Консультация для воспитателей. Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС
консультация по физкультуре

Зайнуллина Фарида Фаритовна

в консультации подробно описано содержание, задачи, оформление, треюования к спортивным уголкам. рассмотрен паспорт, возможные формы оформления. оснащение традиционным и нетрадиционным материалом. основные виды деятельности и работы. картотека игр и упражнений с элиментами фитбола. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_sprot_ugolkam.docx73.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №15» МНР РТ

Консультация для воспитателей.

Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС

 Составила:

Старший воспитатель

Зайнуллина Ф.Ф.

Содержание

1 Спортивный уголок в детском саду: цели создания, значение работы, задачи функционирования

1.1 Задачи спортивного уголка — таблица

2 Оформление спортивного уголка в детском саду своими руками

2.1 Требования к оформлению уголка по ФГОС

2.2 Паспорт спортивного уголка

2.2.1 Фрагмент паспорта физкультурного уголка подготовительной группы

2.3  Как назвать спортивный уголок

2.4 Средства оформления уголка

2.4.1 Эмблемы физкультурных уголков — фотогалерея

2.4.2 Спортивная символика

2.4.3 Стенды — фотогалерея

2.4.4 Плакаты, картинки и наклейки — фотогалерея

2.4.5 Поделки и рисунки — фотогалерея

2.4.6 Стенгазеты — фотогалерея

2.5 Оснащение физкультурного уголка

2.5.1 Нетрадиционное оборудование и инвентарь — фотогалерея

2.5.2 Атрибуты физкультурного уголка — таблица

2.6 Эскизы оформления спортивных уголков — фотогалерея

2.7 Примеры оформления спортивных уголков

3 Работа в спортивном уголке детского сада

3.1 Основные виды деятельности

3.2 Картотека игр и упражнений в спортивном уголке — таблица

3.3 Фрагмент картотеки подвижных игр и упражнений с элементами спортивной игры «Футбол»

Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Цель физкультурного уголка: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.

Задачи физкультурного уголка:

- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;

- правильное формирование опорно-двигательной системы организма;

- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

- закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Задача воспитателя:

1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.

2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.

3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений.

4. Поощрять двигательное творчество детей.

5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.

Требования к спортивному уголку: 

  1. Безопасность. Поскольку уголок предполагает повышенную двигательную активность воспитанников, для него выбирается место, удалённое от окон, шкафов со стеклянными дверцами или бьющимися материалами внутри. Стены уголка не украшаются картинами в рамках, на острые уголки мебели прикрепляется мягкий материал (например, поролон) для избежания травм при случайном столкновении. Электрические розетки и электроприборы недоступны детям. Инвентарь и тренажёры являются безопасными для жизни и здоровья детей: выполнены из нетоксичных материалов, не умеют травмоопасных элементов.
  2. Оптимальная организация. Спортивный уголок достаточно освещён. Располагается рядом с игровой зоной, уголками ряжения и театральной деятельности (двигательная активность одних детей, не мешает занимающимся в малоподвижных центрах — книжном, речевом, опытно-экспериментальном).
  3. Удобство и соответствие возрасту. Материалы для игр и упражнений предназначены возрастной категории детей и находятся в свободном доступе.
  4. Эстетичность оформления. Уголок украшают картинки и игрушки любимых героев, инвентарь для детской активности яркий. Замечательно, если уголок будет оформлен символикой и эмблемой, выдержанными в одном стиле со всеми развивающими центрами группы.

Паспорт спортивного уголка

Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.

Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:

название уголка;

номер группы, возраст детей;

цели и задачи уголка;

предметы мебели, их количество;

атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;

дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);

картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка).

Теоретический материал

Ясельная группа

- картотека подвижных игр;

- картотека малоподвижных игр;

- картотека физкультминуток;

- картотека утренних гимнастик;

Младшая группа

- картотека подвижных игр;

- картотека малоподвижных игр;

- картотека физкультминуток;

- картотека утренних гимнастик;

- картотека считалок

Средняя группа

- картотека подвижных игр;

- картотека малоподвижных игр;

- картотека физкультминуток;

- картотека утренних гимнастик;

иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения -

Старшая группа

картотека подвижных игр;

- картотека малоподвижных игр;

- картотека физкультминуток;

- картотека утренних гимнастик;

-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы);

-иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения

Подготовительная группа

- картотека подвижных игр;

- картотека малоподвижных игр;

- картотека физкультминуток;

