Педагогический проект "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе -в этом наша сила"
проект (подготовительная группа) на тему
В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в семье, в повседневной жизни.
Нравственно-эстетическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды образовательной и непосредственно образовательной деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях, является непременным условием полноценного нравственно-этического воспитания, осуществляемого в системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_my_raznye-v_etom_nashe_bogatstvo_my_vmeste_-v_etom_nasha_sila.docx | 63.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »
Выполнила: Султанова Майра Айтжановна
Воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка»
Пояснительная записка
В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в семье, в повседневной жизни.
Нравственно-эстетическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды образовательной и непосредственно образовательной деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях, является непременным условием полноценного нравственно-этического воспитания, осуществляемого в системе.
Нормативная база проекта:
1. ФГОС ДО;
2. Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
3. Государственная политика в области патриотического воспитания:
Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года;
4. Концепции модернизации российского образования;
5. Федеральная целевая программа «Дети России».
Продолжительность проекта: краткосрочный
Период выполнения: с 01.10.2014 по 04.11.2014год (4 недели)
Возраст детей: подготовительная группа
Участник: Участники: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети и семьи воспитанников подготовительной к школе группы (Возраст детей: 6 - 7 лет).
Итоговое мероприятие проекта: Проведение фестиваля «Хоровод дружбы».
Актуальность проекта:
Россия многонациональное государство, в последние время в нашей стране происходит много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, межнациональных конфликтов, которые несут в себе жестокость, разрозненность между нашим российским народом, дружба которых сохранялась долгое время. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к людям разной национальностей России.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание, воспитание толерантности сегодня - одни из важнейших направлений воспитательной работы в ДОУ.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях, о её величии и историческом прошлом. Перед воспитателем встаёт необходимость в формировании у детей первичных ценностных представлений о своей стране: дать детям знания о символике страны, о богатствах России, о природном и животном мире, прививать детям чувство любви к Родине, уважения к родителям, старшим, сверстникам; воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности и ответственности за свое поведение. Для реализации данной задачи, нами было принято решение создать проектную деятельность, направленную на воспитание у детей интереса, уважения, любви и чувства гордости к родной отчизне.
Цель проекта: Путём формирования первичных ценностных представлений о России как о великой, многонациональной стране, воспитывать любовь к родной отчизне, развивать и воспитывать уважительное отношение к различным национальностям.
Задачи проекта: Познакомить с географической картой, дать детям знания о богатствах России, о природном и животном мире нашей страны; рассказать о современной государственной символике России; познакомить детей с праздниками «День народного единства», познакомить с декоративно-прикладным искусством народов России.
Необходимость данной разработки, заключается, в приобщении подрастающего поколения к национальной культуре, к традициям народов России, к его духовным нравственно – эстетическим ценностям. За каждым ребенком - традиции и уклад семьи, за семьей - культура целого народа. Для решения данной задачи целесообразно вовлечь родителей воспитанников к участию в мероприятиях ДОУ по воспитанию нравственной культуры детей.
Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста связано с ознакомлением их с бытом и жизнью народов, особенностями характера присущими этносу нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной культуры, воспитание патриотических чувств.
Реализация данного проекта требует от педагогов, родителей и детей пополнить знания о культуре народов населяющих Россию, их обычаях, традициях, фольклоре.
Ожидаемые результаты: Данный проект позволит воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире и согласии со всеми народами. Проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей населяющих Российскую Федерацию, их обычаях, традициях, фольклоре. Организованная таким образом работа, будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране
1 этап - Мотивационно-диагностический
«Модель трёх вопросов»
Что знаю? В каком городе живу? В какой стране живём? Какой главный город нашей страны? Кто защищает нашу страну? Кто раньше защищал? Кто такие богатыри?
Что хочу узнать? Что такое столица, что такое герб, флаг, гимн? Что означают цвета на флаге и гербе нашей Родины? Какая наша страна, что в ней особенного? Что есть интересного на территории нашего государства? Какие у нас соседи? Чему они могут нас научить? Что такое декоративно-прикладное искусство народов России? Праздник «День народного единства» откуда они к нам пришел? Какие народы живут в Лангепасе? Какой национальности мои сверстники?
Как узнать? узнать у воспитателя, спросить у родителей, прочитать книгу, посмотреть фильм/передачу, наблюдать, сходить в «Музейно выставочный центр», «Центр национальных культур», подготовиться фестивалю «Хоровод дружбы», сделать поделки.
2 этап - Организационный
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Организованная образовательная деятельность:
1.Подбор методической, художественной, детской литературы; иллюстрированных материалов, дидактических игр, игр народов России, глобус, карта России; изображения животного и природного мира России; изображения символики и текст гимна России; изделия декоративно-прикладного искусства народов России.
2.Организация экскурсии в «Музейно-выставочный центр»;
3.Организация экскурсии в «Центр национальных культур»
4.Составление перспективного плана мероприятий.
5.Проведение анкетирования родителей, изготовление афиш, пригласительных к фестивалю «Хоровод дружбы».
6.Самостоятельная деятельность детей по теме:
7.Создать развивающую среду, по тематике проекта «: «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »
8.Подбор и выкладка иллюстраций, контурных карт для детей, предметов декоративного прикладного искусства, деревянных игрушек, поделок, народных костюмов по тематике проекта.
9.Создание условий для самостоятельно-продуктивной деятельности детей
10.Создание в группе мини-музея «Декоративно-прикладное искусство народов России». Подбор предметов, игрушек, поделок, иллюстраций, фотографии по тематике проекта.
11.Подготовка атрибутов для проведения с/р. и дидактических игр, тематических бесед.
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами:
Организация экскурсии в «Музейно-выставочный центр»;
Организация экскурсии в «Центр национальных культур»
Оформить уголок для родителей о проведении проекта: «Мы разные - в этом наше богатство! Мы вместе - в этом наша сила! »
3 этап Содержательно-практический
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Н. О. Д. социализация по теме: «Москва-столица нашей Родины»
Задачи: Формировать знания и представления о понятиях: Родина, Отчизна, страна, развивать связную речь, пополнять активный словарь детей.
НОД социализация по теме « Моя малая Родина»
Задачи: Воспитывать чувство гордости, любви к родному краю.
НОД безопасность по теме «Правила безопасности в городе»
Задачи: Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения
НОД. социализация по теме: «Знакомство детей с праздником «День народного единства»
Задачи: Формировать представления детей об историческом прошлом России, об истории возникновения праздника; познакомить с современной государственной символикой России: герб, флаг, гимн; развивать способность понимать значение цвета и знака в символах России;
ОО «Познавательное развитие»
Н. О. Д. познание по теме: «Моя Родина»
Задачи: Формировать у детей представления о богатствах России, о природном и животном мире нашей страны.
Н. О. Д. познание по теме: «Мой родной Лангепас»
Задачи: знакомить с родным городом, формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре, расширять представления о видах транспорта и его назначении, расширять представления о профессиях.
Н. О. Д. познание по теме «Природа родного края»
Задачи: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы; формировать осознанное действие к природе родного края, желание беречь и охранять её.
О. Д. в режимные моменты: Экскурсия в «Музейно-выставочный центр», «Центр национальных культур» г. Лангепаса
Задачи: Ознакомление детей с культурными достопримечательностями родного города герба, формировать представления о многонациональной России, с народными костюмами, изделиями декоративно-прикладного искусства народов России.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Музыка: Разучивание песен о дружбе, разучивание народных танцев « Цыплятки», «Танец оленей», «Башкирский танец», «Кадриль», «Лезгинка»
Продуктивная деятельность в О. Д. «Барыня» лепка дымковской игрушки.
Продуктивная деятельность: Рисование флага России.
Составление слов с помощью палочек по образцу: «Россия, Москва»
Задачи: учить работать по образцу; развивать мелкую моторику, развивать усидчивость, аккуратность;
НОД: Знакомство с изобразительным искусством: «Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»
Задачи: Развивать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства. Оживить представление о былине, о былинных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче
НОД по теме: «Русская матрёшка»
Задачи: Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой; дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов; привить интерес к народному творчеству.
Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме.
Продуктивная деятельность: Рисование матрёшки.
НОД по теме: «Знакомство с Гжелью»
Продуктивная деятельность:
Рисование: Посуда из Гжели (тарелка).
Задачи: Расширить представления о народных промыслах; Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Учить самостоятельно, создавать узоры на рисунках. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
НОД Рисование « Природа родного края»,
Задачи: формировать умение передавать в рисунке красоту природы родного края. Развивать умения детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за природой. Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги. Развивать умения детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения.
ОО «Речевое развитие»
Беседы с детьми « Мой край родной», « Природа родного края», « Знаменитые люди родного края», « Край, в котором мы живем»,
« Природные богатства нашего края», « Улицы нашего города», « Родная улица моя».
Составление рассказов « За что я люблю свой город».
НОД развитие речи: Составление рассказов из личного опыта, по впечатлениям (рассказ об экскурсиях).
Задачи: Вызвать интерес к родному городу и его достопримечательностям , формировать способность составлять рассказ: развивать монологическую речь, активизировать словарь.
Чтение художественной литературы: Былина « Илья Муромец», русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», лезгинская народная сказка «Орел и мальчик», хантыйская народная сказка «Сказка про красавицу Аннэ», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), сборник «Сказки народов мира».
ОО «Физическое развитие»
Игры народов России: Русская народная игра «Гори-гори ясно», хантыйская народная игра « Лиса и гуси», казахская народная игра « Есть идея!»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Организация выставки детских работ.
Организация и проведение экскурсии «Музейно-выставочный центр», «Центр национальных культур».
Создание мини-музея изделий декоративно-прикладного искусства народов России. Подбор предметов, игрушек, поделок, иллюстраций, фотографий по тематике проекта.
Организация родителей к совместной деятельности с воспитателями по подготовке и проведению фестиваля «Хоровод дружбы» в группе, в уголке для родителей оформление информационных стендов «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства», консультация для родителей «Толерантное воспитание детей дошкольного возраста»
Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей»
4 этап Итоговый Проведение Фестиваля «Хоровод дружбы», анкетирование родителей после проведения проекта.
В результате проведенной работы дети узнали много нового об истории праздника «День народного единства», познакомились с национальным многообразием сверстников из группы детского сада. Получили представление о песнях, танцах, костюмах, блюдах каждой национальности. узнали много о самобытной культуре разных народов нашей Родины.
Список литературы:
Е. А. Алябьева, Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.-
И. Ф. Мулько, Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
М. Д. Махнева, Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы. – М. : АРКТИ, 2004.
Р. А. Жукова, Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. - Волгоград: ИТД «Корифей».
Л. А. Кондрыкинская, С чего начинается Родина (Опыт работы) .- М. : ТЦ Сфера, 2005.-192с.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №2-2010, с. 70.
Ватаман В.П.: Воспитание детей на традициях народной культуры. [Текст] / В.П. Ватаман: - Волгоград: Учитель, 2008
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера. 2005. – 144с.
Кротова, Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников. [Текст] /Т.В.Кротова. // Управление ДОУ. 2008. -№3. с-206.
Ленченко, Т.В. Социальное партнёрство семьи и детского сада. [Текст] / Т.В.Ленченко // Управление ДОУ. 2008. -№3. с-87.
Римский В.П., Давыденко Т.М., Малакуц С.М.: Традиционная народная культура в социокультурном пространстве региона: проблемы сохранения и развития. [Текст] / В.П. Римский, Т.М.Давыденко, С.М.Малакуц - Белгород: БГИКИ, 2007
Итоговое мероприятие проекта
« Мы разные - в этом наше богатство! Мы вместе в этом наша - сила!»
Фестиваль «Хоровод дружбы»
Цель: Воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма, уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культуре. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Задачи мероприятия:
1.Познакомить детей с национальным многообразием сверстников из группы детского сада.
2.Дать конкретное представление о песнях, танцах, костюмах, блюдах каждой национальности.
3.Воспитывать дружеские отношения между детьми и их семьями.
4.Повышать компетентность родителей в вопросах социально - нравственного воспитания детей, способствовать повышению активности родителей в участии общего интересного дела в ДОУ, проявлению творческих способностей.
5.Создать у детей положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение от совместной деятельности с семьями группы.
Задачи мероприятия:
1.Познакомить детей с национальным многообразием сверстников из группы детского сада.
2.Дать конкретное представление о песнях, танцах, костюмах, блюдах каждой национальности.
3.Воспитывать дружеские отношения между детьми и их семьями.
4.Повышать компетентность родителей в вопросах социально - нравственного воспитания детей, способствовать повышению активности родителей в участии общего интересного дела в ДОУ, проявлению творческих способностей.
5.Создать у детей положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение от совместной деятельности с семьями группы.
6.Расширить представления детей о национальных праздниках России. Демонстрировать детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.
Предварительная работа:
- в группе, в уголке для родителей оформление информационных стендов «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства».
- индивидуальные консультации для родителей (Приложение 1)
- анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей (Приложение 2)
- разучивание танцев, песен с родителями и детьми
- оформление приглашений и афиш;
- разработка инструментов (план рефлексии) самодиагностики педагога.
Фестиваль организован в рамках социального партнерства с «Центром национальных культур». Гостями фестиваля были руководители городских общественных организации: Политова Л.В - председатель общественной организации русского народа «Русский дом», Заяц М.Ф - председатель филиала окружной общественной организации «Спасение Югры», Шихнабиева У.С - председатель общественной организации народов Дагестана «Единство», Джунусова Н.Т. - председатель общественной организации киргизского народа «Эль-Аман».
Оформление: Зал Украшен государственной символикой. На фоне центральной стены представители каждой национальности оформляют выставку (подворье): национальный костюм, изделия народного промысла, столики оформленные для каждой национальности, на столиках символика каждой национальности, национальная кухня.
Под музыку «Я, ты, он, она» в музыкальный зал входят по очереди родители со своими детьми разных национальностей: русские, татары, белорусы, ханты, таджики, дагестанцы, азербайджанцы, украинцы, становятся в шахматном порядке и выполняют несложные танцевальные движения. Затем каждый взрослый из национальной семьи по очереди читает стихотворение.
1.Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду с детсада гони!
2.Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
3.Россия…Родина…
Это край, где мы родились, где мы живем.
Это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия.…Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ!
Здесь и роса, и сила, и синие просторы…
4.Деревни, села, города
С поклоном русскому народу!
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
5.Велика Россия наша,
И талантлив наш народ
Об искусниках – умельцах
На весь мир молва идёт!
6.Россия…Родина…
Это край, где мы родились, где мы живем.
Это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия.…Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ!
Здесь и роса, и сила, и синие просторы…
7.Деревни, села, города
С поклоном русскому народу!
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
8.В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России.
В дальних селах, городах!
После чтения стихов все родители с детьми рассаживаются за столики заранее им указанные.
Ведущая:
Добрый день, дорогие друзья!
Добрый день, уважаемые коллеги и гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем фестивале. 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.
И сегодня в этот праздник в нашем зале собралось много талантливых участников – певцов, танцоров, музыкантов, чтецов!
Мы хотим, чтобы сегодня в стенах этого зала царили мир, добро, покой, счастье, дружба, радость, улыбки – и чтобы они никогда не покидали нас, всех живущих на Земле.
Мы рады видеть вас на нашем фестивале «Хоровод дружбы». К нам пришли гости из Центра национальных культур (представляют гостей).
На нашем празднике присутствуют представители разных национальностей, и все они по праву считают Россию своей Родиной. Что же мы зовем Родиной? Об этом расскажут наши дети.
1 ребенок: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2 ребенок Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
3ребенок: Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
4 ребенок:Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
5 ребенок: У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
6ребенок: Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
7ребенок: Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Ведущая: Россия – многонациональная страна. Здесь в дружбе и в согласии проживают ханты и манси, татары, русские, чуваши, башкиры, белорусы, украинцы, таджики, узбеки.
Ведущая: Сегодня, ребята мы побываем в гостях у своих друзей, познакомимся с их культурой, национальной кухней, национальными традициями.
Давайте пригласим сюда ребят и они расскажут о своих друзьях.
1 ребенок: Мы рады всем ребятам
И детям всей Земли…
Из гор или из тундры,
С аула иль степи.
К нам в сад пришли ребята
Максад и Алишер
Анзор пришел когда-то
Теперь дружу я с ним.
2 ребенок:Не важно, что родился
Мой друг в другой стране,
Товарища не бросит
Он никогда в беде!
Казах он иль татарин,
Таджик или грузин,
В саду прекрасном нашем
Подружимся мы с ним!
3 ребенок:И пусть я с кожей белой
А друг мой потемней,
Не в этом вовсе дело,
А в дружбе с ним моей!
И если друг мой честен,
И не кривит душой,
Мы в школе сядем вместе
За партой за одной!
Ведущая: Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья
Ведущая: Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни у нас различная национальная культура и традиции, но мы одинаково любим землю, на которой живём, и для всех нас Россия является Родиной. Все мы – россияне.
А сейчас прозвучит песня «У моей России длинные косички», композитора Г. Струве в исполнении солиста, всех родителей и детей.
Исполняется песня «У моей России длинные косички»
муз. Г.Струве
Ведущая: Во время торжественных мероприятий, праздников, поднимается государственный флаг и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.
Сегодня, давайте, и мы послушаем торжественный гимн стоя!
Звучит «Гимн Российской Федерации»
Ведущая: У каждого народа есть свои традиции, обычаи, обряды, танцы, песни. Мы встречаем первых участников нашего фестиваля. Давайте встретим русский народ аплодисментами.
Ребенок. Мы хотим вам показать
Как гостей надо встречать.
Нам заботы нипочем
Пирог дружбы испечем.
Сценка «Пирог дружбы»
Хозяйка – родитель (хлопочет на кухне)
Скоро гости на порог-
Надо бы испечь пирог.
Посмотрю - ка, где мука (заглядывает, разводит руками)
Жаль, закончилась она.
Стук в двери, звучит русская народная музыка, входят мальчик и девочка
Мальчик:
-Здравствуйте, хозяюшка!
Не ждете ли гостей?
Хозяйка:
-Рада, рада я принять у себя друзей.
Девочка:
-Мы вам гостинцы привезли-
Пшеничной беленькой муки.
Хозяйка:
-Ой, спасибо, проходите,
С пирогом мне помогите.
А пирог наш необычный,
Мы возьмем муки пшеничной.
Девочка:
-А добавим доброту, дружбу, счастье и мечту.
Мальчик:
-Будем мы трудиться вместе, чтобы сила была в тесте.
Хозяйка:
-Приготовим, испечем.
Все:
-Пирог дружбы назовем!
Стук в двери, звучит татарская народная музыка, входят мальчик и девочка.
Девочка:
-Добрый день! Мы к вам из Татарстана,
Выехали утром рано.
Мальчик:
-Привезли в подарок мед,
Он сил, здоровья придает.
Девочка:
-Вы успели точно в срок-
Наш готов уже пирог.
Мальчик:
-Можно праздник начинать,
Все народы приглашать.
Вместе:
-Я И ТЫ, ТЫ И Я
ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!
Хозяйка представляющий русскую национальность берет пирог и читает стихотворение. Хозяйка представляющий русскую национальность берет пирог и читает стихотворение.
Хозяйка.
Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пушным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция на Руси встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам (передает каравай ведущей)
Ребенок: Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.
Вместе мы непобедимы!
НАРОДЫ РОССИИ
Русский национальный танец «Кадриль»
(танцуют дети)
Ведущая. Спасибо вам за такие красивые стихи о родине, чудесный танец и за такой интересный пирог дружбы. Присаживайтесь.
1 ребенок: Россия – земля родная
Милые края.
Светлая любимая Родина моя.
Нет страны любимей,
Нет земли милей
В самых лучших песнях
Мы поем о ней.
2 ребенок: Наша дружба, наша вера
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля
Не погибнет никогда!
И пока на белом светит
Солнце светит нам в след,
Россиянам всем желаем
Быть едиными навек!
Ведущая: Мы с вами живем на Югорской земле. Это-наша малая Родина. Это родина хантов и манси. Слово М.Ф.Заяц- председателю общества «Спасение Югры». Рассказ представителя ЦНК о народах ханты и манси
Исполняется хантыйский танец.
Ведущая
Спросили как-то раз у мудреца:
Скажи нам, что ценней всего на свете?
Недолго думал старый мудрец
-Всего ценнее дружба – он ответил.
Тогда ему сказали:
-Сталь крепка, но что её прочней на белом свете ?
Недолго размышлял седой мудрец,
-Всего прочнее дружба – он ответил.
Ему сказали:
-Грозен ураган, когда дубы корёжит ярый ветер,
Но что, старик, могущественнее бурь ?
-Всего сильнее дружба – он ответил.
-Старик , по нраву всем душистый мёд.
Он, словно солнце, и лучист, и светел.
Старик, всего на свете слаще мёд!
-Нет!!! Слаще мёда ДРУЖБА! – он ответил.
Ведущая : Какой праздник без веселой песни? И в песне поется, конечно, о дружбе.
Все участники поют песню «Если с другом вышел в путь»
Ведущая: Россию населяют много народов. И сегодня у нас в гостях представители украинского народа.
Ведущая: По соседству с Россией страна -
Украиной она названа
Давайте отправимся в гости к друзьям
Пусть они расскажут об Украине нам
1 ребенок: О, как прекрасна Украина
Ее бескрайние поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.
2 ребенок: Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда не глянь – кругом друзья!»
Ведущая: А Эльдиар с мамой и сестрами к нам приехал из Кыргызстана. Представляет инструмент.
Эльдиар: Кому́з— киргизский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент и я хочу вам на нем сыграть мелодию.
(Эльдиар играет на комузе)
Звучит таджикская музыка.
Ведущая: А теперь мы с вами очутились на восточном базаре в гостях у таджикского народа. Родители в национальных костюмах танцуют под музыку. Рассказывают о традициях, блюдах национальной кухни.
Затем дети читают стихи.
1 ребенок: Своих друзей могу понять я
Ведь разговоры братья
Ведут на русском языке
2 ребенок: В России – сердце настежь,
Двери настежь для друзей.
Если друг приходит в дом,
В доме веселей.
3 ребенок: Мы семья, и братьями зовем друг друга
И мы помочь спешим всегда
Когда кому-то туго.
Давайте никогда не забывать
Что лучше дружить, чем воевать!
Ведущая: А эти гости приехали из Солнечного Узбекистана.
Дети исполняют узбекский народный танец.
Ведущая: Что такое дружба, дружба народов? Об этом расскажут наши ребята.
1 ребенок: Дружба народов – не просто слова,
Дружба народов – на веки жива,
Дружба народов – счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
2 ребенок: Дружба народов – бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор,
Звонкая песня его, молодого,
Сад – виноград возле дома родного.
Дружба народов – над миром звезда.
3 ребенок: Неугасимый светоч труда,
Волны зеленого вольного моря,
Смелые книги и светлые зори.
Дружба народов – ликующий пир,
Где собрался весь трудящийся мир.
Ведущая: Давайте, друзья, споемте песню про настоящую дружбу .
Звучит песня «Дружба крепкая» Все участники поют песню.
Ведущий: Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Это представители республики Дагестан.(Слово представителю ЦНК). Дети читают стихи о Дагестане.
1 ребенок: Дагестан – древнейший край
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны,
Цену дружбы знаем мы,
Эти узы так важны,
Дагестан мой, Дагестан,
Там и здесь моя родня.
2.Ребенок: Приезжайте в Дагестан
В гости к нам из разных стран.
Примем вас всей душой,
Всем салам большой.
3. ребенок : Мы под солнцем и луной, жить желаем дружно.
И отлично послужить, родине нам нужно.
Дагестан – одна семья, братьев и сестер.
Всю огромную страну, видно с наших гор.
Родитель: Дагестан - государство Закавказья, оно располагается на берегу Каспийского моря. Почти половину территории занимают горы и плодородные долины. В Дагестане умеют принимать гостей с особым размахом и радушием. У нашего народа также есть свои праздники: сватовство, сбор урожая, рождение детей. И не один праздник не обходится без национального танца. Сегодня мы покажем вам один из них - Лезгинку.
Ведущая: А сейчас наша прекрасная Лейла исполнит танец «Лезгинка»
Ведущая: Все народы славятся гостеприимством. Они дорожат гостем. У каждого народа есть пословицы и поговорки о гостеприимстве, об этом нам скажут ребята.
Гость на порог, счастье в дом.
Дом без гостей, что небо без солнца.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Назвался другом, помогай в беде.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Ложь дружбу губит.
К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
Ведущая: Давайте, споем друзья песню « Если с другом вышел в путь»
Ведущая: Нас встречают представители татарского и башкирского народов.
1 ребенок:
Уголок России с детства дорогой
Нет тебя красивей Татарстан родной
Дали хлебных пашен золотой узор
Минареты башен все пленит мой взор.
Ведущая: А сейчас Кариночка исполнит « Башкирский танец»
Исполняется башкирский танец
Ведущая: Встречаем следующих участников фестиваля. Это представители из гостеприимного Азербайджана.
Дети исполняют танец « Цыплятки»
Ведущая: Дорогие друзья! Вот и заканчивается наш фестиваль. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Желаем всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах. С праздником!
В конце праздника всем участникам вручаются дипломы, памятные адреса для гостей из Центра Национальных культур и благодарит родителей и детей
за участие в проекте «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе- в этом наша сила!».
Ведущая: Пусть звучит на планете
Наш звонкий и радостный смех.
И пускай наше солнце
Ярко светит для всех».
Приглашаем всех участников фестиваля встать в большой хоровод и
Все вместе спеть попурри на всем известные песни, которые пели еще наши мамы, папы в детстве.
Звучит попурри, гости в хороводе поют песни.
На заключительном этапе проводится дегустация национальной кухни.
Приложение 2
Толерантное воспитание детей дошкольного возраста.
(консультация для родителей)
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этническая культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.
Одна из задач современного дошкольного образования – помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются права человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение сострадать, принимать другого таким, каков он есть.
Воспитателям необходимо знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от их этнической принадлежности. Именно поэтому нам необходимы знания народных традиций, обычаев, социальных норм, отношений и умение использовать эти знания при организации системы образования подрастающего поколения. Нам необходимо знать исторические корни своего народа и народов других национальностей, уметь принимать их и знакомить с ними детей, учить их понимать и принимать традиции, особенности поведения других народов, привлекать родителей которые должны стать звеном в цепочке решения задач данной проблемы.
Воспитание толерантной личности – сложный процесс, который осуществляется под влиянием социальной действительности и общества, в котором живет ребенок, взаимоотношений в его семье, взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, общения со сверстниками и взрослыми. В формировании толерантности у дошкольников лучше всего опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Приложение 3
Ваш ребенок в межнациональном коллективе
(Устная коллективная консультация для родителей)
Добрый вечер! Тема моего выступления: «Все мы разные, но мы вместе». Мы с вами попробуем сегодня научиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, научимся понимать друг друга. А вначале я расскажу вам притчу.
Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив! Как будто весь сажей вымазан!
Чёрный презрительно сморщился и сказал: «Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!»
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
-Посмотри, как красив твой чёрный брат! Он чёрен, как южная ночь, и в ней, подобно звёздам, сияют его глаза…
Затем мудрец обратился к чёрному: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его цвета солнца…»
Черный человек и белый человек устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина:
«…Кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывают звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!»
Какая старинная легенда. О чём же она? О ценности каждого человека, о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения друг к другу. В жизни каждому из нас часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. Но, оказывается, все эти проблемы можно решить, если научиться быть толерантным.
Наш разговор сегодня мы посвящаем ТОЛЕРАНТНОСТИ. И я не случайно выбрала эту тему. Проблема толерантности очень актуальна в наше время.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Мне кажется, очень уместны и точны в этой ситуации слова Б.Шоу
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на её территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Давайте же раскроем значение слова толерантность.
Для того чтобы выяснить, что обозначает это слово, нужно обратиться к определениям его в разных языках. В испанском языке оно означает признание чужих мнений, во французском – принятие другого таким, какой он есть, в английском – терпение, в китайском –великодушие, в арабском – прощение, милосердие, сострадание, в русском –уважение человеческого достоинства, уважение прав других.
Таким образом, ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это качество личности, которое позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, проявлять милосердие, терпимость.
Мы веками жили вместе, вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше.
Мы живём в одном большом доме – городе Лангепас. В нашем городе дружат между собой люди разных национальностей. Более 17 народностей проживает в нашем городе, это приветливые, улыбчивые, добрые, красивые люди.
Конечно, совсем непросто научиться жить с непохожими людьми, но это одна из реальных возможностей уменьшить количество конфликтов вокруг нас. Для этого нужно просто оглянуться вокруг себя, восхититься многообразием мира и людей вокруг и не забывать о том, что сохранение этого разнообразия зависит от уважительного и терпимого отношения каждого из нас.
Уважающая себя семья должна уважать, принимать, ценить культуру и традиции не только своей национальности, но и других этнических групп. Знаем ли мы и умеем ли понимать культуру и традиции других народов?
Мы надеемся, что в ваших семьях сохраняются традиции, воспитывается уважение к своему народу и людям других национальностей. Хочется каждой семье пожелать взаимопонимания, любви, доверия!
Приложение 4
Анкета для родителей
«Нравственно - патриотическое воспитание детей»
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на предложенные вопросы:
1.Приходилось ли Вам наблюдать межнациональные конфликты у нас в городе? ________________________________________________
2.Как Вы относитесь к людям других национальностей?
не терплю ___________; их быт и культура мне не интересны ____________;
с большим интересом к их культуре ____________ ; не знаю что ответить_______ ; не важно какая национальность, важнее душевные качества человека _________________________________________
3.Вы в своей семье сохраняете национальные традиции? ______________
_______________________________________________________________
4.Готовы ли Вы принять участие в проекте «Мы разные - в этом наше богатство! Мы вместе - в этом наша сила!» да, мы можем представить костюмы _______ ; да, мы можем помочь оформить выставку, зал ________; да мы можем приготовить национальное угощение _______; да мы можем выступить с концертным номером __________; категорически нет и не считаем нужным _________; стесняемся ____________.
5.Допускаеие ли Вы в присутствии детей отрицательные, негативные высказывания в адрес других национальностей? иногда ________,
никогда __________ ;
6.По Вашему мнению, в план проекта обязательно должно войти: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.По Вашему мнению, родители являются примером толерантного отношения к народам нашего ДОУ, нашего города, страны?___________________________________________________________ ___________________________________________
12.Какие рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию Вы хотели бы получить от воспитателей? _______________________________
_______________________________________________________________
Спасибо за ответы.
Приложение 5
Рефлексия педагога (отразить в проекте в виде пунктов)
План:
- Удалось ли создать психологически положительный эмоциональный климат, как это наблюдалось;
- Удалось ли решить поставленную цель, как это проявилось у детей;
- Удалось ли выявить проблемы межнациональной разрозненности в семьях воспитанников.
- Удалось ли повысить компетентность родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
С дошкольниками была проведена работа по ознакомлению с родным краем, достопримечательностями родного города. Дети подготовительной к школе группы посетили «Центр национальных культур» в Фортуне, где на материале этнокультурных обычаев и традиций народов дети расширили представления о самобытности культуры народов нашего родного Лангепаса. Эти мероприятия способствуют уменьшению этноцентризма, взаимопониманию и взаимообогащению этнокультур, повышают настроение, воспитывают уважение и доброжелательные отношения к сверстникам любой национальности, разрушают стереотипы и предубеждения, формируют способность ценить в себе и других индивидуальность и непохожесть, обусловленную, в том числе, и этническими различиями.
Благодаря проекту « Мы разные – в это наше богатство, мы вместе- в этом наша сила !» у воспитанников расширились представления о культуре разных национальностей: дети называют некоторые национальные танцы, напевают песни, различают костюмы, рисуют их элементы, с удовольствием играют с куклами в национальной одежде; у детей проявляется интерес к представителям других национальностей. Родители принимали активное участие в проекте, стали более сплоченным коллективом и готовы к дальнейшему сотрудничеству с педагогами.
Мы надеемся, что плодотворная работа, способствовала воспитанию личности, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами. Способствовало формированию и осознанию у воспитанников и их родителей уважения к людям и гордости за свою Родину, расширению представления о государственных и народных праздниках, о культуре и традиции народов нашей многонациональной России.
Приложение 6
Оценочные анкеты для родителей
после проведения проекта
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного проекта. Нам очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
1. Что побудило вас участвовать в проекте?
- ваша дисциплинированность;
- интерес к теме;
-просьба ребенка;
- уважение к воспитателям;
- текст приглашения;
- возможное душевное успокоение;
- любопытство;
- личное участие в подготовке к проекту;
- совместная экскурсия с ребенком в «Центр национальных культур»;
- неоднократные приглашения воспитателей;
- не знаю.
2. Как вы считаете, есть ли необходимость проведения таких проектов в ДОУ? Почему?
3. Как, по вашему мнению, был ли вызван интерес у детей к проекту , фестивалю в ходе его подготовки?
4. Что вам больше всего понравилось в процессе участия в проекте
- подготовка к фестивалю с участием детей и взрослых;
-совместные экскурсии в «Центр национальных культур», «Музейно-выставочный центр»;
-подготовка выставки изделий декоративно-прикладного искусства
- анкетирование по теме собрания.
5. Пожалуйста, оцените, насколько вам понравился проект в баллах:
довольны - 3, частично довольны - 2, не довольны - 0.
6.Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »
В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...
Литературно-музыкальное игровое путешествие по культурам народов России "Мы разные и в этом наша сила"
Цель: Формирование интереса и уважения к другим национальнымкультурам, чувства общности, дружбы и единства с людьми разныхнациональностей, живущих в России....
Беседа "Мы вместе, и в этом наша сила!"
Программное содержание:формировать представление детей о семье, доброте и их значении, добрых делах, поступках, о дружбе между людьми; способствовать использованию в речи вежливых слов, применят...
Сценарий праздника «4 ноября — День народного Единства» «Мы вместе, в этом наше богатство»
Данное мероприятие позволяет значительно расширить представление детей о государственном празднике "Дне народного единства"...
Мы едины и в этом наша сила!
Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх. Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей, организовать условия для обеспечения двигательной активности детей и здоровьезбережения....
Спортивный досуг " Мы едины и в этом наша сила"
Одной из важнейших задачвоспитания дошкольников является воспитание у дошкольников любви к нашей единой Родине – России!Мы должны:- сформировать у старших дошкольников понимание ...
Сценарий праздника «4 ноября — День народного Единства» «Мы вместе, в этом наше богатство»
Данное мероприятие позволяет значительно расширить представление детей о государственном празднике "Дне народного единства"...