Программа "Юный лыжник"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Боголюбова Ирина Владимировна

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье.

     Приказом №1155 от 17 октября 2013года утверждены ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно –образовательного процесса в ДОУ. Этому направлению соответствует  образовательная область: «Физическое развитие». Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Передвижение на лыжах вполне доступно детям, лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным средством закаливания.

Программа «Юный лыжник» для детей 5-7 лет является физкультурно-оздоровительной, так как ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является  средством закаливания.

Данная программа составлена на основе системы работы Л.И. Пензулаевой «Физическая культура для детей» и М.В. Видякина « Физкультура. Система лыжной подготовки для детей и подростков».  Программа соответствует интересам и потребностям детей, направлена на развитие мотивации личности ребенка к самопознанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям и призвана содействовать социализации воспитанников. Играет важную роль в формировании разнообразных психических и волевых качеств детей, выступают как «школа воли», «школа эмоций», «школа характера», поскольку вся физкультурно-спортивная деятельность предъявляет высокие требования к проявлению волевых и психических качеств.

Разработанная программа «Юный лыжник» служит основой для эффективного построения занятий «Лыжной подготовки» и характеризуется:

1. Физкультурно-оздоровительной направленностью;

2. Направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально- технической оснащенностью учебного процесса, регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения;

3. Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

4. Направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь физической, теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля;

5. Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.

Основная цель программы «Юный лыжник» - обучение детей навыкам хождения на лыжах. Способствовать овладению ритмичной ходьбы на лыжах. В программе предусмотрено три раздела: «Легкая атлетика» - октябрь, ноябрь; «Лыжная подготовка» -декабрь, январь, февраль, март; «Спортивные игры – эстафеты» - апрель, май.

Освоив программу «Юный лыжник» дети с физически развитыми качествами и умениями будут знать: правила безопасной ходьбы на лыжах; способы ухода за спортивным инвентарем. Будут уметь: свободно передвигаться на лыжах скользящим шагом, уверенно выполнять повороты на месте и в движении, подъём и спуск с небольшого уклона.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_lyzhnik.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Нефтеюганска «Детский сад № 26 «Радость»

                                                                             

Программа  дополнительного образования

«Юный лыжник» (для детей 6 – 7 лет)

Срок реализации: 2018 -2019 учебный год.

Принята на педагогическом совете № 1

МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость»

Протокол № 1 от 30.08. 2018

Составила: инструктор физкультуры

Боголюбова Ирина Владимировна

2018 год

Содержание.

1.Введение – 3

2.Направленность образовательной программы – 4

3. Принципы обучения – 4

4.Новизна  образовательной программы – 5

5.Актуальность – 5

6. Педагогическая целесообразность – 6

7.Цель – 7

Задачи:

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

8. Возрастные особенности детей – 8

9. Сроки реализации программы – 12

10. Формы и режим занятий – 12

11.Ожидаемые  результаты (будут знать, будут уметь) – 12

12.Система определения результативности – 12

13.Формы подведения  итогов реализации программы – 15

14.Учебно-тематический план по годам обучения – 16

15.Учебный план – 18

16. Содержание программы – 19

17. Методическое обеспечение программы – 22

18. Материально-техническое обеспечение – 22

19. Список литературы – 22

  1. Введение

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье.

     Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование физического и нравственного здоровья, интеллектуальной и творческой работоспособности.

     За последнее время отмечается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности детей (около 40% детей страдают хроническими заболеваниями). Резко повысился процент отклонений в деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной, костно – мышечной системах, которые во многом обуславливаются недостатком двигательной активности.

     Совершенствование и развитие системы физического воспитания детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности государственных организаций.

     В настоящее время состояние дошкольного физического воспитания, ранней ориентации на виды спорта крайне неудовлетворительно. Возможности их дальнейшего развития без внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования и детей спортивных умений и навыков весьма ограничены, на смену индивидуального подхода, который полностью оправдал себя при работе со спортсменами высокого уровня, формируется типовой подход для работы с детскими коллективами.

     Приказом №1155 от 17 октября 2013года утверждены ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно –образовательного процесса в ДОУ. Этому направлению соответствует  образовательная область: «Физическое развитие». Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Передвижение на лыжах вполне доступно детям, лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным  средством закаливания. Программа «Юный лыжник» для детей 6-7 лет.

2. Направленность образовательной программы

Программа кружка «Юный лыжник» является физкультурно – оздоровительной, так как ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным  средством закаливания.

3. Принципы обучения

Приоритетной задачей в образовании, закрепленной ст. 41. Закона «Об образовании» является  сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Исходя из основной приоритетной задачи, определила  основные принципы работы с детьми:

Первый принцип – «Не навреди» - позволяет обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную физическую нагрузку, в соответствии с возрастными особенностями.

Второй принцип - «От простого – к сложному» позволяет оптимизировать двигательную деятельность и совершенствовать физические способности, за счет усложнения заданий, постепенного увеличения нагрузки и продолжительности занятия.

Третий – «Принцип половых различий» - предусматривает разный подход к требованиям у мальчиков и девочек по распределению нагрузки и количества повторов во время проведения «круговой тренировки» и освоения новых движений.

Четвертый – «Принцип индивидуализации» - позволяет учитывать уровень физического развития каждого ребенка и  выражается в дифференциации заданий в соответствии с индивидуальными особенностями. Это позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, опираясь на индивидуальную физическую подготовленность ребенка,  его двигательные способности и состояние здоровья.

4. Новизна  образовательной программы

При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения. На занятиях с детьми целесообразно применение игрового метода. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам.

5. Актуальность

Программа «Юный лыжник»  обусловлена положительным оздоровительным эффектом, компенсацией недостаточной двигательной активности современных детей, формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств, совершенствованием функциональных возможностей организма и повышением работоспособности. Совокупность перечисленных эффектов будет определять физическую дееспособность воспитанников в будущем.

Ведь главная ценность лыжного спорта в его массовости, в  побуждении человека систематически готовится, накапливать силы, выявлять свои возможности, управлять ими сознательно и целенаправленно, приучает постоянно работать над собой. Данная программа составлена на основе системы работы Л.И. Пензулаевой «Физическая культура для детей 6 – 7 лет» и М.В. Видякина « Физкультура. Система лыжной подготовки для детей и подростков».  Программа соответствует интересам и потребностям детей, направлена на развитие мотивации личности ребенка к самопознанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям и призвана содействовать социализации воспитанников. Играет важную роль в формировании разнообразных психических и волевых качеств детей, выступают как «школа воли», «школа эмоций», «школа характера», поскольку вся физкультурно-спортивная деятельность предъявляет высокие требования к проявлению волевых и психических качеств.

6.  Педагогическая целесообразность

Разработанная программа «Юный лыжник»  служит основой для эффективного построения занятий  «Лыжной подготовки» и характеризуется: 1. Физкультурно-оздоровительной направленностью;

2. Направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально- технической оснащенностью учебного процесса, регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения;

3. Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

4. Направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь физической, теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля;

5. Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.

7.  Цель

Основная цель кружка «Юный лыжник» - обучать детей навыкам хождения на лыжах. Способствовать овладению ритмичной ходьбы на лыжах.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к ходьбе на лыжах, желание вести здоровый образ жизни.

Развивающие: Развивать физические качества и умения, «чувство лыж», «чувство снега»

Обучающие: Учить ходить на лыжах скользящим шагом без палок;

Выполнять повороты на месте и в движении;

Выполнять подъём и спуск с небольшого уклона;

Учить навыкам ухода за спортивным инвентарем.