- картотека утренних гимнастик;

-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы);

- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения

ИГРЫ

Старшая группа

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)

Подготовительная группа

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук

Ясельная группа

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные ;

- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

Младшая группа

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные ;

- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

Средняя группа

- мячики – ежики; - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные ;

- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрприз и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

Старшая группа

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные ;

- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

Подготовительная группа

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные ;

- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

Для игр и упражнений с прыжками

Ясельная группа

Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые

Младшая группа

Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые

Средняя группа

Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие

Старшая группа

Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие

Подготовительная группа

Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие

Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием

Ясельная группа

Мячи разного размера, кольцеброс, корзина для заброса мячей

Младшая группа

Мячи разного размера, кольцеброс, корзина для заброса мячей

Средняя группа

Мячи разного размера, мяч на липучке с мишенью, кольцеброс, кегли

Старшая группа

Мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, мячи разного размера, кольцеброс, кегли

Подготовительная группа

Мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли

Выносной материал

Ясельная группа

- мячи резиновые;

- обручи;

Младшая группа

- мячи резиновые;

- обручи;

Средняя группа

- мячи резиновые;

- мяч футбольный;

- скакалки;

- обручи;

- хоккейные клюшки;

Старшая группа

- мячи резиновые;

- мяч футбольный;

- бадминтон;

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

Подготовительная группа

- мячи резиновые;

- мяч футбольный;

- бадминтон;

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

Спортивный уголок должен быть привлекателен для воспитанников. Оформление зоны подвижных игр и упражнений зависит от возраста детей.

Для младших дошкольников спортивный уголок выделяется в игровой зоне. Из предметов в общем доступе — мячи различных размеров (в т. ч. фитбол), ступеньки, горка, качалки и игрушки-каталки.

В средней группе активно расширяется дидактическая база спортивного уголка: для рассматривания подходят альбомы с картинками и плакаты на темы «Зимние виды спорта», «Игры на улице», «Игры с мячом», «Командные виды спорта». В свободном доступе хранятся наборы для спортивных игр: дартс (безопасный с мячиками), боулинг, городки и лапта.

Для старших дошкольников становится оформление физкультурного уголка материалами, иллюстрирующими события спортивной жизни в России и в мире: фотографии с прошедших чемпионатов, статьи о достижениях и новых рекордах. Воспитанники тренируются выполнять упражнения и вспоминать правила подвижных игр самостоятельно. Для этого в уголке вывешиваются схемы-напоминания (последовательность выполнения действий в картинках).

Средства оформления уголка

Оформление уголка двигательной активности зависит от фантазии воспитателя. Детям будет интересно посещать развивающий центр не только с целью проведения подвижных игр, но для изучения наглядных материалов, тематических выставок и дидактических материалов. Рекомендуется приобщать к созданию предметов для эстетического оформления уголка самих воспитанников и их родителей: давать задания для продуктивного творчества на тему «Спорт», вместе продумывать содержание информационного стенда, просить нарисовать вместе с родителями плакаты и стенгазеты.

Эмблемы физкультурных уголков — фотогалерея

Эмблема отражает основные виды активности: подвижные игры, занятия в паре, командные виды спорта

На эмблеме спортивного уголка может быть нарисован персонаж, который будет знакомить ребят с новыми играми и упражнениями

Яркая эмблема символизирует позитивный настрой к занятиям спортом

Спортивная символика

Дети знакомятся с символикой олимпийских колец: каждое представляет один из пяти континентов Земли, их соединение обозначает объединение людей спортом

В уголке размещаются изображения животных — символов Олимпийских игр

Рассматривая оформление спортивного уголка, дети знакомятся с символикой Олимпийских игр и обозначениями видов спорта, понятным для людей всех странhttps://melkie.net/wp-content/uploads/2018/02/simvoly-vidov-sporta-olimpiyskih-igr-i-olimpiyskogo-ognya-150x150.jpg

Стенды — фотогалерея

Стенд спортивного уголка может быть посвящён одной теме (олимпийским играм), являться наглядным материалом

Стенд с яркими материалами, часть из которых можно потрогать, привлекает младших дошкольников

В карманах стенда размещается информация к текущим темам занятий: текст песен о спорте, картинки по видам спорта и порядку выпонения упражнений

Плакаты, картинки и наклейки — фотогалерея

Развлекательные изображения вызывают положительные эмоции, детям нравится находится в уголкеhttps://melkie.net/wp-content/uploads/2018/02/nakleyki-dlya-ugolka-sporta-506x600.jpg

Наклейки могут выполнять эстетическую функцию (ими украшают уголок) и стимулирующую (дети получают новую наклейку для стенда после активного участия в игре/зарядке/упражнении)

При помощи наклеек можно оформить тихий тренажёр: дети принимают различные позы, размещает ладони и стопы на соответствующих наклейках

Поделки и рисунки — фотогалереяhttps://melkie.net/wp-content/uploads/2018/02/vystavka-risunkov-600x450.jpg

Рисунки на спортивную тематику могут украшать стенд в спортивном уголке

Рисунки воспитанников могут быть использованы в оформлении стенгазет, стенда, временной выставки

Поделка с использованием бросового материала и игрушек

Стенгазеты — фотогалерея

Изображение знакомых мультипликационных персонажей (смешариков) вызывает интерес у младших дошкольников

Стенгазеты для старших дошкольников содержат различные элементы: фотографии, рисунки, стихотворения и познавательные статьи

Минимум текста, максимум изображений — принципы оформления стенгазет в младших и средней группах

Оснащение физкультурного уголка

Как говорилось выше, мебель в физкультурном уголке должна быть безопасна и расположена слегка в стороне от зоны подвижных игр.

Варианты мебели (пластиковой или деревянной) для спортивного уголка:

  • шкаф/стеллаж;
  • тумбочки;
  • корзины/контейнеры/ящики;
  • столик;
  • навесные полки.

Атрибуты физкультурного уголка — таблица

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр

  • Эмблемы;
  • маски;
  • оборудование (например, ленточки для всех возрастных групп).

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук

  • Мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
  • коврики и массажные дорожки с рельефами, «рёбрами», резиновыми шипами и т. д.;
  • бросовый материал (шишки, яйца от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
  • нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
  • мячики-ёжики;
  • мешочки с разной крупой для рук;
  • эспандер (средний и старший возраст).

Для игр и упражнений с прыжками

  • Скакалки;
  • обручи;
  • шнуры;
  • бруски.

Для перешагивания, подъёма и спуска

  • Деревянные бруски;
  • пластиковые ступеньки;
  • модули.

Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием

  • Кольцеброс;
  • мячи резиновые разных размеров;
  • попрыгунчики (средние и старшие группы);
  • мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
  • корзины для игр с бросанием;
  • мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
  • кегли;
  • нестандартное оборудование.

Выносной материал (по возрасту детей)

  • Мячи резиновые;
  • мяч футбольный (средний и старший возраст);
  • бадминтон (старший возраст);
  • скакалки;
  • обручи;
  • лыжи;
  • хоккейные клюшки;
  • санки и т. д.

Работа в спортивном уголке детского сада

В образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС, синтезируются категории «Физическая культура» и «Здоровье». Таким образом, функционирование спортивного кружка направлено как на стимулирование и обогащение двигательной деятельности детей, так и на приобщение их к правильному образу жизни, заботе о здоровье.

Ошибочно видеть значение физкультурного уголка в предоставлении воспитанникам места и атрибутов для подвижных игр, зарядки, упражнений. Эти виды деятельности детей интегрируются на занятиях с областями «Познание», «Художественно-эстетическое»: дети узнают новое о видах спорта, матчах и чемпионатах, рекордах и наградах, о спортсменах, рассматривают иллюстрации и создают поделки на тему спорта, занимаются под музыку.

Работа в центре физического развития выстраивается при помощи включения детей в разнообразные формы деятельности. Яркое оборудование вызовет интерес единожды, но без обучения новым способам игр и вариантов упражнений, без развлекательного элемента пребывание в спортивном уголке перестанет вызывать позитивный настрой. Для создания устойчивой мотивации к занятиям в уголке воспитатель организует детскую деятельность: изучает темы блока «Физкультура» в соответствии с планированием, проводит динамические паузы и физкультминутки, обучает пальчиковым играм и элементам самомассажа, создаёт интерес к играм.

Для каждой возрастной группы детей отбираются атрибуты и инвентарь для самостоятельных упражнений и игр в уголке физкультуры. За деятельностью младших воспитанников воспитатель осуществляет непрерывный контроль.

Основные виды деятельности

  • Двигательные упражнения: утренняя зарядка, гимнастика после дневного сна. В первой половине дня двигательные упражнения выполняются под ритмичную, весёлую музыку (например, марши), во второй половине дня — под тихие и спокойные мелодии. Для младших ребят воспитатель осуществляет показ действий, выполняет вместе с ними зарядку и гимнастику от и до. В старших группах выученные движения ребята воспроизводят без показа, при возникновении заминок среди воспитанников, для демонстрации можно поставить лицом к группе одного из ребят, уверенно выполняющего действия.

Физкультурные минутки, динамические/танцевальные паузы. Воспитатель приглашает ребят пройти в спортивный уголок и немного позаниматься для смены вида деятельности (после длительного изучения наглядных материалов, прослушивания сказки, проведения опыта и т. д.), когда возникает необходимость в двигательной активности для профилактики переутомления детей.

Упражнения на расширение двигательного опыта и развитие физических качеств. Это ходьба и бег, выполнение прыжков, подскоков, бросков, ловли, упражнения с атрибутами: скакалкой, резиночкой, мячом, обручем, гантелями и т. д. Дошкольникам будет интересно упражняться без какой-либо цели только первый раз или с новым предметом. Для развития заинтересованности воспитатель привлекает к показу упражнения игрушку или сказочного персонажа, включает детей в игровую ситуацию, предлагает стимул (наклейку, время на игру, выбор сказки для прослушивания).

Подвижные игры. Для игровой деятельности в спортивном уголке должны иметься наборы масок или шапочек. Младшие ребята любят изображать животных и имитировать их движения (лягушата, мишки, зайчики). Воспитанники старшей и подготовительной групп увлекаются играми с сюжетными элементами: ковбои и индейцы, пираты, казаки-разбойники.

Дидактические игры. Познавательные задания с карточками и фигурками направлены на формирование у дошкольников интереса к спорту и развитие мыслительных способностей. Для детей 5–7 лет в физкультурном уголке имеются настольные игры.

В средней группе активно расширяется дидактическая база спортивного уголка: для рассматривания подходят альбомы с картинками и плакаты на темы «Зимние виды спорта», «Игры на улице», «Игры с мячом», «Командные виды спорта». В свободном доступе хранятся наборы для спортивных игр: дартс (безопасный с мячиками), боулинг, городки и лапта.

Для старших дошкольников становится оформление физкультурного уголка материалами, иллюстрирующими события спортивной жизни в России и в мире: фотографии с прошедших чемпионатов, статьи о достижениях и новых рекордах. Воспитанники тренируются выполнять упражнения и вспоминать правила подвижных игр самостоятельно. Для этого в уголке вывешиваются схемы-напоминания (последовательность выполнения действий в картинках).

Паспорт спортивного уголка

Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.

Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;
  • дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);
  • картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка).

Фрагмент паспорта физкультурного уголка подготовительной группы

Перечень оборудования физкультурного уголка:

1) Атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней гимнастики:

— маски, — рули, — ленты — 24 штуки, — флажки — 24 штуки, — платочки — 24 штуки, — султанчики — 12 штук

2) Атрибуты для игр с прыжками:

— скакалки — 8 штук, — фитбол — 1 штука

3) Атрибуты для игр с бросанием, ловлей и метанием:

— кегли — 1 набор (9 штук, — кегли мягкие — 1 набор, — обручи средние — 3 штуки, — обручи малые — 3 штуки, — кольцеброс — 1 штука, — мешочки с песком — 17 штук, — мячи резиновые большие -3 штуки, — мячи резиновые средние — 2 штуки, -мячи пластиковые малые — 30 штук, — мячи волейбольные — 2 штуки, — дартс — 2 штуки, — игра бильбоке — 4 штуки, — игра «Светящийся шар» — 1 штука.

Как назвать спортивный уголок

Рекомендуется к придумыванию названия привлекать воспитанников. Можно дать задание на выходные: подумать, какое название подойдёт для физкультурного уголка. Выбирают вариант путём простого голосования всеми ребятами: какое название вызывает больший восторг, то и будет использовано в оформлении центра активности.

  • Традиционные названия: «Спортивный/физкультурный уголок», «Уголок спорта», «Физкульт-ура!», «Здоровячок/Крепыш», «Быстрее, выше, сильнее!», «Радуга спорта».
  • Креативные и смешные названия: «Догони-ка», «Упражняйся — не стесняйся», «Территория спортивных побед», «Сборная будущего», «Олимпийские чемпионы», «Чемпионика», «Олимп успеха», «На старт! Внимание! Марш!», «Тренируемся с дядей Стёпой».

Средства оформления уголка

Оформление уголка двигательной активности зависит от фантазии воспитателя. Детям будет интересно посещать развивающий центр не только с целью проведения подвижных игр, но для изучения наглядных материалов, тематических выставок и дидактических материалов. Рекомендуется приобщать к созданию предметов для эстетического оформления уголка самих воспитанников и их родителей: давать задания для продуктивного творчества на тему «Спорт», вместе продумывать содержание информационного стенда, просить нарисовать вместе с родителями плакаты и стенгазеты.

Эмблемы физкультурных уголков — фотогалерея

Эмблема отражает основные виды активности: подвижные игры, занятия в паре, командные виды спорта

На эмблеме спортивного уголка может быть нарисован персонаж, который будет знакомить ребят с новыми играми и упражнениями

Яркая эмблема символизирует позитивный настрой к занятиям спортом

Спортивная символика

Дети знакомятся с символикой олимпийских колец: каждое представляет один из пяти континентов Земли, их соединение обозначает объединение людей спортом

В уголке размещаются изображения животных — символов Олимпийских игр

Рассматривая оформление спортивного уголка, дети знакомятся с символикой Олимпийских игр и обозначениями видов спорта, понятным для людей всех стран

Стенды — фотогалерея

Стенд спортивного уголка может быть посвящён одной теме (олимпийским играм), являться наглядным материалом

Стенд с яркими материалами, часть из которых можно потрогать, привлекает младших дошкольников

В карманах стенда размещается информация к текущим темам занятий: текст песен о спорте, картинки по видам спорта и порядку выполнения упражнений

Плакаты, картинки и наклейки — фотогалерея

Развлекательные изображения вызывают положительные эмоции, детям нравится находится в уголке

Наклейки могут выполнять эстетическую функцию (ими украшают уголок) и стимулирующую (дети получают новую наклейку для стенда после активного участия в игре/зарядке/упражнении)

При помощи наклеек можно оформить тихий тренажёр: дети принимают различные позы, размещает ладони и стопы на соответствующих наклейках

Поделки и рисунки — фотогалерея

Рисунки на спортивную тематику могут украшать стенд в спортивном уголке

Рисунки воспитанников могут быть использованы в оформлении стенгазет, стенда, временной выставки

Поделка с использованием бросового материала и игрушек

Стенгазеты — фотогалерея

Изображение знакомых мультипликационных персонажей (смешариков) вызывает интерес у младших дошкольников

Стенгазеты для старших дошкольников содержат различные элементы: фотографии, рисунки, стихотворения и познавательные статьи

Минимум текста, максимум изображений — принципы оформления стенгазет в младших и средней группах

Оснащение физкультурного уголка

Как говорилось выше, мебель в физкультурном уголке должна быть безопасна и расположена слегка в стороне от зоны подвижных игр.

Варианты мебели (пластиковой или деревянной) для спортивного уголка:

  • шкаф/стеллаж;
  • тумбочки;

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр

  • Эмблемы;
  • маски;
  • оборудование (например, ленточки для всех возрастных групп).

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук

  • Мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
  • коврики и массажные дорожки с рельефами, «рёбрами», резиновыми шипами и т. д.;
  • бросовый материал (шишки, яйца от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
  • нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
  • мячики-ёжики;
  • мешочки с разной крупой для рук;
  • эспандер (средний и старший возраст).

Для игр и упражнений с прыжками

  • Скакалки;
  • обручи;
  • шнуры;
  • бруски.

Для перешагивания, подъёма и спуска

  • Деревянные бруски;
  • пластиковые ступеньки;
  • модули.

Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием

  • Кольцеброс;
  • мячи резиновые разных размеров;
  • попрыгунчики (средние и старшие группы);
  • мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
  • корзины для игр с бросанием;
  • мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
  • кегли;
  • нестандартное оборудование.

Выносной материал (по возрасту детей)

  • Мячи резиновые;
  • мяч футбольный (средний и старший возраст);
  • бадминтон (старший возраст);
  • скакалки;
  • обручи;
  • лыжи;
  • хоккейные клюшки;
  • санки и т. д.
  • корзины/контейнеры/ящики;
  • столик;
  • навесные полки.

Оборудование для спортивного уголка:

  • шведская стенка;
  • пластиковая горка;
  • передвижные баскетбольные кольца, футбольные ворота;
  • мягкие модули;
  • тоннели;
  • мини-батут;
  • бассейн с шариками.

