Методическая копилка инструктора по плаванию
консультация по коррекционной педагогике

Стряпкова Елена Николаевна

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (элементы фонетической ритмики, дыхательной гимнастики Стрельниковой). Большинство детей с ОНР по итогам первоначальной диагностики имеют поверхностный верхнеключичный тип дыхания, слабый речевой выдох, отсутствие целенаправленной воздушной струи, что затрудняет постановку звуков. Специальные упражнения в игровой форме «Подуем на кораблики», «Звездочка», «Водолазы» помогают детям научится делать глубокий вдох, задерживать дыхание, делать длинный и плавный выдох.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukova_gimnastika_v_plavanie.docx48.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка инструктора по плаванию

Дыхательные упражнения

Звуковая гимнастика

Игры на воде

Дыхательные упражнения на воде

1. «Дудочка»

В: выдох, погружая губы в воду

2. «Киты»

В: опустить лицо в воду, сильно выдохнуть.

3. «Насос»

В: попеременные приседания с выдохом в воду.

4. «Крокодилы»

В: держась за поручень бассейна, лечь на воду, выполнять движения ногами кроль.

5. «Поплавок»

В: стоя в воде, сделать глубокий вдох, присесть, погрузившись с головой.  Сделать выдох в воду и всать.

6. «Петушки»

В: Ходьба по дну бассейна, высоко поднимая колени. «Ку-ка-ре-ку»

7. «Пика»

В: продолжительное скольжение  по воде на выдохе.

8. «Медуза»

В: стоя в воде, сделать глубокий вдох, лечь на воду (голова, руки и ноги свободно висят)

9. «Пузыри»

В: выдох в воду 10-15 раз

Дыхательные упражнения со звуком

1. «Пальма»

И.п.: встать прямо, руки над головой (большие пальцы переплести, указательные переплести). Подняться на носочки, растягивая позвоночник (задержаться в этом положении на 10 сек.), опуститься на стопу.

2. «Перышко»

И.п.: основная стойка. Мысленно положить перышко на ладонь. Поднять руку ладонью вверх до уровня рта, сделать выдох, сдуть перо. «ф-ф-ф»

3. «Ветерок»

И.п.: основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з»

4. «Брюшное дыхание»

И.п.: лежа на спине, ладони на животе. Глубокий медленный плавный вдох- спокойный выдох (8 раз)

5. «Дыхание «ха»

И.п.: встать прямо, пятки и носки вместе. Руки опущены вдоль туловища. Плечи отвести назад, живот подтянуть, голову держать прямо. Сделать медленный глубокий вдох, поднимая руки над головой и вытягиваясь вверх. Задержать дыхание на несколько секунд. Затем выдыхая через рот с приглушенным звуком «ха», наклониться вперед всем корпусом и расслабить мышцы рук.

6. «Дыхание йогов»

И.п.: то же. Медленно вдохнуть воздух, слегка выпячивая живот, расширяя грудную клетку и поднимая плечи. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить живот, среднюю часть грудной клетки и плечи. «х-х-х»

http://29ds.ru/images/stories/jpg40%20.jpg

Звуковая гимнастика

(методика С.В.Хрущева)

По этой методике специальные дыхательные упражнения с акцентом на удлинение выдоха выполняются на фоне постепенно возрастающей физической нагрузки, реакция организма на которую строго контролируется. Большое внимание уделяется миорелаксации, а также эмоциональному содержанию занятий.

Показания к назначению ЗГ: бронхиальная астма различного течения при общем удовлетворительном состоянии ребенка – после прекращения приступа и в течении всего периода ремиссии.

Противопоказания: начавшийся приступ, обострение хронического процесса в легких.

При помощи дыхательных упражнений нередко удается предотвратить или ликвидировать уже начавшийся приступ. Некоторые дети с успехом применяют такие упражнения дома, но для этого необходим известный навык правильного дыхания, который приобретается в процессе длительной тренировки под руководством.

Задачи и средства ЗГ:

  1. ликвидация спазма бронхиальных мышц
  2. повышение общего тонуса организма
  3. укрепление и закаливание организма ребенка для предупреждения дальнейших обострений заболевания
  4. восстановление нормального физиологического типа дыхания
  5. обучение ребенка управлению дыханием для облегчения своего состояния во время приступа или его снятия.

Решение этих задач достигается выполнением специальных дыхательных упражнений и упражнений в расслаблении, дыхательных упражнений на фоне физической нагрузки (в виде ОРУ,  игр, имитационных упражнений), а также массажа и закаливающих процедур.

Цель ЗГ:

  • уменьшение бронхоспазм;
  • закрепление навыка правильного дыхания.

