы » - Ребенок встает на ноги взрослому. Нужно на ногах у мамы пройти до ориентира и обратно.

Инструктор по ф.к.: В нашем парке много интересных дорожек, посмотрите! Вот из камушков, а вот из каштанов, а эта из мягких листиков…(ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия).

П/игра «Мостик, бревнышки, ворота».

Взрослые ложатся на пол на живот, как можно ближе друг к другу. По команде «Бревнышки» - дети друг за другом ложатся на спины родителей и прокатываются, как бревнышки. По команде «Ворота» - взрослые встают, ноги расставлены. Дети проползают в воротики. По команде «Мостик» - взрослые, опираясь на ноги и кисти рук, образуют мостик. Дети должны проползти под мостом.

3.  Заключительная часть.

Инструктор по ф.к.:        Прогулка в парке удалась?  Что  вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Инструктор по ф.к.: Наша прогулка подошла к концу. Я предлагаю отправиться на кораблике в волшебную страну. Согласны?

Взрослый садится на пол, из ног «делает лодочку», в которую садится ребенок. Свет в зале приглушается, включается волшебная палочка, фонограмма сказочной музыки. Дети закрывают глаза и отправляются в путешествие. Легкий ветерок обдувает лица путешественников.

Инструктор по ф.к.: Вот и закончилось наша прогулка-путешествие. Мы прибыли в детский сад. Давайте обнимем свою мамочку и пойдем в группу.


Приложение 2

Консультация для родителей:

«Использование нестандартного оборудования

для профилактики плоскостопия».

Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов.

Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всей  врожденных  дефектов  стопы),  рахит,  заболевания  нервной  системы, травмы стоп неадекватная статическая        нагрузка. Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для        сохранения        формы и функции        стоп будут        периоды быстрого        роста ребенка, приходящиеся на школьные        годы, периоды гормональной перестройки.

  С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма.

Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.

Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу, не менее важно ношение рациональной обуви.

Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким.

Оборудование для физкультурных уголков для профилактики плоскостопия

  • Младший и средний дошкольный возраст:
  • массажные мячики;
  • дорожка «Ножки пошли по дорожке»;
  • ребристая дорожка;
  • массажные коврики
  • Старший дошкольный возраст:
  • массажные мячики,
  • гимнастические палки;
  • дорожка «Канатик»;
  • «Тропа здоровья» ходьба по нескольким видам неровной - рифленой поверхности, которые отличаются степенью воздействия на стопы ребенка;
  • дорожка «Канатик»;
  • палочки, пробки (собирать пальчиками ног);
  • массажные коврики;
  • дорожка «Валик»;
  • ребристая дорожка.


Приложение 3

Примерный перечень специальных упражнений

И.П. лежа на спине:

  1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
  2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
  3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
  4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
  5. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.

И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые:

  1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
  2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы.
  3. Ноги согнуты в КС, ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
  4. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
  5. Катание каждой стопой малого мяча.
  6. Катание стопами палки.
  7. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.

И.П. стоя:

  1. Подъем на носки.
  2. Подъем на пятки
  3. Полуприседы на носках.
  4. Подъем на наружные своды стоп.
  5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
  1. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
  2. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
  3. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.

Упражнения в ходьбе:

  1. Ходьба на носках.
  2. Ходьба на пятках.
  3. Ходьба на наружном своде стопы
  4. Ходьба на носках в полуприседе.
  5. Ходьба с высоким подниманием бедра.
  6. Ходьба по ребристой доске.
  7. Ходьба по «Тропе здоровья»
  8. Ходьба по следовым дорожкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных технологий в профилактике плоскостопия в детском саду» . Презентация

Цель опыта:  Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи опыта:  1. ...

Профилактика плоскостопия в детском саду

Причины плоскостопия, диагностика, профилактика, специальные упражнения, самомассаж, примерный комплекс гимнастики....

Методическая разработка: «ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ»

В этой работе я хочу показать, как профилактику плоскостопия можно использовать для развития ребёнка в других областях образовательной деятельности....

Методическая разработка - "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

В консультации даны рекомендации по профилактике плоскостопия для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка "Профилактика плоскостопия. Комплекс упражнений"

Профилактика плоскостопия. Комплекс упражнений Исходное положение - сидя на стуле....

методическая разработка "Профилактика плоскостопия"

Профилактика плоскостопия. Комплекс упражнений при плоскостопии и нарушении осанки. Игры....