Развивающее оборудование воспитатель может сделать своими руками. Для этого нужен бросовый и природный материалы, фурнитура и фантазия. Воспитатель привлекает родителей к сбору материалов: картонных втулок, пластиковых бутылочек из-под питьевых йогуртов («Растишка», «Иммунеле» и др.), контейнеров из шоколадных яиц.

Нетрадиционное оборудование и инвентарь — фотогалерея

Ходьба по дорожке из различных материалов стимулирует кровообращение и является профилактикой плоскостопия у детей

Для развития мелкой моторики изготавливаются мячи с фактурным наполнителем: в воздушный шарик насыпают крупы, добавляются вату, синтепон, салфетки

Контейнеры из «Киндер-сюрприза» — замечательный материал для развивающего инвентаря и игрушек

Атрибуты физкультурного уголка — таблица

Эскизы оформления спортивных уголков — фотогалерея

Спортивный уголок является частью игровой зоны, отсутствуют навесные полки и опасные атрибуты для игр

Набор состоит из мата, горки, арки, блоков

Уголок включает (помимо зоны двигательной активности и места хранения инвентаря) информационный стенд, полку дидактических материалов, столик для выставок

Работа в спортивном уголке детского сада

В образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС, синтезируются категории «Физическая культура» и «Здоровье». Таким образом, функционирование спортивного кружка направлено как на стимулирование и обогащение двигательной деятельности детей, так и на приобщение их к правильному образу жизни, заботе о здоровье.

Ошибочно видеть значение физкультурного уголка в предоставлении воспитанникам места и атрибутов для подвижных игр, зарядки, упражнений. Эти виды деятельности детей интегрируются на занятиях с областями «Познание», «Художественно-эстетическое»: дети узнают новое о видах спорта, матчах и чемпионатах, рекордах и наградах, о спортсменах, рассматривают иллюстрации и создают поделки на тему спорта, занимаются под музыку.

Работа в центре физического развития выстраивается при помощи включения детей в разнообразные формы деятельности. Яркое оборудование вызовет интерес единожды, но без обучения новым способам игр и вариантов упражнений, без развлекательного элемента пребывание в спортивном уголке перестанет вызывать позитивный настрой. Для создания устойчивой мотивации к занятиям в уголке воспитатель организует детскую деятельность: изучает темы блока «Физкультура» в соответствии с планированием, проводит динамические паузы и физкультминутки, обучает пальчиковым играм и элементам самомассажа, создаёт интерес к играм.

Для каждой возрастной группы детей отбираются атрибуты и инвентарь для самостоятельных упражнений и игр в уголке физкультуры. За деятельностью младших воспитанников воспитатель осуществляет непрерывный контроль.

Основные виды деятельности

  • Двигательные упражнения: утренняя зарядка, гимнастика после дневного сна. В первой половине дня двигательные упражнения выполняются под ритмичную, весёлую музыку (например, марши), во второй половине дня — под тихие и спокойные мелодии. Для младших ребят воспитатель осуществляет показ действий, выполняет вместе с ними зарядку и гимнастику от и до. В старших группах выученные движения ребята воспроизводят без показа, при возникновении заминок среди воспитанников, для демонстрации можно поставить лицом к группе одного из ребят, уверенно выполняющего действия.
  • Физкультурные минутки, динамические/танцевальные паузы. Воспитатель приглашает ребят пройти в спортивный уголок и немного позаниматься для смены вида деятельности (после длительного изучения наглядных материалов, прослушивания сказки, проведения опыта и т. д.), когда возникает необходимость в двигательной активности для профилактики переутомления детей.
  • Упражнения на расширение двигательного опыта и развитие физических качеств. Это ходьба и бег, выполнение прыжков, подскоков, бросков, ловли, упражнения с атрибутами: скакалкой, резиночкой, мячом, обручем, гантелями и т. д. Дошкольникам будет интересно упражняться без какой-либо цели только первый раз или с новым предметом. Для развития заинтересованности воспитатель привлекает к показу упражнения игрушку или сказочного персонажа, включает детей в игровую ситуацию, предлагает стимул (наклейку, время на игру, выбор сказки для прослушивания).
  • Подвижные игры. Для игровой деятельности в спортивном уголке должны иметься наборы масок или шапочек. Младшие ребята любят изображать животных и имитировать их движения (лягушата, мишки, зайчики). Воспитанники старшей и подготовительной групп увлекаются играми с сюжетными элементами: ковбои и индейцы, пираты, казаки-разбойники.
  • Дидактические игры. Познавательные задания с карточками и фигурками направлены на формирование у дошкольников интереса к спорту и развитие мыслительных способностей. Для детей 5–7 лет в физкультурном уголке имеются настольные игры.
  • Досуговая деятельность. Уголок физического развития не подходит в качестве площадки для проведения спортивного праздника, но здесь могут быть проведены тематические досуги для воспитанников: «Участие наших спортсменов на чемпионате», «День физкультурника», «День футбола» и т. д. Развлекательным элементом мероприятия могут быть просмотр презентации или мультфильма на спортивную тематику, дружеский матч по настольному хоккею или дартсу, мастер-класс по айкидо/каратэ (с приглашённым педагогом дополнительного образования). Рекомендуется делать фотографии спортивных досугов и размещать их на информационном стенде «Спортивная жизнь нашей группы».