Характерно, что в этой методике звуковой выдох применяется при выполнении не только специальных дыхательных, но и ОРУ.

Звуковой выдох через рот применяется только в период освоения специальных, дыхательных, ОРУ и согласования их с правильным дыханием. При правильной постановке дыхания детей постепенно приучают к выдоху через нос при выполнении всех физических упражнений, так как известно, что он имеет отнюдь не меньшее значение, чем вдох. Однако даже при выдохе через нос дети должны произносить звук «м-м-м» («мычать»), что позволяет им контролировать равномерность дыхания. По окончании произнесения звука выдох должен быть продолжен.

ИГРА «ЗАЙКА»

Цель: воспитание навыка правильного дыхания в процессе речи.

Зайка раз в беду попал,

Поднять руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. – выдох с произнесением «у-х-х-х». 2 р.

Вот что нам он рассказал:

Руки на пояс – вдох; наклонить туловище вперед – выдох с произнесением «в-д-р-у-х-х-х!». 3-4 р.

Он в лесу один гулял

Ходьба на месте и с небольшим продвижением по кругу. На выдохе произносить «стра-х-х!»

Сильный треск вдруг услыхал

Присесть – удлиненный выдох с произнесением «б-а-а-х-х!» 3-5 р.

Это, видно, треснул сук

Поднять руки в стороны – вдох, опустить руки вперед и вниз – выдох с произнесением «бру-х-х-х» 2-3 р.

Под суком-огромный жук

Взять в руки гимнастические палки, затем поднять их вверх-вдох, опустить руки- выдох «ЖУ-х-х» 4-5 р.

Он усами шевелит

Положить гимнастические палки на плечи- вдох, повернуть туловище направо- выдох «ж-ж-ж» 3-4 р.

И жужжит, жужжит, жужжит!

Поднять руки с палками вверх-вдох, наклониться вперед, опуская руки и положив палки на пол-выдох «жу-у-у»

Прилетел на звук комарик

Взять в руки мячи и подбросить их вверх- вдох, поймать- выдох «с-с-с» 4-5 р.

У него в руках фонарик

Поднять мячи вверх-вдох, опустить руки- выдох «с-с-с»

И зеленая лягушка

Поднять мячи вверх-вдох, присесть положить мяч на пол- выдох «ох-х-х»

Прискакала как квакушка

Сделать вдох, бросить мяч двумя руками на пол, затем выдох с произнесением «ква-а-к», поймать мяч. 2-3 р.

Зайка к нам стрелой бежал

Сесть на пятки, вдох медленный и спокойный, на выдохе «ру-х-х» 3-4 р.

И об этом рассказал

Отдых в положении сидя, дыхание произвольное.

«трубач»

сжав кисти в кулаки, поднять их к лицу, расположив друг перед другом-вдох, затем выдох, «пф-пф»

Выдох спокойный, удлиненный.

«жук»

поднять руки в стороны-вдох, вернуться в и.п.-выдох, «ж-ж»

поднятые руки отводить немного назад

«комарик»

повернуться направо-выдох, «с-с», вернуться в и.п. То же, с поворотом налево. Повороты выполнять медленно.

 

«каша кипит»

выпячивая живот, а потом и грудь, сделать вдох, опуская грудную клетку и втягивая живот-выдох, «ш-ш-ш». Плечи не поднимать.

«поезд»

топать поочередно левой и правой ногой. «чуух-чуух». Ноги высоко не поднимать, темп медленный.

«концерт животных»

распределяются роли различных животных. По команде-выдох, затем дети поочередно произносят звуки, сооветствующие своей роли.

«мячик»

бросить мяч снизу вверх (лучше в цель)-выдох с произнесением звуков «у-у-ух».

Выдыхать медленно, после броска

«вороны»

поднять руки через стороны вверх-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением звуков «а-а-а-р-р».

Поднимать руки быстро.

«гуси»

Наклонить туловище вперед-вниз- выдох «г-у-у», вернуться в и.п.-вдох.

То же  с произнесением «г-о-о», и потом «г-а-а»

 

«увидели волка»

Руки свободно опущены.

отвести плечи назад-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением «а-а-х».

плечи не поднимать.

«милиционер»

одну руку поднять через сторону вверх, другую отвести в сторону-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением «р-р-р».

«маятник»

наклонить туловище вправо-выдох с произнесением «т-у-х-х», вернуться ви.п. То же, в другую сторону. Не наклоняться вперед.

«турник»

поднять палку вверх, посмотреть на нее-вдох. Вернуться в и.п.-выдох с произношением «у-у».

Дыхание не задерживать.

