Предметно-пространственная среда - важное условие для физического развития дошкольников.
консультация по физкультуре

Ильина Светлана Евгеньевна

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

         Спортивно – оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.

         Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и состояние здоровья ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_fizorg.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда - важное условие для физического развития дошкольников.

        

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

        Спортивно – оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.

        Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и состояние здоровья ребенка.

        При наличии места в групповых комнатах, раздевалках, спальнях вдали от играющих детей устанавливают конструкции из металлических труб или оборудование из дерева. В набор спортивно-игровых комплексов обычно входят традиционные пособия: гимнастическая стенка, канат, веревочная лестница, трапеция, кольца, качели и другие приспособления. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма необходимо иметь набор матов.

        Крупные детали (гимнастические лестницы, рукоходы, металлические основы) должны быть прочно и надежно закреплены. Важно, чтобы все материалы соответствовали экологическим и гигиеническим требованиям.

Можно менять «фоны» и изменять обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой «мягкой», содержащей спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки («волшебные», «корабельные», «марсианские» и т.п.), кольца, имитирующие цветок или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты («хобот» слона, а сам слон может быть нарисован на стене, «загадочные растения» и т.п.), подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого и могут преобразовываться самыми разными способами. «Мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д.

Педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Младший дошкольный возраст

У малышей плохо скоординированы движения (нет ловкости, быстроты реакции), поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания и подлезания, перелезания. (Например, кубы с отверстиями, лабиринты). Если в группе позволяют условия (детей не больше десяти), можно повесить качели, предварительно проверив их надежность.

Хорошо стимулируют ходьбу мячи разных размеров (два-три очень крупных, ярких, надувных и несколько мячей меньших размеров).

На начальном этапе необходимо создавать условия для активизации двигательной деятельности детей, используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

        Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они стимулировали двигательную активность детей, побуждали к интересным и посильным действиям.  Мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) располагаются так на подвесной полке, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).

Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Средняя группа детского сада.

          Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка и поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но и в тоже время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

        Выросли физические возможности детей: движения их стали более координированными, уверенными, разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Чтобы избежать таких проявлений, необходимо предусмотреть в группе возможности для разнообразной двигательной деятельности.

Желательно иметь в группе компактный спортивный мини-комплекс. Разместить его можно в углу групповой комнаты, дополнив большим поролоновым матом. В разных местах групповой можно повесить мишени на ковролиновой основе. Дети с удовольствием будут метать в них теннисные мячи, обтянутые «липучкой».

        Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу», - трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания. Например: пропрыгать из круга в круг, 5 раз присесть, пройти 2 метра на четвереньках, встать, покружиться на месте, пропрыгать на двух ногах с продвижением вперед до воротиков (обруча, стула), подлезть под них, выпрямиться и дотянуться до колокольчика сначала одной рукой, потом другой, потом двумя руками.  

        Задания надо периодически менять, подбирая не совсем обычные упражнения для стимулирования интереса и желания выполнить их, «тропы» прокладывать там, где дети не помешают другим играющим.

        Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например долго сидят), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

Старший дошкольный возраст.

        При переходе ребенка в старшую группу и в особенности в подготовительную, меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок буде проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

Возраст 5 – 7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходить так называемый «ростовой скачок»: за год ребенок может вырасти на 7 – 12 см, при этом особенно активно растут конечности. Необходимо уделять внимание подбору мебели по росту ребенка и в течение года 2 - 3 раза корректировать ее высоту.

Усложняются и материалы для игры с правилами на ловкость. Это летающие колпачки, мишень с дротиками и т.п. материалы, требующие более развитой ручной моторики и глазомера. Частично эти материалы совпадают с материалами для двигательной активности (см. соответствующий раздел).

В июне 2000 года вышел приказ министерства образования России (№ 1917) о «Временном порядке проведения экспертизы настольных, компьютерных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», где были выведены критерии оценки. Было установлено 2 группы критериев:

1. Критерии, обеспечивающие безопасность ребенка.

2. Критерии, определяющие качества игр и игрушек, влияющих на развитие ребенка.

К 1 группе критериев отнесены такие критерии, которые защищают ребенка от следующих качеств игрушек:

«- провоцируют ребенка на агрессивные действия;

 - вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры;

 - провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

 - вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам;

 - провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Ко 2 группе критериев отнесены следующие:

- полифункциональность; игрушка должна быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка;

- возможность применения в совместной деятельности; игрушка должна быть пригодна к использованию в коллективных играх;

- дидактическая ценность; игрушка выступает средством обучения ребенка;

- эстетическая ценность; игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...

Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса

выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса»  на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развив...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Предметно-пространственная развивающая среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности воспитанника и педагога.

В данном материале можно почерпнуть интересную и важную информицию о проектировании предметно-пространственной развивающей среды в групповом пространстве ДОО...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...