Консультация для родителей "Подвижные игры и игровые упражнения - увлекательная форма проведения домашнего досуга"
консультация по физкультуре

Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают,открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Подвижные игры"19.8 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…Каков ребёнок в игре, так во многом он будет и в работе…»Значит, игра, её организация – ключ организации воспитания ребёнка.

   В игре формируются многие особенности личности ребёнка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребёнка.

Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас является подлинно напряжённым трудом и через усилие ведёт к удовольствию.

Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединить родителей и детей. Это позволяет не превращать любое дело в суровую необходимость, а придавать своим педагогическим целям увлекательный характер и тогда позиция родителя становится кровным делом детей, а воспитание – творчеством.

Известно, что игры бывают разные: ролевые, подвижные, дидактические, спортивные, сюжетные и бессюжетные. Огромное значение в развитии детей имеют развивающие игры. Эти игры могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую пищу для развития творческой активности, интеллекта малыша, во-вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в-третьих, позволяют это в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив  к развитию – в дошкольном детстве.

В результате многочисленных исследований открылась удивительная картина – от рождения до трёх лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития. То есть в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности. Значит, первые годы жизни – самые ценные для его будущего. Именно  от мамы с папой в огромной степени зависят эти первые годы жизни.

Лишив ребёнка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном возрасте, мы, тем самым, обрекаем его на громадные затраты сил и времени на развитие способностей в будущем.

Подвижная игра является средством физического воспитания и занимает важное место в режиме дошкольного учреждения. Она является неотъемлемой частью двигательного режима – времени объёма двигательной деятельности, который соответствует возрасту ребёнка, и комплексно используются все формы работы(физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика пробуждения, физкультурные досуги, праздники, самостоятельная двигательная деятельность), а также способствует нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья, совершенствованию двигательных навыков.

Сюжетные подвижные игры используются во всех возрастных группах ГОУ. Однако, в младшем дошкольном возрасте они особенно популярны, т.к. строятся на основе имитационных движений. Эти движения подбираются исходя из опыта ребёнка, его представлений и знаний об окружающем мире: явлениях природы, образе жизни и повадках знакомых ему животных и птиц, транспортных средствах и т. д.

Сюжетные игры и правила обуславливают характер движения играющих. Одной из особенностей таких игр является возможность действовать на детей через образы роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым  обязательно для всех. Дети в них непосредственны в своём перевоплощении в персонажей игры, многократно повторяют такие важные для организма движения как ходьба, бег, прыжки(подпрыгивание, спрыгивание, перепрыгивание),ползание, перелезание, подлезание. К сюжетным играм относятся такие как  «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолёты», «Поезд», «Мой весёлый звонкий мяч», «Лохматый пёс», «Кролики», «Трамвай» и т.д.

В группу бессюжетных игр входят игры, разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющих детей(«Ловишки») и для небольших групп участников игры(игры с предметами «Кегли», «Кольцеброс»), а также игры , где играющие делятся на команды (игры-эстафеты).

Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным(нет лишь образов) и основаны они, чаще всего, на беге в сочетании с ловлей и увёртыванием. Они доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако бессюжетные игры требуют от детей больше самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные, т.к. правила требуют от участников довольно быстрых и ловких движений. Поэтому младшим дошкольникам даются только самые элементарные формы игр такого типа.

Подвижные игры с элементами соревнования доступны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Эти игры могут быть и индивидуальными(«Кто быстрее до флажка»), и командными («Чьё звено скорее доберётся»). В основе этих игр лежит выполнение определённых двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнований побуждают детей к большей двигательной активности.

Подвижные игры с предметами требуют от детей более сложных движений: метания, бросания, ловли, прокатывание мяча, колец и т.д., где каждый ребёнок выполняет основное действие игры независимо от других участников, хотя их результаты являются стимулом  к выполнению задания в целом, к улучшению собственных результатов. Поэтому уже в этих играх проявляются некоторые элементы индивидуального соревнования. Игры с предметами предполагают выполнение сложных двигательных заданий, которые требуют определённых условий, поэтому играть в них одновременно могут лишь небольшие группы детей.

Игры – забавы представляют собой двигательные задания, выполняемые в необычных условиях(бег в мешке, собрать предметы с завязанными глазами, и т.д.). Такие задания выполняет малое количество участников, а основная масса детей является зрителями. Это весёлое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им много радости. Но в то же самое время игры-забавы требуют от участников двигательных умений, ловкости.

К отдельной группе подвижных игр относятся спортивные игры, а точнее, их элементы. Такие игры проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощённым правилам и требуют специального оборудования и спортивных площадок, а также хорошей подготовки играющих. Проведение таких игр на свежем воздухе имеет неоценимое значение для здоровья детей.

Подвижная игра имеет огромное значение в физическом развитии дошкольника и одновременно решает две очень важные задачи, о которых необходимо здесь сказать. Это- образовательная и воспитательная задачи.

Большое образовательное значение имеет игра в социализации детей, т.к. ребёнок развивается в игре. В игре дети получают новые ощущения, представления, понятия. Игра развивает у дошкольников наблюдательность, сообразительность, умение анализировать ситуацию. Сопоставлять  и обобщать увиденное, учатся делать выводы.

В процессе игры дети проходят несколько этапов: от простого знакомства и обучения простым движениям до совершенствования в игре. Одновременно развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения и быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию. Воспитывается правильный стереотип движения.

Большое образовательное значение имеет знакомство детей с народными подвижными играми, с обычаями.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости. В данном случае эти физические качества развиваются в комплексе.

Немаловажное значение имеет подвижная игра и в воспитании нравственных качеств детей. Как правило, она носит коллективный характер, в связи с чем, учит детей правильно вести себя в коллективе, развивает чувство товарищества, солидарности, ответственности за действия друг друга.

Ведь именно в дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений, а для развития и совершенствования их необходима систематичность в их выполнении. Подвижные игры – это прекрасное средство формирования личности ребёнка, совершенствования физических качеств(выносливость, ловкость, быстрота, сила),умений, навыков, оздоровления организма и развития его функций, а также залог психического здоровья и умственного развития.

Общество – это мы и наши дети. И от нас , взрослых, зависит, как эти судьбы сложатся, как разовьётся творческий потенциал каждого конкретного ребёнка. А для этого необходимо, чтобы игра в период дошкольного детства была важнейшей и неотъемлемой частью процесса воспитания. Ведь дети играют, как дышат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа об...

Консультация для родителей: "Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга"

Подвижная игра эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил....

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

Подвижная игра – это прекрасное средство формирования личности ребенка;  совершенствования физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота, сила);  умений, навыков; оздоровления организ...

Консультация для родителей "Подвижные игры и игровые упражнения - увлекательная форма проведения домашнего досуга"

Консультация для родителей "Подвижные игры и игровые упражнения - увлекательная форма проведения домашнего досуга"...

Консультация для родителей "Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга"

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, так во многом он будет и в работе, прежде всего, в игре…» Значит, игра, ее организаци...