Поднимая руки, отвести назад

«свисток»

повернуть туловище направо-выдох с произнесением «с-с», вернуться в и.п.- вдох.

То же с поворотом налево.

Не отрывать пятки от пола.

«журавли»

поднять руки в стороны-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением «Г-у-ур-р».

следить за осанкой.

«пловцы»

руки к плечам, затем вытянуть вперед-выдох с произнесением звука «у-у-у», вернуться ви.п.

вытягивая руки вперед, немного наклониться.

«бычок»

ходьба: на счет 1-2 сделать вдох, на счет 3-6 выдох через нос с произнесением звука «м-м-м».

следить за осанкой.

Не смотреть при ходьбе вниз.

«аист»

поднять руки в стороны, одну ногу согнуть в колене и слегка приподнять-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением «ш-ш-ш»

 

«лыжники»

имитация ходьбы на лыжах, выполняя поочередные выпады ногами, выбрасывая руки вперед.1-3-вдох, 3-6-выдох через нос с произнесением «м-м»

 

«дровосек»

поднять руки вверх, кисти в «замке»-вдох. Полуприсесть, наклониться вперед, опустить руки-выдох с произнесением «у-х-х».

наклоняться резко.

http://29ds.ru/images/stories/jpg40%20.jpg

Игры на воде.

«Еж»

Ц: учить ребенка группироваться (сед на корточках, обхватить колени руками, голову прижать к коленям).

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог,

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

«Смелые ребята»

Ц: учить ребенка открывать глаза в воде.

Мы ребята смелые,

Смелые, умелые.

Если только захотим,

Сразу в воду поглядим.

«Мостик»

Ц: учить ребенка лежать на воде.

Мостик сделайте, ребята,

Буду я под ним нырять,

А теперь смелей ложитесь,

На воде лежать учитесь.

«Цапля»

Ц: учить ребенка опускать голову в воду.

Цапля вышла на охоту,

Лягушатам мой совет:

Кто не спрячется в болото,

Цапнет цапля на обед.

 

«Волк и зайцы»

Ц: учить ребенка опускать голову в воду.

1-2-3-4-5,

Негде зайчику скакать.

Всюду ходит волк,

Он зубами – щелк.

А мы спрячемся в кусты.

Прячься заинька и ты.

«Качели»

Ц: учить ребенка лежать на воде.

Все лето качели качались и пели,

И мы на качелях на небо летели.

Настали осенние дни,

Качели остались одни.

Лежат на качелях 2 желтых листка,

И ветер качели качает слегка.

«Гуси»

Ц: учить ребенка опускать голову в воду.

Жили у бабуси два веселых гуся.

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки в луже у канавки.

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке.

«Мячик»

Ц: учить ребенка прыжкам на двух ногах.

Бьют его, а он не злится,

Он все больше веселится.

Как ни странно – без битья

Нет для мячика житья.

«Лягушата»

Ц: учить ребенка прыжкам на двух ногах.

Пять веселых лягушат

По делам своим спешат.

Пока сыро, пока лужно

Им домой вернуться нужно.

«Капельки»

Ц: учить ребенка не бояться брызг, попадания воды в глаза.

Капля раз, капля два.

Капли медленно сперва:

Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять-

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

«Хоровод»

Ц: учить ребенка опускать голову в воду.

Мы идем, идем, идем,

Хоровод ведем, ведем, ведем.

Сосчитаем до пяти,

Ну, попробуй нас найти.

1-2-3-4-5.

«Жук»

Ц: учить ребенка лежать на воде.

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

«Зарядка»

Ц: учить ребенка не бояться брызг.

Ножками потопали

Топ- топ- топ,

Ручками похлопали (по воде)

Хлоп- хлоп- хлоп.

Сели, встали, снова сели.

Комара случайно съели.

(хлопок над головой).

«Рак»

Ц: учить ребенка пятиться задом.

Все движутся вперед,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Все время двигаться назад.

«Крокодил»

Ц: учить ребенка ползать на животе.

По реке плывет бревно,

Ох, и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит крокодил.

«Водичка- водичка»

Ц: учить ребенка умываться.

Водичка- водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок

И смеялся роток.

«Зайчата умываются»

Ц: учить ребенка умываться.

Носик, носик, где ты, носик?

Ротик, ротик, где ты, ротик?

Щечки, щечки, где вы, щечки?

Глазки, глазки, где вы, глазки?

Будут чистые зайчатки.

 

Веселые считалочки.

«Пчелы»

Пчелы в поле полетели,

Зажжужали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы играем- водишь ты.

