мастер-класс для воспитателей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
план-конспект занятия по физкультуре (средняя группа)

Галиуллина Айгуль Раисовна

Существуют два вида плоскостопия: физиологическое и статическое. Физиологическое плоскостопие проявляется у детей в возрасте до 3-х лет. Это связано с тем, что детская стопа имеет свои характерные особенности. Она не является точной, только уменьшенной, копией взрослой стопы. Неокрепший костный аппарат малышей, имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки еще слабы и подвержены растяжению. Кроме того, стопы ребенка до 3-х лет кажутся плоскими, потому что выемку свода заполняет мягкая жировая «подушечка», которая маскирует правильную костную основу. Таким образом, эта форма плоскостопия не патологическая и лечения не требует, так как свод стопы при правильном развитии нормализуется самостоятельно к 5-6 годам жизни ребенка.

              Статическое плоскостопие развивается чаще всего. Причинами образования статического плоскостопия являются: связочно-мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке, врожденная слабость связок, раннее вставание ребенка на ноги, увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени, неудобная обувь, длительное пребывание в статическом положении. Первые годы жизни малыша являются наиболее благоприятными для лечения статического плоскостопия массажем и лечебной гимнастикой. Многие специалисты считают, что нарушения мышечного тонуса является опасным и требует лечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ploskostopie.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 с. Серафимовский муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Мастер класс для воспитателей:

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Выполнил:

инструктор по

 физической культуре

Галиуллина Айгуль Раисовна

2017 год

         Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

         Цель мастер класса: профилактика плоскостопия как средство укрепления опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста; применение в практической деятельности.

         Задачи:

- обучить слушателей мастер класса комплексам упражнений по профилактике плоскостопия;

- вызвать желание применять нетрадиционное оборудование в работе с детьми.

           Форма работы:

- теоретическая часть;

- практическая часть;

- рефлексия.

Теоретическая часть.

           Существуют два вида плоскостопия: физиологическое и статическое. Физиологическое плоскостопие проявляется у детей в возрасте до 3-х лет. Это связано с тем, что детская стопа имеет свои характерные особенности. Она не является точной, только уменьшенной, копией взрослой стопы. Неокрепший костный аппарат малышей, имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки еще слабы и подвержены растяжению. Кроме того, стопы ребенка до 3-х лет кажутся плоскими, потому что выемку свода заполняет мягкая жировая «подушечка», которая маскирует правильную костную основу. Таким образом, эта форма плоскостопия не патологическая и лечения не требует, так как свод стопы при правильном развитии нормализуется самостоятельно к 5-6 годам жизни ребенка.

              Статическое плоскостопие развивается чаще всего. Причинами образования статического плоскостопия являются: связочно-мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке, врожденная слабость связок, раннее вставание ребенка на ноги, увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени, неудобная обувь, длительное пребывание в статическом положении. Первые годы жизни малыша являются наиболее благоприятными для лечения статического плоскостопия массажем и лечебной гимнастикой. Многие специалисты считают, что нарушения мышечного тонуса является опасным и требует лечения.

Практическая часть.

         Дети заходят в зал. Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному с выполнением различных заданий для рук и ног: на носках, руки вверх; на пятках, руки за голову; скрестным шагом, руки на пояс; в приседе, руки на коленях; приставными шагами правым и левым боком, руки на пояс. Поскоки, руки на поясе. Медленный бег по кругу, на носках (обращать внимание на осанку детей, на носках, не шаркая ногами; на дыхание). Ходьба восстанавливая дыхание. Перестроение в звенья для выполнения комплекса упражнений.

Комплекс «Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд»

И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).

2. «Забавный медвежонок»

И. п. - стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок»

И. п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.

4. «Обезьянки - непоседы»

И. п. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и. п.

5. «Резвые зайчата»

И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

Для каждого занятия выбирают три - пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. п. - В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

             Дети перестраиваются из звеньев в колонну по одному и садятся на гимнастические скамейки для снятия чешек и носков. Ходьба по тропе здоровья (массажные коврики, ребристые доски, кирпичики, по повышенной опоре, ходьба змейкой между предметами, подлезание под дугой (3-4 мин.))

             Затем дети берут гимнастические коврики и садятся по кругу на них. Раздать массажные мячи и платочки.

Гимнастика для ног.

  1. И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Прокатывание стопой ноги массажных мячей по кругу, вначале правой, затем левой ногой. (1 мин)
  2. И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Прокатывание двумя ногами мячей вперед-назад. (1 мин.)
  3. Одна стопа потирает другую. (4-5 подходов по 6-8 раз)
  4.  Сгибать и разгибать пальцы, сидя и лежа (4-5 подходов по 6-8 раз)
  5.  Поворачивать стопу вперед - назад, влево - вправо. (3-4 раза 10 вращений вовнутрь и 10 наружу)
  6. Зажимание платочков пальцами ног и поднятие платочков вверх. Захват предметов пальцами ног, удержание и выбрасывание их. (5-6 предметов каждой ногой по 3-4 раза)
  7. Самомассаж стоп пальцами рук.

Подвижная игра «Гибкий носок»

ИНВЕНТАРЬ: 3 гимнастические скамейки и стулья для воспитателя.

ПОДГОТОВКА: вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр зала оставить свободным.

ХОД ИГРЫ: Сидя лицом к воспитателю, дети руками захватывают край стула (скамьи, спиной касаясь стены, выпрямляют ноги. На счет воспитателя дети притягивают носки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром). Вместе с воспитателем дети делают ногами различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать! » дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6-8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой.

После чего дается команда «Разойдись! ». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45-50с, а затем по команде «По местам! » занимают свои места на скамейке у стены.

Во второй половине игры дети одновременно и последовательно де6лают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4-5 раз, после чего опять дается команда «Разойдись! », дети бегают врассыпную по всей площадке.

МЕТ. УКАЗАНИЯ: в конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лежа на спине и животе.

Рефлексия

           Благодарность участникам мастер класса и спросить, решены ли были задачи данного класса?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста в художественно – эстетической деятельности»

Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах методики вовлечения детей дошкольного возраста в художественное творчество в условиях реализации ФГОС....

Методическая разработка "Мастер-класс "Подвижные и народные игры для детей дошкольного возраста"

Весёлые подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы н...

Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

Эффективный прием работы по формированию экологической культуры  через исследование окружающего мира с помощью сказки....

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Предлагаю педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор....

Мастер – класс для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Обучение детей и родителей практическим навыкам сохранения здоровья стоп....

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представ...

Методические разработки (мастер-класс) изготовление магнитика своими руками для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста. Данные поделки можно использовать для подарка, укра...