ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ШАХМАТАМ
картотека по физкультуре (подготовительная группа)

Шмидт Татьяна Николаевна

Игра — это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психНачиная знакомить ребенка с дидактическими играми, учитываются некоторые нюансы. Прежде всего, не используется одновременно слишком большое их количество – так будет рассеиваться детское внимание. Кроме того, игры не являются слишком легкими или сложными для детей, иначе он не заинтересуется ими. Иными словами, каждая дидактическая игра соответствует возрасту и уровню развития малыша. Поэтому она эффективно решает главную задачу – привить интерес к игре в шахматы.

В содержании работы представлены дидактические игры, способствующие постепенному формированию у дошкольников внутреннего плана действий, то есть способность действовать мысленно, не упуская из виду и эстетическую сторону шахмат.офизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе обучения детей дошкольного возраста в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_zadaniya_po_shahmatam.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ШАХМАТАМ

1. Шахматная

доска.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь,

вертикаль, диагональ, центр.

«Горизонталь»

Двое играющих по очереди заполняют одну из

горизонтальных линий шахматной доски кубиками

(фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль» То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий

шахматной доски.

«Диагональ» То же самое, но заполняется одна из диагоналей

шахматной доски.

2. Шахматные

фигуры.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

«Волшебный

мешочек»

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все

шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь

пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай, ка»

Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,

дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная

фигура»

Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по

очереди называют все шахматные фигуры, кроме

«секретной», которая выбирается заранее, вместо названия

этой фигуры надо сказать «секрет».

«Угадай»

Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по

очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?»

Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает

учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются

(цветом, формой).

«Большая и

маленькая»

На столе 6 разных фигур. Дети называют самую высокую

фигуру и ставят ее в сторону.

Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная

расстановка

фигур.

Начальное положение (начальная позиция), расположение

каждой из фигур в начальной позиции, правило «ферзь

любит свой цвет», связь между горизонталями,

вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой

фигур.

«Мешочек»

Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные

фигуры и постепенно расставляют

начальную позицию.

«Да и нет»

Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей,

стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч»

Педагог произносит какую-либо фразу о начальном

положении: «Ладья стоит в углу» и бросает мяч кому-то из

учеников. Если утверждение верно, то мяч следует

поймать.

4. Ходы и взятие

фигур (основная

тема учебного

курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на

уничтожение», беспольные и чернопольные слоны,

одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и

тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,

королевские пешки, взятие на проходе, превращение

пешки.

«Игра на

уничтожение»

Важнейшая игра курса. У ребенка формируется

внутренний план действий, развивается аналитико-

синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с

учениками ограниченным числом фигур (чаще всего

фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все

фигуры противника.

«Один в поле

воин»

Белая фигура должна побить все черные фигуры,

расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым

ходом по фигуре (черные фигуры считаются

заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт»

Белая фигура должна достичь определенной клетки

шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля

и не перепрыгивая их.

«Перехитри

часовых»

Белая фигура должна достичь определенной клетки

шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля

и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых»

Белая фигура должна побить все черные фигуры,

избирается такой маршрут передвижения по шахматной

доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом

черных фигур.

«Кратчайший

путь»

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь

определенной клетки шахматной доски.

«Захват

контрольного

поля»

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью

уничтожения, а с целью установить свою фигуру на

определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры

на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита

контрольного

поля»

Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих

сторон не имеет победителя.

«Атака

неприятельской

фигуры»

Белая фигура должна за один ход напасть на черную

фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар»

Белой фигурой надо напасть одновременно на 2 черные

фигуры.

«Взятие»

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –

побить незащищенную фигуру.

«Защита»

Одной белой фигурой защитить другую, стоящую под

боем.

«Один в поле

воин»

Белая фигура должна побить все черные фигуры,

расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым

ходом по фигуре (черные фигуры считаются

заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт»

Белая фигура должна достичь определенной клетки

шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля

и не перепрыгивая их.

«Перехитри Белая фигура должна достичь определенной клетки

часовых»

шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля

и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых»

Белая фигура должна побить все черные фигуры,

избирается такой маршрут передвижения по шахматной

доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом

черных фигур.

«Кратчайший

путь»

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь

определенной клетки шахматной доски.

