Организация подвижных игр в детском саду
статья по физкультуре

Манылов Сергей Андреевич

Организация подвижных игр в детском саду

(из опыта работы инструктора по физической культуре)

         Подвижная игра является самым уникальным и незаменимым средством физического воспитания и представляет собой, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом все виды естественных движений свойственных ребёнку (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_podvizhnyh_igr_v_detskom_sadu.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация подвижных игр в детском саду

(из опыта работы инструктора по физической культуре)

         Подвижная игра является самым уникальным и незаменимым средством физического воспитания и представляет собой, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом все виды естественных движений свойственных ребёнку (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля).

                                           Виды подвижных игр и их классификация.

1) по сложности:

а) элементарные игры:

- сюжетные игры (преимущественно коллективные); народные игры;

- бессюжетные игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия); игры с элементами соревнования  (индивидуального и группового); несложные игры – эстафеты с разделением на команды; игры с использованием предметов(кегли, серсо, «Школа мяча» и др., правила которых направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очерёдность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов; игры – забавы для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая») побуждающие детей к двигательной активности; игры – аттракционы с двигательными заданиями в необычных условиях с элементами соревнования; игровые упражнения, где каждый ребёнок действует отдельно, выполняя указания взрослого.

б) сложные игры:

- спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) с упрощенными правилами.

2) по двигательному содержанию:

- игры с ходьбой;

- игры с бегом;

- игры с лазанием;

- игры с прыжками;

- игры с метанием.

3) по степени физической нагрузки:

- игры большой подвижности – одновременно участвует вся группа детей; построены игры в основном на таких движениях, как бег и прыжки;

- игры средней подвижности – активно участвует вся группа детей, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или выполнение движений подгруппами;

- игры малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе с незначительной интенсивностью (игры с ходьбой, игры на внимание)

4) по использованию снарядов и пособий:

- игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры);

5) по формированию физических качеств:

- игры на формирование ловкости;

- игры на формирование быстроты;

- игры на формирование выносливости;

- игры на формирование силы.

                                                Методика проведения подвижных игр:

1. Выбор игр. 

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания. От подбора игрового материала, который определяет многие факторы – это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры; при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или праздник). На занятии время ограничено, на праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Инвентарь должен быть обязательно подготовлен. Инвентарь должен быть красочным, ярким, заметным в игре. Взрослый должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес.

2. Сбор детей на игру.

Детей нужно завлечь:

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, Более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

3. Объяснение игры.

Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

В младших группах педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры. Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой и объяснение уже последовательное: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих и начать игровые действия.

Если игра сложная не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.

Если игра знакомая можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.

4. Распределение ролей

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять, эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

5. Руководство в ходе игры.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует с ними, нередко выполняя главную роль. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает нары («Найди себе пару») Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх, вызывающих сужение трудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

6. Окончание игры, подведение итогов.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.