Координационные способности
консультация по физкультуре

Лыгина Ольга Викторовна

Координгационные способности в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koordinatsionnye_sposobnosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти координационные способности или качества в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

                Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Двигательно – координационные способности

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

  1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
  2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
  3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

            Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

            Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

            Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.

Проявление координационных способностей

зависит от целого ряда факторов, а именно:

  1. способности человека к точному анализу движений;
  2. деятельности анализаторов и особенно двигательного;
  3. сложности двигательного задания;
  4. уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
  5. смелости и решительности;
  6. возраста;
  7. общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

     

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.

Задачи развития координационных способностей

При воспитании координационных способностей решают две группы задач:

  1. по разностороннему развитию;
  2. специально направленному развитию

     Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

          Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

  1. значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
  2. постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
  3. приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
  4. испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

Средства воспитания координационных способностей

          Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

          Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

Сложность физических упражнений можно увеличить за счёт:

  1. изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;
  2. изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.;
  3. комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеразвивающие  гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

              Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

              Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.

              Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

На спортивной тренировке применяются две группы таких средств:

  1. подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
  2. развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

           Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»

laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо....

Консультация для родителей Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»

laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует - пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо.В настоящее время состояни...

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Статья "Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей: "Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет"

Используя координационную лестницу в домашних условиях и увлекая ребенка собственным примером, вы прививаете ему интерес к занятиям физической культурой и спортом, развивая его физические качества и п...


 

Комментарии

Сычева Наталия Владимировна

У наших воспитанников, тоже слабо развиты координационный способности. В этом году 2 педсовет как раз на эту тему. Как хорошо, что я нашла вашу разработку.
Теперь я точно знаю что покажу на педсовете.
Благодарю Вас!!!
Вы талантище!!!!