Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию в дошкольном образовательном учреждении"
учебно-методическое пособие ( группа) на тему

Елена Сергеевна Иванова

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях по плаванию в ДОУ

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает  только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных  (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности  в сохранении  здоровья. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.D:\Леночка\0_6a612_2a9ea9dc_XL.jpg

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем  и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.          

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.

Здоровье зависит от следующих факторов:

20% - наследственные факторы

20% - условия внешней среды

10% - системы здравоохранения

50% - образ жизни самого человека

Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1. Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.

2. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

3. Формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

4. Формирование опыта позволяющего дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

5. Формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и  укреплении здоровья.

Области здоровьесбережения

  • Медико-гигиеническая
  • Медико-профилактическая
  • Коррекционная
  • Физкультурно-оздоровительная
  • Информационно-просветительская
  • Образовательная
  • Спортивно-досуговая
  • Экологическая

Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитных сил организма:F:\фото бассейн\PA010072.JPG

1) режим дня;

2) закаливание;

3) рациональное питание;

4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.

Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.

Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды

Использование бассейна в ДОУ способствует:

- повышению двигательной активности детей;

- разнообразию закаливающих процедур;

- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

- снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий.

F:\фото бассейн\PA010031.JPG

Виды здоровьесберегающих технологий

Особенности методики проведения

Обеспечение температурного режима

Температура воды от +29 до +32,

температура воздуха от +24 до +28

Гигиенический душ

До и после занятий в бассейне.

Душ - контраст температур вода-воздух, как элемент закаливания.

Воздушные ванны

Выполнение упражнений на бортике бассейна после принятия душа.

Закаливание

  • Босохождение

Выполнение упражнений в движении на ребристых  дорожках, на бортике бассейна. Профилактика плоскостопия

F:\фото бассейн\PA010082.JPG

Рефлексотерапия

Выполнение упражнений в движении, ходьбапо ребристым  дорожкам, воздействие на биологически-активные точки стоп.

Массаж

  • самомассаж
  • взаимомассаж
  • точечный

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал.

Игры на воде

  • Подвижные

  • На согласование речи с движением

  • Пальчиковые

F:\фото бассейн\PA010194.JPG

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.

Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций -это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач.

Психогимнастика

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Упражнения на релаксацию

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

F:\фото бассейн\PA010252.JPG

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

F:\фото бассейн\PA010141.JPG

Музотерапия

  • Музсопровождение ритмических моментов
  • Музоформление фона занятий

Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

Упражнения на дыхание (дыхательные упражнения)

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Выполняются во время разминки и на протяжении всего занятия.

F:\фото бассейн\PA010111.JPG

Работа с родителями

  • Консультации
  • Уголки здоровья
  • Папки - передвижки

Могут быть частью совместной деятельности   с целью познавательного развития.

Форма проведения зависит от поставленной задачи.

Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.F:\фото бассейн\PA010162.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование учебно-методического комплекта «Весёлый день дошкольника» для формирования самостоятельности детей при выполнении режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении и семье»

Самостоятельность – это развивающееся качество, а период её рассвета – школьные годы. Но то, что заложено в дошкольном возрасте, трудно переоценить....

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.

Качественные приемы и методы, направленные на оздоровление ребенка, которые грамотно встроены в образовательную систему дошкольного учреждения, будут более эффективными, чем хаотичный, случайный набор...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.

Внедрение в ДОУ здоровьесберегающих технологий, позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственно...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогике относительно недавно, в последние несколько лет, и до сих пор воспринимается многими педагогами ка...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию в дошкольном возрасте.

Понятие здоровьесберегающие технологии появились в отечественной педагогике сравнительно недавно, в последние десять лет, и до сих пор могут восприниматься многими педагогами как совокупность санитарн...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»...