Зверобатика
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)

Фмтнес технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zverobatika.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

«Зверобатика»

Освоение неожиданных способов передвижения

Проще, чем кувырок

Вы выполняете задания или играете в спортивные игры, но используете при этом непривычный способ передвижения. На этом принципе и основана «зверобатика».

Она состоит из двух частей: передвижение перекатами и ходьба «зверушками». То и другое может включаться в любую игру или тренировку.

У детей спрашивал: как такое назвать?

Они говорят: «Медвежонок... лягушонок... червяк... зверушки!» А для меня все это – элементарные упражнения из акробатики, вот и получилась – зверобатика.

Откуда возникла идея?

Получается так: обычно мы чему-то должны ребенка научить, а потом он этим сможет пользоваться. Например, сначала учим кататься на коньках или вести мяч, а потом он играет в хоккей или баскетбол. А используя элементарные движения, ничему учить не нужно, потому что это естественные движения. Мы говорим ребенку: «Сделай так», – и он сразу может сделать. «А теперь вот в этом положении сделай-ка вот такое», – а тут-то неожиданно и начинаются задачки, возникают увлекательные трудности.

Элементарная математика бывает не легче высшей. Бывает настолько сложна, что надо специально тренироваться, чтобы решать задачи из арифметики. Люди без подготовки не справятся.

Наша акробатика обычно начинается с кувырка и дальше приводит к сложной акробатике типа сальто, стоек на руках. А у меня возник такой вопрос: можно ли сделать предельно сложными, а значит, интересными, движения проще, чем кувырок?

Какие возможности таят в себе самые простые, доступные каждому упражнения?

Освоение горизонтали

Как усложняем самое простое? Делаем необычным образом и в необычном месте.

Упражнения «зверобатики» – это работа в непривычных условиях. Непривычно уже то, что это движения не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу. На четвереньках все тело вовлечено в движение – снимаются и физические, и психические зажимы.

Непривычное положение («не стоя») – разгрузка сознания. Ведь чем более положение человека вертикально, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и куда активнее включается интуиция.

Кстати, в этом положении легко дать большую нагрузку за короткий промежуток времени. Попробуйте провести матч по футболу в положении «паучка», «медведя», «черепахи»! Десять минут игры – и упадешь от усталости.

Вот задание – «кошке» и «собаке» нужно разойтись на гимнастической доске, не потеряв равновесия. Доска сначала лежит на полу, потом приподнята.

Другое задание. Нужно вместе «бревном» прокатиться по дорожке из матов или по полу, держась за руки и не мешая друг другу.

Третий пример. Можно вместе «паучками» плечом друг к другу переносить большой цилиндр мягкого конструктора.

Движение на волшебной подкладке

Многие воспитательницы скажут: «Мы с детьми тоже так играем. Только называем это по-другому. Зачем это надо специально выделять?» И т.п.

Принципиально новых упражнений, действительно, нет. Большинство из них можно найти в известных сборниках. Но важны несколько особых вещей: во-первых, постоянное усложнение заданий, во-вторых, возможность совместных действий в непривычных условиях, и, в-третьих, возникает образная основа движения.

Как сделать гимнастику интересной для малышей? Через образы! Любые зверушки – интересны!

Дети находят для себя образ определенного движения и сами называют его (тигрята, уточки, мышки...). «Зверобатика» при этом для малышей легко заменяет гимнастику, в ней достаточно и отжиманий и подтягиваний, и сложной координации движений – только все происходит исподволь.

Увлекательно наблюдать, как дети меняются в движениях, внутренне преображаются, когда превращаются в разных зверей. Мышата – как-то сжимаются, собираются в комочек. Львы – и плечи расправляют, просто сразу вырастают!

Причем у «мышат» могут быть свои характерные препятствия: например, «мышеловка» – две скамейки, на них лежат гимнастические палки. Надо пролезть под палками, чтобы не задеть и не сбить их.

Маршруты сказочных героев

Малыши легко поддаются на небольшие интрижки – путешествия к разным героям с трудным долгим маршрутом. Ну и выстроим для них в зале маршрут со всякими препятствиями: чтобы перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, спрыгивать, забираться и т.д.

Сначала дети ползли «червяками» под землей – подлезали под разными мостиками, по норкам, по туннелю... Потом встретили лягушку, пошли по-лягушачьи (еще раз по тому же маршруту, но теперь «лягушачьим способом», то есть не подлезть, а перелезть, обойти, перепрыгнуть – разные вариации). Наступила «ночь» (игра «День – ночь», когда на слове «ночь» дети замирают). Гуси появились. Дети включаются тут же:

– Гуси-гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Ну, летите.

Некоторые гуси летят, а другие останавливают:

– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой...
– А ты, волк, за ними бежишь?

