Доклад на педсовет. Тема:" Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"
план-конспект занятия по физкультуре (младшая группа)

Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx57.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУЗ ТО «Тюменскийспециализированный дом ребенка»

Доклад на педсовет.

Тема:" Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"

Васильева В.А.

воспитатель 5 группы

Тюмень.  2019г.

Движение – первичный стимул ума ребенка.

Н.Н. Амосов

Раннее детство – это период познания, ребенок в этом возрасте – исследователь, первооткрыватель, философ. Он хочет познать все, он готов учиться всегда. И перед нами, педагогами, стоит задача осознать значимость раннего периода в жизни человека и понять, что воспитывать ребенка нужно с учетом закономерностей развития и природой индивидуальности.

Идея высокой самоценности первых лет жизни ребенка, как фундамента его общего развития, неограниченных возможностей физического и духовного совершенствования получила подтверждение в научных исследованиях Н.М. Щелованова, Н.И. Красногорского, А.П. Усовой. О характерных особенностях развития ребенка в отдельные периоды детства писали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец. Учеными определено и доказано решающее значение активного воспитания т обучения ребенка в ходе его развития с  самых первых дней жизни.

Научная педагогика не только показывает возможность обучения детей раннего возраста, но и подтверждает их исключительную восприимчивость в освоении учебного материала при условии организации занятий на дидактических принципах.

Упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям детей. Педагог в ходе таких занятий должен создавать развивающую среду, видеть в каждом ребенке яркую личность, признавать право малыша на развитие индивидуальности и на самовыражение.

На физкультурных занятиях мы не только решаем оздоровительные задачи и расширяем двигательный опыт детей, но и развиваем сенсорные и умственные способности, познавательную активность. Используемые разнообразные методические приемы способствуют развитию у  малыша самостоятельности, осознания собственного «Я», активизации как двигательной, так и умственной деятельности.

Правильное построение занятия и организация двигательной деятельности в ходе его опровергает бытующее мнение о том, что дети этого возраста способны выполнять только имитационные движения, а точные, конкретные задания им не интересны.

Проведенные наблюдения за поведением детей в ходе занятий показали, что ребенок также увлеченно выполняет физические упражнения, если показ и слово воспитателя выступают, главным образом, в качестве вспомогательного, а не главного методического приема, при этом ребенок выполняет двигательные задания в любой комбинации самостоятельно, преодолевая трудности.

Руководство деятельностью детей предполагает за воспитателем право на собственный поиск, самостоятельный почерк в работе. По сути дела, решается вопрос о формировании педагога нового типа, педагога, владеющего нестандартными умениями, которые необходимы в общении с детьми раннего возраста.

Любой ребенок, если дать ему то, что нужно и когда нужно, должен вырасти здоровым, смышленым, с твердым характером.

Физкультурное занятие – одна из основных форм обучения и воспитания ребенка

Мы, взрослые, в ответе за то,

насколько совершенна и полноценна будет

 двигательная система ребенка в будущем.

Е.А. Аркин

Основные задачи физкультурного занятия

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребенка является правильно организованная двигательная деятельность. Малыш стремится к движениям, активной деятельности. В движениях он находит источник живой радости. Во многом подвижность ребенка зависит от его двигательных умений.

Отмечено, что наиболее интенсивное развитие движения у детей начинается с полутора лет. Важнейшим требованием к физкультурному занятию с малышами является своевременное развитие их двигательных умений.

Ведущей формой организованного систематического обучения физическим упражнениям являются занятия.

Именно на физкультурном занятии дети осваивают новые движения, у них формируется правильный двигательный стереотип. Неловкие, скованные движения постепенно уточняются и, наконец, превращаются в автоматические, ребенок начинает выполнять их без излишнего напряжения.

Особое внимание должно быть уделено своевременному усвоению ребенком тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается его возрастом и уровнем индивидуального развития. Вместе с тем в процессе занятий педагог должен заботиться о единстве всех сторон воспитания: нравственного, умственного, трудового и эстетического.

Чем раньше начинается обучение, тем устойчивее результаты.

При обучении детей на физкультурном занятии мы решаем следующие задачи:

  1. Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной деятельности. Ребенок должен знать, что:
  • одно и то же движение можно выполнять по-разному;
  • с одним предметом можно выполнять разные движения;
  • одно и то же движение можно выполнять с разными предметами.
  1. Совершенствование моторного аппарата, продолжение развития координационных способностей детей, в частности зрительно-двигательной координации.
  2. Формирование правильной осанки и укрепление свода стопы.
  3. Обучение ориентированию в пространстве и развитие механизмов ориентирования: зрительно-слуховых; зрительно-тактильных; слухо-мышечных.
  4. Создание условий для развития на занятии сенсорных способностей детей, развитие их активных мыслительных действий в процессе физических упражнений; обучение детей целенаправленным действиям, развитие способности удерживать поставленную задачу и на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать выполненное.
  5. Развитие желания действовать самостоятельно, создание фонда понятий «могу» и «хочу».
  6. Создание реальных предпосылок к творческому развитию ребенка, стимулирование поисковой деятельности на занятии; оказание помощи ребенку в открытии себя; поддержание инициативы: «Я сам».
  7. Развитие у детей способности обучаться, приобретать знания.
  8. Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Организация физкультурного занятия

С малышом третьего года жизни проводятся еженедельно два занятия в первой половине дня, не менее чем через 30 минут после завтрака. Физкультурные занятия не должны проводиться в ущерб времени пребывания детей на воздухе.

Первое посещение зала – это дополнительный стресс для отдельных детей. Малыши из знакомой обстановки группы приходят в незнакомое им помещение – физкультурный зал. Наблюдения показали, что какое-то время они находятся в состоянии психоэмоционального напряжения. Я показываю этот новый для них мир так, чтобы дети поверили: все, что здесь их окружает, - очень интересно. Хороший эффект дает встреча малышей с игрушками. Физкультурный зал – это их дом, и дети приходят к ним в гости. Для эмоционального отклика детей на игрушку требуется предварительная установка на ее восприятие. Создаю такие ситуации, чтобы ребенок радовался всему, что вокруг него происходит, и принимал во всех действиях активное участие.

С первого занятия я начинаю знакомить детей с физкультурным оборудованием и пособиями: гимнастическая доска может быть «дорожкой»; круглый гладкий мяч любит, когда с ним играют; мягкие игрушки умеют разговаривать, им нравится играть в прятки и догонялки.

Занятие по физкультуре проводятся с подгруппами детей.

На первые четыре занятия (их можно назвать диагностическими) в подгруппу объединяю от 4 до 5 человек.

На этих занятиях я  обращаю внимание на следующие аспекты:

  • насколько у ребенка развито понимание взрослого, т.е. понимает ли он речевые указания педагога и следует ли он им;
  • развита ли у детей активная речь;
  • развито ли у них слуховое сосредоточение на речь взрослого и зрительно-слуховое внимание.

Необходимо также оценить собственный двигательный опыт и практические умения каждого ребенка.

Ребенка привлекает только то, что ему нравится, интересует его только то, что в данный момент представляет для него более значимый интерес.

Поэтому я всегда стараюсь с первого занятия расположить к себе детей, сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности.

На занятиях я присматриваюсь к поведению детей, их взаимоотношениям друг с другом. В результате определяю, у всех ли воспитано понимание «можно», «надо» и «нельзя», а также оценить их поведенческие реакции. Мне необходима информация не только об индивидуальных особенностях и уровне физического развития детей, но и сведения о состоянии здоровья и нервно-психическом развитии.

Только педагог по физкультуре может вызвать эмоциональный отклик на двигательное задание. Я радуюсь вместе с ребенком тому, как мяч прыгает и быстро катится, как «танцует» султанчик в его руках; тому, как его ножки научились наступать на поленца, прыгать по горке вверх и запрыгивать на мат.

Полученные данные позволяют мне решить, к какой группе, с каким уровнем развития следует отнести каждого воспитанника, чтобы затем вдумчиво и целенаправленно строить свое руководство действиями и поступками детей и всем их поведением в целом.

С детьми каждой подгруппы я работаю как бы по индивидуальной программе. При такой организации я получаю возможность индивидуализировать требования к детям, уделять внимание каждому.

Количество детей в подгруппах постепенно увеличивается; это не дань моде, а насущная необходимость.

Исследования Е.И. Радиной показали, что дидактически направленные занятия с детьми 3-го года жизни могут и должны быть построены на принципе одновременной работы воспитателя с небольшой группой детей.

Основным в руководстве деятельностью детей признается индивидуальное общение воспитателя с ребенком. Есть очень важное правило – воспитатель и ребенок на занятии решают поставленные задачи вместе.

Возможны на таком занятии и экспромты. Они могут быть вызваны эмоциональным и физическим состоянием детей, желанием выразить себя в движении, различными непредвиденными ситуациями и обстоятельствами в ходе занятия. Экспромт дает мне возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Только на занятии с небольшой группой детей можно предложить малышам сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп. Только при таких условиях можно создать комфорт в обучении, увидеть каждого ребенка, спокойно отреагировать на любое, малейшее изменение ситуации на занятии. Физические упражнения можно использовать с целью развития активной познавательной деятельности ребенка.

На протяжении 3-го года жизни продолжается развитие движений. Но развитие идет, главным образом, в направлении улучшения их качества, расширения двигательного опыта и умения ребенка управлять своими движениями. Ребенок этого возраста требует постоянного внимания к себе, он хочет, чтобы взрослые видели его действия, любили его. Чем младше ребенок, тем более тесными должны быть взаимоотношения воспитателя с ним.

Занимаются дети в физкультурной форме, только на первые занятия приходят в облегченной одежде. Обувь исключается, упражнения для стоп полезны, когда дети выполняют их босиком. Лишь в отдельных случаях детям разрешается заниматься в носочках. В этом случает выполнение целого ряда упражнений может быть затруднено из-за того, что носочки скользят.

В зале поддерживается комфортная температура +20. Длительность занятия зависит от предшествующего двигательного опыта детей и увеличивается постепенно. Первые занятия продолжаются от 8 до 12 минут и во второй половине учебного года составляют 15 минут.

Занятие должно быть интересным

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности работы по развитию движений детей раннего возраста показали, что добиться положительных результатов можно, если изменять содержание обучающих занятий и делать их разновариантными.

Физкультурное занятие состоит из трех частей.

Первая часть занятия является вводной и, как правило, направлена на обучение детей правильной ходьбе. Двигательные задания объединены в 20 дорожек.

При выполнении общеразвивающих упражнений дети этого возраста испытывают определенные трудности: они не способны расчленять движения на отдельные составляющие; слабо развитая координация не позволяет им управлять движениями отдельных частей тела: рук, ног, туловища. Очень часто дети не могут воспроизвести движение, показанное воспитателем.

При проведении упражнений широко используется одна из форм подражания – имитация движений животных, птиц и т.д. безусловно, имитация отличается эмоциональной насыщенностью, ребенка привлекает действие, но все его внимание направлено только на процесс действия, он совершает игровое действие. По мнению К.Д. Губерт и М.Г. Рысс, смешивать упражнения с игровыми движениями нецелесообразно как с физиологической, так и с практической точки зрения. После игровых движений, не требующих особого напряжения, сосредоточенности и внимания, дети теряют рабочую установку.

Чтобы при выполнении общеразвивающих упражнений научить ребенка более осознанно относиться к выполнению задания, понимать слова педагога, сопровождающие его действия, чтобы сформировать правильные умения выполнения естественных, жизненно важных движений,  общеразвивающие упражнения следует объединять с игровым упражнением.

Такой вариант наиболее приемлем, я предлагаю детям выполнить доступные и полезные движения в виде четких заданий, отвечающих определенной задаче развития моторики малышей.

С помощью игровых упражнений я не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирую двигательную активность.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений.

Вторая часть занятия начинается с бега. Дети бегают по периметру зала, преодолевая препятствия. Бег с препятствиями включает выполнение конкретных заданий. Методика обучения детей бегу описана ниже в главе «Учимся бегать».

Этот вид бега выбран не случайно. Именно препятствия, которые преодолевает ребенок во время движения, помогают развивать качественную сторону бега. После выполнения беговых упражнений дети восстанавливают дыхание.

Такие основные движения, как прыжки, ползание, лазание, равновесие, отдельны виды ходьбы целесообразно объединять в комплексы (от 4 до 6 упражнений).

Большое место в работе с малышами на физкультурном занятии занимают упражнения с мячом. Эти движения нравятся ребенку и доставляют ему радость. Чтобы малыш быстрее приобрел собственный двигательный опыт, т.е. научился свободно обращаться с мячом, на занятиях дети выполняют от 3 до 6 упражнений, и не только с мячами, но и с такими пособиями, как набивные мешочки, «клубочки», массажные мячи, обручи.

Разработаны разнообразные варианты сочетания основных движений:

  • с мячом в руках пройти, перешагивая разновысокие препятствия (20 см, 15 см, 25 см);
  • пройти по гимнастической доске, прокатывая перед собой мяч;
  • прокатить мяч по гимнастической скамейке, скатить по наклонной доске через «воротики»;
  • стоя за гимнастической скамейкой, бросить вдаль мячи диаметром 10-12 см и 8-9 см, перелезть через скамейку, догнать мячи;
  • передвигаться, сидя верхом на бревне, пролезая под дугами высотой 40 и 50 см;
  • ползти по скамейке, лежа на животе, подтягиваясь на руках, сползти на мат.

Комплексы основных движений чередуются в следующей последовательности:

  • упражнения с мячом;
  • дорожка препятствий;
  • повторные упражнения с мячом.

        В третьей части занятия обязательно проводится подвижная и спокойная игры или хорошо знакомое игровое упражнение.

Кроме обязательных элементов, в занятия включены дополнительные задания. Их количество и характер определяются задачами каждого конкретного занятия. Дополнительные задания, как правило, связаны с манипуляцией предметами:

  • передать мяч из одной руки в другую;
  • вращать клубочки одновременно двумя руками;
  • держать обруч на уровне груди и крутить его, перехватывая ободок;
  • прокатывать палочку султанчика в ладошках и т.д.

Выполняя эти упражнения, ребенок учится управлять своими движениями.

Музыкально-ритмические игры. В них дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять мышечное напряжение.

Исполнение или повторение за воспитателем стихов и песенок (их довольно много в игровых упражнениях) благотворно влияет на настроение детей.

Интересными бывают задания с предложением определить предметы на ощупь или отгадать загадку.

Особый интерес вызывают маленькие «сюрпризы»: неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки. В гости к детям приходят игрушки: матрешка, снеговик, Петрушка и т.д., все они приносят детям незнакомые предметы, и малыши начинают осваивать новые для них действия.  Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание.

Благодаря занимательности  и доступности дополнительные задания вызывают у детей желание выполнять движения многократно. Таким образом закрепляются разнообразные двигательные умения, улучшается координация движений.

Трудные дорожки

Самостоятельная ходьба – огромное достижение в нервно-психологическом развитии ребенка. На протяжении второго-третьего года жизни ходьба совершенствуется. А к концу дошкольного периода складывается стереотип ходьбы, то есть формируется походка.

Одна из самых важных задач педагога – научить ребенка раннего возраста правильно ходить. От того, насколько правильно он научится ходить, зависит его дальнейшее здоровье, хорошая осанка, красивое телосложение. Поэтому обучение правильной ходьбе должно начинаться с первых шагов ребенка.

Начальный период ходьбы имеет свои характерные особенности:

  1. При перемещении в пространстве у детей нет достаточной устойчивости. Чтобы удержать равновесие, они широко расставляют ноги, увеличивая площадь опоры.
  2. Во время ходьбы дети наклоняют вперед туловище, сгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе.
  3. Шаг у малышей неравномерный, семенящий, короткий: ступни развернуты внутрь; дети косолапят, они не умеют поднимать ноги.
  4. Постановка стопы на землю по причине недостаточной гибкости в суставах производится без переката с пятки на носок, ребенок наступает всей ступней, шлепает ею.
  5. При ходьбе ребенок не выдерживает указанного направления, он отклоняется то в право, то влево, его как бы качает.
  6. Плохо согласованы движения рук и ног, руки почти не принимают участия в движении.

