Консультация для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики»
консультация по физкультуре
Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Она является важным компонентом двигательного режима.
Посредством утренней гимнастики решаются задачи:
- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;
- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, (усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности.);
- способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики» | 36.5 КБ |
Презентация | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 88»
Консультация для педагогов
«Методика проведения утренней гимнастики»
Подготовила воспитатель
Родькина П.В.
г.о. Саранск
15 ноября 2019 г. в рамках работы "Школы молодого педагога" в МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6" были проведены мастер - классы утренней гимнастики в разных возрастных группах. В рамках мастер-класса были подробно описаны методики проведения утренней гимнастики и основные приемы в этой работе.
Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Она является важным компонентом двигательного режима.
Посредством утренней гимнастики решаются задачи:
- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;
- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, (усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности.);
- способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.
Большое значение для решения задач физического воспитания имеет выполнение утренней гимнастики под музыку: помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект.
Для проведения утренней гимнастики необходимо выполнение ряда условий:
- одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов;
- на ногах — удобная обувь (чешки) или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься и босиком;
- соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении;
- в теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе.
Продолжительность утренней гигиенической гимнастики в разных возрастных группах составляет:
- во второй младшей группе― 5-6 мин;
- в средней группе ― 6-8 мин;
- в старшей группе― 8-10 мин;
- в подготовительной к школе группе ― 10-12 мин.
Упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности.
Часть | Последовательность | Значение |
вводная | Спокойная ходьба, переходящая в медленный бег. | Ходьба и бег увеличивает частоту и глубину дыхания, улучшает кровообращение |
Сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном и внутреннем крае стопы. | Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки | |
Ходьба с продвижением вперед (Дыхательные упражнения по необходимости) | Восстановление дыхание | |
Основная | Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины | Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки |
Упражнения для укрепления мышц туловища и ног | Способствуют формированию правильной осанки, укрепление мышц ног. | |
Прыжки | ||
Заключи-тельная | Дыхательные упражнения | Восстановление дыхание |
Ходьба на месте или с продвижением вперед | Снижение общего возбуждения организма. |
Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения, лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц
Общие методические требования.
- Требования к подбору общеразвивающих упражнений: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.
- Один комплекс используется 10-14 дней, с последующей заменой 2-3 новых упражнений.
- Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.
- Спортивный инвентарь раскладывается заранее.
- Педагог выполняет движения, стоя перед группой, зеркально, что облегчает занимающимся копировать упражнения.
- Общеразвивающие упражнения рекомендуется укладывать в счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов.
- Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для туловища и ног.
- На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).
- В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.
Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в младшей и средней группе
2-я младшая | Средняя | ||
первая половина года | вторая половина года | первая половина года | вторая половина года |
Бег | |||
20-30 секунд | 40 секунд | 30-40 секунд | 50-60 секунд. |
Построение | |||
В круг | В круг | В круг | 2 колоны |
Кол-во упражнений | |||
4 | 4 | 4-5 | 4-5 |
Повторение упражнений | |||
4-5 | 4-5 | 5-6 | 5-6 |
Включаются упражнения | |||
|
| ||
Пособия | |||
упражнения с флажками, погремушками, кубиками | с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой. | ||
Особенности использования терминологии | |||
Имитационный характер упражнений Проводятся в игровой форме. Показ упражнения педагог сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление движения (вытянули руки вперед – показали ладошки) (подняли руки вверх, потянулись к солнышку) «Идем как лошадки», «Прыгаем как зайки» «Поставили ноги врозь, руки на пояс, как часики тикают: тик-так» | I половина года Пояснение сочетаются с наглядностью. Упражнения носят имитационный характер «Руки на пояс, с высоким подниманием бедра, как лошадки идут» Техника упражнения предварительно не объясняется. Педагог сразу выполняет действие и проговаривает направление движения: «Руки вперёд, в стороны, вверх, опустили» «Ноги врозь, руки на пояс, как часики тикают: тик-так» «Ноги широко поставили. Взяли топоры в руки. И ..Ух!» «Сели, руки назад поставили. Ноги вместе, ноги врозь. Ноги вместе, ноги врозь….» II половина года: вводятся распоряжения Примите исходное положение», «Выполняйте упражнение, как я», «Закончить упражнение». | ||
Требования к выполнению упражнений | |||
Проговаривая исходное положение педагог Следить, чтобы ребенок по возможности занял необходимое исходное положение. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, педагог следит за тем, чтобы оно выполнялось указанным способом (наклоняться вперед, не сгибая ноги в коленях; не только поднять мяч над головой, но и посмотреть на него). | Постепенно приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе. Во время выполнения упражнений педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений. |
Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в старших и подготовительных группах
старшая | подготовительная | ||
первая половина года | вторая половина года | первая половина года | вторая половина года |
Бег | |||
30-40 сек | 50-60 сек | 50-60 сек | 60-90 сек |
Построение | |||
2 колоны | 2 колоны | 2 колоны | 2 колоны |
Кол-во упражнений | |||
5-6 | 5-6 | 5-6 | 5-6 |
Повторение упражнений | |||
5-6 | 5-6 | 6-8 | 6-8 |
Пособия | |||
с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками. | |||
Особенности использования терминологии | |||
команды | команды | команды | команды |
Требования к выполнению упражнений | |||
Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. К показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. | Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. |
Команды имеют большое значение для организации детей. Так как они дают сигнал к началу и окончанию упражнений
- В старших и подготовительных группах перед выполнением упражнения даётся команда «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». В исходном положении подается команда: «Со мной упражнение начи-НАЙ!»