Картотека игр и упражнений в спортивном уголке — таблица

Игры

Дидактические

Младшая группа: «Найди на картинке мячи», «Распредели карточки на две группы» (синие и красные мячики по разным корзинам, например), «Укажи лишнее».
Средняя группа: «Найди пару» (к изображению спортсмена необходимые инвентарь, к примеру), «Придумай рассказ по картинкам», «Продолжи тематический ряд» (санки-коньки-снегокат-…), спортивное лото и домино.
Старшие дошкольники: «Найди 10 отличий», «Собери картинку из деталей», «Сделай из мозаики спортивный символ», настольные игры «Спортивные ассоциации», «Подбери нужное», «Умные карточки».

Малоподвижные

Младшая группа: «Яблочко» (на шнурке висит яблочко, воспитатель читает стихотворение, дети хотят по кругу, протягивают руки к яблоку, тянутся, срывают), «Ветер» (дети — деревья, звучит аудиозапись шума ветра с музыкальным сопровождением, дети двигаются в зависимости от силы звучащего ветра), «Весёлые зверята» (дети ходят под музыку по кругу, воспитатель называет животных, дети имитируют их движения: медвежата, зайчики, пингвины, лисичка), «Совята» (дети сидят на полу, воспитатель говорит «День!» и совята просыпаются, «Ночь!» и совята засыпают.
Средняя группа: «Стихии» (дети садятся в круг, воспитатель говорит «Земля» — опускают руки по швам, «Вода» — руки в стороны, «Воздух» — руки вверх, «Огонь» — делают вращательные движения руками), «Светофор» (водящий стоит в центре комнаты, дети у стены, светофор называет цвет, у кого на одежде он присутствует, показывают Светофору и переходят на другую сторону, у кого нет, ищут предмет этого цвета в спортивном уголке).
Старшие дошкольники: «Скажи ласково» (дети строятся в круг, воспитатель стоит в центре, воспитатель называет слово и бросает мяч, воспитанник ловит и возвращает, называет слово в уменьшительно-ласкательной форме: стол-столик, рот-ротик), «Угадай, у кого мяч» (водящий стоит в центре, дети передают незаметно мяч за спинами, водящий пытается угадать, у кого мяч), «На златом крыльце сидели», «Колечко-колечко».

Подвижные

Младшая группа: «Домики» (дети занимают домики — обручи, под музыку ходят и танцуют, когда музыка затихает, они должны вернуться по домам, пока их не поймал водящий), «Паровозик/гусеничка», «Салочки», «Кошки-мышки».
Средняя группа: «Самолётики» (дети повторяют за воспитателем движения, имитирующие полёт, посадку и взлёт самолёта, под музыку играют самостоятельно), усложнённые варианты салок «Кролики и охотники», «Белые медведи», «Мы весёлые ребята».
Старшие дошкольники: «Салки-ножки», «Казаки-разбойники», другие игры-догонялки «Скачет, скачет, воробей», «Гуси-лебеди», «Ваня, Ваня, простота», большое внимание в старшей и подготовительной группе занимают игры-эстафеты на ловкость и скорость.

Упражнения

Бросание, метание

  • Сбивание кеглей,
  • бросание резинового мяча в стенку, напарнику, в корзину,
  • бросание мячей и мешочков с песком (средние и старшие дошкольники),
  • метание в мишень (средние и старшие дошкольники),
  • набрасывание колец,
  • упражнения с элементами городков и лапты.