Но «гуси» могут не только бежать, но и «летать» – перебираться по комплексу. Если я кого-то осалил, то «гуси» не выбывают из игры, а меняют способ передвижения – например, могут теперь только «летать», двигаясь по физкультурному комплексу, не вставая на пол. Можно предлагать разные варианты: убегать только на одной ножке, убегать с помощью товарища (в паре с ним) или вообще ползти.

Здесь важен темп. Это работа по быстрому переключению внимания на разные образы, на разные задания. Поэтому «волком» у малышей обычно становлюсь я, взрослый. «Волком» кто-то из детей бывает в том случае, если мы играем уже в конце занятия и можем, не торопясь, договориться о правилах.

Правило переменных правил

Вот и возникла игра с переменными правилами – правилами, которые постоянно меняются.

По ходу занятия, по состоянию детей правила можно варьировать, на ходу придумывать. Так занятие превращается в «просто жизнь детей», в проживание, потому что педагог задает условия, в которых детям интересно выполнять задания.

И если вдруг кому-то очень понравилось быть «гусем» или «червячком», «паучком», то он может идти до конца путешествия этим героем (точнее, двигаясь, как это существо).

Простор открывается необычайный. Задания оборачиваются игрой, причем часто выполнить их дети должны так, как сами придумают.

Звериные союзы

Все элементы «зверобатики» объединяться могут в длину, в высоту и в ширину. В длину – это, например, сороконожка, в ширину – парами, держась за руки, в высоту – «бутербродом» (снизу ползет «червячок», второй над ним – «медвежонком»; так и идут вместе через препятствия).

«Сороконожки» берут за ноги друг друга и шагают парами, потом тройками, потом всей группой. И идут по физкультурному комплексу, по лавочкам... Конечно, неудобно. Так и вся цель – придумать для детей понеудобнее, посложнее. Им ведь чем неудобнее, тем интересней!

«Зверобатика» помогает поддерживать постоянный интерес благодаря постоянным сменам, вариациям в способах передвижения. Играйте с детьми в любую игру, салочки или футбол, но разными «зверобатическими» способами – и игра станет бесконечной.

На что способны звери?

Вот различные способы передвижения: «собачка», «червячок», «медвежонок», «гусь», «лягушонок», «паучок», «кошка»...

http://bmsi.ru/_uf/image/2%2821%29.gif

Можно двигаться на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь, вращаясь с продвижением вперед или назад, прыжками и т.д.

http://bmsi.ru/_uf/image/3%2822%29.gif

«Звери» могут заболеть. «Больные звери» передвигаются, не опираясь на больную «переднюю» или «заднюю лапу».

http://bmsi.ru/_uf/image/4%2822%29.gif

«Звери» могут носить предметы: палки, мячи, элементы мягкого конструктора и т.п.

http://bmsi.ru/_uf/image/5%2820%29.gif

«Звери» могут держаться друг за друга, передвигаясь в командах (получаются «упражнения на дружбу»).

http://bmsi.ru/_uf/image/6%2819%29.gif

Предварительно вся «зверобатика» прорабатывается-проигрывается на полу. Пространство пола под физкультурным комплексом прекрасно может быть освоено через эти упражнения. После начального этапа знакомства (походил, потрогал, полазал) можно начинать «зверобатические лазалки» по комплексу.

Перекаты

Самые простые перекаты «бревном» («длинным» – руки над головой, или «коротким» – руки прижаты к телу).

Первый этап: «длинное бревно» катится само.

http://bmsi.ru/_uf/image/7%2817%29.gif

Второй этап: держим «длинное бревно» за руки, чтобы ребенок не опирался на них.

http://bmsi.ru/_uf/image/8%2816%29.gif

Третий этап: ребенок держит что-то в двух руках, потом переходит на «короткое бревно» – сначала руки прижаты к груди, затем руки вдоль туловища.

http://bmsi.ru/_uf/image/9%2814%29.gif

Затем переходим к «бочке»: перекаты боком в группировке (перекаты боком – положение низких четверенек, когда ребенок стоит на локтях и на коленях, локти прижаты к коленям, ягодицы лежат на ногах).

http://bmsi.ru/_uf/image/10%2812%29.gif

Когда ребенок освоил простые перекаты и ползание, то добавляем препятствия, через которые надо перекатиться. Кладем легкую подушку-думку на пол, и ребенок через нее перекатывается или переползает. Если препятствием оказывается взрослый, то такое препятствие может шевелиться, и даже хватать и не пускать отважного путешественника. Можно скатываться вниз по «ступенькам» из диванных подушек и матов, постепенно увеличивая их высоту или жесткость.

Всю «зверобатику» можно выполнять на скорость, на точность, на правдивость, на умение спрашивать, на чувствительность (вслепую), на дружбу в парах и командах, по все усложняющимся траекториям.

Разные этапы можно проходить разными способами «зверобатики», тогда тренируем память – удержание ребенком этапов пути. Можно знакомить с понятиями «прямая дорога», «обратная дорога», «половина пути», «вторая половина обратной дороги» и т.п.

Все эти элементы «зверобатики» на полу могут сочетаться с лазаньем по физкультурному комплексу.

Правила безопасности на практике

Если жить по принципу полной безопасности, то жить нельзя, это начало смерти. Но минимизация риска и необходима, и легко обеспечивается.

Идеологи образования на протяжении многих лет пропагандировали лозунг о максимальной безопасности детей. Безопасности легче всего добиться еще большим ограничением свободного движения, не обращая внимания ни на гиподинамию, ни на отсутствие тренированности. Круг замыкается.

Доктор А.С. Палько описал потрясающий случай, когда ребенок получил перелом позвоночника в игре от несильного удара поролоновой подушкой. Причиной явилась деградация костно-мышечной системы от недостатка движения. Универсальный разновозрастный «воспитатель» всех времен и народов – двор с его играми, сараями, заборами и закоулками (естественное «физкультурно-воспитательное пространство») ныне повсеместно деградирует, а в больших городах исчез. Поэтому можно ли сегодня замахнуться на эту «святая святых» – безопасность ребенка? Если нельзя, то что же делать с этим замкнутым кругом? Не оберегаем – риск, оберегаем – двойной риск в тот момент, когда он окажется на свободе. Мы думаем, что физкультурные комплексы – одно из возможных решений.

Безопасность как внутренние рамки

Для меня вопрос безопасности – это вопрос об ограничениях, внутренних рамках. Если ты не нарушаешь законы вселенной, то ты в безопасности.

Внутренние рамки – внутренняя свобода – это и есть настоящая безопасность! Поэтому задача у нас следующая: выработать такие внутренние рамки, чтобы человек по своему недомыслию или тщеславию не полез мину ковырять или прыгать головой вниз в незнакомом водоеме.

Наш спортивный комплекс в каком-то смысле – та же самая роща (только худший вариант, чем роща, но лучший, чем ничего). Поскольку на самом деле все уже придумано, то нам остается открыть себе самим уже известное.

На занятиях я все время работаю с рамками. Я становлюсь внешней рамкой детей, более гибкой или более жесткой. В идеале – чтобы внешних рамок не было, остались только внутренние.

А малыши, если взрослые не успели погасить их интуицию, своими внутренними рамками прекрасно чувствуют безопасность и опасность. Понаблюдайте, как малыши осваивают спортивный комплекс. Вы видели? Они подходят и смотрят, трогают, раскачивают, повисают – и лишь затем начинают раскачиваться сами. Движение «челноком». «Считывают» состояния других ребят, уже освоивших эту конструкцию. Дети хотят понять, чем же они ограничены в этом мире. А ведь это понимание составляет одну из глубинных сущностей образования.

Если есть внутренний закон у человека, он в безопасности, с ним ничего дурного внезапно не должно случаться.

Если же нарушена внутренняя гармония, то, как следствие, появляется дисгармония внешняя. Почему постоянно кто-то дерется, «взрывается»? А кто-то не «взрывается», не дерется. Кто-то рассчитывает свои силы: спрыгнет он с этого забора или нет? В этом-то и задача: у детей в этом потребность – определиться с внешними границами этого мира и выстроить внутренние свои границы. А педагог в этом должен помочь детям. Вот и все.

Психологические аспекты безопасности

Жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, неизведанное – риск, риск – опасность.

Безопасность – стабильность, стабильность – неизменность, неизменность – отсутствие новизны, отсутствие новизны – отсутствие развития, отсутствие развития – застой, застой – остановка – смерть.

За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Это правильно, но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность и регламентирует его деятельность, берет на себя ответственность, то ребенок, весьма вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным.

Попав в неожиданную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств. В такой охранительной практике могут корениться некоторые проблемы нашего общества, в частности, проблемы физической и психологической подготовки призывников. Сначала мы чрезмерно оберегаем и ограничиваем детей, а затем удивляемся, почему среди них так мало смелых, инициативных и ответственных. Традиционная школа требует, в основном, послушания, тренируя исполнительские способности ребенка. Энергичные и инициативные, не найдя применения своим способностям в школе, дают им выход «на улице», часто в асоциальной среде, либо применяют их для «борьбы» с педагогами, бессмысленно растрачивая и свои, и учительские силы.

Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, мысли, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения). Педагогический процесс воспитания чувства ответственности должен включать постепенный переход в пространстве и во времени от внешних ограничений, устанавливаемых педагогами, к внутренним, устанавливаемым самим ребенком.