«Захват

контрольного

поля»

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью

уничтожения, а с целью установить свою фигуру на

определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры

на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита

контрольного

поля»

Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих

сторон не имеет победителя.

«Атака

неприятельской

фигуры»

Белая фигура должна за один ход напасть на черную

фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар»

Белой фигурой надо напасть одновременно на 2 черные

фигуры.

«Взятие»

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –

побить незащищенную фигуру.

«Защита»

Одной белой фигурой защитить другую, стоящую под

боем.

«Выиграй фигуру» Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе

черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение

подвижности»

Это разновидность «игры на уничтожение», но с

«заминированными» полями. Выигрывает побивший все

фигуры противника.

Примечание

Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже

такие на первый взгляд транные, как «Лабиринт»,

«Перехитри часовых» и т.п., где присутствуют

«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля)

моделируют в доступном для детей 6-7 лет видеть те или

реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты

в игре на шахматной доске. При этом

все игры и задания являются занимательными и

развивающими, эффективно способствуют тренингу

образного и логического мышления.

1. Цель

шахматной

партии.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая

рокировка и ее правила.

«Шах или не шах» Проводится ряд положений, в которых ученики должны

определить, стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах» Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов» Каждой из 5 белых фигур нужно объявить шах черному

королю.

«Защита от шаха» Белый король должен защищаться от шаха.

«Мат или не мат» Приводится ряд положений, в которых ученики должны

определить, дан ли мат черному королю.

«Рокировка»

Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех

или иных случаях.

«Первый шах»

Игра проводится всеми фигурами из начального

положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

2. Игра всеми

фигурами из

начального

положения.

Самые общие представления о том, как начинать

шахматную партию

«Два хода»

Чтобы ребенок научился создавать и реализовывать

угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на

каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими

ходами.

1. Ценность

шахматных

фигур.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение

материального перевеса. Способы защиты.

«Кто сильнее?» Педагог показывает 2 фигуры с спрашивает, какая фигура

сильнее, на сколько очков.

«Обе армии

равны»

Педагог ставит на столе от 1 до 4 фигур и просит

расположить на своих шахматных досках другие наборы

фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика

были равны.

«Выигрыши

материала»

Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные

положения, в которых белые должны достичь

материального перевеса.

«Защита»

В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий

сохранить материальное равенство.

2. Техника

матования

одинокого

короля.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.

Король и ферзь против короля. Король и ладья против

короля.

«Шах или мат» Шах или мат черному королю?

«Мат или пат» Определить мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход» Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю

линию»

Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король

отступил на одну из крайних вертикалей и горизонталей.

«В угол» Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось

отойти королем на угловое поле.

«Ограниченный

король»

Надо сделать ход, после которого у черного короля

остается наименьшее количество полей для отхода.

3. Достижение

мата. Защита от

Учебное положение на мат в один ход в дебюте,

миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце

мата. игры). Защита от мата.

«Объяви мат в два

хода»

В учебных положениях белые начинают и дают мат в два

хода.

«Защитись от

мата»

Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один

ход.

4. Тактические

приемы.

Достижение материального перевеса с помощью

тактических приемов: двойной удар, открытое нападение.

Двойной шах, открытый шах, вилка, связка. Типы матовых

комбинаций. Шахматные комбинации, ведущие к

достижению материального перевеса. Комбинации для

достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые

комбинации и др.).

«Объяви мат в

один ход»

Требуется объявить мат в один ход.

«Сделай ничью» Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш

материала»

Провести простейшую двухходовую комбинацию и

добиться материального перевеса__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи

Данный материал будет полезен при подготовке конспектов занятий по некоторым лексическим темам логопедам, воспитателям. Также может применяться родителями в занятиях с детьми и студентами педагогическ...

Дидактические игры и задания по лексической теме "Семья" для детей старшей логопедической группы.

Предложенный материал поможет логопеду спланировать задания для воспитателей....

Дидактические игры и задания по лексической теме "Дикие животные наших лесов"" для детей подготовительной к школе группы.

Предложенный материал поможет логопеду спланировать задания для воспитателей....

Дидактические игры и задания для дошколят

Различные дидактические задания и игры, которые можно использовать в работе воспитателя и логопеда....

Дидактические игры, тесты, задания.

Дидактические упражнения для развития памяти, мышления и воображения....

Дидактические игры и задания при обучении игре в шахматы

Дидактические игры и задания при обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы...