«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»
консультация по физкультуре

Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.

Основная нагрузка в плане физического развития детей в дошкольных образовательных организациях ложится на физкультурные занятия.

Для того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении, надо повышать их двигательную активность на физкультурных занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Петрова,

воспитатель,

 г. Козьмодемьянск

МДОУ д/с № 6 " Светлячок

«Повышение двигательной активности детей  дошкольного возраста    посредством использования здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.

Основная нагрузка в плане физического развития детей в дошкольных образовательных организациях ложится на физкультурные занятия.

Для того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении, надо повышать их двигательную активность на физкультурных занятиях. Физкультурные занятия провожу как в традиционной так и не в традиционной форме.

Чтобы заинтересовать детей использую самые разнообразные формы проведения занятий:

  • Занятия обычного типа - образцы, в которых можно найти во многих методических пособиях;
  •  Игровые занятия - построенные на основе народных подвижных играх и игр-эстафет с включением игр-аттракционов;
  •  Занятия-тренировки - по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики;
  •  Сюжетно-игровые занятия - или прогулки-занятия. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи;
  •  Занятия, построенные на танцевальном материале;

Чтобы занятие получилось увлекательным, интересным использую сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий.

   Параллельно с физическим развитием детей старшего дошкольного возраста обучаю основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включаю в структуру специально организованной двигательной деятельности, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Так же с детьми разучиваю комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия и дыхательной системы.

Утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами, которые поднимают настроение и мышечный тонус стали естественными и необходимыми в нашем детском саду.

Процесс обучения носит дифференцированный, вариативный характер. Использую принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

   Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физкультурных занятий на открытом воздухе в течение круглого года. Такие занятия обеспечивают эффективное закаливание, лучшую физическую подготовленность, развитие выносливости организма при изменяющихся факторов внешней среды, повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям.

   Во всех видах деятельности использую оздоровительные, динамические паузы -  это позволяет снять утомление, активизировать внимание детей, повысить умственную работоспособность, в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, используя художественное слово, включая пальчиковые упражнения, психогимнастику, игры на релаксацию.

   Музыкотерапия на физкультурных занятиях   ( в качестве вспомогательного средства как часть других технологий ) помогает  снять напряжения, повысить эмоциональный настрой. Для психологической, терапевтической и развивающей работы использую сказкотерапию.

   После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут). Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры.  В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели.  Для тренировки защитных сил детского организма в детском саду предусмотрены как традиционные, так и нетрадиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, обширное умывание, хождение по массажным коврикам, солнечные ванны во время летних прогулок. С детьми в период после болезни работа ведется по щадящему режиму.    

В дошкольном учреждении прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.  Интересно проводятся  "Осенний марафон", "Зов Джунглей",  "Бравые солдаты ", Дни здоровья", "День физкультурника" и др. Целью таких праздников является активное участие детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. Растить детей  здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

  Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют сформировать положительное  отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Новшество опыта   заключается в реализации инновационных здоровьесохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:

- внедрение новых здоровьесохраняющих технологий в деятельность ДОУ;

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

   С целью проведения  нетрадиционных видов оздоровления детей применяю природный материал: камни, орехи, палочки, каштаны, шишки, и тому подобное. Нестандартное оборудование: пластиковые бутылки, губки, щетки, оборудование произведено самостоятельно.

   Начиная со среднего возраста провожу кружок по профилактике плоскостопия «Здоровые ножки»,  где применяю различные приемы массажей и гимнастических упражнений: ходьба и бег по «дорожкам здоровья», ходьба босиком по ребристой доске, упражнения с различными предметами (пуговицами, лентами, с листком бумаги с карандашами, каштанами). На занятиях по физической культуре подбираю специальные профилактические упражнения, которые позволяют развивать  и закреплять мышцы голени, ступеней, пальцев. Для закрепления свода стопы предоставляю  возможность детям походить по деревянным палкам в чередовании с ходьбой по мягким  предметам «змейкой». Такие упражнения приносят лечебно-профилактическую пользу.

   Укрепляет организм и способствует формированию правильной осанки ритмическая гимнастика. Мы ее делим на : игро- ритмику, игро - гимнастику, игро - танец. Танцевально-ритмично игровая гимнастика используется в нашем ДОУ для детей от 3-х до 7 лет.  Вследствие этих  занятий с такой гимнастикой  у детей создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей, их познавательной активности, эффективности в ее разносторонней действия на опорно - двигательный аппарат, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системе.

   Так же в своей работе использую танцевальный  флешмоб.  Наверное вы все замечали, как, услышав определенную мелодию, мы инстинктивно начинаем двигаться в такт. А как это весело и здорово танцевать под ритмическую музыку, да еще  вместе с друзьями. Флешмоб развивает в детях глубокое «чувствование», проникновение в музыку, формируя умение выражать себя в движениях. Танцевальный флешмоб помогает детям снять нервное напряжение, создать ощущение радости, дети обучаются простейшим танцевальным движениям.

Физкультурный зал совмещен  с музыкальным залом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование,  а так же пособия, изготовленные своими руками.  Наряду с заводскими пособиями в своей работе я  использую нестандартное оборудование, которое изготовила сама - атрибуты к подвижным играм и играм эстафетам, атрибуты для выполнения общеразвивающих упражнений, дуги для подлезания, массажные коврики для коррекции плоскостопия и т. д.

   Использование  нестандартных пособий вносит разнообразие в непосредственно образовательную деятельность, подвижные игры, позволяет мне шире использовать различные упражнения, варьировать задания. Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования выявило, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

 Важным аспектом в своей работе я считаю взаимодействие с родителями своих воспитанников, их заинтересованность педагогическом и воспитательном процессе. В нашем детском саду мы используем разные формы работы с родителями – семинары- практикумы, беседы, анкетирования, совместные праздники. Такие мероприятия повышают двигательную активность детей и вызывают интерес родителей. Все это помогает нам вместе привить воспитанникам любовь к спорту, к физкультуре, к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности у дошкольников, применяя здоровьесберегающие технологии

В данном материале есть : сценарии спортивных мероприятий, сказок, праздников,открытых занятий....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...

Консультация "Повышение двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования"

Данная консультация содержит материал по повышению двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования. Информация будет полезна педагогам ДОУ....

Формирование двигательной активности дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий.

Статья по физичесакому развитию дошкольников.Формирование двигательной активности дошкольников с примененим здоровьесберегающх технологий....

Формирование певческой и двигательной активности детей с использованием здоровьесберегающих технологий

Проект предусматривает обобщение и расширение педагогического опыта по созданию педагогических условий, способствующих укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста при использовании возможн...