Проект "Богатырская наша сила"
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

ситдикова Гульнара Сагитовна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию

  «Богатырская наша сила»

Авторы проекта: инструктор по физической культуре  МБДОУ №24 Ситдикова Г.С., высшая квалификационная категория,

Музыкальный руководитель МБДОУ №24 Талипова Г.Г. 1 квалификационная категория

Сроки реализации проекта: декабрь – февраль 2015-2016гг.

Место реализации проекта : МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №24», г. Нижнекамск, РТ

Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели , инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, родители.

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. С началом демократизации общества в целом из воспитания и обучения подрастающего поколения стали исчезать многие славные традиции военной истории, героического прошлого нашей страны.

Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Не менее важным условием  нравственно – патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории, семьи будит мысль ребёнка, вызывает эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Цель  проекта:

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

           Задачи:

  • формировать представление о героическом прошлом Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской;
  •  расширять представления детей о Российской Армии ;
  •  воспитывать чувство уважения к российскому воину, его силе, смелости;
  •  формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;
  • развивать интерес к  народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям народов России;
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • формировать чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

 развивать  и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

  • воспитывать  нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка;
  • проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.

Ожидаемый результат:

Повышение знаний детей о Российской Армии и её истории. Развитие способностей детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изо деятельности, пении, чтении стихов, составлении собственных рассказов. Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Тематический план работы по нравственно- патриотическому воспитанию  

Сроки

тема

содержание

ответственный

Декабрь- январь

«Наша Родина – Россия»

1. знакомство с географическим местонахождением России, её символикой. Беседы, чтение стихов, пословиц, поговорок

Воспитатели

2. рассматривание картин русских пейзажистов

воспитатели

3. пение и слушание песен о природе Родного края

муз. рук.

4. разучивание Русских танцев и хороводов

муз. рук.

5. разучивание комплекса ОРУ под русские народные мелодии, с элементами русского танца

Инстр. по физкультуре

6. русские народные подвижные игры

Инстр. по физкультуре

7. рисование «Моя Родина»

Воспитатели

8. знакомство с национальностями, населяющими Россию, с их культурой, народными традициями

Воспитатель тат. яз., воспитатели

9. разучивание танца «Богатыри»

Муз. рук.

10. консультация для родителей «Колыбельные песни»

Муз. рук

11. спортивное развлечение «Зимние забавы»

Инстр. По физкультуре

Февраль

1,2 недели

«Край, в котором я живу»

1. татарские народные подвижные игры, игры народов Поволжья

Инстр. по физкультуре, воспитатели

2.слушание и пение произведений татарских композиторов

Муз. рук.

3. танцы, хороводы народов Татарстана

Муз. рук.

4. беседы о РТ, символике, природе родного края,  народах населяющих Татарстан, их обычаях и традициях

Воспитатель тат. яз., воспитатели

5. знакомство с фольклором , разучивание стихов, пословиц, поговорок

Воспитатель тат. яз.

6. подготовка к смотру строя и песни: разучивание строевых упражнений, песни, речёвки, подготовка костюмов

Инстр. по физкультуре, воспитатели, муз.рук.

Февраль 3, 4 недели

«Богатырская наша сила»

1. беседы об историческом прошлом России, воинских,  богатырских традициях.

Воспитатели

2. чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, воинского вооружения богатырей

Воспитатели

3. разучивание пословиц, поговорок о мужестве, смелости воинов

Воспитатели

4. рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

Воспитатели

5. занятие по ознакомлению с окружающим «Наша Армия»

Воспитатели

6. занятие по физкультуре «Будем солдатами»

Инстр. по физкультуре

7. беседа о герое – поэте Мусе Джалиле

Воспитатель тат. яз.

8. организация сюжетно – ролевых игр «Мы военные»

Воспитатели

9. фотовыставка «Мой папа служил в Армии»

Воспитатели

10. совместный просмотр мультфильмов о богатырях

Родители

11. консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Инстр. по физкультуре

12. смотр строя и песни в школе №11 и в конкурсе среди воспитанников ДОУ города

Инстр. по физкультуре, воспитатели, муз.рук.

13. участие в военно – спортивной игре «Зарница» среди воспитанников ДОУ города

Инстр. по физкультуре

14. праздник «Богатырские потешки», посвящённый Дню защитника Отечества

Инстр. по физкультуре, воспитатели, муз.рук.

Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Тем самым были расставлены эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Консультацию подготовила Баринова Т.С.,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ №12 «Брусничка» г. Усть-Илимска

Патриотическое воспитание дошкольников

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

 

В.А. Сухомлинский.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».  

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство  глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.

 У мальчиков с детства необходимо  формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

Родители должны формировать у своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и  народных праздниках,   активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста

  • знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
  • знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
  • может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
  • знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
  • имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Рекомендации для родителей.

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  • Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы,  но и отмечайте положительные моменты.
  • Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
  • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

Выучите с детьми

                                               Т. Бокова

                                                Родина

Родина слово большое, большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.

Пословицы

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Читаем детям

Александрова З. «Родина»

Алексеев С. «Дом», «Первый ночной таран»

Жариков А. «Юнбат Иванов»

Жаров А. «Пограничник»

Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»

Кончаловская Н. Отрывки из книги «Наша  древняя столица»

Крылов Я. «Трехцветный флаг»

Ладонщиков Г. «Наша Родина»

Лермонтов М.Ю. «Бородино»

Махотин С. «Этот дом со скрипучим крыльцом»

Орлов В. «Родное», «Я и мы», «Разноцветная планета»

Орлов С. Родина»

Прокофьев А. «Нет на свете Родины  красивей»

Степанов В. «Родные просторы»

Яковлев Ю. «Мама», «Малая Родина»

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию

1. Какие слова выражают любовь к Родине? ___

2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом? ___

3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___

4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? ___

5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___

6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ___

7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?

12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка?

13. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ___

14. Назовите Российскую символику? ___

17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей?

18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ___

20. Какие народные праздники Вы знаете? ___

21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? ___

24. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? Да. Нет. Почему? ___

Анкета для детей на тему «Я и моя страна»

1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь? ___

2. Как ты думаешь, Россия – большая страна? ___

3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах бывал? ___

4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал? Почему? ___

5. Люди, каких национальностей живут в России? Назови их.

6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать? ___

7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему? ___

8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? ___

9. Ты любишь свою страну? Почему? ___

10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или своего села, какие бы три желания ты загадал? ___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

Педагогический проект "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе -в этом наша сила"

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

Отчет о проведении 23 февраля "Наша армия — наша сила"

праздник для детей подготовительной группы...

ПРОЕКТ «НАША АРМИЯ – НАША СИЛА» в первой младшей группе (с 2 до 3-х лет)

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. У детей 2-3-х лет в силу своего возраста отсутствуют и...

Фотоотчет о проведении 23 февраля "Наша армия — наша сила".

Воспитываем уважительное отношение к военному человеку, человеку в форме, прививаем любовь к Родине, и развиваем патриотические чувства....

Как мы провели праздник 23 февраля в подготовительной группе " Наша армия-наша сила!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22537126","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Нашей армии РоссийскойДень рожденья в феврале!Слава ей непобедимой!Слава миру на земле!Труб...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Наши традиции-наша сила»

Интегрированное занятие в подготовительной группе«Наши традиции-наша сила»Цель: Формировать представление детей о народных традициях и русском фольклоре, о жанровых особенностях фольк...