Три правила

Безопасность возможна при соблюдении трех правил

Правило 1. Спокойствие и уравновешенность – самое главное правило безопасности.

Надо обязательно научить ребенка приходить в уравновешенное состояние. Неуравновешенность видна через громкие звуки, резкие движения, быстрые перемещения... Я чаще всего, чтобы успокоить ребенка, прошу его выйти из зала и войти, когда он будет готов. Обычно этот способ помогает.

Правило 2. Умение просить о помощи. Пространство зала непривычное, и человек может попасть в ситуацию, которую не сумеет разрешить (например, висит на руках, сил не остается, а ногу некуда поставить). Поэтому ребенок должен быть способным позвать на помощь. Оказывается, это сложное умение: как ни странно, мало кто из детей им владеет (да и взрослые тоже).

Правило 3. Думать о других. Важна привычка думать о своей безопасности на фоне безопасности окружающих и сохранять по ходу дела доброжелательность ко всем. Как научить? Тут помогают упражнения на встречное движение, «на дружбу»...

Хотя, по большому счету, достаточно полноценного соблюдения всеми первого правила – уравновешенности.

Проверка на старте

Перед занятием я проверяю, насколько в данной группе детей сформированы общие учебные навыки. Если у человека отсутствуют таковые, то для него небезопасна любая учебная ситуация! Попробуем эти навыки перечислить:

1. Слышать и видеть учителя (соединенность со взрослым). Это легко выяснить на упражнениях «хлопы-топы-шлепы»; на выполнении простых тестов (например: «пройти 3 шага и подпрыгнуть»).
2. Адекватно воспринимать эмоциональное обращение к себе (строгий голос, шутка...).
3. Быть открытым для общения и обучения.
4. Уметь перевести услышанное задание в действие.
5. Вера в то, что, если упорно и старательно что-то делать, – обязательно получится.
6. Умение соотнести заданное с результатом.
7. Запоминать информацию (зрительную, словесную) в разных эмоциональных состояниях.

Сначала – внешние ограничения. Движение к самоконтролю

В пространство физкультурного комплекса не допускаются или из него выводятся эмоционально возбужденные дети и дети, находящиеся в состоянии конфликта. Конфликтующих детей просят отойти от физкультурного комплекса и договориться о правилах игры. Договорившись, они возвращаются обратно, а так как игровое пространство манит, этот процесс не занимает много времени.

Перевозбужденные дети не могут контролировать свои действия, и им можно предложить упражнения, требующие концентрации внимания, контроля движения и уравновешенного психологического состояния, например, удержание равновесия на опоре, ходьба по кочкам, по изогнутой веревке и т.п., балансировка с предметами на голове и в руках, жонглирование и т.д.

Особую группу составляют дети с агрессией, направленной на себя. Они нуждаются в повышенном внимании педагогов, так как у них большая вероятность получения травмы. Для них можно ввести различение зон сложности физкультурного комплекса и высоты лазанья по цветам, а также некоторые ограничения. При работе с такими детьми следует воспользоваться помощью психолога.

Лазая по спортивному комплексу, ребенок может попасть в сложную ситуацию, когда он не знает, что ему делать. Некоторые дети в этом случае попадают в состояние стопора или мышечного зажима. Ситуация легко разрешается, если приучить ребят просить в сложной ситуации помощи у педагога или товарищей. Дети, свободно и самостоятельно осваивающие физкультурный комплекс, обычно в такие ситуации не попадают.

Одним из средств может стать «метод двигательных задачек», когда перед ребенком или группой детей ставится цель, а средства и методы ее достижения они находят сами. Физкультурный комплекс может стать одним из элементов такого воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зверобатика для малышей.

Зверобатика – это акробатика, которая проще, чем кувырок.  Это элементарные перемещения, которые подражают движениям зверюшек и насекомых....

Педагогическая статья из опыта работы "Зверобатика, как средство социализации и оздоровления детей дошкольного возраста"

Современные дети испытывают «двигательный дефицит». Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастно...

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия "Весёлая зверобатика"

Задачи:   Физическое развитие ·        Через упражнения с закрытыми глазами формировать умение детей уравновешивать процесс возбуждения – торм...

«Технология социально - коммуникативного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с элементами зверобатики»

В  связи с тенденциями ухудшения здоровья детей дошкольного возраста необходимо внедрять в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения технологии физического развития, в которых до...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Зверобатика для малышей"

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Зверобатика для малышей"...

РЕКОМЕНДАЦИЯ "Упражнения - передвижения зверобатика"

РЕКОМЕНДАЦИЯ "Упражнения - передвижения зверобатика"...

Зверобатика: игры с детьми на основе необычных способов передвижения.

Зверобатика - это акробатика, которая "проще, чем кувырок". Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую игру и подражают движениям "звезушек"....