- Последнее слово команды произносится с небольшой паузой: начи-най (дополнительный сигнал к началу выполнения упражнения)
- Если необходимо прервать выполнение, подается команда: «ОТСТАВИТЬ!»
Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!» или «Закончили». Данные команды подаются вместо последнего счета: « и- и раз, два, три, закончили». «На месте стой: раз, два».
В методической литературе во время проведения утренней гимнастики рекомендуется использовать упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания.
В практике педагоги используют новые комплексы, требующие разучивания упражнений.
Существует несколько способов обучения детей упражнениям.
- Способ обучения по показу. Преподаватель вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду: «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Делается пауза для исправления возможных ошибок.
2. Способ обучения по рассказу. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и рассказывает, какие движения следует выполнять на счет «раз», «два» и т. д.
При обучении данным способом подсказываются основные действия вместо подсчета, но в ритме и темпе упражнений. Например, вместо подсчета «раз-два-три-четыре» используются слова: «Наклон - выпрямиться - присесть - встать».
3. Способ – комбинированный: педагог объясняет технику выполнения и одновременно показывает упражнение. Дети смотрят. По команде педагога – вместе с ним выполняют упражнение.
4. Способ обучения по разделениям. Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. После команды: «Исходное положение «ПРИНЯТЬ!» - преподаватель подает команды, разделяя каждый счет паузами. Например: «Руки вверх, правую ногу назад на носок - ДЕЛАЙ РАЗ!», «Упор присев на левой, правую в сторону - ДЕЛАЙ ДВА!», «Сменить положение ног - ДЕЛАЙ ТРИ!», «Исходное положение - ДЕЛАЙ ЧЕТЫРЕ!»
Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, представленных на мастер-классе – занятия степ-аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности. Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы. Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.
При проведении утренней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз, обеспечивать высокую моторную плотность, проводить ее практически без пауз, не тратя время на подробное объяснение.
Поэтому использование терминологии имеет большое значение. Она значительно облегчает проведение утренней гимнастики, расширяет возможности общения педагога с воспитанниками, повышает эффективность проведения гимнастики, увеличивает плотность зарядки, облегчает описание и понимание техники упражнений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Она является важным компонентом двигательного режима . «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад; стимулировать работу внутренних органов и органов чувств; способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Задачи утренней гимнастики
Музыка
Условия для проведения утренней гимнастики одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов; на ногах - удобная обувь (чешки) или носки с прорезиненной подошвой; соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении; в теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе
Часть Последовательность Значение вводная Спокойная ходьба, переходящая в медленный бег. Ходьба и бег увеличивает частоту и глубину дыхания, улучшает кровообращение Сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном и внутреннем крае стопы. Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки Ходьба с продвижением вперед (Дыхательные упражнения по необходимости) Восстановление дыхани я Основная Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки Упражнения для укрепления мышц туловища и ног Способствуют формированию правильной осанки, укрепление мышц ног. Прыжки Способствуют формированию правильной осанки, укрепление мышц ног. Заключи-тельная Дыхательные упражнения Восстановление дыхани я Ходьба на месте или с продвижением вперед Снижение общего возбуждения организма. Последовательность выполнения утренней гимнастики
2-я младшая Средняя первая половина года вторая половина года первая половина года вторая половина года Бег 20-30 секунд 40 секунд 30-40 секунд 50-60 секунд. Построение В круг В круг В круг 2 колоны Кол-во упражнений 4 4 4-5 4-5 Повторение упражнений 4-5 4-5 5-6 5-6 Включаются упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных), ног , спины , живота и всего туловища в ходьбе, беге, подскоки на месте, для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи , ног , ж ивот а, спины . Пособия упражнения с флажками, погремушками, кубиками с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой. Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в младшей и средней группе
старшая подготовительная первая половина года вторая половина года первая половина года вторая половина года Бег 30-40 сек 50-60 сек 50-60 сек 60-90 сек Построение 2 колоны 2 колоны 2 колоны 2 колоны Кол-во упражнений 5-6 5-6 5-6 5-6 Повторение упражнений 5-6 5-6 6-8 6-8 Пособия с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками. Особенности использования терминологии команды команды команды команды Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в старших и подготовительных группах
Степ-аэробика Аэробика – это система общеразвивающих и танцевальных упражнений (энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода) выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, который направлен на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики".
В материале даны рекомендации по организации утренней гимнастики в детском саду с последовательностью и значением каждого упражнения. Общие методические требования. Основные требования к организа...
Консультация для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики».
Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ Она является важным компонентом двигательного режима ...
Консультация для педагогов "методика проведения утренней гимнастики"
В здоровом теле – здоровый дух, и этот дух нужно развивать с самых малых лет. Именно поэтому очень важно приучать детей еще со школьной скамьи к выполнению утренней зарядки....
Презентация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики в детском саду"
материал для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики».
Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ Она является важным компонентом двигательного режима...
Презентация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики"
Презентация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики"...
Буклет для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ"
Буклет для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ"...