Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы инструктора ЛФК)
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа)

Реализовать план ФГОС ДО  помогают педагогические технологии для укрепления здоровья детей. Это необходимо для правильной, нормальной деятельности организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisovskiy._sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_fgos.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Лисовский Анатолий Дмитриевич                                                             инструктор ЛФК,  врач педиатр

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы инструктора ЛФК)

ФГОС ДО "направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..." (см. п.1.6  ФГОС ДО).   "Физическое развитие включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами..." (см. п. 2.6  ФГОС ДО).

Реализовать план ФГОС ДО помогают современные педагогические технологии. Главными из которых являются здоровьесберегающие.

Здоровьесберегающие технологии — это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. (С.И.Ожегов)

Критерии здоровья:

- Отсутствие или наличие хронических заболеваний (на определенный момент времени).

- Функциональное состояние органов и систем организма.

- Степень сопротивляемости организма инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды.

- Развитие физического и нервно-психического организма и их гармоничности.

Инструктор ЛФК  в своей работе должен  учитывая  критерии здоровья воспитанников,  руководствоваться  принципами валеологии. (Валеология - межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности).

1. Это принцип сохранения здоровья. В основе которого лежит гомеостаз (способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям). Жизнедеятельность человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной особенностью организма – адаптацией.

2. Принцип увеличения резервов здоровья - это его укрепление, те накопление или наращивание энергоресурсов организма – механизма сохранения здоровья, заложенного в  организме человека.  Смысл этого заключается в повышении адаптивности организма к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки.

3. Принцип формирования здоровья. Этот принцип обуславливает формирование основных компонентов здоровья подрастающего поколения на протяжении всей их образовательной деятельности.

Очевидно, что здоровье и  движение – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

- Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

- Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

- Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без воспитания двигательной культуры – это  взаимонаправленный процесс, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

Лечебная физкультура для детей является неотъемлемой частью развития и укрепления здоровья при наличии любых проблем развития. Лечебная физкультура для детей – это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражнений. Всегда необходимо соблюдать регулярность и этапность занятий.  Физкультурные занятия - организованная форма  двигательного режима с использованием как традиционных, так и нетрадиционных форм занятия.           В ЛФК для детей  широко используются игрушки, простейшие гимнастические снаряды (мячи, палки, скамейки и др.). Занятия лучше проводить игровым методом, в виде коротких двигательных рассказов («прогулка по парку», «путешествие в Африку» и др.). Для занятий ЛФК в детском саду оборудован физкультурный зал.  Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья, формированию привычек о том, что полезно и что вредно для организма.

Параллельно с занятиями ЛФК используются и закаливающие мероприятия:

- воздушные ванны (проветривание);

- одежда, соответствующая температуре воздуха;

- дыхательная гимнастика;

- самомассаж;

- хождение босиком;

- сухое растирание тела.

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач, в том числе повышает устойчивость организма,  способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей, повышению его работоспособности.

 Пример занятия ЛФК с  детьми  5-6 лет с задержкой речевого развития.

         Дети ходят или бегают по залу врассыпную. Водящий (сначала его роль выполняет инструктор) подает команду «Стройся!» в колонну (в шеренгу, в круг и т.д.)!». В соответствии с командой дети строятся, уточняя вид построения.
        Далее при выполнении упражнений  дети знакомятся с такими понятиями, как «наклоны», «повороты», «приседания». Сначала взрослый называет движение, выполняя его с объяснением техники. Затем он называет движение, но не выполняет его. Дети выполняют упражнения из разных исходных положений и с различными предметами. Так ненавязчиво закрепляются знания о частях тела и спортивном оборудовании. Дошкольники не просто визуально знакомятся с предметом, они изучают его свойства и приемы работы с ним. Например, при работе с мячом давались понятия: «гладкий», «резиновый», «разноцветный», «упругий», «прыгучий», «большой». Таким образом, в речь вводятся прилагательные.
Знакомя детей с основными видами движений, необходимо показывать их, сопровождая подробным объяснением. В конце занятия для закрепления полученных знаний предлагается вспомнить, что делали и в какой последовательности. С этой же целью в конце занятия задается вопрос: «Что вы делали с мячом?» и т.д. От детей требуется ответ.
       Для проверки осознанности выполняемых действий используются задания проблемного характера. Например, перед началом занятия педагог вместе с детьми расставляет спортивное оборудование, а затем предлагает догадаться, что сегодня будем делать. Необходимо озвучить свои предположения.
        Таким образом, работа направлена не только на обогащение пассивного словаря, но и на введение новых слов в активный словарь.

 Правильно подобранная ЛФК для детей порой творит настоящие чудеса и без сомнения способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

Отчёт по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях реализации ФГОС».

Отчёт по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях реализации  ФГОС»....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Статья посвящена вопросам организации в детском саду проекта "Мы хотим быть здоровыми!" Его задачей является взаимодействие педагогов и родителей детей. Кратко представлены цель, планируемые...

Конспект тематического педсовета «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Конспект тематического педсовета «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...