Использование средств художественной гимнастики в физическом воспитании дошкольников
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Использование средств художественной гимнастики в физическом воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование средств художественной гимнастики в физическом воспитании дошкольников

Инструктор по физической культуре Кириллова Елена Алексеевна ГБОУ Школа 1793
Средства художественной гимнастики соответствуют анатомическим и психологическим способностям всего организма в целом. Они доступны при любом возрасте и конструкции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью. Нас интересует основная художественная гимнастика. Основными ее средствами являются:

1. Упражнения без предмета (различные виды равновесия, «волны», взмахи, прыжки, повороты, разновидность шагов и бега);

2. Упреждения с предметами (обручем, мячем, скакалкой, булавами, шарфом, лентой);

3. Элементы классического танца:

4. Элементы народных танцев;

5. Элементы историко-бытовых и современных танцев;

6. Акробатические упражнения;

7. Ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);

8. Элементы пантомимы;

9. Элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);

10. Упражнения из других видов спорта.

Дети эмоциональны и подвижны. Они воспринимают все то, что ярко, все то, что дает возможность фантазировать и импровизировать, поэтому упражнения с предметами у детей дошкольного возраста вызывают особый интерес и огромную радость. Они близки и понятны детям в силу их возрастных особенностей. предметы создают как бы зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельными частями тела, делают движения более точными, позволяют выработать правильный мышечный тонус, который сохраняется у ребенка в дальнейшем при выполнении таких упражнений без предмета.

Пожалуй, самый узнаваемый всеми предмет, применяемый в художественной гимнастике это лента. Мне бы хотелось познакомить вас с поэтапным ведением этого атрибута в двигательный арсенал дошкольника на занятиях физической культуре. В младшем дошкольном возрасте это лента на колечке. Она может быть разной длины. Малыши прекрасно удерживают её в руке. Используется как при выполнении развивающих упражнений, так и в специальных заданиях на развитие воображения в различных частях занятия (задания: «Нарисуй солнышко», «Нарисуй дождик», «Нарисуй радугу» …). Дети с удовольствием рисуют лентой в воздухе. Особый интерес для них представляет наглядность траектории движения ленты. Широкое применение этих лент возможно и в подвижных играх («Ловишки с хвостиками», «Кот и мыши» и др.).

В старшем дошкольном возрасте я использую ленту, которая крепится к цилиндрической палочке 50 60 см длинной. Длина ленты может варьироваться от 1,5 до 3-5 м. Такие задания как «Нарисуй музыку», передай характер музыки», «О чем рассказала вам мелодия?» развивают природную подвижность, реакцию, точность, полноту исполнения и восприятия, ассоциативное мышление и творческую фантазию. Кроме этого, работа с лентой развивает мелкую моторику руки, что очень важно при подготовке руки к письму. Манипуляции, производимые лентой, вызывают повышенный интерес у детей, а осознание того, что именно они являются создателями этих волшебных превращений, приводит их в полный восторг и удивление.

Хотелось бы упомянуть об использовании в физическом воспитании дошкольников еще одного прекрасного предмета, применяемого в художественной гимнастике – это скакалка. Практика показывает, что в дошкольном возрасте этот предмет используется незаслуженно мало, хотя уникальность скакалки очевидна. Упражнения со скакалкой действуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Этот предмет помогает развить у детей психофизические качества такие как: быстрота, выносливость. Я считаю, что каждый педагог по физическому воспитанию должен расширять двигательный багаж ребенка с этим предметом. Ведь, как правило, в самостоятельной двигательной деятельности дети используют скакалку только для прыжков, или в качестве «веревочного материала», или, в лучшем случае в подвижной игре «Наездники». По моему мнению, при обучении детей прыжкам через скакалку, учитывая быструю утомляемость дошкольников, после выполнения прыжковых связок следует дать им кратковременный отдых, сочетая его с выполнением дыхательных упражнений на растягивание и расслабление активно работающих мышц. Чтобы у детей как можно дольше сохранился интерес к скакалке, необходимо включить всевозможные ее вращения в разных плоскостях.
Прыгать со скакалкой могут все дети, в том числе страдающие плоскостопием. Для того чтобы избежать неприятностей, следует сначала провести курс лечебной гимнастики, укрепляющей мышцы и связки стопы, и только затем разрешать ребенку прыгать.
Скакалка подбирается каждому ребенку индивидуально, соответственно его росту. Для этого надо, чтобы ребенок, наступив на скакалку, согнутыми руками натянул ее до уровня плеч.
Художественная гимнастика по праву считается ярким, зрелищным видом спорта. Она учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятие о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность, способствует развитию выразительности движений.

Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений.

Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений.

