Методическая разработка: "Проект индивидуального коррекционного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка по физкультуре

Выжлова Надежда Владимировна

Согласно инструктивно-методическому письму Комитета по образованию от 04.02.2016 г. № 03-20-322/16-0-0 «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)», маршрут индивидуального сопровождения детей-инвалидов в ДОУ строится на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА). ИПРА – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды и формы, объёмы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способности инвалида к выполнению определённых видов деятельности, и разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. ИПРА является обязательной для исполнения образовательным учреждением, которое организовывает выполнение Перечня мероприятий в рамках реализации образовательной программы и имеет право дополнить, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида данный Перечень другими мероприятиями реабилитации или абилитации. Таким образом, в целях выполнения ИПРА специалистами ОУ разрабатывается индивидуальный маршрут коррекционно-логопедической и коррекционно-оздоровительной работы с целью сопровождения детей-инвалидов в ДОУ. Нами предложен пример модели построения индивидуального коррекционного маршрута по работе с детьми-инвалидами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_proekt.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Проект индивидуального коррекционного маршрута для детей с ОВЗ

 в соответствии с ФГОС ДО"

Инструктора-методиста ФИЗО 

ГБДОУ №17 Курортного района

Выжловой Надежды Владимировны

        

Санкт-Петербург

2019

Особенности коррекционно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ (ДЦП).

       Работа с детьми, страдающими ДЦП, должна быть обширной и комплексной, развивать все стороны их психики, речи и моторики. Для успешного коррекционно-педагогического процесса важно взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, инструктора по ФК, а также родителей. Грамотно построенный процесс обучения детей с ДЦП позитивно влияет на их способность организовывать и регулировать свою деятельность, умственное и физическое развитие, а также помогает овладеть навыками социально-трудовой ориентировки.

      Для успешной социальной интеграции детей с ДЦП чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и ранней коррекции поведенческих, нервно-психических и двигательных расстройств.

      В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей ребенка. Роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важна. Чем раньше будет начата работа, тем значительнее будут исправлены имеющиеся двигательные нарушения.

     Положительный эффект на детей с ДЦП оказывают занятия АФК (адаптивная физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

              Цель АФК - нормализация двигательной деятельности ребенка (формирование основных двигательных навыков и умений), максимально возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции.

      АФК занимает ведущее место в социальной интеграции и комплексной реабилитации детей с церебральными параличами, поскольку является естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению функций опорно-двигательного аппарата, развитию и нормализации движений.

       Основное средство АФК - физические упражнения.

       Физические упражнения располагают большим потенциалом для коррекции и совершенствования моторики детей с ДЦП. Большое количество физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют совершать отбор оптимальных сочетаний для каждого отдельного случая.

       Под влиянием физических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в ЦНС и стимулирующие развитие двигательных зон мозга.

       В процессе занятий нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

      Общими и обязательными принципами занятий АФК являются:

1. регулярность, систематичность и непрерывность занятий;

2. строгая индивидуализация упражнений АФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;

3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

На занятиях АФК решаются общеобразовательные, оздоровительные, воспитательные задачи (как и в работе со здоровыми детьми), а также коррекционные задачи:

1. Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.

2. Улучшение подвижности в суставах (профилактика и разработка контрактур).

3. Нормализация тонуса мышц.

4. Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии).

5. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.

6. Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук).

7. Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве.

8. Формирование различных опорных реакций рук и ног.

9. Формирование навыка правильной осанки.
       10. Активизация психических процессов и познавательной деятельности.
       11. Общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей.

        Для решения данных задач выполняются комплексы общеразвивающих упражнений, а также специальные упражнения.