«Колокольчик»

Колокольчик всех зовет,

Колокольчик нам поет

Звонким, тонким голоском:

Динь- бом, динь- бом.

Выходи из круга вон.

«Кукушка»

Шла кукушка мимо сети,

Аза нею малы дети.

Кукушата просят пить,

Выходи- тебе водить.

«Мяч»

Мимо леса, мимо дач

Плыл по речке красный мяч.

Увидала щука,

-         что это за штука?

Хвать, хвать, не поймать.

Мячик выпрыгнул опять.

Он пустился дальше плыть,

Выходи – тебе водить.

«Яблочко»

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

Бульк – вода, бульк – вода,

Вышла красная звезда.

«Кирпичи»

С девятого этажа

Летели три кирпича:

Желтый, красный, голубой.

Выбирай себе любой.

«Мишка»

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

-Мишка, мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок – то стоит три,

А водить – то будешь ты.

«Машины»

В гараже моем стояли

«Волга», «Чайка», «Жигули».

От какой берешь ключи?

«Заяц»

-Заяц белый, куда бегал?

-В лес дубовый.

-Что там делал?

-Лыко драл.

-Куда клал?

-Под колоду.

-Кто украл?

-Радион.

-Выйди вон.

«На крыльце»

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Отвечай поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

 

Тара – бара,

Домой пора.

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить.

Игры на воде.

«Медвежонок Умка и рыбки»

Задача: приучать детей двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки.

Описание: из числа играющих выбирается медвежонок Умка . Остальные дети- рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:

Рыбки весело плескались

В чистой, светленькой воде,

То завьются, разовьются,

То заплавают в воде.

Умка – белый медвежонок –

Спрятал мордочку свою.

Нас поймать он очень хочет,

Но покажем нос ему.

После этих слов ребята уплывают, а Умка догоняет.

Правила: выполнять движения нужно в соответствии с текстом, уплывать только с последними словами.

«Солнышко и дождик»

Задача: приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за друга и не толкаясь.

Описание: дети стоят у бортика с одной стороны, по сигналу преподавателя «солнышко – можно идти гулять», дети ходят в разных направлениях. Затем преподаватель говорит «дождик» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.

Правила: начинать движения нужно по сигналу преподавателя, нельзя толкать друг друга.

«Волны на море»

Задача: познакомить с сопротивлением воды.

Описание: дети стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки над самой поверхностью воды в противоположную сторону – образуя волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.

Правила: нельзя опускать руки глубоко в воду.

«Мячики»

Задача: приучать детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.

Описание: преподаватель начинает играть с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает, а преподаватель подбадривает малыша. Затем предлагает попрыгать, как мячики, всем детям.

Правила: нельзя толкаться, брызгаться.

«Охотники и утки»

Задача: упражнять в погружении в воду с головой.

Описание: выбрать двух охотников, остальные утки. Охотники становятся по обе стороны бассейна, у каждого из них по мячу. Утки плавают в разных направлениях. По сигналу «охотники», утки должны нырнуть в воду, чтобы охотники не смогли попасть в них мячами. Если кто то из детей не успел спрятаться и в него попали мячом, он должен выйти на время из игры.

Правила: охотники не должны бросать мяч в голову детям. Начинать бросать мяч можно  только по сигналу «охотники и не сходя с места.

«Хоровод»

Задача: учить погружаться с головой в воду.

Описание: дети берутся за руки и образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:

Мы идем, идем, идем,

Хоровод ведем,

Сосчитаем до 5,

Ну, попробуй нас найти.

Хоровод останавливается, дети хором считают до 5 и отпускают руки. При счете «5» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются.

Правила: проигравшим считается тот, кто не погрузился в воду с головой.

«Насос»

Задача: научить детей погружаться с головой под воду несколько раз подряд.

Описание: дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой. Каждый из играющих погружается 5-6 раз.

Правила: нельзя отпускать руки и вытирать лицо, смахивая воду, после каждого очередного окунания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое Пособие для инструкторов по плаванию в ДОУ «Играем везде – на суше и в воде»

Игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать и делать правильные выводы. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравни...

Методические рекомендации "Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей"

Представленный материал отражает современные подходы в  работе с родителями.Адресовано инструкторам по плаванию в ДОО....

Методическая копилка инструктора по физической культуре ДОУ

Методические разработки адресованы инструкторам по физическому развитию, воспитателям, родителям....

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка".

Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка"....

Методическая копилка .Индивидуальный образовательный маршрут совершенствования профессиональной деятельности инструктора по физической культуре.

laquo;Тимбилдинг-технология развития личностных качеств ребёнка через спортивные коллективные игры»....