8. Возрастные особенности детей

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребенок может вырасти до 7—10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106–107 см, а масса тела – 17–18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200 г, а роста – 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития не одинаковы. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода заканчиваются к шести годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга продолжается. Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3–4 лет, но к шести годам еще не окончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении всех занятий по физической культуре, во избежание травм, так как даже легкие ушибы в области носа, уха или головы могут иметь серьезные для здоровья последствия. Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений, связанных с уменьшением площади опоры или ее повышением – ходьба по гимнастической скамейке, рейке, бревну, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить мяч до партнера, но недостаточно развитая координация движений может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо, поэтому детям необходимо давать своевременные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру. Систематические упражнения детей с мячом организуют на прогулке в виде игровых упражнений: «Попади в обруч», «Сбей кеглю», «Подбрось – поймай» и т. д. Использование теннисных мячей в занятиях с детьми данного возраста нежелательно. Позвоночный столб ребенка 5–7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков может образоваться грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений воспитатель должен следить за посильностью физических нагрузок. Например, к тому, чтобы вынести пособия и мелкий инвентарь на участок, перенести пособия в зал или что-либо передвинуть, необходимо привлечь одновременно несколько детей. Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, горки и т. д.). Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникнуть повреждения брюшной полости (печени, почек, селезенки). Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. Например, в период до 5 лет сумка локтевого сустава растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободой. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку). Педагог должен обязательно предупреждать об этом родителей. У детей 5–7 лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Воспитателям и родителям следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах в статическом положении и при ходьбе, беге. В развитии мышц выделяют несколько этапов, среди которых – возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры, но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Совушка», «Не оставайся на полу» и др. Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения в основных видах движений дети данного возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя. При проведении общеразвивающих упражнений воспитатель учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т. д. У детей появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно, по сравнению с предыдущим возрастным контингентом, ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90 процентов размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения. В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения. Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. У детей 5–6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребенок отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д. Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых у взрослого. Они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводит к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20 процентов. Жизненная емкость легких у детей 5–6 лет в среднем составляет 1100–1200 см, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыханий в минуту в среднем —25. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2–7 раз, а при беге – еще больше. Исследования по определению общей выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей дошкольного возраста достаточно высоки. Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью детей с учетом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации ребят, предпочитающих «сидячие» игры.

9.  Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 8 месяцев ( с октября 2018 по май 2019 года)

10. Формы и режим занятий

Программа «Юный лыжник» для детей старших, подготовительных групп. Занятия проводятся один раз в неделю по 25 – 30 минут.

 В программе предусмотрено три раздела: «Легкая атлетика» - октябрь, ноябрь; «Лыжная подготовка» -декабрь, январь, февраль, март; «Спортивные игры – эстафеты» - апрель, май.

11.Ожидаемые  результаты

Дети с физически развитыми качествами и умениями, освоившие начальный этап  (соответствующий дошкольному возрасту) «Лыжной подготовки»

Будут знать:

Правила безопасной ходьбы на лыжах;

Способы ухода за спортивным инвентарем.

Будут уметь:

Свободно передвигаться на лыжах скользящим шагом, уверенно выполнять повороты на месте и в движении, подъём и спуск с небольшого уклона.

12.Система определения результативности

     Важным условием успешного выступления детей детского сада на спортивных городских мероприятиях является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с               воспитателями   и медицинским работником детского сада, в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. При характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.  Диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у способных детей. Результаты тестирования выражаются в количественных показателях, характеризующих уровень сформированности физических качеств, и в качественных показателях, характеризующих степень сформированности техники движения у ребенка.

Показатели фиксируем в протоколе (таблице):

Оценка физической подготовленности детей спортивной секции «Юный лыжник»

№п/п

Фамилия, имя

Тестовые задание и количественный показатель

Челночный бег 3*10 м (с)

Прыжки в

 длину с места (см)

Подъём туловища в сед из положения лёжа на спине (30 сек)

Подьем туловища из виса лёжа (количество раз)

Наклон туловища вперед-вниз (см)

1.

 Саша И.

 

Таблица оценки физической подготовленности детей  4 – 7 лет.

возраст

УРОВЕНЬ  ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  (тесты для мальчиков)

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

3 балла

2 балла

1 балл

ТЕСТ № 1  (БЕГ НА 90 метров для детей 4-5 лет; БЕГ НА 300  для детей 5 -7 лет; секунды)

4 - 5

28,6 и ниже

28,7 — 39,0

39,1 и выше

5 - 6

84 и ниже

84,1 - 137

138 и выше

6 - 7

74 и ниже

74,1 - 127

128 и выше

ТЕСТ № 2  (ПОДЪЁМ ТУЛОВИЩА В СЕД; кол — во раз за 30 сек)

