Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре (средняя группа)

Решетова Ирина Юрьевна

Данный материал может быть полезен педагогам, работающим в центрах дополнительного образования, педагогам-организаторам при проведении спортивных праздников, а так же на занятиях социально-личностного и художественного направлениях. Материал содержит подборку комплексов упражнений на расслабление и укрепление глазодвигательных мышц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Все начинается с детства...

Именно в детстве истоки успеха или неуспеха человека, его здоровья или нездоровья. Многие причины как позитивного, так и негативного характера в судьбе взрослого человека находятся в раннем периоде его развития. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов жизни человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые, поведенческие качества. Вот почему так важно не растерять потенциал детей дошкольного возраста.

Акуальность

В России, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием.

Данные по Оренбургской области: на 100000 дет. населения в 2015 - 19,5%; в 2016 - 45,0%. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения. По итогам Всероссийской диспансеризации детей, нарушения зрения занимают по частоте 2-е место после патологии опорно-двигательного аппарата. Основной причиной снижения зрения подрастающего поколения является миопия или близорукость. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков данной патологией выросла в 1,5 раза. Миопия находится на втором месте среди причин детской инвалидности. Чем раньше начинается близорукость, тем быстрее ее прогрессирование и выше риск осложнений и инвалидизации. По данным ВОЗ, до 50% детского слабовидения и слепоты, обусловленных миопией, может быть предупреждено.

Тенденция к ухудшению зрения у россиян связана с резким увеличением зрительной нагрузки в последние годы. По мнению специалистов, причина заключается в масштабном развитии современных технологий и повсеместном использовании электронных девайсов - планшетов, смартфонов, компьютерных мониторов и т.д. Виноваты, конечно, не сами изобретения, а неконтролируемый контакт человека с ними. Безусловно, это приводит к постоянному перенапряжению и усталости глаз

Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми, она снимает зрительное напряжение. Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Зрительная гимнастика развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, так как при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребенка, на работоспособность.

Рекомендуется проводить зрительную гимнастикув течение дня от 3-х до 5-ти минут. Целесообразно проводить гимнастику в игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.


Комплекс упражнений на укрепление и расслабление глазодвигательных мышц

Гимнастика для глаз в стихах

Комплекс №1

ЧАСОВЩИК
Часовщик прищурил глаз

Чинит часики для нас.

(Закрыть один глаз).

(Закрыть другой глаз).
(Открыть глаза.)
 

ЁЛКА
Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,

Задышала. Ожила.

(Потереть глаза.)

(Поморгать глазами.) 

(Подышать.)

БАБОЧКА
Спал цветок
И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

 (помассировать веки, слегка надавливая на них

по часовой стрелке и против неё.)

 (Поморгать глазами.)

 (Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.
Руки согнуты в стороны (выдох)

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) 

СТРЕЛКИ ВЕСЕЛО БЕЖАЛИ 
Стрелки весело бежали,

На экране рисовали:
Влево, вправо, вверх и вниз

Вокруг себя ты повернись.
Руки стрелочками станут

И вращаться не устанут.

Станет спинка как картинка,

Ноги станут как пружинки.

Посмотри ты влево, вправо,
Вдаль, на потолок, на пол —
Ты не зря сюда пришёл.

Все четыре направленья
Ты освоил без сомненья.
И теперь по жизни смело
Можешь ты шагать умело.

(Повороты головы.) 

(Руки в стороны. )

(Круговые вращения руками.)

(Выпрямляем спину.)

(Выполняем приседания.)

ЁЛКА
Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты.        

У неё большие ветки. 
Вот такой ширины.

Есть на ёлке даже шишки,

А внизу — берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосёт в берлоге лапу.

(Выполняют движения глазами.)

 (Посмотреть снизу вверх.) 

(Посмотреть слева направо.) 

(Посмотреть вверх.) 

(Посмотреть вниз.)

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить.) 
 

СОЛНЫШКО И ТУЧКИ
Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки.

Лёгких — две штучки,
Тяжёлых — три штучки. 
Тучки попрятались, тучек не стало. 
Солнце на небе вовсю засияло.

Продавало солнышко

на весёлой ярмарке
Платья разноцветные,
яркие-при яркие. 
Приходил на ярмарку весёлый народ. 
Побывал на ярмарке весь огород. 

(Посмотреть глазами) 

(вправо-влево,) 

(вверх-вниз.) 

(Закрыть глаза ладонями.)

(Поморгать глазками.)  

СНЕЖИНКИ
Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели. 
Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели. 
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал...

Дети смотрят вверх и вниз. 
Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

(Дети берут снежинку в руку.)

(Вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)  

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

(Отвести её влево, проследить взглядом.) 

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.) 

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.) 

(Закрыть ладошками глаза.) 
(Дети складывают снежинки и садятся.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".

С помощью глаз человек воспринимает огромный  поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность  видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее...

Консультация для родителей:"Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".

Материал содержит рекомендации для родителей о профилактике нарушений зрения у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста»....