Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"
статья на тему

Смоленцева Марина Ивановна

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение, формы и направления данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_broshyury_smolentseva_m.i.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента

Смоленцева М.И.

Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории

МБДОУ №41 г. Нижнекамск

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента:

- обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры;

- достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность;

- включение в образовательную деятельность.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:

  • Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе.
  • Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
  • Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
  • Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.
  • Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного и воспитательно-коррекционного процессов. Дети знакомятся с национальной культурой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. В систему физического воспитания дошкольников также активно внедряется национально-региональный компонент. Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. Народная подвижная игра имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные игры называют кладезем национальной культуры. Многие народные подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.

Спортивные развлечения в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей. В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников и развлечений на основе народных подвижных игр: «Науруз», «Масленица», «Сабантуй», «Ярмарка народных подвижных игр», «Русские игры да забавы», «Смех да веселье», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.  Впечатляет разнообразие народных подвижных игр: «Скачки», «Бег в мешках», «Разбей горшок», «Бег с коромыслами», «Бег с яйцом в ложке», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Жмурки» и т. д. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствуют активизации двигательной деятельности. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцом и не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.). Такие игры можно организовать командными, а можно провести как игры-аттракционы.

При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых;

- недопустим отбор участников детей, если только не противопоказано здоровью ребенка;

- при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию (беседы, подготовка детских костюмов, атрибутов, сувениров);

- необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития и физической подготовленности).

    Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, в том числе физического, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников в условиях полиэтнического пространства.

Статья о народной игре, которая  является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к  человеку, уважительному отношению к людям старшего, почтенн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА."...

Роль народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников (из опыта работы)

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы....