Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка".
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Сергеевна Иванова

Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию «Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка».

Иванова Елена Сергеевна,
инструктор по физической культуре

В своей работе наш детский сад использует комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и функций организма.

Что же такое Здоровье? – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.

Что-бы комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, необходимо активно внедрять в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, то есть  здоровьесберегающие технологии. 

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

Здоровье зависит от следующих факторов:F:\фото бассейн\PA010072.JPG

20% - наследственные факторы

20% - условия внешней среды

10% - системы здравоохранения

50% - образ жизни самого человека, сформировать представление о котором наша главная задача.

Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

1. Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.

2. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

3. Формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

Здоровьесбережение затрагивает следующие области:

  • Гигиеническая
  • Профилактическая
  • Коррекционная
  • Физкультурно-оздоровительная
  • Информационно-просветительская
  • Образовательная
  • Спортивно-досуговая
  • Экологическая

Занятия в бассейне позволяют нам использовать в работе все эти области т.к. плавание является одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей.

Использование бассейна в ДОУ способствует: F:\фото бассейн\PA010031.JPG

- повышению двигательной активности детей;

- разнообразию закаливающих процедур;

- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

- снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные  виды  здоровьесберегающих технологий.

Элементы закаливания:

  • Обеспечение температурного режима, гигиенический душ

        до и после занятий в бассейне.

   Душ - контраст температур вода-воздух, как элемент закаливания.

  • Воздушные ванны
  • Босохождение, рефлексотерапия

Выполнение упражнений в движении на бортике бассейна после принятия душа, ходьба по ребристым  дорожкам, помимо общеукрепляющего эффекта является активной профилактикой  плоскостопия и воздействием на биологически активные точки стопы.

  • Игры на воде
  • Подвижные, подвижные с элементами спортивных игр
  • На согласование речи с движением 
  • Пальчиковые

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций - это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач.

  • Психогимнастика
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Упражнения на релаксацию
  • Музыкотерапия,Музыкальное сопровождение ритмических моментов
  • Музыкальное оформление фона занятий

Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный  эмоциональный настрой.

  • Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

  • Упражнения на дыхание (дыхательные упражнения)

        Выполняются во время разминки и на протяжении всего занятия.

  • Работа с родителями
  • Консультации
  • Уголки здоровья, папки-передвижки, открытые занятия.

Форма проведения зависит от поставленной задачи.

Ещё один важный вопрос  

 БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ  

ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗДЕВАЛКЕ БАССЕЙНА И В ПОМЕЩЕНИИ ЧАШИ БАССЕЙНА

  • В бассейне детского сада создана развивающая предметно-пространственная среда  для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития.

РС соответствует основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении выполняет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую.

  • При создании РС учитывалось то, что контингент занимающихся будет достаточно разновозрастный (от детей ясельного  возраста до подготовительного к школе) по этому РППС легко трансформируемая.

Разнообразный инвентарь, позволяет проводить познавательные, содержательные и интересные занятия для детей разного возраста. Основной целью является максимальное развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение бассейна применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, и  в свободной деятельности детей.

  • Созданы условия реализации образовательных областей: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других образовательных областей

Художественно-эстетическое развитие осуществляется при помощи использования музыкального сопровождения и элементов аква-аэробики, что способствует формированию интереса к музыке и танцам.

Для проявления  строительно-конструктивных  способностей имеются строительные наборы и конструкторы, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

Для проявления творческих, театральных способностей используется такая форма работы, как   «Детский театр на воде».  

Дети вместе с педагогом могут воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышления. Для этого имеются различные атрибуты и элементы костюмов, украшений, не противоречащие технике безопасности.

  1. Для обыгрывания берутся только знакомые, любимые детьми сказки.
  2. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.

Старшие дети с удовольствием посещают занятия.

Но Акватория бассейна — это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. В процессе работы мы столкнулись с проблемой «Психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста и вновь поступающих в дошкольное учреждение к бассейну».

 Для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к занятиям в бассейне  необходим адаптационный период который включает в себя:

  • Ознакомления ребенка с водой и ее свойствами:
  • плотностью, вязкостью, прозрачностью.
    Экспериментирование.
  • Подготовительные упражнения и
    организационные моменты.
    Упражнения для профилактики плоскостопия.
  • Упражнения на дыхание
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
    Формирование у детей навыков личной гигиены;
  • Изучение правил поведения в бассейне.
  • Самостоятельность.
  • Закаливание
  • Посещение занятий старших детей.

Использование бассейна в оздоровительной работе

является мощным  фактором,

при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.

В своей работе я использую комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне-развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.

Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, то есть  здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ. F:\фото бассейн\PA010072.JPG

Здоровье зависит от следующих факторов:

20% - наследственные факторы

20% - условия внешней среды

10% - системы здравоохранения

50% - образ жизни самого человека, сформировать представление о котором наша главная задача.

Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

1. Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.

2. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

3. Формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

4. Формирование опыта позволяющего дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

5. Формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и  укреплении здоровья.

Области здоровьесбережения:

  • Гигиеническая
  • Профилактическая
  • Коррекционная
  • Физкультурно-оздоровительная
  • Информационно-просветительская
  • Образовательная
  • Спортивно-досуговая
  • Экологическая

Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитных сил организма:

1) режим дня; 2) закаливание; 3) рациональное питание;

4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.

Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.

Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые подходы к формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья детей, традиционных и нетрадиционных технологии обучения здоровому образу жизни в нашем детском саду....

Анкета для родителей «Мое мнение о подготовленности к школьной жизни ребенка»

Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка. Уважаемые родители! Вам предлагается выразить свое мнение о предстоящей школьной жизни вашего ребен...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка

Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...