Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
консультация по физкультуре
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ловкость, выносливость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
2019 г.
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ловкость, выносливость, которыми он наделён природой от рождения.
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путями. Но, конечно, эти движения эффективнее усваиваются детьми в игре.
1. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ
Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Например, можно быстро добежать до близко расположенного дерева, переплыть узкую речку, быстро подпрыгнуть и достать до ветки. Способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и метаний, в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.
Быстрота проявляется в разных формах, основные из которых:
- быстрая реакция на сигнал к действиям или их смене;
- скорость одиночного движения;
- способность увеличивать в короткое время темп движений по сигналу или в игровой обстановке;
- частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).
Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможениям). Наблюдения за играющими детьми показывают, что они часто и охотно выполняют быстрые движения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения в проявлении быстроты, интересные игровые задания и игры. Отмечено, что в играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем, просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей.
В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяются две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение, одна из задач — это упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал (словесный, звуковой).. Другая задача — учить поддерживать высокий темп движения, Подбор игр и упражнений для развития быстроты определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту, подготовленности ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность). Необходимо при этом учитывать и некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:
во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе, Без этого все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение. Так, малыш, неуверенно ловящий мяч и допускающий ряд ошибок (прижимает мяч к груди, широко расставляет руки), не сможет быстро его поймать и тут же перебросить обратно. Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно;
во-вторых, продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 10—30 м, число повторений прыжком 10—12 раз, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх у детей 2—3 лет-10 сек,. Кроме того, должны быть интервалы отдыха;
в-третьих, упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого "скоростного барьера", который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;
в-четвертых, важным условием для успешного выполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.
Для развития быстроты целесообразно использовать различные упражнения в размахивании, крушении, взмахе, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимально возможной частотой.
1.1 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ
Для развития быстрых движений у детей этого возраста можно использовать разнообразные общеразвивающие упражнения без предметов и с мелкими пособиями (кубиками, ленточками, мячами, погремушками). Эти предметы должны быть такими, чтобы их было удобно держать в руке, брать и класть, перекладывать из одной руки в другую. Так, погремушку лучше иметь на палочке, а не на колечке; кубики должны быть небольшие.
УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
1. И. п.: стать прямо, ноги на ширине ступни, руки за спиной, в одной руке погремушка (или в каждой руке по кубику). Вытянуть руки вперед (погреметь погремушкой, постучать кубиком о кубик) и быстро спрятать за спину.
2. И. п.: стать прямо, ноги на ширине ступни, руки за спиной, предмет в одной руке. Вытянуть обе руки вперед, быстро переложить его в другую руку и спрятать за спину.
3. И. п.: стать прямо, в каждой руке по кубику. Постучать кубиком о кубик в спокойном темпе 5—6 раз и быстро 8—10 раз, меняя темп в соответствии с сигналами воспитателя.
4. И. п.: стать прямо, ноги на ширине ступни, в каждой руке по кубику. Постучать кубиками по коленям. Повторить упражнение, меняя темп постукивания кубиками.
5. И. п.: стать прямо, предмет в одной руке. Присесть, положить на пол, быстро встать. Присесть, быстро взять другой рукой (рис, 2).
6. И. п.: сидя, скрестив ноги, предмет в правой руке. Постучать по полу справа, начиная с медленного темпа и переходя на быстрый, переложить предмет в левую руку, постучать левой, меняя темп по сигналу воспитателя.
7. И. п.: стать, ноги врозь, предмет на полу между ног. Воспитатель делает вид, что хочет схватить предмет, ребенок прыжком соединяет ноги вместе, приговаривая: "Не отдам!" Воспитатель отходит к другому, ребенок ставит ноги врозь.
УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ
1. И. п.: стать прямо, руки внизу. Быстро хлопнуть в ладоши перед собой, говоря "Хлоп!". Опустить руки.
2. И. п.: то же. Наклониться вперед и хлопнуть у коленей, выпрямиться. Хлопок выполняется быстро, выпрямление — медленно.
3. И. п.: то же. Под счет воспитателя или удары в бубен быстро хлопать в ладоши впереди и за спиной, чередуя. Повторив 5—6 раз, сделать перерыв, руки опустить. Затем повторить еще раз. Менять темп движений (быстро и медленно).
4. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. Вытянуть руки вперед ладонями вверх и по сигналу быстро спрятать за спину. Воспитатель при этом может пытаться дотронуться до ладошек ребят, стимулируя этим быстрое ответное движение.
5. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. По сигналу воспитателя топать ногой, соблюдая предложенный темп (медленно — умеренно — быстро). То же другой ногой. Затем можно топать ногами поочередно, меняя темп.
6. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить. Хлопать в ладоши или по коленям, соблюдая предложенный воспитателем темп.
7. И. п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Вращать согнутыми в локтях руками — круговые движения вперед-назад, ускоряя и замедляя темп по сигналу воспитателя— "паровоз".
8. И. п.: стать прямо, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Делать неглубокие приседания, слегка сгибая ноги в коленях, переходи со спокойного темпа на быстрый — "пружинки". Делать перерывы.
9. И. п.: сидя на полу, ноги прямые, руками опираться сзади. Согнуть ноги, быстро подтянуть их к груди, одновременно опустив голову и обхватив колени руками,— "спрятались". Поднять голову, выпрямить ноги, руками опереться сзади .
10. И. п.: стать прямо, ноги врозь, руки внизу. Поднять руки в стороны, похлопать ими по бедрам. Руки высоко не поднимать, хлопать быстро по сигналу — "петух хлопает крыльями".
11. И. п.: стать боком к стулу, гимнастической стенке, держась правой рукой на уровне, пояса. Покачать левой ногой вперед-назад, постепенно убыстряя темп. Поставить ногу на пол, повернутся кругом, взяться левой рукой за опору, качать правой ногой.[10]
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ С МЯЧОМ
Догони мяч. Воспитатель катит или бросает мячи в прямом направлении и предлагает детям избежать и принести их. Количество мячей должно соответствовать числу играющих. Начинать с небольшого расстояния (примерно 3—4 м) и постепенно его увеличивать до 6—7 м. Играя с детьми на площадке или полянке, надо обязательно проверить, чтобы по пути к мячам поверхность земли была ровная, без ям, выступающих высоко над землей корней деревьев. Ребята во время бега не обращают внимания на окружающее, стараясь догнать любимую игрушку.
Мяч с горки. Дети скатывают мяч с небольшой горки или ската (наклонно положенной широкой доски) и бегут следом, догоняя мяч.
Толкни и догони. Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Площадка может быть ровной или с небольшим уклоном в сторону бега.
Прокати мяч. Дети, сидя на полу или стоя парами (расстояние между ними 1,5—2 м), отталкивают мяч, делая быстрое энергичное движение кистью. Расстояние постепенно увеличивают до 3- 4 м. В пары стараться подбирать детей, из которых один лучше владеет движением. С ребенком, умеющим катать мяч, играет воспитатель.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Догоните меня. Несколько детей бегут за воспитателем вначале в прямом направлении, затем меняя его, обегая дерево, скамейку, вбегая на горку и сбегая с нее. Воспитатель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и возможности детей и в соответствии с этим менять продолжительность бега (от 10—15 до 20—25 сек) и его интенсивность (в быстром или среднем темпе). Временами надо давать малышам догнать себя, поддерживая у них интерес к игре и создавая этим одновременно моменты отдыха.
Кто раньше. 3—4 детей сидят на стульях на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 6—10 м) стоят стулья по числу играющих. По сигналу воспитателя малыши бегут на другую сторону, стараясь быстрее сесть на стул. Выигрывает тот, кто сделает это первым. Детей надо подбирать примерно равных по силам, "быстроте бега. Сильным расстояние для бега предлагать больше. Детям послабее дистанцию сократить. Обращать внимание на быстроту реакции. Напоминать, что бежать надо сразу же, как только будет дан сигнал. Он может быть словесный "Беги!", звуковой (удар в бубен, хлопок в ладоши), зрительный (взмах флажком).
-Вариант: добежать до стула, поднять вверх флажок или кубик; позвонить в погремушку.
Быстро возьми — быстро положи. На одной стороне площадки стоят 3—4 стула, на каждом по 2—3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстояний 5—6 м стоят 3—4 ящика или корзины. Трем-четырем детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в ящик. Физически крепким детям можно добавить еще один предмет или немного (на 1—2 м) увеличить расстояние для бега. Детей подбирать примерно одинаковых по силам.
Кто больше соберет. На площадке разложить шишки (мешочки с песком). Дети расходятся врассыпную, не задевая предметы и друг друга. На сигнал "Бери!" стараются быстро поднять предметы. Отмечается, кто собрал больше.
Быстро возьми. На площадке по кругу разложены кубики. Дети идут, затем бегут вокруг кубиков. Их может быть на 1—2 меньше, чем детей. На сигнал "Бери!" быстро останавливаются у любого ближайшего кубика и поднимают его вверх.
Ножки, ножки. Дети бегут друг за другом под слова воспитателя "Ножки, ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!" На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.
Найди свой домик. Дети с помощью взрослого выбирают для себя домики (скамейку, бревно, начерченные на земле кружки) и находятся в них. В одном домике может быть 2—3 детей. По сигналу воспитателя выбегают из домиков на середину площадки, изображая ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и между ног), зайчиков (подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны прямыми руками). По сигналу "Найди домик!" быстро разбегаются но местам, занимая домики.
Бег с вертушкой. Вертушку можно сделать самим {рис. 7). Взять квадрат бумаги, разрезать по диагонали с четырех углов. Каждый уголек отогнуть в середину и все четыре уголка вместе скрепить гвоздиком или длинной кнопкой с палочкой длиной 20—25 см, подложив маленький кружок из картона, чтобы бумага быстро не прорвалась. Дети ходят и бегают с вертушкой. Чём быстрее и стремительнее бег, тем сильнее вертится вертушка.[4]
2. РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниям, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
Проявление ловкости в большой степени: зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду к направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенно окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости. Ловкость, необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание), спортивных упражнениях.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ
К 3 годам дети уже свободно выполняют некоторые движения — ходят, бегают, катают мяч. Большинством, же движений еще только предстоит овладеть — прыжками, лазаньем, бросанием и ловлей мяча и др. Поэтому для развития ловкости знакомые движения усложняются, добавляются новые варианты, возрастают требования к точности двигательных умений.
Для развития ловкости движений рук, так называемой "ручной умелости", целесообразно использовать в общеразвивающих упражнениях мелкие индивидуальные пособия — кубики, погремушки, платочки, султанчики. Эти предметы дети перекладывают из руки в руку, тренируя мышечное чувство, координацию движений. Можно рекомендовать следующие упражнения:
1. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, предмет в правой руке. Поднять обе руки вверх, переложить предмет в левую руку и опустить вниз.
2. И. п.: то же. Поднять обе руки вперед, переложить предмет в левую руку, опустить руки за спину, снова переложить в правую руку.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, предмет в правой, руке. Наклониться вниз, переложить предмет в левую руку, выпрямиться.
4. И. п.: стоя с платочком в руке. Покружиться в одну сторону (2—3 сек), остановиться, помахать платочком, покружиться в другую сторону.
Для развития ловких движений всего тела применяются основные движения. В предлагаемые детям задания включаются элементы игры.
Не замочи ножки. Пройти по извилистой дорожке длиной сначала 2—3, затем 5—6 м.
Не задень. Пройти, перешагивая через препятствия, которыми могут быть: палки, положенные на пол; кубики или бруски высотой 5—10 см; рейки, положенные на высоте 10—20 см.
Принеси игрушку. В игре участвует подгруппа детей (4—5). На расстоянии 6—7 м от них лежат игрушки (цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи). Обозначить (мелом или положенным на пол шнуром) узкие дорожки шириной 30—25 см. Количество игрушек и дорожек должно соответствовать числу играющих. Воспитатель предлагает детям пройти к игрушкам по дорожкам, не заходя за края.
Усложнение:
а) пройти по дорожке к игрушке, в середине пути подлезть под дугу (высотой 70 см);
б) обратно вернуться бегом.
Не задень. На площадке расставляются 5—6 кубов (на расстоянии 1 м один от другого). Дети ходят или бегают между ними, стараясь не задеть. Воспитатель не должен их торопить.
Через болото. На площадке положить в ряд кружки (небольшие фанерки) на расстоянии 40 см один от другого. Дети идут, шагая с одного предмета на другой.
Усложнение: идти, перешагивая с кружка на кружок, лежащие на полу в шахматном порядке .
Не задень звоночек. Дети должны подлезть под натянутый шнур так, чтобы не зазвонил "звоночек, подвешенный на нем. При этом надо использовать разные способы подлезания в зависимости от высоты, на которой подвешен звоночек: если подвешен высоко— то наклоняясь прямо или боком, если низко — то проползая способом на ступнях и ладонях или на ладонях и коленях.
Кролики и сторож. Дети располагаются в клетках — за дугами (воротцами, натянутой в" высоте 50 см веревкой, прикрепленными вертикально обручами). По сигналу пролезают, бегают по площадке. По сигналу "Сторож!" пролезают обратно в клетки.
Кошка и мышки. На одной стороне зада воспитатель ставит на ребро гимнастическую лестницу (расстояние между рейками 40 см) и придерживает ее —это домик, мышек. С другой стороны площадки — кошка, она сидит на стуле. Воспитатель говорит: "Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит". Дети — мышки пролезают между рейками лестницы и бегают. Воспитатель продолжает говорить: "Тише, мышки, не шумите" кошку вы не разбудите". После этих слов кошка встает на четвереньки, выгибает спину, говорит "мяу" и бежит за мышками. Они убегают, уже не пролезая между рейками (лестницу на это время можно убрать).
Автомобили. Играющим дают фанерные или пластмассовые рули — автомобили. Дети передвигаются шагом и бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, и при этом вращают руль.
Усложнение: добавить правило — двигаться только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного — остановиться.
Лошадки. Дети распределяются парами: один ребенок — лошадка, второй — всадник. С помощью воспитателя надевают на лошадку вожжи. Они не должны быть слишком длинными, иначе детям трудно будет бежать. Дети бегают по площадке в разных направлениях, останавливаются, чтобы покормить или напоить лошадок.
В этой игре важен подбор пар — первым может быть младший по возрасту или менее ловкий ребенок, а всадником — более умелый, так как ему приходится в большей степени согласовывать свои движения с продвижением лошадки.[6]
3. РАЗВИТИЕ СИЛЫ
Сила определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.
Различают понятие абсолютной и относительной силы. Абсолютная сила — способность проявить максимальное усилие в относительно короткое время. Обычно такую способность измеряют с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила - это сила в пересчете на 1 кг веса тела. Например, ребенок семи лет при весе 30 кг и абсолютной силе 48 кг обладает относительной силой 1,6 условных единиц. Можно измерить силу разных групп мышц, как крупных (например, туловища), так и более мелких мышц стопы или кисти. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.
Основными видами мышечных усилий, являются следующие: статические, динамические, силовые, скоростно-силовые, преодолевающие, уступающие.
У детей дошкольного возраста особенно большие возможности к проявлению силовых способностей, если рассматривать показатели относительной силы. Она составляет в среднем 1,5—1,8, т. е. ребенок в состоянии поднимать вес, значительно превышающий его собственный. Относительную силу следует учитывать в движениях, связанных с перемещениями тела: бег, прыжки, ползание, лазанье. Определение силовых возможностей детей необходимо для правильного дозирования физических нагрузок в разных видах деятельности.
Учитывая возможности детей дошкольного возраста, можно выделить две основные задачи:
1. Гармоническое укрепление всех мышечных групп двигательного аппарата детей.
2. Развитие способности рационально проявлять мышечные усилия, учитывая разнообразные условия деятельности.
Подбирая упражнения и игры, следует учитывать эти задачи. В первую очередь, работу по развитию силовых качеств нужно строить при соблюдении общих дидактических принципов: постепенности, доступности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Упражнения для развития силовых способностей подразделяются на две большие группы. К первой относятся упражнения с внешним сопротивлением, вызываемым весом бросаемых или толкаемых предметов. Упражнения с отягощениями эффективны тем, что они могут применяться с разными целями. Используя их, можно воздействовать как на крупные мышечные группы (спины, живота), так и на более мелкие (стопы, кисти). Эти упражнения можно облегчать, или усложнять в зависимости от подготовки ребенка. Вторую группу составляют упражнения, отягощенные весом собственного тела, например ползание, лазанье, прыжки.
Из всех упражнений для детей в первую очередь подходят упражнения динамического характера, связанные с толканием и бросанием утяжеленных предметов, а также упражнения, которые связаны с подниманием веса собственного тела,— различные прыжки, приседания, Лазанье и ползание. Все эти упражнения не только содействуют развитию силы, но и совершенствуют быстроту движений, выносливость. Упражняясь в метаниях и прыжках, дети прикладывают усилие, необходимое в каждом конкретном случае, учатся соразмерять его с весом бросаемого предмета, с тем расстоянием, которое необходимо перепрыгнуть, с направлением движения.
Необходимо правильно оценить силовые способности каждого ребенка, что поможет в подборе упражнений, которые должны соответствовать его возможностям и постепенно усложняться с ростом этих возможностей. Важно не держать детей на одном и том же усилии, не тормозить их развитие. Это приносит вред слабым детям — они порой перенапрягаются, превышают свои возможности. Постепенно нарастающие трудности приучают детей их преодолевать, воспитывают целеустремленность, трудолюбие, желание совершенствоваться, проявлять не только мышечные, но и волевые усилия, повышают физическую работоспособность.
Большое значение имеет количество повторений упражнений, слишком малая дозировка не содействует развитию силы, тренировке мышечной системы, а чрезмерно большая может привести к утомлению, перегрузке. Упражнения, вызывающие заметные, усилия (например, толкание или бросание набивных мячей, подтягивание лежа на скамейке, прыжки на двух ногах с продвижением вперед), повторяются меньше и с большим интервалами между повторениями, чем упражнения с меньшими усилиями (например, метание теннисного мяча, ползание на четвереньках, подскоки на месте).
УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ
1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч у груди, руки согнуты. Толкнуть мяч от груди двумя руками.
2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках внизу, Бросить мяч через голову назад.
Толкай мяч. Дети сидят на полу, полу кругом, воспитатель напротив. Он катает детям поочередно утяжеленный (набивной) мяч. Тот, к кому подкатился мяч, отталкивает его двумя руками.
УПРАЖНЕНИЯ С ДЛИННЫМ ШЕСТОм
(выполняются с помощью педагога)
1. И. п.: сидя, держаться обеими руками за шест. Лечь и снова сесть, не отпуская шест. Выполнить 4— 5 раз в спокойном темпе (рис. 25).
2. И.п.: лежа на животе, держаться обеими руками за шест (можно использовать большой обруч), рук вытянуть вперед. Приподнять руки и голову и опустить.
3. И. п.: сидя, шест справа в правой руке. Поднять шест вверх, перехватить левой рукой и опустить вниз слева, поднять шест левой рукой, перехватить правой и опустить в исходное положение.
4. И. п.: лежа на спине, шест в двух руках поднять вперед. Поднять ноги, постараться достать до шеста и спокойно опустить (риc. 26).[1]
3.3 УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ
Возьми флажок. На одной стороне 5—6 детей, напротив, каждого из них на расстоянии 2—2,5 м лежат флажки. Дети прыгают на двух ногах вперед под слова воспитателя "Прыг-скок, прыг-скок, вот он твой флажок". Берут флажки, машут ими над головой и кладут.
Мишка топает. И. п.: cтоя на четвереньках (коленях и ладонях). Переставляя руки, поворачиваться в правую и левую сторону.
Доползи до погремушки. Несколько детей одновременно ползут на четвереньках до погремушек (расстояние 3—4 м). Встают, звенят погремушками, кладут их и отходят. Движение выполняют другие дети.
Способы ползания: а) на ступнях и ладонях (по-медвежьи); б) на коленях и ладонях.
Не поощрять быстроту. Дети должны двигаться спокойно мелкими переступаниями рук и ног.
Жуки. По сигналу "Жуки полетели" дети бегают врассыпную. Воспитатель ритмично ударяет в бубен. На сигнал "Жуки упали" меняется ритм ударов, дети ложатся на спину, делают свободные движения руками и ногами — жуки барахтаются. Игру можно давать без словесных сигналов под музыкальное сопровождение.
Для развития силы полезно использовать различные качалки и качели при одном непременном условии - самостоятельного раскачивания их детьми. Эти упражнения укрепляют мышцы спины, живота, ног тренируют умение регулировать мышечные усилия, необходимые для приведения качелей в движение. При этом надо соблюдать следующие правила:
1. Садиться на качели и слезать с них только при полной остановке.
2. Нельзя спрыгивать с качелей и стоять перед ними.
3. Не раскачивать сверстника, если он не хочет.
4. Кататься только в положении сидя.
4. РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности Выносливость—это и способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счет волевых усилий. Поэтому одним из показателей выносливости является время, в течение которого человек может выполнить работу заданной интенсивности.
Выполняемые в течение значительного времени упражнения умеренной интенсивности, включающие большую часть мышечной системы человека, требуют проявления общей выносливости. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо одним видом, например ходьба на лыжах или плавание, то в этом случае говорят о специальной выносливости лыжника, пловца и т.п.
Для развития выносливости большое значение уже и в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости. Больше всего для осуществления этой задачи подходят циклические упражнения, удовлетворяющие следующим требованиям:
1. Участие большого числа мышечных групп.
2. Чередование моментов напряжения и расслабления мышц.
3. Использование знакомых, не трудных по технике движений.
4. Возможность регулировать темп и длительность выполнения.
Наиболее соответствуют этим требованиям ходьба, бег, подскоки, ряд спортивных упражнений и подвижных игр.
Основной метод развития выносливости — метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами. подготовленности.
От занятия к занятию следует увеличивать пробегаемое расстояние или продолжительность бега, внимательно наблюдая за реакцией детей на предложенную нагрузку. Развитие выносливости предполагает некоторую степень утомления, которую можно определить по внешним признакам:
1. Допустимую степень нагрузки характеризуют незначительное покраснение лица, выражение его остается спокойным; незначительная потливость; несколько учащенное, но ровное дыхание; движения бодрые; задание ребенок воспринимает хорошо и правильно выполняет.
2. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении лица, оно напряженное; дыхание резко учащается; движения теряют координированность, четкость, появляются дополнительные лишние движения; дети жалуются на усталость:
3. Значительное утомление проявляется в значительной потливости, иногда побледнении лица; снижении темпа и амплитуды движений; вялости или чрезмерной возбудимости; прекращении деятельности.
С повышением выносливости организм адаптируется к предложенным нагрузкам. Их надо повышать для дальнейшего увеличения уровня выносливости. Постепенно увеличивая дистанцию в допустимых пределах, нельзя требовать, чтобы дети быстрее бежали. Скорость бега естественно возрастает у детей по мере роста выносливости. Зимой хорошо использовать ходьбу на лыжах. В этом случае развитие выносливости сочетается с закаливающим влиянием свежего воздуха, увеличивается оздоровительное влияние движений.
Наряду с бегом широкое применение для развития выносливости должны занимать подскоки, прыжки через короткую скакалку, прыжки с продвижением вперед. Дети любят эти движения, они соответствуют их возможностям, легко дозируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В средней группе дети могут непрерывно выполнять подскоки в течение 30—50 сек (сериями по 20 прыжков с небольшими перерывами), в старшей группе —до 1,5 мин (по 30 прыжков), в подготовительной к школе группе время подскоков увеличивается до 2 мин. Эта длительность возможна при условии свободного выполнения движений, хорошей техники прыжков (мягкое отталкивание, ритмичные прыжки, лёгкое, неглубокое приземление).
Развитие выносливости происходит и в подвижных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время, а также в некоторых спортивных упражнениях (ходьбе на лыжах, катании на велосипеде, качелях). Особенностью их является непрерывно изменяющаяся как по интенсивности, так и по форме движений деятельность, включающая минимально необходимые перерывы для смены водящего, введения дополнительных препятствий и т. п.: "Игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребенка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособность организма".
Хорошо сочетаются продолжительный бег с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем, метанием. Активные действия чередуются с интервалами, отдыха. Эффективность такой деятельности зависит от экономичности движений, умения разумно расходовать силы, что способствует развитию хорошей координации движений и владения их техникой. Упражняясь, дети привыкают прикладывать минимальное усилие, целесообразное для данных условий. Например, длительный бег не требует активного отталкивания, энергичных движений рук, что сохраняет силы для продолжительных действий.
Физические упражнения и игры, развивающие выносливость, должны находить место во многих формах физического воспитания. Бег в спокойном темпе используется на утренней гимнастике и во вводной части физкультурного занятия, в некоторых подвижных играх. В основной части занятия бег может быть более продолжительным, включается также длительное выполнение подскоков, организуются игры с непрерывной двигательной деятельностью. Закончить утреннюю гимнастику и физкультурное занятие, особенно в условиях их проведения на свежем воздухе, также целесообразно спокойным бегом невысокой интенсивности. Во многих подвижных играх, не связанных с ловлей, следует увеличивать продолжительность бега, не требуя быстрого темпа, а, наоборот, поощряя бег ритмичный, в ровном, спокойном темпе. Это возможно в играх "Солнышко и дождик", "Найди пару", "Совушка", "Летчики" и др.
Определенная организация детей на физкультурных занятиях может также способствовать развитию выносливости. Так, поточный способ предполагает выполнение упражнений беспрерывным потоком (одним или несколькими) в зависимости от наличия пособий (например, перешагивание через палки и подлезание под ними). При групповом способе организации каждая из 2—3 подгрупп одновременно выполняет определенное движение, переходя от одного вида к другому (например, упражнение в подтягивании по гимнастической скамейке, прыжки в длину, упражнения с мячами). Эти способы организации максимально используют отведенное для занятий время, сокращают моменты отдыха и одновременно требуют большой выносливости, происходит ее дальнейшее развитие. Подбор упражнений должен быть таким, чтобы обеспечивалась смена работающих мышечных групп: упражнения для мышц ног (прыжки) чередуются с упражнениями для мышц туловища (ползание) или плечевого пояса (броски набивного мяча. По сигналу группы меняются местами, выполнив движение определенное число раз. Не следует, однако, забывать, что движения, предлагаемые детям, должны быть ими хорошо освоены. Задачам развития выносливости служит и такое занятие, содержание которого построено на использовании одного пособия, например обручей. Во вводной части дети ходят и бегают змейкой, обегая разложенные на полу обручи, делают с ними общеразвивающие упражнения, затем обучаются ходьбе широким шагом из обруча в обруч. В подвижной игре "Птицы в гнездах" также используются обручи. Это построение занятия исключает потери времени на раздачу и сбор пособий.[8]
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Найди пару. Играющие разбегаются по всей площадке, на сигнал "В пары!" находят каждый себе пару и выполняют движения в парах: приседают, кружатся, пляшут. По сигналу "Побежали!" снова бегают по одному.
Усложнение: а) каждый раз находить новую пару;
б) стараться придумать другие движения.
Чье звено скорее соберется. В разных концах площадки ставятся флажки 3—4 цветов. Дети делятся на 3—4 звена и получают ленточки таких же цветов, строятся за флажками соответствующих цветов. По сигналу бегают по площадке, подняв ленточки вперед (в стороны, вверх). На сигнал "На места!" строятся за флажком соответствующего цвета, затем идут за звеном, которое быстрее и лучше всех построилось. Воспитатель в это время меняет места флажков и снова дает сигнал к бегу.
Поезд. Дети подгруппами (4—5) стоят друг за другом— вагончики, двигаются по сигналу начальника станции (воспитатель поднимает зеленый жезл) установленным маршрутом, преодолевая препятствия, а расстояние между ними — медленным бегом. После того как все преодолеют препятствие 1 раз, поднимается жёлтый флажок, дети переходят на ходьбу и по красному сигналу останавливаются (рис. 63). В это время можно предложить ребенку роль начальника станции и объявить остановку в лесу, на полянке, у реки, где дети могут двигаться свободно. При повторении игры можно выполнить маршрут движения в обратном порядке.
Воспитатель заранее продумывает маршрут движения поезда с использованием пособий таким образом, чтобы обеспечить беспрерывное движение детей без длительных остановок. В зале можно включить ходьбу или бег по доске, проход по мостику-качалке, подлезание под дуги или рейки, обегание стоек и т. п. На площадке хорошими препятствиями служат естественные или деревянные горки, бревно, пеньки, узкие дорожки. Движения должны быть освоены детьми и выполняться ими свободно.
Конники-спортсмены. Играющие — лошадки стоят за большим кругом — это манеж. Вдоль одной из сторон площадки обозначаются стойла для лошадей (на 2— 3 меньше числа играющих). Согнув руки в локтях ладонями книзу, дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, касаясь коленями ладоней. По сигналу меняют направление, двигаются в другую сторону, также по кругу. Затем переходят на бег—" рысью марш!". Начинаются конные соревнования. Дети-всадники бегут из манежа в противоположную сторону от стойл и выстраиваются шеренгой. По сигналу "марш!" скачут к стойлам, стараясь занять любое свободное из них. В стойле может быть только один всадник. Оставшиеся без места выбывают из игры. При повторении игры участвуют все дети. Снова встают по кругу, игра возобновляется.
Автогонки. Игра проходит на участке детского сада. Дети распределяются на три подгруппы автогонщиков. Перед каждой полоса препятствий: 4—5 круга (нарисованные на земле) или обручи; скамейка или бревно; подвешенная на опоры веревка; лабиринт. В начале игры дети выполняют несколько движений: вращают руками перед грудью — заводят мотор, наклоняются вперёд, скользя руками по ногам, — накачивают шины, приседают — проверяют колеса. По сигналу автогонщики проходят дистанцию друг за другом, каждый начинает движение после того, как преодолел первое препятствие впереди стоящий. Побеждает та подгруппа автогонщиков, которая быстрее и правильнее преодолеет препятствия: круги (обручи) обегают змейкой; пробегают по скамейке (бревну), не теряя равновесие; подлезают под веревкой, не задевая ее; точно проходят лабиринт.
Велосипед. Это чрезвычайно привлекательное для детей спортивное упражнение. Катание на велосипеде делает детей ловкими, смелыми, хорошо развивает умение сохранять равновесие, ориентироваться на местности.
Качели. Раскачивание на качелях упражняет вестибулярный аппарат, укрепляет мышечную систему. Необходимое условие — самостоятельное раскачивание. Дозировка: 20—30 раз непрерывно.
Круговорот. Дети идут парами ровным, умеренным шагом. По сигналу воспитателя последняя пара (один идёт слева, другой — справа от колонны) старается обогнать ребят быстрым шагом (бежать нельзя!) и стать впереди колонны.
5. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ
Гибкость – это диапазон движения суставов и целых групп суставов. Важно понимать, что у каждого человека этот диапазон совершенно разный, который зависит от таких внутренних и внешних факторов как:
эластичность мышц, связок, сухожилий;
строение суставов;
температура воздуха;
время суток;
психоэмоциональное состояние.
Чтобы упражнение было понятным для ребенка, используйте визуальные образы: они помогут правильно выполнить его, так как создают четкие «рамки» движений. Например, держим руки, разведенные в стороны, и говорим: «как крылья у самолета». Амплитуду движений необходимо увеличивать понемногу, по мере исчезновения болевых ощущений. Систематичность занятий (лучше 10 минут, но каждый день) позволит добиться хороших результатов и закрепить их.
Упражнения на гибкость для детей 3-5 лет.
Перед тем как приступить к занятиям, немного «разогрейте» мышцы - сделайте короткую разминку (быстрая ходьба или бег на месте, несколько приседаний). Упражнения выполняйте медленно, без резких движений, стараясь в крайних точках фиксировать позицию на несколько секунд.
«Потягушки»
Ребенок становится правым боком к стулу, при этом отводит правую ногу в сторону и кладет ее на поверхность стула. Затем выполняет несколько пружинистых наклонов вниз, стараясь дотянуться пальцами до пола. Потом поворачивается левым боком и выполняет аналогичное действие только для другой ноги.
Потягивание
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Сделайте глубокий вдох-выдох, приподнимая руки вверх на вдохе и опуская - на выдохе. Выполните 2-3 раза, с каждым повторением стараясь все больше вытянуться вверх.
«Наклоны»
Упражнение выполняется в парах. Для этих упражнений вам потребуется игрушка. Ребенок встает к ней спиной, при этом его ноги находятся на ширине плеч, и плавно наклоняясь вниз, берет игрушку в руки. Далее поднимает игрушку вверх, прогибается назад в спине и отдает игрушку в руки напарнику. А он в снова ставит ее на пол за спину ребенка.