Перешагивание, подъём, спуск

  • Младшие дошкольники: упражнения с мягким брусками (модулями),
  • с 3х лет: упражнение по подъёму на горку (пластиковая лестница с поручнями), перешагивание деревянных брусков, спуск-подъём на пластиковом степе,
  • с 4х лет: упражнения на шведской стенде, верёвочной лестнице,
  • перешагивание палки, которую держишь в руках.

Прыжки

  • Прыжки на обеих ногах в высоту, назад, вперёд, вбок,
  • прыжки на одной ноге,
  • прыжки с поочерёдной сменой ног (на двух, на левой, на правой, на двух),
  • прыжки в длину (приземление на стопы),
  • прыжки в высоту (перепрыгивание бруска, шнурка, планки),
  • прыжки с мячом,
  • прыжки на месте и по кругу,
  • упражнения со скакалкой,
  • упражнения с резиночкой,
  • прыжки на мини-батуте (для старшего возраста): на двух ногах, на одной, смена ног, правильный соскок и приземление.

Развитие мелкой моторики, массаж стоп

  • Ходьба на массажных и сенсорных (с разнообразным наполнителем) ковриках,
  • упражнения на захват предметов пальцами ног,
  • упражнения с массажными мячиками,
  • упражнения для кистей рук с мешочками (внутри: песок, камешки, ракушки, крупы, кофейные зёрна),
  • резиновый эспандер для детей от 5 лет.

Фрагмент картотеки подвижных игр и упражнений с элементами спортивной игры «Футбол»

  • Подвижная цель
    Цель: Передача мяч друг другу носком ноги или внешней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой ноги
    Правила игры: Передать мяч ногами друг другу так, чтобы не смог поймать водящий.
    Варианты:
    1. Все дети встают в круг, один (два) водящих — в центре. Дети передают друг другу мяч ногами. Водящий старается поймать (остановить) мяч, ногами у игроков. От кого пойман (остановлен) мяч, тот становится водящим.
    2. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится в круг, водящий — в центре. Дети передают друг другу мяч ногой, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребёнок, бывший водящим, встаёт в круг. Мячом можно ударять только в ноги водящего.
  • Ведение мяча парами
    Цель: Ведение мяча по прямой (10 м.) попеременно то правой, то левой ногой.
    Игровые правила: Игрокам предлагается вести мяч по прямой с изменение направления и скоростью бега.
    Варианты:
    1. Дети делятся по двое. У одного из них — мяч. Он ведёт мяч ногой по прямой, а другой бежит рядом, без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнёра. Через несколько минут дети меняются ролями.
    2. Ведение мяча по извилистой линии.
    3. Между предметами.
    4. По коридору (шириной 2 метра и длиной 10 метров, постепенно уменьшая его ширину.
  • Гонка мячей
    Цель: Произвольное ведение мяча любым способом. Остановка мяча.
    Правила игры: Дети водят ногами мяч, не сталкиваясь друг с другом. Руки спрятаны за спину.
    Варианты:
    1. Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого — по мячу. После сигнала все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.
    2. То же, но по первому сигналу игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему сигналу — в медленном.
    3. То же, добавляется третий сигнал — остановить мяч подошвой ноги.

Будущее нации зависит от настоящего. Задача педагогов и родителей — сформировать у детей в раннем возрасте желание заботиться о своём физическом и эмоциональном здоровьем. Пропаганда регулярных занятий спортом в детском саду осуществляется в форме любимых ребятами занятий: игр, состязаний, изучения способностей тела. Спортивный уголок готовит будущую здоровую нацию!

Дидактические игры. Познавательные задания с карточками и фигурками направлены на формирование у дошкольников интереса к спорту и развитие мыслительных способностей. Для детей 5–7 лет в физкультурном уголке имеются настольные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС»

Рекомендации по оформлению физкультурного уголка в группах детского сада  согласно  ФГОС...

Консультация для воспитателей: "Как оборудовать физкультурный уголок в группе, согласно ФГОС ДО"

Требования к спортивным уголкам в группе, наполняемость уголков согласно ФГОС ДО....

Консультация для воспитателей. "Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС"

Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности....

Консультация для воспитателей: «Как оборудовать физкультурный уголок в группе, согласно ФГОС ДО»

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание м...

Консультация для воспитателей: «Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей "Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС ДО"...

Консультация для воспитателей "Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС дошкольного образования"

Консультация для воспитателейКак оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС дошкольного образованияИсходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка дол...

Консультация для воспитателей. Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС

Консультация для воспитателей:оборудование физкультурного уголка в группе по ФГОС...