        На занятиях АФК при ДЦП используют:

- пассивные упражнения (применяются в случае, когда ребенок не может сам выполнить нужное движение, но оно возможно с посторонней помощью; выполняются медленно, плавно с сохранением заданных направлений и траекторий);

- пассивно-активные (упражнения выполняются с посторонней помощью, при этом возможно оказывать дозированное сопротивление совершаемому движению; используются при ограничении объема движения);

- активные упражнения (формируют мышечное чувство, точность, координацию, равновесие, адаптивный двигательный стереотип);

- упражнения на расслабление (способствуют торможению непроизвольных движений, восстановлению нарушений координации движений и нормализации деятельности внутренних органов);

- упражнения на растягивание (способствуют улучшению эластичности тканей, тем самым облегчая восстановление подвижности в суставах; применяются осторожно, особенно при контрактурах, в сочетании с упражнениями на расслабление);

- дыхательные упражнения (направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями; большое внимание следует уделяется овладению типами дыхания с выполнением длительного выдоха, так как дыхание у детей с ДЦП в основном поверхностное, не координированное с движениями);

- силовые и скоростно-силовые упражнения (направлены на регуляцию мышечных сокращений; содействуют восстановлению подвижности в суставах, опороспособности, улучшению обменных процессов в мышцах, нарастанию мышечной массы, развитию силовой выносливости, улучшению работоспособности и осанки);

- упражнения на координацию движений (применяются для восстановления основ управления движениями; способствуют свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение), овладению сложными сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов);

- упражнения на равновесие (способствуют воспитанию правильной осанки, тренировке функций вестибулярного анализатора, нормализации опороспособности, развитию реакций равновесия в разных условиях);

- прикладные упражнения (включают различные способы передвижения - ползание, ходьбу, бег, а также прыжки, лазание метание, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни).

- подвижные игры (имеют большое воспитательное значение как эмоциональный способ закрепления двигательных навыков).

     При проведении занятий (выполнении упражнений) необходимо использовать звуковые (выполнение упражнений под музыку) и речевые стимулы. Четкая речевая инструкция имеет особо важное значение. Она нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, ребенку легче их координировать. Для тренировки вестибулярного аппарата возможно чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами. Для усиления тактильных ощущений используются массажные коврики.

     При работе с детьми, имеющими церебральную патологию, также возможно использовать «сухой» бассейн.

     В «сухом» бассейне тело ребенка находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяет потребность в движении. «Сухой» бассейн способствует развитию моторики, координации движений, равновесия, всех сенсорных систем, стимулирует поисковую и творческую активность ребенка, позволяет добиться качественной релаксации. Упражнения, проводимые в «сухом» бассейне, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, способствуют развитию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, стимулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей. Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка, занятия в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и, резвясь среди множества ярких разноцветных шариков, у них появляется возможность выплеснуть негативные эмоции.

     В ходе движений («плавания» или других процедур, проводимых в «сухом» бассейне) у ребенка в большей или меньшей степени происходит формирование психомоторных способностей. Поэтому занятия с использованием «сухого» бассейна - это активный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие психомоторных задатков и двигательной деятельности детей.

     Психомоторная обучаемость в ходе занятий в «сухом» бассейне характеризуется не столько содержательной стороной учения (приобретаемыми знаниями и умениями), сколько скоростью и легкостью их усвоения, овладения необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности, степенью ее активности, самостоятельности, гибкости, достигаемыми в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

     Задачи сенсомоторного развития, в том числе и коррекции его нарушений у детей, решаются в процессе занятий с использованием «сухого» бассейна, если эти занятия организуются с учетом следующих направлений:

- развитие способности к точному управлению движениями в пространстве «сухого» бассейна (чувство пространства)

- формирование способности к реагированию на изменение положения тела во время перемещения в «сухом» бассейне (время сложной двигательной реакции)

- развитие способности сохранять равновесие, перемещаясь в «море» шариков (статическая координация)

- обучение навыкам поддержания максимально возможного темпа движений во время плавания в «сухом» бассейне (частота движений за единицу времени)

- развитие моторной асимметрии

- обучение и развитие словесной регуляции движений в «сухом» бассейне (выполнение двигательных действий по словесной инструкции, оречевление собственных действий, рассказ о своих ощущениях и т.п.)

- снижение повышенного психического возбуждения (релаксация)

- развитие способности к активному воображению.

Рекомендации по проведению занятий в сухом бассейне:

- занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально

- обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес

- подбор упражнений, игр в бассейне должен быть индивидуальным в зависимости от формы и степени тяжести заболевания (с учетом возможностей ребенка)

- продолжительность занятия 15-20 минут; частота - 1 раз в неделю.

Эффекты создаваемые сухим бассейном:

  • Массажный эффект;
  • Эффект ускользающей, податливой опоры;
  • Эффект погружения;
  • Сенсорный эффект;
  • Закаливающий эффект;
  • Расслабляющий эффект;
  • Тренирующий эффект.

Занятия в «сухом» бассейне позволяют тренировать:

  • мышцы туловища и конечностей
  • отрабатывать методику безопасного падения
  • тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения на сопротивление в вязкой среде бассейна
  • выполнять упражнения на расслабление.

Перечень основных упражнений используемых в сухом бассейне.

  • общеразвивающие и специальные
  • дыхательные упражнения
  • массажные движения
  • упражнения в сопротивлении
  • упражнения в равновесии
  • упражнения с применением разнообразных дополнительных предметов (валики, мячи, утяжелители и др.)
  • прикладные (ползание, ручные захваты, метание мячей).

Исходные положения, применяемые в сухом бассейне:

  • лежа на животе
  • спине
  • на боку
  • сидя
  • сидя ноги скрестив по-турецки
  • сидя и лежа ноги свешиваются с бортиков бассейна
  • стоя на четвереньках
  • стоя на коленях.

Благодаря своей эффективности и доступности наиболее часто при работе с детьми с ДЦП используется гидрокинезотерапия (проведение физических упражнений в воде). 

        Эффективность воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП заключается в определенных механизмах, обусловленных водной средой.

        Вода - уникальная тренировочная среда. Она помогает ребенку, больному ДЦП, облегчая вес тела и снимая нагрузку с пораженных суставов и позвоночника, нормализует процессы возбуждения и торможения, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Движение в ней затруднено (тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляется опорно-двигательный аппарат), поэтому у детей есть время «осознать» его и постараться сделать то, что от него требуют. Очень многие упражнения, не получавшиеся на суше, получаются у них в водной среде. Пребывание в бассейне избавляет от болевых ощущений во время физических упражнений, заставляет активней дышать, улучшая легочную вентиляцию (что является отличным профилактическим средством, предупреждающим заболевания верхних дыхательных путей), тренирует сердечно-сосудистую систему, нежно массирует кожу, усиливая кровообращение (улучшая кровоснабжение органов и тканей). Мышцы, испытывающие напряжение на воздухе, в водной среде расслабляются, позволяя совершать новые движения, уменьшаются гиперкинезы (подергивания), увеличивается объем активных движений. Ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в «безопорном» положении способствует развитию стопы. Поддержание корпуса тела в воде способствует восстановлению и улучшению координации движений.

        Другим положительным эффектом от плавания является мягкое регулирование нервной системы ребенка путем предоставления ему положительных эмоций. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния, способствуют закаливанию организма, улучшают сон, повышают аппетит и общий тонус организма.

        Таким образом, гидрокинезотерапия, благодаря разностороннему действию, позволяет решить следующие задачи:

  1. укрепление здоровья ребенка
  2. снижение спастики, повышение силы мышц
  3. развитие двигательных способностей (увеличение объема активных движений в суставах, укрепление опорно-двигательного аппарата)
  4. улучшение психоэмоционального состояния
  5. адаптация к ежедневным физическим нагрузкам.

        В процессе занятий используются следующие средства гидрокинезотерапии:

  1. физические упражнения в воде
  2. элементы плавания.

Перспективное планирование коррекционно-оздоровительной работы (АФК).

Этапы

Задачи

Используемые комплексы

Результат

1.Подготовительный этап

1. Оценить уровень функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, двигательные умения и навыки (двигательные возможности).

2. Разработать индивидуальную программу коррекционно-оздоровительной работы (физического развития ребенка (индивидуальный маршрут оказания помощи ребёнку).

Используемые основные упражнения:

- силовая выносливость мышц (брюшного пресса, разгибателей спины, средней ягодичной мышцы, сгибателей шеи, мышц ног)

- координация движений, равновесие

- мелкая моторика

- общая моторика (объем движений)

Выявление уровня двигательных возможностей, степени развития физических качеств.

   Оформление протоколов обследования двигательных умений и навыков.

   Разработка индивидуальных занятий в соответствии с особенностями физического развития, спецификой индивидуальных возможностей ребенка.

2. Основной этап:

- коррекционно-оздоровительная работа

- работа с родителями

- работа с педагогами

Реализация программы по решению следующих задач:

- нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей

- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной  систем организма

- формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп

- коррекция координационных нарушений

- тренировка мышечно-суставного чувства

- профилактика и коррекция тугоподвижности в суставах

- преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп

- нормализация тонуса мышц

- активизация психических процессов и познавательной деятельности

- развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук)

- общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей.

Организация совместной работы инструктора по физической культуре и родителей по оказанию помощи детям.

1. Оказание помощи в подборе различных видов коррекционных упражнений и игр для проведения физкультминуток, динамических пауз.

 2. Совместная работа с педагогами в различных видах НОД.

- пассивные упражнения;

- пассивно-активные упражнения;

- активные упражнения;

- упражнения на расслабление;

- упражнения на растягивание;

- дыхательные упражнения;

- силовые и скоростно-силовые упражнения;

- упражнения на координацию движений;

- упражнения на равновесие.

- упражнения для развития точных дифференцированных движений пальцев рук

- прикладные упражнения

- подвижные игры

Индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях, семинарах-практикумах.

Индивидуальные и фронтальные консультации, педагогические советы, семинары-практикумы и т.п., разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных уровня физической подготовленности).

  • повышение заинтересованности к занятиям физическими упражнениями;
  • снижение тонуса мышц;
  • преодоление слабости  отдельных мышечных групп;
  • улучшение подвижности в суставах;
  • увеличение амплитуды движений;
  • улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма;
  • нормализация опороспособности;
  • улучшение эмоционально-волевой сферы.

Повышение уровня компетентности родителей в оказании помощи детям.

   Повышение уровня компетентности педагогов в работе с детьми с ДЦП.

3.Заключительный этап

Оценить состояние мышц, амплитуду движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки.

Оценить эффективность коррекционно-оздоровительной работы.

Используемые основные упражнения:

- силовая выносливость мышц (брюшного пресса, разгибателей спины, сгибателей шеи, мышц ног)

- координация движений, равновесие

- мелкая моторика

- общая моторика (объем движений)

Сравнительный анализ полученных результатов

Форма календарно-тематического планирования

Направления деятельности

понедельник

среда

пятница

АФК

1-2 раз в неделю

Сухой бассейн

1 раз в неделю

Гидрокинезотерапия

1 раз в неделю

2.2. Динамика физического развития дошкольника с ОВЗ

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Дата поступления в группу_______________________________________________

Заключение инструктора ФИЗО___________________________________________

______________________________________________________________________

Двигательные возможности

Период обследования

начало уч.г.

середина уч.г.

конец уч.г.

Силовая выносливость мышц

Координация движений и равновесия

Общая и мелкая моторика






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта «Кто опрятен, тот приятен» (возраст детей 2–3 года)

Актуальность проекта: С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша ...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которо...

Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...

Методическая разработка проекта «Кто опрятен, тот приятен» (возраст детей 2–3 года)

Актуальность проекта: с первых дней жизни при формировании культурно-гигиеническтх навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно главный процесс социализации, вхождение малыша...

Методическая разработка "Проект с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 4-5 лет на тему:" Я - Мойдодыр".

Целью этого проекта является  сформировать правила гигиены как основы здорового образа хизни. В ходе проекта научить детей укреплять и сохранять здоровье, создавая условия для систематического за...

Методическая разработка проекта "Новый год - любимый праздник!" для детей раннего возраста 2-3 лет. Воспитатель Зудина Г. В.

Изучение образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Художественно-эстетическая", "Физическое развитие". Конечный результат - изго...