Программа кружка "Народные подвижные игры"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)

ситдикова Гульнара Сагитовна

программа кружка "Народные подвижные игры " в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkka.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Народные подвижные игры»

Пояснительная записка: Рабочая программа кружка «Народные подвижные игры»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС,  основной образовательной программой  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №24» Нижнекамского муниципального района(далее МБДОУ №24) .

 Мы живём в многонациональном обществе, в котором всё больше зла и жестокости по отношению к людям иной нации, иного вероисповедания, иных национальных жизненных традиций. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Чтобы у ребёнка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность. Поэтому надо помнить, что народные игры, как жанр устного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка народных подвижных игр.

Актуальность:

Игра - важнейшее средство воспитания. Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель  может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают педагога с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» — гиподинамии.

Многие из игр существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. Как отмечает В. С. Брыжинский, «...большое влияние на игры оказала народная мифология, способствовавшая обогащению их соответствующими выразительными средствами: драматизированным действием, пантомимой, танцами, словесным диалогом, песней, звукоподражанием. Игры, отличающиеся определённым колоритом национальных красок, называют народными».

К народным играм относятся также традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. д.), упражнения и состязания (прыжки, борьба, подъём и метание камня и т. д.). Детские народные игры отличаются непосредственностью и простотой. Вместе с тем в простых по форме и на первый взгляд наивных по содержанию играх, дети постоянно изображают труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда. По содержанию и времени бытования народные игры делятся на несколько групп.

Игры зимние, весенние, летние, осенние. В них, опираясь на свои наблюдения, дети выражают собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами.

В процессе проведения народных игр радость движения сочетается с духовным обогащением детей, с формированием физических навыков, уважительным отношением к культуре родной страны. В играх ярко отражается образ жизни того или иного народа, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, стремление к победе. 

 Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют воспитанию воли.

В ходе игры педагогу необходимо привлекать внимание детей к содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать дружескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Для успешной организации народной игры желательно следовать определённым правилам. Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалочка, жеребьёвка), педагогу не следует предварительно разучивать с детьми текст,  его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного знакомства с игровым элементом, а также сэкономит время. Объяснение новой игры должно быть кратким, лаконичным, эмоционально-выразительным. Педагог даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутах, правилах игры. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры обязательно следует положительно оценивать детей за смелость, ловкость, выдержку, взаимоподдержку и т. д. В подвижных играх необходимо добиваться здоровой товарищеской состязательности. В ролевых играх стремиться развивать умение фантазировать, передавать характер разыгрываемого персонажа.

Важнейшее достоинство народных подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами - и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

«Трудно представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. А в-третьих, всё зависит от воображения, от того, как хорошо вы сможете представить и сыграть то или иное действующее лицо». (Г. Науменко).

Целью рабочей программы является совершенствование двигательных умений и навыков дошкольников посредством подвижных и спортивных игр.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
  • обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
  • прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
  • Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • Гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
  •  формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
  • воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности. Программа направлена на формирование и развитие качеств: личностных :
  • самостоятельность принятия правильных решений;
  • развитие ловкости, гибкости, силы, моторики рук, воображения, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики.
  • формировать устойчивые знания и навыки выполнения игровых ситуаций .

познавательных:

  •  знать историческое наследие разных  народов и  народных игр;
  • соблюдать традиции  народных праздников;
  •  владеть культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
  •  народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой России. коммуникативных: 
  •  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  •  Задавать вопросы, адекватно использовать речь
  •  Уметь работать группой
  •  Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств.
  • Ожидаемый результат.
  •      В результате регулярного посещения занятий воспитанники  должны:
  • - знать игры – их условия и правила – и использовать их в свободное время;           - использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • - развить фантазию настолько, чтобы потом  сам мог изобретать подобные игры;
  • - у воспитанников должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физкультурой и дальнейшему самосовершенствованию.

Форма организации: подвижная игра (образные, сюжетные, с предметами и пр.) , конкурсы, соревнования, развлечения, досуги.

Форма организации деятельности: групповая – воспитанники старшей  и подготовительной  к школе группы

Направление образовательной деятельности: обеспечение духовно – нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Направленность дополнительного образования: физкультурно – спортивная.

Количество занятий: 1 раз в неделю, 25 – 30 мин.

Место проведения: в теплое время года - на улице, в холодное время - в спортивном зале

Форма и режим занятий

К формам проведения подвижных игр относятся:

- сюжетные игры, преимущественно коллективные,

-бессюжетные подвижные игры,

- подвижные игры с элементами соревнования

Время проведения: вторая половина дня.

Срок реализации: 2 года.

Форма подведения итогов: отчет, фотоматериал, картотека игр.

Используемая литература: 

Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры»,

С. Якуб «Вспомним забытые игры».

Ожидаемый результат

Дети научатся:

Активно играть, самостоятельно и с удовольствием

 в любой игровой ситуации самостоятельно регулировать степень внимания и мышечного напряжения,

находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение

 проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

Ресурсное обеспечение

Наборы для гимнастических упражнений: включают стенку, скамейку, бревно, перекладину, палку, скакалку и т.п.

Мячи. Коврики. Набивной 1 кг и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные и футбольные.

Кегли. Обручи. Флажки. Оборудование для игры в волейбол, баскетбол.

Используемая литература: 

С. Якуб «Вспомним забытые игры».

Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.

Пензулаева, Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет». М., Владос, 2001г.

Сайт о русских народных играх. – http\\www.glee.ru.

Яковлев, В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. М.: Просвещение, 1992.

Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой, Л.В. М., Просвещение. 1986г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Основу каждого занятия составляют подвижные игры разной направленности.На каждом занятии решается комплекс оздоровительных,образовательных и воспитательных задач....

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Подвижная игра - обязательный компонент каждого занятия по физичской культуре.Игра способствует закреплению  и совершенствованию двигательных навыков и умений.Разнообразные игровые действия разви...

Программа кружка "Подвижные игры народов России"

Подробный план работы кружка в старшей группе по физическому воспитатнию дошкольников....

Программа саморазвития «Подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников».

Программа саморазвития включает в себя:- цель- задачи-этапы изучения темы-список изучаемой литературы-актуальность темы-направления работы по самообразованию...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...