Классификация подвижных игр
консультация по физкультуре

Холодная Анастасия Александровна

 

Косультация для педагогов ДОО

Цель: ознакомление педагогов ДОУ с разнообразными классификациями подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_klassifikatsiya.docx633.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного

(МДОАУ д/с № 7 г. Свободного)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Тема «Классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Холодная Анастасия Александровна,

инструктор по физической культуре

МДОАУ д/с № 7 г. Свободного,

высшая квалификационная категория

г. Свободный

2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1 Классификация подвижных игр по «Теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста» (Н.Н. Кожухова)        4

2 Классификация подвижных игр по методическому пособию «Методика проведения подвижных игр» и «Методика физического воспитания» (Э.Я. Степаненкова)        7

3 Классификация подвижных игр от П.Ф. Лесгафта        8

4 Коллективно-творческое задание для педагогов        9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

Литература        11

ВВЕДЕНИЕ

Цель: ознакомление педагогов ДОУ с разнообразными классификациями подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги давайте вспомним, что такое подвижная игра?

Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка дошкольного возраста, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами[1].

По определению Покровского Георгия Арсеньевича (врач-педиатр, педагог и теоретик физического воспитания),  подвижные игры вносят в душу ребёнка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. Данные игры приучают ребенка к дисциплине, согласованию своих желаний с желаниями других.

В вашем понятии классификация означает?

Классификация – понятие в науку, обозначающее разновидность деления объёма по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём делится на виды, а виды в свою очередь делятся на подвиды и так далее[2].

Следуя требованиям педагогики, впервые сделал попытку классифицировать подвижные игры на «пригодные» и «непригодные» для воспитания детей, опытный педагог-практик - Славинецкий Епифаний (воспитание в Древней Руси). К «пригодным» он относил игры с мячом, бег, прыжки, а к «непригодным» - игры в кости, карты, которые развивают ложь, корысть, лукавство и другие пороки[3].

1 Классификация подвижных игр по «Теории и методики физического воспитания

детей дошкольного возраста» (Н.Н. Кожухова)

Данная классификация делится: по сложности; по двигательному содержанию; по степени физической нагрузки; по использованию пособий и снарядов; по содержанию народных подвижных игр; по преимуществу формированию психофизических качеств.

Классификация по сложности 

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию:

  • игры с ходьбой;
  • игры с бегом;
  • игры с лазанием;
  • игры с прыжками;
  • игры с метанием.

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:

Игры большой подвижности

Игры средней подвижности

Игры малой подвижности

Одновременно участвует

вся группа детей;

построены

они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами

Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна

(игры с ходьбой, игры на внимание)

Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов:

  • подвижные игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры и другие);
  • подвижные игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки и так далее).

Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств:

  • игры на формирование ловкости;
  • игры на формирование быстроты;
  • игры на формирование выносливости;
  • игры на формирование силы.

По содержанию русских народных подвижных игр:

2 Классификация подвижных игр по методическому пособию

«Методика проведения подвижных игр» и «Методика физического воспитания» (Э.Я. Степаненкова)

Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук, профессор. Её публикации: автор учебных пособий и программы по вопросам физической культуры для студентов педагогических колледжей и высших учебных заведений, соавтор программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. Соавтор программы воспитания и обучения в детском саду нового поколения «От рождения до школы».

Подвижные игры классифицируются:

  • по возрасту;
  • по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижности);
  • по видам движений (игры с бегом, метание и так далее);
  • по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Другая классификация подвижных игр:

  • подвижные игры с правилами (сюжетные и несюжетные);
  • спортивные игры (баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и другие);
  • игры-забавы для маленьких («Ладушки», «Коза рогатая» и другие);
  • народные подвижные игры.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и так далее. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа:

  • перебежек, ловишек;
  • игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.);
  • игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);
  • игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и другие).

3 Классификация подвижных игр от П.Ф. Лесгафта

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (21 сентября (3 октября) 1837 года, Санкт-Петербург - 28 ноября (11 декабря) 1909 года) - биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания, и прогрессивный общественный деятель России.

Наиболее простая и доступная квалификация была составлена П.Ф. Лесгафтом:

  • по сложности, двигательному содержанию;
  • по степени физической нагрузки;
  • по использованию пособий и снарядов;
  • по преимущественному формированию физических качеств.

http://www.refsru.com/images/referats/7973/image001.png

4 Коллективно-творческое задание для педагогов

Задача: закрепить полученные знания педагогов по классификации подвижных игр в ДОУ.

Инструкция:

  • слушателям консультации надо разделиться на 2-3 малые группы;
  • консультант предлагает выбрать полоски с заданиями (текст должен быть перевёрнут);
  • раздается материал для выполнения задания (лист А3, фломастеры, маркеры, линейка и так далее);
  • заглавие задания оформляется по примеру (Классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста по «Теории и методики….» - Н.Н. Кожухова);
  • каждая группа защищает свой проект-схему (пример оформления см. ниже).

Пример оформления проекта-схемы

https://studfiles.net/html/2706/280/html_Mehw_dZA8R.Iloe/img-_bUhh5.jpg

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев  несколько видов классификаций подвижных игр для детей дошкольного возраста, можно отметить, что:

  • любая классификация отталкивается от степени сложности и двигательному содержанию игр;
  • все классификации строятся на основе основных движений;
  • любая классификация подвижных игр отдает преимущество формированию психофизических качеств ребенка.

Таким образом, классификация подвижных игр имеет огромное значение для физического воспитания детей дошкольного возраста. Данные деления подвижных игр, возможно, использовать в образовательной работе с детьми и в научно-исследовательской деятельности педагога.

Литература

  1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
  2. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – Изд.: Владос, 2003. – 192 с.  
  3. Лесгафт, П. Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - Издательство «ФИС», 1987. - 360 с.
  4. Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.
  5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

        

        

        


[1] - определение из методического пособия для педагогов ДОУ «Методика проведения подвижных игр» Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2009. – стр. 3-4

[2] - определение из интернет-энциклопедии ВИКИПЕДИЯ

[3] - Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – Изд.: Владос. – 2003. – стр.15-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация подвижных игр

С данной статье дается классификация подвижных игр и краткая характеристика  каждого типа....

Мастер-класс для педагогов "Классификация подвижных игр"

1.     Классификация подвижных игр.2.     Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.3.     Организация и практическое прове...

Классификация подвижных игр и их применение в режимных моментах.

В данном материале вы узнаете о классификации подвижных игр и их применении в течение дня с детьми дошкольного возраста...

Классификация подвижных игр.

/Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры....

"Классификация подвижных игр"

В материале представлена классификация подвижных игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...