Для усвоения детьми третьего года жизни компонентов правильной ходьбы автором разработаны специальные двигательные задания, составлена определенная последовательность их выполнения, подобрано оборудование и пособия.

При устройстве дорожек необходимо учитывать особенности возраста и соблюдать следующие принципы:

  • Должен быть выдержан контраст в размерах оборудования по высоте, ширине, длине, диаметру, в жесткости поверхности. Например, ребенок перешагивает разновысокие кирпичики, идет по широкой, а затем по узкой доске, встает внутрь гимнастического ящичка, а затем поднимается на его поверхность, шагает, наступая на разноудаленные плоские предметы, встает на предметы с твердой и мягкой поверхностью и т.д.:
  • При определении двигательных заданий на каждое занятие и планирование состава и последовательности размещения элементов дорожки важно соблюдать постепенность перехода от простого к сложному.  Движение в более сложном варианте следует предлагать детям после достаточно прочного усвоения ими сходного более простого движения. Например, после ходьбы приставным шагом по узкой доске, перешагивая невысокие предметы или наступая на мешочки с песком, затем переходят на ходьбу по деревянным поленцам и т.д.

Усложняются двигательные задания за счет изменения высоты и ширины препятствий. Ширина дорожки-доски постепенно уменьшается с 20 до 10 см. таким образом ребенок уменьшает ширину расстановки стоп при ходьбе.

Можно усложнить ситуацию, если предложить ребенку пройти, наступая на разноудаленные предметы, расстояния между которыми можно варьировать от 10 до 25 см (шаг ребенка 2-х лет – 32 см; 4-х лет – 40 см).другой вариант – малыш перешагивает через разновысокие предметы, высота которых колеблется от 19 до 20 см. таким способом он учится высоко поднимать ноги, ходить, не шаркая ногами.

Оборудование на дорожке повторяется многократно, но располагается каждый раз по-другому. Это заставляет детей приспосабливаться к новым условиям, находить другие способы движений, оптимальные варианты для каждого конкретного случая.

Почему дорожка названа «трудной»?

Предлагаемые двигательные задания только на первый взгляд кажутся очень простыми. Но для детей этого возраста они сложны по координации. Первоначально ребенку трудно перешагнуть через кирпичики высотой 10 см, подняться на ящичек и сойти с него, переступить из обруча в обруч, не наступая на ободок, точно ставить ноги на плоские предметы, набивные мешочки и т.п., особенно если они удалены друг от друга на разное расстояние или расположены не по прямой линии.

При выполнении двигательных заданий дети с трудом сохраняют равновесие, передвигаются робко, смотрят вниз под ноги. Воспитателю нужно быть рядом, помогать ребенку словом: «Твои ножки знают, как нужно пройти по доске-дорожке, а глазки видят, как далеко лежит поленце!»

Порой ребенок не понимает требований педагога, так как он впервые видит оборудование и впервые слышит слова, обозначающие действие, которое он должен выполнить. В таком случае надо помочь ребенку выше поднять ногу, правильно поставить ступню и предмет и т.п. но такая помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к ней. Главная задача – научить ребенка действовать самостоятельно.

Пособия и физкультурное оборудование надо называть только своими именами, не придумывать слова-заменителя. Есть обруч, но не колечко. Нельзя называть гимнастическую доску дорожкой, но есть доска – она же как будто бы дорожка.

Необходимо помнить, что ребенок, выполняя двигательные задания, действует в удобном для него темпе и ритме.

Не следует при выполнении упражнений давать ребенку дополнительные задания для рук. Пусть дети свободно балансируют руками, это помогает им сохранять равновесие.

Выполняя задание, малыш проявляет усилие, сосредотачивает внимание. Он должен знать не только, какое движение он выполняет, но и как он это делает и каким должен быть результат.  Поэтому в процессе выполнения движений я оцениваю каждого ребенка: «Какие у Кати ножки умненькие, встают на каждое поленце! И у Ванечки ножки научились вставать на поленца!»

Я добиваюсь точного выполнения задания. Ребенка увлекает движение, и в процессе действия он теряет поставленную задачу. Я напоминаю ему, что он должен сделать, сопровождая его действия словом: «Высоко подними ножку, перешагни через кирпичик, поставь ножку за кирпичиком». И чтобы ребенок понял, что от него требуется, движением руки обозначаю то место, куда он должен поставить ногу (похлопываю рукой по полу).

Чаще всего в процессе обучения нужна непосредственная помощь педагога для уточнения положения отдельных частей тела. Дети учатся ходить по веревке (диаметром 2,5-3 см) приставным шагом и порой встают на нее пальчиками или пяточками. Я поясняю: «На веревочку вставай не пальчиками! Нужно встать вот так!», и ставлю ногу ребенка на веревочку серединой ступни.

Не следует показывать ребенку то, что он может выполнить самостоятельно. Зрительный образ движения формируется словом педагога. Если оно совпадает с движением ребенка, то создает у него и мышечное ощущение, но только в том случае, если движение ребенок выполняет самостоятельно.

Упражнения в ходьбе по дорожкам развивает и укрепляет мелкие мышцы стопы, слабость которых нередко ведет к образованию плоскостопия. Дети ходят по ребристой доске, наступают на жесткий канат, шест, массажные коврики, встаю на мягкие набивные мешочки, мягкое бревно и т.д.

Безусловно, формировать правильную ходьбу помогают не только упражнения на дорожке. Но на ней дети получают первые точные знания о технике движения. Слово педагога, обращенное к каждому ребенку, помогает выделить из обширного комплекса мышечных ощущений наиболее значимые для данного движения. Ребенок, упражняясь на дорожке, осваивает правильные действия и разнообразные способы действия.

Результаты работы показали, что дорожка, моделирующая основные компоненты шага, является исключительно важным средством для одновременного обучения нескольким элементам шага. Благодаря упражнениям на дорожке совершенствуется ходьба, у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, развивается координация движений. Ребенок учится управлять своими движениями, что способствует развитию его волевых усилий. Также развивается слуховое восприятие и внимание.

Учимся бегать

Формировать правильный бег так же, как и ходьбу, нужно при целенаправленном педагогическом руководстве, с учетом возрастных особенностей детей.

Техника бега у детей раннего возраста выше качественных показателей ходьбы: движение ребенком выполняется более естественно, значительно лучше выражена согласованность и ритмичность движений рук и ног, появляется фаза полета. Тем не менее шаг неравномерный, семенящий; нога тяжело ставится на всю ступню, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях. Ребенок испытывает трудности в сохранении равновесия; скорость бега незначительная, малыш быстро устает.

Основы красивого бега нужно начинать закладывать у детей 3-го года жизни. Поэтому на каждом физкультурном занятии дети упражняются в беге. Они бегут по периметру зала с преодолением препятствий.

Это не единственный вариант бега на занятии. Дети бегают в подвижных играх и игровых упражнениях; очень часто выполнение основных движений ребенок заканчивает бегом: бросил мяч вдаль или прокатил через «воротики» - его нужно догнать.

Бег с препятствиями – обучающий. Задания помогают ребенку понять смысл движения, что является важным стимулом к его выполнению.

Разнообразие двигательных действий обеспечивает физкультурное оборудование. Это – маты, модули, гимнастическая скамейка, гимнастическая доска, обручи разного диаметра, шнуры-«косички», пластины, колокольчики и т.п.

С пособиями и оборудованием дети знакомы: на матах дети прыгали, по «горбатому мостику» ходили и прокатывали мяч, ходили и ползали по гимнастической доске и скамейке, через обручи, шнуры и пластины перешагивали и перепрыгивали, в колокольчик звонили.

Бег с препятствиями дети воспринимают как игру. Нужно поддерживать эмоциональное состояние малышей и сделать так, чтобы у них не пропадал интерес к движению. Эмоциональную  окрашенность достаточно монотонных упражнений в беге обеспечивает физкультурное оборудование. Его разнообразие вызывает у ребенка интерес к движению.

По мере освоения препятствий, как только дети научатся их преодолевать, для поддержания эмоционального настроения я меняю набор оборудования и его расположение, варьирую задания. Бег стереотипный, повторяющийся в неизменном виде детям неинтересен.

Можно придумать много вариантов размещения физкультурного оборудования и пособий.

Для малыша выполнить даже хорошо знакомое движение в измененных условиях представляет большую трудность. Преодоление трудностей является стимулом к выполнению бега. Предоставьте ребенку самостоятельность в выборе способа преодоления препятствий, самостоятельное решение практических задач вызывает у него положительные эмоции. Они связаны с переживанием поиска, первых неудачных действий и, наконец, самостоятельного получения результата.

При организации бега и подборе упражнений учитываются следующие требования:

  • доступность заданий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;
  • предварительное ознакомление детей с физкультурным оборудованием и пособиями;
  • определение задач обучения бегу конкретных детей су четом их уровня и особенностей владения бегом;
  • своевременное усложнение двигательных заданий с постепенным увеличением пробегаемого расстояния, времени пробега и скорости;
  • индивидуальная оценка интенсивности двигательной активности детей в ходе бега.

Прежде чем предлагать на занятии детям бег с препятствиями, педагогу полезно узнать, в какой степени они владеют этими движениями. Для этого я провожу простые по содержанию подвижные игры, например «Догони», «Догоню и убегу». Бег в этих играх непродолжительный, но действия детей активные.

Одновременно, оценивая возможности детей, учите их слушать и слышать ваши указания, смотреть и видеть, за кем они бегут и кого догоняют, видеть впереди бегущих и не наталкиваться на них. Постепенно требования усложняются.

Бег с преодолением препятствий начинается на 5-м физкультурном занятии.

Педагогу нужно знать, какое расстояние будут пробегать дети, с тем, чтобы определить ориентировочные нормы продолжительности бега в конце года и затраченное время на выполнение движения, а также увидеть последовательность нарастания физической нагрузки в зависимости от постепенного увеличения пробегаемого расстояния и скорости бега.

Следует помнить, что малыши проявляют большой интерес к движениям. Поэтому не следует им показывать, как нужно выполнять то или иное задание: пробежать по гимнастической доске, переступить во время бега шнуры-«косички». Достаточно обратить внимание ребенка  на лежащие предметы, назвать физкультурное оборудование, пособия и ограничиться словом, в котором присутствует установка к действию: «беги по доске, но не спеши», «Беги и перешагивай через косички, не наступай на них».

Важно дать малышу возможность ощутить мышечное состояние, связанное с преодолением трудностей. Этот методический прием развивает умение выслушивать и понимать педагога, действовать по его заданию, сохраняя его в памяти.

При обучении бегу я, как правило, руковожу движением ребенка словом. Наблюдаю за детьми, по мере необходимости подсказываю, напоминаю, направляю их действия, развивая тем самым слуховое внимание.

Непосредственное участие педагога, т.е. наглядный метод, используется только в том случае, если нужно перевести детей на бег врассыпную между лежащими на полу предметами, по малому кругу, пробежать «змейкой» или задать ритм бега. В этом случае сначала я называю действие: дети должны бежать вокруг обруча в центре зала, затем встаю впереди бегущего и веду всех детей за собой.

Наблюдение показали, что первоначально детей увлекает само движение, т.е. бег, и они забывают о задании, пробегают мимо лежащего на полк какого-либо предмета, тем самым упрощают условия бега и сокращают расстояние. Следует указать на это: «Ты забыл пробежать по «горбатому мостику». Ребенок возвращается и выполняет нечаянно забытое движение.

Выполнение задания для ребенка должно быть обязательным. Подсказывайте заранее, какое упражнение он должен выполнить, называя физкультурное оборудование, чтобы дети могли сосредоточивать внимание на предстоящем действии. «Ты бежишь за скамеечкой, а сейчас побежишь по мату», «беги через обручи, не забудь наклонить голову».

Бег с препятствиями – это бег в переменном темпе. Дети по периметру зала бегут друг за другом, каждый в своем темпе и ритме. Скорость бега детей зависит от впереди бегущего. Я, наблюдая за их действиями, подсказывая, когда и кому нужно ускорить или замедлить движение. Так ребенок учится регулировать и изменять темп бега.

Наблюдения показали, что дети в конкретных условиях могут принять решение и внести поправки в свои действия совершенно самостоятельно, без чьей-либо подсказки. Так, если нужно пробежать по доске или по дорожке из обручей, а это задание вызывает у них затруднение, дети бег замедляют и переходят на быструю ходьбу.

Если же в ходе бега какое-то движение нужно выполнить в новом варианте впервые (например, через пластины дети умеют перешагивать, но они не переступали через них в ходе бега), ребенок останавливается, или также переходит на быструю ходьбу, или через пластины перепрыгивает на двух ногах, продвигаясь вперед. Таким образом, ребенок переносит уже известное ему движение в новую обстановку.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что умение ребенка самостоятельно применять знания в практике есть один из существенных показателей уровня его умственного развития.

Основой формирования бега является целенаправленное обучение, и проходить оно должно в хорошо организованных условиях.

В ходе обучения дети легко переключаются, в зависимости от ситуации, с медленного бега на быстрый, и наоборот. Они способны выполнить различные виды бега:

  • кратковременно бегут на носочках, широким шагом через препятствия, лежащие на некотором расстоянии друг от друга;
  • могут бегать в разных построениях: самостоятельно в колонне, по кругу и врассыпную по ориентирам, за воспитателем «змейкой».

Бег в таком варианте доставляет детям большое удовольствие, помогает преодолеть робость и застенчивость, повышает активность малоподвижных детей. Конкретность поставленной задачи повышает заинтересованность детей. Они более осознанно относятся к выполнению задания, у них развивается сосредоточенность внимания, наблюдательность.

Дети учатся ориентироваться в коллективе сверстников, у них развивается умение согласовывать друг с другом свои действия, видеть пространство зала; развивается ритмичность бега, согласованность движений рук и ног.

Благодаря многократному выполнению заданий у них развиваются двигательные качества: ловкость, быстрота, выносливость, улучшается координация движений. В движении детей исчезает напряженность, в беге наблюдается легкость, выражен полет, развивается стремительность, они учатся хорошо чувствовать и контролировать свои движения, сдерживать себя, вносить поправки в свои действия. У детей наблюдается стремление к успеху, появляется уверенность и чувство «Я сам», «Я тоже умею».

Советы воспитателю

Развитие ребенка определяется

Его воспитанием и обучением.

Л.С. Выготский

Расширять о обогащать двигательный опыт детей – одна из основных задач, о которой необходимо помнить воспитателю при обучении основным движениям.

От занятия к занятию я усложняю упражнения новыми заданиями, учу детей выполнять двигательные действия разными способами.

Ребенок узнает, что одно и то же движение можно выполнить по-разному, с одним и тем же предметом (пособием) можно выполнять разные действия.  Я показываю, как мяч умеет «летать», если его бросить вверх, «прыгать», если его бросить вниз о пол. Мяч можно перебрасывать через шнур, но так, чтобы не зазвенел колокольчик, забрасывать в баскетбольную корзину. Можно бросить мяч о стену и попасть в цветной кружочек или бросить его так, чтобы мяч попал в «окошечко» между перекладинами гимнастической стенки.

Объединяя упражнения, я сочетаю их с разными физкультурным оборудованием и пособиями, ставлю детей в разные ситуации. Дети, стоя за скамейкой, бросают мячи разной величины вдаль, и, в зависимости от задания, они принимают разное исходное положение: большой мяч бросают их положения «стоя на коленях», два маленьких мяча бросают одновременно, стоя спиной к залу, и самостоятельно выбирают способ бросания мяча средней величины. Чтобы догнать мяч, они перелезают через скамейку или, при повторении задания, пролезают под скамейкой.

Могут быть и такие варианты:

  • резким толчком вкатить мяч вверх на «горку», т.е. по наклонной стороне модуля, прокатить его между ног – в «воротики», стоя спиной к залу; идти к месту прокатывания с мячом на голове;
  • закрутить мяч одной рукой (правой или левой), стоя на месте; забросить мяч в баскетбольную корзину; прокатить мяч в прямом направлении; за мячом пойти на высоких четвереньках.

Малыши быстро адаптируются к знакомым движениям и при многократном повторении теряют к ним интерес. Поэтому, когда упражнение освоено детьми, его целесообразно совершенствовать при помощи различных вариантов двигательного действия.

Я не обучаю детей тому, что они уже умеют делать самостоятельно, а учу тому, чего еще они не умеют делать, но могут выполнить с помощью меня, педагога.

Отмечено, что дети охотно выполняют новые, даже трудные задания. Преодолевая посильные трудности в процессе упражнений, ребенок решает новые двигательные задачи, приобретает новые представления о способах деятельности. Это делает процесс обучения развивающим.

Как пример, приведена продуманная система двигательных заданий в прокатывании мяча. Дети катают мячи с удовольствием, это движение нравится им своей доступностью. В занятиях упражнение повторяется многократно, и каждый раз в более сложных вариантах:

  • прокатить мяч из разных исходных положений: стоя, стоя на коленях, лежа на животе;
  • прокатить мяч в «воротики»;
  • прокатить мяч в ограниченном пространстве (по мату) и через «воротики»;
  • вкатить мяч снизу вверх на «горку» (скат, модуль);
  • вкатить мяч снизу вверх на «горку» с последующим скатыванием ч противоположной стороны (по скату второго модуля);
  • раскрутить мяч одной рукой на месте;
  • прокатить мяч в ограниченном пространстве (по гимнастической скамейке) и скатить по наклонной доске с попаданием в цель;
  • катить большой мяч двумя руками;
  • катить большой мяч вперед, затем назад (к себе);
  • прокатить мяч между ног в «воротики», стоя спиной к залу;
  • прокатить мяч по гимнастической доске, передвигаясь на высоких четвереньках;
  • прокатить мяч так, чтобы он оттолкнулся от стены, катящийся мяч поймать.

Я наблюдаю, как порой трудно малыш осваивает новое движение. Дело в том, что при выполнении упражнения ребенку приходится не только ориентироваться в пространстве зала, но и в пространственных свойствах физкультурного оборудования и пособий.

Малыш узнает, что у скамейки есть край и, чтобы пройти по ней или прокатить мяч, нужно этот край постоянно видеть.

Клубочек будет быстро раскручиваться, если его держать за концы ленточек, а ленточки натянуть, по дорожке из обручей нужно пройти так, чтобы не встать на ободок.

Прежде чем выполнить задание, ребенку нужно его представить. Во время выполнения движения ему необходимо сосредоточить свое внимание на действиях и одновременно видеть внешние очертания оборудования, т.е. пространство, в котором он действует, и ориентироваться в пространстве зала.

Я учу детей ориентироваться в пространстве, развивая зрительно-слуховые и зрительно-тактильные механизмы ориентирования. Формирование пространственного представления и способности владеть пространством – одна из главных задач, стоящих перед воспитателем.

На физкультурном занятии я создаю ситуации, чтобы дети учились самостоятельно выбирать направление движения, находить свое место в пространстве: дети убегают от мяча и прячутся за скамейку, бегут  по периметру зала и пробегают между скамеек, мяч кладут на скамейку, а достают из-под скамейки; дети по залу «едут на машине», ищут мячи, выбирают свою дорожку.

Я учу детей видеть границы действия: дети проходят на высоких четвереньках по гимнастической доске, прыгают из обруча в обруч, не наступая на ободок, идут, переступая с ящичка на ящичек, встают на его середину, проходят приставным шагом по канату.

Я направляю внимание детей на чувственное восприятие скорости движения: «машины едут» быстро и медленно, также быстро и медленно можно стучать кубиками друг о друга, катить большой мяч.

Я развиваю у детей ориентировку на величину предмета: дети идут и перешагивают через препятствия высокие, низкие; проходят по доске широкой, узкой; бросают вдаль мячи большой, чуть поменьше и маленький.

Я создаю у детей представление о движении. По определению П.Ф. Лесгафта, оно складывается из представления о движении частей тела. Ребенок при выполнении упражнения не думает, он просто не замечает движения рук, ног, головы. Я помогаю малышу не только увидеть движение в целом, но и увидеть и понять  движения отдельных частей тела. Я учу детей ориентироваться на себя. Общаясь с ребенком, говорю ему: «Спрячь кубики за спину, подними ленточки  над головой, положи мяч на голову, согни ножки в коленочках, передай мяч из руки в руку, ляг на спину, перевернись на живот, покрути палочку султанчика в ладошках».

Я развиваю умение различать понятия «близко-далеко», «низко-высоко». Расстояние дети оценивают, ориентируясь на предметы. На стене закреплены цветные кружочки, красные – высоко, а зеленые – низко. Дети изменяют длину шага, если предметы, на которые они встают, лежат на разном расстоянии: набивные мешочки лежат близко друг от друга, а массажные коврики далеко друг от друга.

Я формирую у детей точные представления о свойствах предметов: цвете, форме, величине, весе, а также об их количестве и положении в пространстве. При выполнении двигательного действия ребенок ощущает и воспринимает, что большой мяч – тяжелый, снежок и маленький мяч – легкие, набивной мешочек – тоже тяжелый; чувствует различие в поверхности предмета: гладкая – «колючая» (массажный мяч), мягкая – твердая; замечает разницу в количестве: один – много («На полу рассыпано много цветных кубиков, но, чтобы выполнить упражнение, надо взять только два»).

Я учу ребенка узнавать форму: шар, кольцо, круг, куб. В двигательном задании я называю нужные параметры предмета и действия:

  • «возьми маленький мяч и брось его в маленький кружочек»;
  • «большие мячи положите в большую корзину, а в корзину чуть поменьше положите маленькие мячи»;
  • «машины едут быстро и по широкой дороге, а по узкой дорожке машины едут медленно».

Если задание поставлено перед ребенком понятно, он вспоминает знакомую величину, узнает и выбирает предмет и выполняет двигательное задание.

В этот момент я не тороплю детей, потому что каждый из них производит в голове сложную аналитическую работу.

Если кто-то из детей не понял задание, я повторяю ему еще раз.

«Я сам!»

Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка второго и третьего года жизни. Я берегу это стремление у детей.

На физкультурном занятии ребенок должен делать сам все, что он может. Чаще всего взрослые недооценивают стремление ребенка к самостоятельности и подавляют его естественное желание самому, без помощи взрослого, переползти через бревно, пройти, перешагивая перекладины переносной лестницы, пройти по гимнастической скамейке.

В своем стремлении к самостоятельности ребенок как бы отделяет себя от взрослого и все настойчивее заявляет: «Я сам!»

В физкультурном зале у малышей должны быть маленькие обязанности. Я учу детей сначала находить пособия глазками, стоя рядом со мной, затем брать их и, выполнив с ними упражнения, самостоятельно убирать на место.

Я сохраняю радостное настроение у детей в процессе всего занятия. По образному выражению известного детского психолога А.В. Запорожца, атмосфера, окружающая ребенка, должна быть солнечной.

Я никогда не заставляю ребенка заниматься вопреки его желанию. Наша задача – воспитать положительное отношение к процессу познания.

Деятельность малыша на занятии связана с общением и немыслима без общения со взрослым. Доброжелательность, вера в ребенка, поддержка и поощрение не только за успехи, но уже за одно желание и старание действовать самому, развивают у ребенка понимание собственного «Я».

Для детей раннего возраста характерен огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для них – загадка, которую непременно нужно разгадать. Я не спешу помогать, тем более действовать за ребенка. Я наблюдаю, как он пытается выполнить задание, определяю, какая помощь ему нужна. Позволяю ребенку самому учиться и помогаю только в той мере, в какой это необходимо. Даю ему попробовать разные варианты действия и только в том случае, когда станет ясно, что он сам это сделать не может, прихожу на помощь. Выполняю движение вместе с ребенком, а не за него.

Я объясняю малышу, что он не запрыгнул на мат, а шагнул на него. Выполняем это движение вместе: встаю сзади ребенка, держу его за локти и, управляя действиями, на слово «Прыг!» приподнимаю и ставлю его на мат. Так я направляю его внимание на основные элементы движения и помогаю мышечно их ощутить. Ребенок делает еще один шаг к самостоятельному выполнению задания.

Я развиваю у ребенка желание точно выполнить двигательное действие, помогаю малышу увидеть конечный результат:

  • Подуть на подушечку так, чтобы она закрутилась;
  • Пробегая, достать рукой до колокольчика, чтобы он позвонил;
  • Пролезть под приподнятыми рейками и не задеть их.

Дети начинают осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности, отличать правильное от неправильного, исправлять ошибки. Так появляются первые ростки самоуважения, чувства собственного достоинства, развивается самостоятельность.

Во время выполнения движений я поддерживаю у ребенка желание преодолеть препятствие, воспитываю настойчивость:

  • пробежать «змейкой» и не задеть стоящие предметы;
  • бросить набивной мешочек в самое высокое «окошечко» (между реек гимнастической стенки) и попасть в него.

Я создаю на занятии ситуации, чтобы дети могли сами подбирать способ действия в зависимости от конкретных условий:

  • не показывая движения, предлагаю бросить мяч вверх через обруч, расположенный горизонтально к полу;
  • даю ребенку задание бросать мячи вдаль, в зависимости от их величины, он сам найдет удобный способ выполнить действие.

Чтобы ребенок научится самостоятельно выполнять движения на занятии, я продолжаю расширять его двигательный опыт.

Учу все известные ему двигательные действия выполнять на одном пособии: по гимнастической скамейке можно ходить, преодолевая препятствия; ползать, лежа на животе и подтягиваясь на руках; можно перелезать через гимнастическую скамейку и пролезать под ней; прокатывать по скамейке мячи разной величины.

Учу с одним предметом выполнять разные движения: через обруч пролезают; по дорожке из обручей прыгают, проходят на высоких четвереньках; его вращают, стоя на одном месте; обруч катят, перехватывая ободок, и т.д.

Объединяю разные пособия в комплексы для выполнения одного или нескольких движений.

Для формирования самостоятельности и активности детей важно планировать и осуществлять систему задач нарастающей трудности.

В конце второго – начале третьего года жизни ребенок уже в состоянии сам ставить перед собой задачу, но не в состоянии ее исполнить без помощи взрослого. Я помогаю малышу удерживать целевую установку в процессе выполнения двигательного действия.

Учу ребенка ставить перед собой задачу. При бросании мяча в вертикальную цель спрашиваю малышка, в кружочек какого цвета он хочет бросить мяч. Он может назвать цвет или показать выбранный кружочек. Это и есть поставленная ребенком задача.

Задание выполнено, спрашиваю, попал ли его мяч в выбранный кружочек. Так я развиваю у ребенка способность удерживать в памяти поставленную задачу и соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.

Положительный результат развивает у ребенка заинтересованность и желание самостоятельно выполнять последующие задания.

Я предоставляю детям возможность самим находить выход из создавшейся ситуации. Дети бросили мешочки в вертикальную цель – между реек гимнастической стенки. А как их достать, если заходить за стенку нельзя?  Без сомнения, каждый малыш найдет способ достать мешочек.

Ребенок растет и развивается от занятия к занятию, его движения становятся уверенными и точными, повышается степень самостоятельности.

Зарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личного развития малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целен...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...

Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...