Наклон вперед
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Сделайте вдох, потянувшись руками вверх, на выдохе - выполните наклон вперед, потянувшись ладонями к полу (ноги при этом старайтесь держать прямыми, колени не сгибать). Повторите 4-6 раз с задержкой внизу на 3-5 секунд.
Наклоны в стороны
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч.
Поднимите вверх одну руку и выполните наклон в сторону, максимально вытягиваясь вслед за рукой (без пружинистых движений).
Выполните 4-6 раз в каждую сторону.
«Выкрут»
Для выполнения этого упражнения можно использовать полотенце. Держась за полотенце, поднимите руки вверх и выполните вращательное движение (выкрут назад) в плечевом суставе. Очень важно, чтобы руки все время оставались прямыми - для этого необходимо правильно подобрать ширину хвата. Выполните 10-12 раз.
«Бабочка»
Исходное положение - сидя, ноги согнуты в коленях, стопы соединены вместе и подтянуты к себе.
Медленно «раскройте» колени, стараясь опустить их на пол. Далее в этом положении вытянитесь за руками вперед, стараясь коснуться животом пола.
«Мельница»
Исходное положение ребенка – ноги вместе, расставленные руки в стороны. Малыш сначала выполняет маленькие круги, вращая кистями рук, затем большие круги, выполняя круги руками синхронно и по очереди.
«Маленький йог»
Для начала кроха садиться на коврик, вытянув ноги вперед. Затем берет руками одну ногу и кладет ее на бедро, затем и вторую. Таким образом принимая позу лотоса. Руками упирается в пол, расставляет плечи и находится в таком положении несколько секунд.
«Мостик»
Ребенок ложиться на спину, сгибая ноги в коленях. Руки заводит за плечи и при помощи взрослого старается встать на мостик, после чего медленно опускается на пол и повторяет упражнение 6 раз.
«Кукла»
Малыш встает прямо, ноги на ширине плеч, плавно нагибается , опуская корпус тела, руки расслабленно висят. Затем малыш выпрямляется и прогибается немного назад в спине.
«Скалочка»
Для упражнения вам потребуется гимнастическая палка. Ребенок садится на пол, кладет гимнастическую палку на бедра и прокатывает ее до носков, далее заводит под ноги и катит уже в обратном направлении. Достает палку из-под ног и возвращает ее в исходное положение.
Такие упражнения для развития пластики и гибкости будут полезны не только ребенку, но взрослым. Главным условием при выполнении данного комплекса упражнений является отсутствие спешки и регулярность. Поэтому делайте их в медленном, размеренном темпе несколько раз в неделю.
Упражнения для развития гибкости
1. Ходьба:
- на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стоп (руки к плечам, за голову и др.).
- с пятки на носок перекатом;
- с носка на пятку;
- в полуприседе, руки на поясе;
2. Повороты туловища на месте.
3. Наклоны туловища в разные стороны, ноги вместе не сгибать.
4. Сидя на полу стараться достать пальцами ног пола, затем носки на себя. Ноги должны быть вместе, подколенки касаться пола.
5. Сидя на полу: ноги вместе, подколенки касаются пола, руки — упор сзади, носки оттянуты. Поднять, не сгибая, попеременно правую и левую ноги.
6. Из этого положения ноги развести как можно шире.
7. Из положения лежа на спине поднять ноги вверх и выполнять движения как при езде на велосипеде.
Упражнения для мышц грудной клетки
1. Это одно из лучших упражнений для укрепления мышц всей верхней половины тела. Оно развивает не только мышцы грудной клетки, но и плеч, и рук (особенно трицепсы - мышцы задней части руки).
Ложитесь на живот, вытянув пальцы ног, руки положив под плечи на одном с ними уровне. Оторвите от пола живот и бедра так, чтобы пола касалась только грудь. Теперь, держа спину прямой, поднимайтесь до тех пор, пока руки не выпрямятся полностью. Вернитесь в исходное положение (не падайте, корпус по-прежнему держите ровно). Сделайте столько повторений, сколько сможете, но на каждой следующей тренировке добавляйте по одному разу. Выполняйте это упражнение в трех подходах.
2. Ложитесь на спину, согнув колени и держа две легкие гантели одинакового веса в вытянутых вверх руках. Слегка согнув руки, разведите их в стороны, пока гантели не коснутся пола, затем поднимите их обратно, словно обнимаете кого-то, пока они не коснутся друг друга. Выполняйте упражнение плавно, в трех подходах (по двадцать повторений в каждом).
3. Это хорошее упражнение для укрепления мышц грудной клетки и верхней части живота. Как и в предыдущем упражнении, необходимо лечь на спину, согнув ноги и держа две гантели одинакового веса в вытянутых вверх руках. Затем, держа их вместе, опустите руки за голову так далеко, как сможете и снова вернитесь в исходное положение. Три подхода по двадцать повторений.
Упражнение для мышц живота
1. Сядьте на пол, положив ноги под какой-нибудь тяжелый предмет. Скрестите руки на груди (положив ладони на плечи). Теперь отклоняйтесь назад, пока не коснетесь спиной пола, затем снова выпрямитесь. Выполняйте упражнение медленно и плавно. 2-3 подхода с максимально возможным количеством повторений.
3. Упражнение развивает мышцы нижней части живота. Ложитесь на спину, подложив руки под ягодицы и слегка согнув колени. Подтяните колени к груди так близко, как сможете, затем медленно выпрямите ноги. Делайте 2-3 подхода по 20-25 повторений.
4. Это упражнение укрепляет мышцы пояса (межреберные и косые), а также повышает гибкость и подвижность позвоночника. Сядьте на скамейку, держа руки в стороны на уровне плеч. Поверните верхнюю часть тела (ноги не двигаются!) вправо так далеко, как сможете, затем вернитесь в исходное положение и повернитесь налево. Выполняйте 2-3 подхода по 25-30 повторений (т.е. поворотов) в каждую сторону.
Упражнение для кистей, запястий и пальцев
Возьмите кистевой эспандер или резиновый мяч около 5 сантиметров в диаметре, носите его постоянно с собой (очень хорошо использовать теннисный мяч), и сжимайте его в руке два или три раза в день правой рукой до тех пор, пока она не устанет настолько, что больше вы не сможете сжать мяч ни одного раза; затем возьмите в левую руку, сжимайте, затем в правую, а затем снова в левую и так далее (уделяйте подобной тренировке хотя бы 5-10 минут).
Упражнения для мышц ног
1. Это движение укрепляет мышцы верхней части ноги и бедра, а также развивает чувство равновесия и гибкость. Встаньте в стойку "ноги вместе", держа руки в стороны на уровне плеч (для равновесия). Теперь сделайте широкий шаг (шестьдесят-девяносто сантиметров) правой ногой вперед и присядьте, пока колено левой ноги не коснется пола (если это трудно, не приседайте так глубоко). Вернитесь в исходное положение и сделайте то же самое левой ногой. Выполняйте упражнение в 3 подхода по 20 повторений (каждой ногой).
2. Возьмите книгу или деревянный брусок (толщиной 5-10 сантиметров). Встаньте на него кончиками пальцев так, чтобы пятки торчали так далеко, как только возможно. Разрешается (для некоторого облегчения упражнения) держаться за что-нибудь перед собой. Теперь медленно поднимайтесь на кончиках пальцев, пока икроножные мышцы не сократятся полностью. Удерживайтесь в этом положении пять секунд, затем медленно опустите пятки в исходное положение. Выполните три подхода по 20 повторений (каждое - по 5 секунд).
Упражнение для мышц плеча
1. Это упражнение важно для укрепления дельтовидных мышц плеча. Найдите стол (скамейку или стул) высотой примерно до середины бедра. Широко расставив ноги и отступив от стола на шестьдесят-девяносто сантиметров, положите руки на стол (на ширину плеч или чуть шире). Спину держите горизонтально, на том же уровне, что и вытянутые руки. Теперь (по-прежнему держа спину горизонтально) медленно подайтесь вперед, коснувшись головой стола. При выполнении упражнения сгибаемые локти должны смотреть вниз, а не в стороны. Плавно вернитесь в исходное положение. Сделайте три подхода (по двадцать повторений в каждом). Упражнение можно усложнить, если встать подальше от стола.
6. РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ.
Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.
Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.
Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [4]
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4лет
ЧЕРЕЗ БОЛОТО.
На площадке из кирпичиков( плоских фанерок размером 15 на 20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3м. Расстояние между кирпичиками 10-15см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.
Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА.
Дети располагаются за веревкой, подвешанной на высоте 25см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал « большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.
Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.
МИШКА ИДЕТ ПО МОСТИКУ.
На землю кладут доски( ширина 25см, длина 2-2,5см). За ними на высоте подтянутой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца дочки. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке - медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.
Правила: идти по скамейке на четвереньках( на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.
ШИРЕ ШАГАЙ.
На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи( пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60см). В каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, попрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.
Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не выходя за его края, не задевать за обручи.
СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1. Остановка во время бега, присесть или повернуться кругом и продолжать бег.
2. После бега по сигналу встать на куб или скамейку.
3. Ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно.
4. Ходьба по шнуру с мешочком на голове( вес 400г, размер 12 на 18)
5. Ходьба с мешочком по ладони по доске( ширина 15см) лежащей на полу.
6. Ходьба по ребристой доске.
7. Ходить по скамейке ставя ногу с носка. руки в стороны.
8. Ходить по скамейке перешагивая через положенные на ней кубики.
9. Перешагивание через кубы, лежащие на полу рейки, положенные на высоте 40см.
10.Ходьба по бревну боком( правым и левым) приставными шагами.
11. Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от земли на 20-25см.
12. Разойтись вдвоем на доске( ширина 20-15см), пожженной наклонно.
13. Кружение в одну и другую сторону( руки на поясе, руки в стороны)
14. Стоять на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед( или в сторону), руки на поясе.
15. Ходьба по горизонтальному бревну ( ширина 15см, высота25-30см).
Методические указания.
В средней группе возрастают требования к качеству выполнения упражнений. Особенность упражнений, тренирующих равновесие, в том,
что они проводятся в спокойном темпе, в них не включается соревнование на быстроту выполнения движения. Поэтому обращается внимание на хорошее уверенное выполнение статистических поз, четкое спокойное выполнение ходьбы по уменьшенной и повышенной площади опоры. Иногда сами дети стремятся пройти быстрее. Этого нельзя допускать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Статья «Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
«Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных ха...
Семинар-практикум для родителей: «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Семинар -практикум для родителей 6"Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Мелкая моторика – это...
Консультация для родителей«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »
Консультация...
"Развитие пространственной ориентации у детей младшего дошкольного возраста на занятии по физической культуре"
Данный конспект открытого занятия предназначен для детей 3-4 лет. Несколько детей имеют языковой барьер ,обращённую речь понимают ограниченно. Занятие проводилась в условиях больницы....