4 - 5

12 и выше

11 - 6

5 и ниже

5 - 6

13 и выше

12 - 7

6 и ниже

6 - 7

14 и выше

13 - 8

7 и ниже

ТЕСТ №3   (ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА; см)

4 - 5

90 и выше

89 - 54

53 и  ниже

5 - 6

110 и выше

109 - 71

70 и ниже

6 - 7

125 и выше

124 - 83

82 и ниже

ТЕСТ №4  (НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ; см)

4 - 5

9 и выше

8,9 — 0,1

0 и ниже

5 - 6

10 и выше

9,9 — 1,1

1 и ниже

6 - 7

11 и выше

10,9 — 2,1

2 и ниже

ТЕСТ №5 (ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3 * 10м; секунды)

4 - 5

11,9 и ниже

12,0 — 13,0

13,1 и выше

5 - 6

10,9 и ниже

11,0 — 12,4

12,5 и выше

6 - 7

10,0 и ниже

10,1 — 11,4

11,5 и выше

  • УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (тесты для девочек)

ТЕСТ №1  (БЕГ НА 90 метров для 4-5 лет;  300 метров для 5-7 лет; секунды)

4-5

28,9 и ниже

29,0 — 39,3

39,4 и выше

5-6

84,0 и ниже

85,0 — 137,0

138,0 и выше

6-7

76 и ниже

77,0 — 130,4

134,5 и выше

ТЕСТ №2 (ПОДЪЁМ ТУЛОВИЩА В СЕД; количество раз за 30 секунд)

4-5

11 и выше

10 — 5

4 и ниже

5-6

12 и выше

11 — 6

5 и ниже

6-7

13 и выше

12 — 7

6 и ниже

ТЕСТ № 3  (ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА; сантиметры)

4-5

85 и выше

84 — 46

45 и ниже

5-6

100 и выше

99 — 63

62 и ниже

6-7

115 и выше

114 — 79

78 и ниже

ТЕСТ № 4 (НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ; сантиметры)

4-5

10,5 и выше

10,4 — 0,5

0,4 и ниже

5-6

12 и выше

11,9 — 1,6

1,5 и ниже

6-7

15,5 и выше

15,4 — 2,9

2,8 и ниже

Тест №5  (ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3* 10 метров; секунды)

4-5

12,1 и ниже

12,2 — 13,1

13,2 и выше

5-6

11,1 и ниже

11,2 — 12,4

12,5 и выше

6-7

10,2 и ниже

10,3 — 11,6

11,7 и выше

«Лыжная подготовка» - оценка навыков и умений.

№п/п

Фамилия, имя

Тестовые задание и количественный показатель

Ступающий шаг

Скользящий шаг

Повороты на месте переступанием

Повороты в движении

Подъём и спуск с небольшого уклона

1.

 Саша И.

+ (норма) – Ребенок уверенно ходит на лыжах, формирование навыков в соответствии с нормой.

- (ниже нормы) – с трудом с трудом передвигается на лыжах, часто совершает падения.

13.  Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов программы «лыжной подготовки» реализуется в участии детей в марте 2017 года в соревнованиях «Лыжные гонки»  и «Победный забег» в мае 2017 года на базе МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость».

14.  Учебно-тематический план

Месяц

Неделя

1

2

3

4

Октябрь

Круговая тренировка №1

Круговая тренировка №2

Круговая тренировка №3

Круговая тренировка №4

Ноябрь

Круговая тренировка №5

Круговая тренировка №6

Круговая тренировка №7

(учить снимать, надевать лыжи)

Круговая тренировка №8

(учить снимать, надевать лыжи)

Декабрь

Построение, ОРУ без лыж, обучение хождению на лыжах подгибать колени.

Построение, ОРУ без лыж, обучение хождению на лыжах подгибать колени. Ходьба без палок ступающим шагом. Обучение падению.

Построение, ОРУ без лыж, обучение хождению на лыжах подгибать колени. Ходьба без палок ступающим шагом. Обучение падению.

Январь

Построение. ОРУ на лыжах. Обучение скользящему шагу.

Построение. ОРУ на лыжах. Обучение скользящему шагу. Обучение поворотам на месте.

Построение. ОРУ на лыжах. Обучение скользящему шагу. Обучение поворотам на месте.

