Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников в условиях полиэтнического пространства.
статья по физкультуре по теме

Статья о народной игре, которая  является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к  человеку, уважительному отношению к людям старшего, почтенного возраста, отношению равноправия в коллективе сверстников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников в условиях полиэтнического пространства.

             В условиях модернизации системы образования дошкольного образования все более раскрывает свой национальный характер, национальное своеобразие, сливаясь в трехмерном пространстве – национальной, общероссийской и мировой культуры. « Этот» диалог культур» в образовании – действенный фактор и национального развития, и гармонизации межнациональных отношений.

           На уровне национально- региональной системы образования в качестве приоритетного направления ее развития выступает осознание необходимости перехода от « человека образованного» к » человеку культуры», соединяющему в своем мышлении и деятельности различные, несводимые друг с другу культуры, формы деятельности. В социокультурном развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. Игра, являясь мощным средством воспитания, существовала задолго до возникновения научной педагогики. Понятие народной игры неразрывно связано с народной педагогикой, которую можно назвать отражением коллективного разума, накопленного народом опыта жизни.

           Народная игра является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к слабому, немощному человеку, уважительного отношениях людям старшего, почтенного возраста, отношениях равноправия в коллективе сверстников. Опыт подобного взаимодействия переносится человеком в другие виды деятельности, сопряженные с познанием и воспроизведением сущности человеческих отношений, постижением индивидуальных характеристик каждого человека.

          Посредствам народной игры формируется социально значимые качества и представления, нравственные поступки и культура поведения. В процессе индивидуальных исовременных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным, следовать социально – нравственным нормам, формирует понимание. Характерными особенностями народных игр является соревнования, сотрудничество и коллективность в действиях, комплексное воздействие на организм, непрерывность изменения обстановки, самостоятельность действий участников, высокая эмоциональность и др. В играх заложен элемент нового, неопознанного. Нередко одна и та же игра, даже периодически повторяема, не похожа на предыдущие ее варианты ,действия ее участников  не идентичны. Она часто проходит по новому и таит в себе много неожиданностей. Вот почему уже обно представление об игре, как правило, вызывает у играющих положительные эмоции.

         Мой опыт работы в детском саду показывает, как велико образовательное и воспитательное значение народных подвижных игр. С их помощью развиваются различные физические качества, и прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно совершенствуются двигательные навыки. Сложны и разнообразны движения  в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно – двигательного аппарата. Условия  игрового соревнования требуют от детей довольно большого физического напряжения.

         Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично- игровые и др.

         Интересно и увлекательно проходят досуги и развлечения в нашем ДОУ. Например, на празднике « Сабантуй», который проводится ежегодно с детьми старшего дошкольного возраста, воспитанники активно участвуют в таких играх как « Разбей горшок», « перетягивание каната», « Донеси яйцо», « Бег с коромыслом», « Бег в мешках». На физкультурных занятиях дети с удовольствием играют в мордовские народные игры: « Раю – раю», « В платки», « В горшки», « Хромая курица». Спортивные развлечения, которые проводятся в районном  ФОКе, обязательно  включают в себя национальные игры.

         Это позволяет ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики ,человеческих отношений. Ведь народная игра целенаправленно активизирует процесс познания окружающего мира и себя, поддерживает детское творчество. Она выступает как мера  как способ творческой самореализации личности ребенка в разнообразных видах игровой деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу  этнонациональных  ценностей и технологий к их адаптации.

          Игровой фольклор богат и разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание и ловля, другие виды движений – все это можно найти в народных играх. В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению  большинства  играющих или членов команды; подчинению капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала до конца и до ее завершения и др.

         В работе с детьми на занятиях и в свободной деятельности широко используем неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление народа о честности, смелости, мужестве, т. е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа.  

         В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли. Практика доказывает, что многие качества Личности ребенка помогает развить использование национально- регионального потенциала игр.

                            Литература

  1. Григорьев,В. М. народная педагогика и игры в воспитании и развитии личности. На пути  к теории народной педагогики. Вып-1. Музыка, 1995.
  2. Репринцева Е.А. Педагогика игры. Теория. История. Практика. Курск,2005.
  3. Смирнова Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников.С2004.
  4. Брыжинский В.С. серебрянные цепочи». Саранск,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей 1ёт "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду....

Консультация для родителей и воспитателей "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду....

Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...

Использование народной подвижной игры в физическом воспитании дошкольника

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популяр...

Доклад на тему: «Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников»

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-со...

Проект "Использование народных подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста...