Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
методическая разработка по теме

Палагина Елена Александровна

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_igry_v_fiz.vospitanii_doshkolnikov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 208

Старший воспитатель

Палагина Е.А.

Хабаровск

2010

Давайте детям больше и больше содержания

общего, человеческого, мирового, но

преимущественно старайтесь знакомить их с этим

 через родные и национальные явления.

В. Белинский

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах. Еще в Лаврентьевской летописи, в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.

Русская народная игра — это наша историческая память. «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», — к этой оценке А. В. Луначарского трудно что-либо добавить.

В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

На Святках они ходили славить Христа, поздравляли соседей колядной песней, и в конце зимы встречали и провожали Масленицу. Ребятишек посылали с первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали: «Прощай, зима счастливая! Приходи, лето красное!» Вместе со взрослыми дети взбирались на крыши построек, на деревья и заклинали птиц. Наблюдая жизнь взрослых, дети в своих играх часто имитировали календарные и семейные обряды, исполняли при этом соответствующие песни.

Мальчишки и  девчонки любили вместе со взрослыми приходить на вечерки, собирались на деревенской улице, за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; с песнями катались на лошадях. Во всех народных играх проявлялась любовь русского человека к веселью, удальству.

Так подвижная игра перешла от взрослых к детям.

Однако игру не следует рассматривать только как средство развлечения. Игра— это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

С переходом игры от взрослых к детям действия ее упрощались, длинные и сложные диалоги и песни заменялись короткими присказками и разговорами.

И, может быть, нам, взрослым, какие-то игровые ситуации представляются надуманными, оторванными от действительности. Субъективно же, для самого ребенка, игра полна реального смысла, самым тесным образом связанного с действительностью. Безусловно, в играх есть и досужий вымысел: «бессловесные» звери говорят, рассуждают; печка двигается, а пирожок убегает от покупателя. Но ведь воспроизводятся, казалось бы, реальные человеческие отношения — тем-то игра и интересна! Ребенку в игре предоставляется возможность участвовать в чем-то невероятном, но этот вымысел включает в себя идею обыкновенную и естественную, то есть в вымысле есть доля правды. Так, во всяком случае, играя, думают наши дети.

Подвижные  игры, собранные из множества источников. Они достаточно разные по своему содержанию, тематике и организации игры; отличаются свободой применения игровых движений, большими возможностями для проявления инициативы и творчества в двигательной сфере. Существующие в этих играх правила регламентируют не только движения, но и структуру игры в целом. В каждой игре есть установка на достижение результата. Даже в такой незамысловатой игре, как пятнашки, дети бегают не ради простого удовольствия от процесса бегания. У каждого играющего есть своя цель. Она-то и ориентирует его на достижение определенных результатов.

Игры отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре!

Дети спрятались, а ищет их «палочка-застука», играя, они встречают «дедушку Пыхто», узнают, кто же такие кум и кума. Да и водящих, оказывается, называют по-разному. В одной игре — это «юлушка-юла»; в другой — «квасик-торгасик», а в третьей — «огарышек»!

В играх есть дразнилки, поддевки-остроты. Перед началом или по ходу игры дети нараспев произносят прибаутки, все вместе поют детские песенки. В прибаутках о ком только не узнаешь и кого только не встретишь! Что ни прибаутка, то яркая и динамичная сценка в действии!

Вот дети глядят и дивятся, как летят «кокушки» (кукушки), вместе с бабушкой Ульяной едут на базар, просят Иванушку-братца «состроить» избушку, рассказывают Назару, какой он должен купить им сарафан.

Все прибаутки, дразнилки, считалки и песенки отличаются ритмичностью. Иной раз, проговаривая их, дети скандируют. Этот прием прививает им чувство ритма:

 Чеки-чеки, чекалочки,

 Ехал Ваня на палочке,

 А Сашенька на тележке

 Щелкает орешки,

 Орешки калены,

 С Москвы привезены.

 Утка-Маврутка,

 Селезень-Павлутка,

 Курица-Аниска,

 Петушок-Бориска,

 Кошка-Матрешка,

 А кот — Агафошка.

Затейливость игр всегда зависела от самих играющих, они могли вносить в содержание изменения, прикладывать фантазию, не ломая устоявшийся порядок изложения игрового действия. Так, в зависимости от местности, у одной и той же игры появлялись разные названия: «Соседи», «В углы», «Уголки», «Кумушки».

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы вполне может основываться на необозримо разнообразных играх. В игре удовлетворяется потребность в действии, предоставляется обильная пища для ума и сердца; закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение постоять за себя, чувство справедливости.

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Главная забота родителей заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали ему ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

Использование народной подвижной игры в физическом воспитании дошкольника

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популяр...

Статья "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, и...

Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка...