Методические рекомендации "Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей"
статья по физкультуре
Представленный материал отражает современные подходы в работе с родителями.Адресовано инструкторам по плаванию в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка—
детский сад № 111” г. Сыктывкара
С.А.Яковлева
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей
с целью оздоровления детей через обучение плаванию
Автор - составитель С.А.Яковлева
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей с целью оздоровления детей через обучение плаванию / авт. – сост. С.А.Яковлева. – Сыктывкар: МАДОУ «ЦРР – Д/С № 111», 2010. - с 14.
Представленный материал отражает современные подходы к организации работы инструктора по плаванию с родителями.
Адресовано преподавателям и инструкторам по плаванию в дошкольных образовательных учреждениях, организаторам кружковой работы.
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей
с целью оздоровления детей через обучение плаванию
На современном этапе развития нашего общества здоровье детей – одна из важнейших проблем дошкольного воспитания, которая обусловлена поиском наиболее эффективных средств оздоровления детей. В северных регионах количество заболеваний дошкольников увеличивается в несколько раз, что нередко является причиной развития хронических заболеваний. По медицинским данным, 29% детей выпускаются в школу с различными нарушениями в состоянии здоровья. Это свидетельствует о том, что проблемы оздоровления детей на Севере были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания.
В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была одной из приоритетной. Многолетний опыт работы и анализ педагогической литературы показали, что одним из наиболее действенных методов оздоровления дошкольников является водное закаливание. В системе водных процедур особое место отводится плаванию. Благотворное влияние плавания на организм ребёнка заключается в укреплении различных функциональных систем детского организма. Плавание помогает адаптироваться к изменениям окружающей среды, повышает общее эмоциональное состояние детей.
Решение проблемы оздоровления детей посредством плавания возможно лишь при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, основанного на следующих принципах:
• партнерства семьи и дошкольного учреждения в вопросах воспитания и
оздоровления детей;
• единства целей и задач воспитания и оздоровления детей;
• максимального использования оздоровительного потенциала детского
организма родителями и педагогами;
• анализа процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его
промежуточных и конечных результатов.
В процессе работы мы используем новые и совершенствуем существующие формы, средства и методы оздоровления детей дошкольного возраста в условиях нашего дошкольного учреждения. При определении форм взаимодействия детского сада и семьи мы руководствуемся, прежде всего, тем, что они должны способствовать оздоровлению детей дошкольного возраста в процессе обучения плаванию. Работу строим по трехуровневой системе «инструктор по физической культуре - родитель - дети», где все являются равноправными партнерами, но инструктор по плаванию при необходимости выступает в качестве квалифицированного консультанта, который подсказывает, обсуждает вместе с родителями возникшие трудности при обучении дошкольников плаванию, совместно намечают способы решения проблем оздоровления.
Поэтапное вовлечение родителей строится следующим образом:
Первый этап – выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления собственного ребёнка путем анкетирования. Анкетирование – одна из активных форм получения и обмена информацией. Анализ анкетирования позволяет инструктору по плаванию сделать вывод об уровне компетентности родителей по теме оздоровления детей, о представлениях родителей о плавании, учесть пожелания и ожидания от занятий плаванием.
Второй этап – планирование работы с родителями, составление перспективного плана
Третий этап – педагогическое просвещение родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, представление данных диагностики по выявлению состояния здоровья детей.
Четвертый этап – партнёрство инструктора по плаванию, педагогов и родителей в оздоровлении дошкольников посредством плавания.
Нами реализуются следующие формы взаимодействия инструктора по плаванию с родителями воспитанников. Традиционные формы, такие как родительские собрания, конференции, беседы, консультации, открытые занятия, праздники вошли в жизнь детского сада со времен становления дошкольного воспитания. Родительские собрания, конференции – это целесообразные и действенные формы работы с коллективом родителей, которые позволяют осуществлять организованное ознакомление с задачами и методами обучения детей плаванию, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Наиболее доступная и эффективная форма установления двусторонней связи инструктора по плаванию с семьей – беседа. Целью педагогической беседы обычно является обмен мнениями и достижение единой точки зрения по вопросам оздоровления, оказание родителям своевременной адресной помощи в вопросах обучения детей плаванию. Консультации как групповые, так и индивидуальные организуются с целью получения ответов на все интересующие вопросы родителей. Консультации эффективны при ознакомлении родителей с методами и приемами воспитания, оказании им помощи при решении возникающих проблем. При этом педагог выступает в качестве квалифицированного консультанта, который может дать ответы на возникающие вопросы, обсудить вместе с родителями возникшие трудности. Учитывая специфику работы специалиста, невозможность ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми, на наш взгляд, являются наглядно – информационные формы работы, которые, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей в процессе обучения плаванию. Они способствуют преодолению у родителей поверхностного, часто субъективного мнения о роли плавания в жизни ребёнка.