Февраль

Построение. ОРУ на лыжах. Ходьба скользящим шагом. Обучение поворотам в движении.

Построение. ОРУ на лыжах. Ходьба скользящим шагом. Обучение поворотам в движении.

Построение. ОРУ на лыжах. Ходьба скользящим шагом. Обучение поворотам в движении.

Построение. ОРУ на лыжах. Ходьба скользящим шагом. Обучение поворотам в движении.

Март

Построение. ОРУ на лыжах. Обучение разбегу и скольжению. Игровое упражнение.

Построение. ОРУ на лыжах. Обучение разбегу и скольжению. Игровое упражнение.

Построение. ОРУ на лыжах. Обучение разбегу и скольжению. Обучение подъему на небольшой уклон «Ступающим шагом»

Построение. ОРУ на лыжах. Обучение разбегу и скольжению. Закрепление умения выполнять подъем на небольшой уклон «Ступающим шагом». Обучение торможению «Плугом» спускаясь с небольшого уклона. Игровое упражнение.

Построение. ОРУ на лыжах. Обучение разбегу и скольжению. Закрепление умения выполнять подъем на небольшой уклон «Ступающим шагом». Обучение торможению «Плугом» спускаясь с небольшого уклона. Игровое упражнение.

Апрель

Спортивные игры – линейные эстафеты.

Спортивные игры – линейные эстафеты.

Спортивные игры –встречные эстафеты.

Май

Спортивные игры –встречные эстафеты.

Спортивные игры –круговые эстафеты.

Спортивные игры –круговые эстафеты.

15. Учебный план

№ и название блока

Месяц

Задачи

Количество часов

1

Лёгкая атлетика

Октябрь

Развивать физические качества и умения используя метод «Круговой тренировки»

4

Ноябрь

Познакомить со спортивным оборудованием и способом ухода за лыжами.  

4

2

Лыжная подготовка

Декабрь

Закрепить умение ходить ступающим шагом. Обучение падению.

3

Январь

Обучение скользящему шагу. Учить выполнять повороты на месте переступанием.

2

Февраль

Учить выполнять повороты в движении.

4

Март

Обучение разбегу и скольжению. Подъем «ступающим шагом» и спуск с небольшого уклона в средней стойке, торможение «Плугом». Соревнования «Лыжные гонки»

5

3

Спортивные игры

Апрель

Эстафеты линейные, встречные, круговые.

3

Май

Соревнования «Победный забег»

3

                                                                          Всего - 28

16. Содержание программы

Для осуществления программы в детском саду созданы все условия, обеспечивающие эффективное решение задач физического воспитания и лыжной подготовки:

  1. Для проведения образовательной деятельности в зале выделено время и представлены:
  • Спортивно – оздоровительный комплекс, состоящий из гимнастической стенки, спортивных матов, набора скамеек, мячей, гимнастических палок, тренажеров и другого инвентаря;
  • На территории детского сада  определены и размечены беговые дорожки, объекты лыжни;
  • Соблюдается режим дня, питания, спортивной деятельности детей.
  1. Обеспечена свобода выбора занимающихся форм занятий, режимов их

интенсивности, планирования результативности, а так же возможность беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной активности на основе информированности о своих способностях

1.Раздел «Легкая атлетика» осуществляется

совершенствование систем и функций организма детей, овладение дошкольниками различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие качества.

     В этом разделе используются упражнения:

  • Ациклического характера: силовые упражнения, прыжки,

метания, спортивные игры.

  • Циклического характера: повторные пробежки 150-200 м,

подвижные игры, бег низкой интенсивности, специальные беговые и прыжковые упражнения.

    В беге предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжать бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др. добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет до 3 мин. Увеличивается беговая дистанция. Дети соревнуются в беге на скорость (20 – 30 – 60 м).  При обучении детей прыжкам в длину с места учим рассчитывать точность приземления в определенное место, группироваться в полете и выбрасывать вперед ноги, соизмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть. Предлагаем игровые упражнения: «кто дальше прыгнет?», «допрыгни до игрушки» и т.д.  В метании вдаль у детей недостаточно развит глазомер и координация движений, поэтому учим и тренируем сочетать замах с броском при метании, развиваем глазомер, используя разные виды метания вдаль: из - за головы, правой и левой рукой, снизу и тд.

2.Раздел «Лыжная подготовка» направлен на оздоровление, физическое развитие, закаливание, совершенствование функций дыхательной системы, развитие выносливости.

  Ходьба на лыжах  вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов; развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, оказывает благоприятное влияние на формирование осанки и свода стопы; развивает смелость, настойчивость, решительность, выдержку и дисциплинированность, приучает преодолевать трудности и препятствия.  Дети учатся ходить на лыжах ступающим шагом по прямой; идти вслед за воспитателем скользящим шагом; идти по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом; пройти, приседая, под воротцами, стараясь не сбить их; идти на лыжах на согнутых ногах; взбираться на горку с небольшим уклоном и спускаться, слегка согнув ноги в коленях.

3. Спортивные игры  - эстафеты. Специфика игр – эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышеной двигательной активности чередуются с интервалами отдыха, где физическая нагрузка сведена к минимуму. В линейных эстафетах участники перемещаются прямолинейно, выстроившись в колонну. Игра – эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды не выполнят игровое задание. Во встречных эстафетах команда делится на дверавные части и располагается на противоположные сторонах площадки. По сигналу выполнение игрового задания начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещается игрок на противоположную сторону площадки, передает эстафету первому и8гроку второй части команды и встает в конец строя. Эстафета продолжаетсся до тех пор, пока части команд не поменяются местами или не окажутся на своей стороне в первоначальном построении. В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или, стоя с кругу на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или передают эстафету по кругу.

17.  Методическое обеспечение программы

  1. Видякин М.В. Система лыжной подготовки детей и подростков. Волгоград: Учитель, 2006. – 171с
  2. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, исправленное. М., Просвещение,1977 - 96с.

18.  Материально-техническое обеспечение

  1. Раздел «Лёгкая атлетика»: тренажеры различной модификации, мячи, скакалки, гимнастические палки, массажные мячи.
  2. Раздел «Лыжная подготовка»: лыжи
  3. Раздел «Спортивные игры и эстафеты»: атрибуты для эстафет: фишки, флажки, обручи, мячи, эстафетные палочки и т.д.

19. Список литературы

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1983- 128с.
  1. Апеева Л.А. Методическое пособие для воспитателей старшей группы по физическому воспитанию. В 3-х частях- Уфа, 2007.
  2. Глазырина. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2001- 264с.
  3. Игры и развлечения на воздухе / Т.И.Осокина, Л.С. Фурмина, Е.А. Тимофеева.- Изд.2-е, доработанное.- М.: Просвещение,1983 -224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия по обучению детей подготовительной группы ходьбе на лыжах «Юные лыжники»

В занятии идет обучение детей ходьбе на лыжах (скользящий шаг, спуски со склонов, развитие скорости)...

НОД по художественно-эстетическому развитию "Лыжники" (Предшкола нового поколения)

Это конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.http://letitbit.net/download/60162.6f4df801a623e1fe7d80074ac8c1/Конспект_непосредственно_образовательн...

конспект занятия по рисованию в средней группе "Олимпийский мишка - лыжник".

конспект занятия по рисованию в средней группе "Олимпийский мишка - лыжник"....

Конспект "Олимпийский Мишка - лыжник" в средней группе 2014

Художественно-эстетическое направлениеОбразовательная область: «Художественное творчество» (Лепка) Цель: учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином.Программные задачи...

Советы начинающим лыжникам и конькобежцам

Кратко - самые важные моменты и основные советы родителям по выбору и приобретению лыжного снаряжения, коньков для катания и сопутствующих товаров для дошкольников....

Физкультурное занятие на свежем воздухе в подготовительной к школе группе №10 «Затейники» Тема: «Лучшие лыжники»

Программные задачи: 1.     Образовательные:            Обучать повороту на месте способом «переступание»....

Методическая разработка "Встреча с интересным человеком -спортсменом-лыжником во время прогулки"

Воспитание детей, формирование личности ребенка является основной обязанностью родителей, что закреплено нормативными документами международного права и Российской Федерации. Семья влияет на ребенка, ...