Выразительности детских движений уделяется известное внимание и в традиционной практике дошкольного воспитания (например, на музыкальных занятиях). Однако соответствующая работа, как правило, проводится вне контекста развития творческого потенциала ребенка.
Достижение выразительности движений – своеобразная сверхзадача двигательного воображения. В конечном счете двигательное воображение это е только построение нового образа и вхождение в него, но еще и передача через образ определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку. Наблюдение показывает, что способность к подобной передаче образа стихийно возникает лишь у отдельных людей. В целом такая способность нуждается в формировании при помощи специальных средств. На своих занятиях я использую задания типа: «Узнай по движению, кто это?», «На какую вещь ты похож?», «На какое животное ты похож?». Предлагаю ребенку показать характерные движения какого-либо животного, остальные угадывают, кто это, или импровизировать действия людей, природные явления (гонимые ветром лепестки, снежинки, морские водоросли, журчащие ручейки). Закрывая в позе точно воспроизвести форму и характер какого-либо объекта. Действия происходят под музыку, сопровождаясь упражнениями на расслабление и дыхательной гимнастикой (по системе М. Лазарева). Такого типа задания выполняются в конце занятия как завещающий, итоговый фрагмент в двигательно-игровом действии.
Такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него, например, «Путешествие на планету цветов». Главным украшением сказочной планеты являются цветы. Детям предлагается представить себя розами, ромашками и т. д., танцующими, кружащимися в вальсе («Вальс цветов»). Дети совершенно свободно двигаются, выполняют любые движения, в соответствии с характером музыки и переживаемым эмоциональным состоянием. Используя оригинальный физико-культурный инвентарь (ленту-заимст. из худ. Гимнастики). Дети рисуют в воздушном пространстве танец цветка. Тем самым, развивая воображение, мы решаем еще одну немало важную задачу- развиваем мелкие мышцы рук.

На занятиях «Путешествие по дну моря» детям предлагается представить себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой (музыкальное сопровождение «Звуки окружающего мира»). Накатилась волна и словно по волшебству все оказались на морском дне. Необычные движения дети придумывают, получив задание по-новому использовать, например, традиционный физкультурный инвентарь. Превращая мяч в «жемчужину», дети изображают самые неожиданные, непредсказуемые движения.

Аналогичным образом дети решают задание «Веселый клоун». Им предлагается изобразить смешные, забавные движения с определенным набором предметов. Возможен условный вариант игры: с постоянным движением самого предмета, передвижение в паре с ним. При выполнении этих заданий дети смогут найти нетрадиционные примеры использования обычной спортивной атрибутики. Они сами придумывают и названия выполняемым движениям. К числу игровых двигательных заданий можно отнести и обычные загадки, ответ на которые дети должны передать посредством движений.

В итоге возникает своеобразный язык движений, на котором может быть выражен творческий потенциал ребенка. По ходу освоения языка движений у детей формируется способность к образно-двигательному воплощению собственного удивления, вопроса, затруднения как потенциальной «точки роста» нового движения.

Логическим продолжением развития выразительности движений служит работа по эстетическому оформлению двигательного опыта детей. Основа такого оформления-сопряжение движения и музыки.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусств как танец и музыка.  На детей благотворно влияет темп, ритм, динамика музыки, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызовет согласованную реакцию всего организма. Движения в сочетании со словами и музыкой представляют собой целостный воспитательный процесс.
Конечно, работа по эстетическому оформлению двигательного опыта детей не ограничивается обеспечением синтеза движения и музыки. Однако этот синтез имеет для нее принципиальное значение.

Говоря об использовании средств художественной гимнастики в физическом воспитании дошкольников нельзя не коснуться вопроса об эстетике внешней формы. Необыкновенно красочные спортивные костюмы и купальники являются ярким завершением композиционных идей.

На этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с дошкольниками является сочетание общей и специфической физической подготовки, компонентами которой является гибкость и координация движений; в художественной гимнастике большое внимание по сравнению с другими двигательными качествами уделяется развитию гибкости и координационных способностей, поскольку эти качества имеют решающее значение в достижении высоких спортивных результатов; благодаря целенаправленному развитию гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений-наклонов, равновесий, прыжков.

На уроках, где используются упражнения художественной гимнастики, как мальчики, так и девочки, испытывают огромную радость, особенно от упражнений с предметами. Музыкальное сопровождение уроков с использованием веселой и любимой музыки, создаёт хорошее настроение у детей, что способствует более плодотворной работе. Всё это является эффективным средством эстетического восприятия. У детей возрастает творческая активность, они чаще участвуют в показательных выступлениях и соревнованиях.

Только интересные, яркие по содержанию упражнения из арсенала средств художественной гимнастики привлекают детей к сознательным и систематическим занятиям в школе и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые средства и методы в физическом воспитании дошкольников

В настоящее время в процессе физического воспитания особое внимание уделяют игровому методу, который позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимаю­щихся в двигательной деятельности и мень...

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников в условиях полиэтнического пространства.

Статья о народной игре, которая  является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к  человеку, уважительному отношению к людям старшего, почтенн...

Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...

Использование народной подвижной игры в физическом воспитании дошкольника

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популяр...

Использование информационных компьютерных технологий в физическом воспитании дошкольников

Информационное обеспечение процесса физического воспитания детей в детсом саду...