Родители должны иметь представление о том, что работа с детьми основывается на научных исследованиях в этой области, носит планомерный и систематический характер. Разработанная рабочая учебная программа определяет цели, задачи; учебно-тематический план регламентирует содержание занятий и их последовательность; плавательные движения и игровые упражнения, используемые на занятиях, соответствуют возрастным возможностям детей. Постепенное введение более сложных элементов планируется в зависимости от уровня развития детей и степени освоения ими программных задач, определены требования к уровню плавательной подготовленности в каждой возрастной группе.
Наглядно - информационные формы взаимодействия, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях обучения детей плаванию на определённом возрастном этапе, его значении в жизни и укреплении здоровья ребёнка. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное:
• информационные стенды, где представлены расписание занятий, информация о программах по плаванию, используемых в детском саду, перечень рекомендуемой литературы, а также игры и подводящие упражнения, которые можно делать в домашних условиях и многое другое;
• папки – передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения плаванию, дают информацию о том, чему может научиться ребёнок в определённом возрасте при систематическом посещении занятий плаванием и т.д.;
• результаты контрольных срезов об изменениях в состоянии здоровья детей на всех этапах работы.
• рекомендации, практические советы, которые позволяют накапливать опыт формирования навыка обучения плаванию
• выставки детских работ «Я умею плавать», «У нас в бассейне здорово»,
это совместные работы педагогов и детей, родителей и детей с рисунками
и рассказами о плавании;
• фоторепортажи «Хороши пловцы малыши», которые сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей и организуются педагогами групп совместно с инструктором по плаванию;
• фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные плавательные упражнения.
Использование инструктором по плаванию данных форм общения с родителями играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к обучению плаванию детей в дошкольном учреждении. Разработанная и реализуемая система взаимодействия инструктора по плаванию с семьей эффективна в оздоровлении дошкольников посредством плавания. Она позволяет создать общий эмоционально – положительный настрой родителей на оздоровление детей,
сформировать интерес дошкольников к занятиям в бассейне.
Необходимым условием успешного обучения плаванию детей является положительное отношение их родителей к занятиям в бассейне. Правильно организованная работа с родителями будет способствовать повышению их грамотности в области плавания. Только при тесной взаимосвязи детского сада и семьи можно добиться позитивных результатов в оздоровлении детей в процессе обучения плаванию.
Приложение №1
Анкета
Уважаемые родители!
Ваше активное участие в анкетирование позволит нам эффективно проводить работу по оздоровлению и обучению плаванию Вашего ребенка.
1.Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
2. Ваша оценка состояния здоровья ребенка:
- хорошее
- удовлетворительное
- плохое (указать причину)________________________________________
3.Делает ли ребенок дома утреннюю зарядку?
- нет
- иногда
- только в выходные дни
- да, всегда
4.Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
- да (то какую)_____________________________________________
- нет
5.Проводите ли Вы закаливающие процедуры в домашних условиях:
- нет
- да, регулярно (указать какие)_________________________________________
- да, иногда (указать какие)____________________________________________
6. Каково ваше отношение к обучению детей плаванию в детском саду:
- положительное (указать почему)______________________________________
- отрицательное (указать почему)_______________________________________
7. Посещаете ли Вы бассейн?
- нет
- иногда
- да, часто
- с детьми
8. Какие, на ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду (перечислить)_______________________________________________________________________
9. Консультации по какому вопросу оздоровления и обучения детей плаванию Вы бы хотели получить?
_________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2
Модель системы работы с семьей инструктора по плаванию
Анкетирование
Цель: выявление отношения родителей к процессу обучения детей плаванию в детском саду
Приложение №3
Перспективный план работы инструктора по плаванию
с родителями на учебный год
№ | Работа с родителями | Группы | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Анкетирование родителей | подготови-тельные | сентябрь | инструктор по плаванию |
2 | День открытых дверей (показ занятий, консультации, экскурсия в бассейн) | группы по расписанию | ноябрь | инструктор по плаванию |
3 | Выступление на родительских собраниях | по приглашению | в течение года | инструктор по плаванию |
4 | Оформление наглядного материала в родительских уголках «Задачи обучения плаванию в каждой возрастной группе» | все группы | сентябрь октябрь | инструктор по плаванию |
5 | Оформление папки-передвижки «Хорошая осанка- это красиво и полезно» | старшие, подготови-тельные | декабрь | инструктор по плаванию |
6 | Оформление наглядного материала «Влияние занятий по плаванию на психологический комфорт детей» | подготови-тельные | январь | инструктор по плаванию |
7 | Письменная информация в родительский уголок «Когда лучше начинать учить детей плавать» | вторые младшие | февраль | инструктор по плаванию |
8 | Статья в родительский уголок «Как подготовиться к занятиям в бассейне дома» | средние | ноябрь | инструктор по плаванию |
9 | Оформление наглядного материала «Плавайте на здоровье» | подготови-тельные | апрель | инструктор по плаванию |
10 | Выступление на родительском собрании «Готовимся к занятиям в бассейне» | первые младшие | май | инструктор по плаванию |
11 | Индивидуальные консультации (во время консультативных часов) | все группы | в течение года | инструктор по плаванию |
12 | Подбор материала для газеты «Растишка» | все группы | вторая половина года | инструктор по плаванию |
13 | Страничка в родительский уголок «Да здравствует вода! Да здравствует купание» | старшие | март | инструктор по плаванию |
14 | Оформление практических советов «Мамы и папы! Учите ребенка плавать» | вторые младшие | в течение года | инструктор по плаванию |
15 | Оформление рекомендаций по организации летнего отдыха «Ах, это море, эти пляжи!» | средние старшие | май | инструктор по плаванию медсестра |
Приложение № 4
Формы работы с родителями инструктора по плаванию
Приложение №5
Перечень тем для информационного просвещения родителей
по вопросу оздоровления и обучения детей плаванию.
- «Обучение детей плаванию в детском саду»
- «От всех болезней нам полезней…»(как влияют систематические занятия плаванием на детский организм)
- «Да здравствует вода, да здравствует купание»
- «Когда лучше начинать учить детей плавать»
- «Задачи обучения плаванию в разных возрастных группах»
- «Плавание – здоровье малышей»
- «Хорошая осанка – это красиво и полезно»
- «Влияние занятий по плаванию на психологический комфорт детей»
- «Плавайте на здоровье!»
- «Вода дарит здоровье»
- «Мамы папы учите детей плавать»
- «Ах, это море, эти пляжи»
Приложение №6
МАМЫ И ПАПЫ! УЧИТЕ РЕБЕНКА ПЛАВАТЬ
(Упражнения, рекомендуемые родителям для занятий с детьми дома
при подготовке к посещению бассейна)
№ 1. Родитель набирает полную ладонь воды и умывает лицо малыша. Поливает водой ребенка, находящегося в ванне: сначала плечи, затем голову. Ребенок не должен закрывать глаза, лицо руками.
№ 2. То же но ребенок делает это сам.
№ 3. Малыш дует на воду так, чтобы были волны. Для этого он должен сделать глубокий вдох, нагнуться к воде и подуть как на горячий чай. Повторить 6-8 раз.
№ 4. Ребенок опускает лицо в таз с водой, или ванну вначале на 1 с, затем на все более продолжительное время. Он должен научиться опускать лицо в воду и задерживать дыхание под водой на 5-6 с.
№ 5. То же, но открывать под водой глаза.
№ 6. В ванне ребенок ложится грудью на воду, руки в упоре о дно, вода до подбородка. Опускать лицо в воду с задержкой дыхания на 1 с.
№ 7.Ребенок делает глубокий вдох, опускает лицо в воду и делает медленный выдох, чтобы были пузыри над водой. Повторить 2-6 раз. Руками лицо не вытирать, глаза стараться держать открытыми.
№ 8. Сидя, руки в упоре сзади на предплечья. Оттягивать носки ног и слегка поворачивать их внутрь. Приподнимать ноги и проделывать быстрые попеременные движения вверх-вниз.
Литература:
- Березина Н.О. Анкетирование родителей по вопросам состояния здоровья ребенка и его образа жизни. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №8. 2008. с.63
- Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания М.:Глобус. Волгоград: Панорама, 2009. 192с.
- Джемакулова Б.А.Козлова М.Н. Новые формы сотрудничества с родителями.
// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6. 2007. с. 65.
- Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель № 4. 2009. с.74
- Козлова А.В. Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей М.: ТЦ Сфера. 2004. 112с.
- Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.
// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2. 2007. с.60
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный план работы инструктора по плаванию с родителями на год
Работа с родителямиГруппыСроки проведенияОтветственныйОтметка о выполнении1.2.3.4.5.Анкетирование родителей. Оформление наглядного материала в родительских уголках «Задачи обучения плаванию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829462-1476207461.jpg)
Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями
Одна из важнейших задач педагогов ДОУ – поиск эффективных средств оздоровления детей. В последние годы в разы увеличилось количество дошкольников с различными нарушениями в состоянии здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-79161-1512489707.jpg)
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей воспитанников ДОУ.
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей воспитанников ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1160474-1567729977.jpg)
Выступление на тему "Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями"
Выступление на педагогическом совете из опыта работы инструктора по плаванию....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/21/picture-551038-1711002603.jpg)
Методическая копилка инструктора по плаванию
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (элементы фонетической ритмики, дыхательной гимнастики Стрельниковой). Большинство детей с ОНР по итогам первоначальной диаг...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/09/picture-1217905-1583754534.jpg)
"Консультации инструктора по плаванию для родителей"
quot;Консультации инструктора по плаванию для родителей"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/21/picture-1039637-1526918311.jpg)
Презентация "Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями"
Презентация "Вовлечение родителей в образовательную деятельность"Показателями эффективности вовлечения родителей в образовательную деятельность можно считать:Проявление стойкого интереса бол...