Картотека игр малой подвижности
картотека по физкультуре (средняя группа)

1.«Тишина»

Дети идут в обход площадки в колонне по одному и произносят:

          Тишина у пруда.

          Не колышется вода,

          Не шумят камыши,

          Засыпайте малыши.

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игр малой подвижности32.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Картотека   игр малой подвижности для детей среднего дошкольного возраста.

Составитель: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок группы № 3 «Почемучки» - 2016г.

Описание игр:

1.«Тишина»

Дети идут в обход площадки в колонне по одному и произносят:

          Тишина у пруда.

          Не колышется вода,

          Не шумят камыши,

          Засыпайте малыши.

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд.

2.«Воздушный шар»

Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за педагогом, стоящим в кругу вместе с играющими, дети повторяют движения и действия в соответствии с текстом:

          С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу.)

      Шар воздушный там купили. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку».)

          Будем шарик надувать, будем с шариком играть.

          Шар воздушный, надувайся, (Идут назад, расширяя круг, маленькими шагами – надувают шар.)

          Шар воздушный, раздувайся.

          Надувайся большой (Хлопают в ладоши.)

          Да не лопайся! Шар воздушный улетел. (Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону.)

          Да за дерево задел. (Ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».)

          И… лопнул.

3.«Пропавшие ручки»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

          У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

          Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

          Раз, два, три, четыре, пять, покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

          Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три. Четыре, пять, покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)

4. Две подружки»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)

          «Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

          Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)

          «Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Притопывают одной ногой.)

Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их – это ротик.)

«Ква- ква-ква», (Хлопают в ладоши.)

«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)

И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Делают один притоп.)

5. «Дерево, кустик, травка».

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» - разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

6. «Дом»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)

          На дверях замок висит, (Смыкают ладони в «замок».)

          За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)

          Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают,)

«Тук-тук-тук – дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.)

«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)

7. «Капуста – редиска»

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» - хлопнуть в ладоши.

Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, а дети выполняют движения.

Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного слова (например, на слово «морковка» - прыжок на месте).

8. «Котик к печке подошел»

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится вместе с играющими.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

          Котик к печке подошел, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

          Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)

          А на печке калачи, ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга. Хлопают в ладоши.)

          Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.)

Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

9. «Светофор»

Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый, желтый, прикрепленные к палочкам.

Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый – маршируют на месте.

Далее во время движения в колонне по одному в обход площадки (зала) упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, желтый – продвигаются в присяде, зеленый –прыгают на носках.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто набрал меньше штрафных очков.

10. «Три медведя»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

          Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.)

          Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх,)

          Мамачуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.)

           А сынок – малютка просто. (Ставят руки на пояс.)

          Очень маленький он был, с погремушкою ходил. (Имитируют игру с погремушкой.)

11. «Ты медведя не буди»

Дети встают в круг, берутся за руки. Педагог встает вместе с детьми в круг. Все хороводом идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения:

          Как на горке снег, снег,

          И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)

И под елкой снег, снег,

          И на елке снег, снег. (Идут все вместе к центру круга.)

А под елкой спит медведь.

          «Тише, тише! Не буди,

          Сядь на место, не шуми»! Присаживаются на корточки.)

12. «У меня есть все»

Перед началом игры дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, вытягиваются.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

          Есть у кровати спинка, (Приподнимают голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.)

А у чайника – носик, (Садятся, приставляют два кулачка к носу, один за другим.)

А у тумбочки – ножки, (Садятся на корточки.)

А у этой кастрюли – ручки. (Руки ставят на пояс или к плечам.)

А в этой большой кастрюле (Встают и показывают кастрюлю, сомкнув руки перед грудью в круг.)

Есть очень вкусный компот. («Заглядывают» в кастрюлю.)

А у меня – и ножки, и ручки, и носик, и спинка,

          И вот еще что – очень голодный живот! (Показывают живот.)

13. «Летает – не летает»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает -  летает – дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает – руки опущены. Ведущий может сознательно ошибиться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.

14. «Передай мяч»

Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:

          Ты беги, веселый мячик, быстро, быстро по рукам.

          У кого веселый мячик, тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки ловами: «Раз, два, три!».

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передовая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.

15. «У жирафов»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

          У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.)

          На лбу, на шее, на локтях,

          Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде: (Пощипывают себя – собирают складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

          Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

У котяток шерстк, шерстка, шерсточка везде:

          На лбу, ушах, на шее, на локтях (Поглаживают себя – разглаживают шерстку.)

Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки: (Проводят ребром руки по корпусу – рисуют полоски.)

          На лбу, ушах, на шее, на локтях

          Есть на носах, на животах, коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

16. «Ели, елки, елочки»

Дети стоят врассыпную. Воспитатель объясняет им правила игры: «Если я скажу: «Стройные ели», вы должны поднять руки вверх, а затем развести их в стороны. Если я скажу: «Елки», нужно сделать полуприсед. Голова и спина при этом прямые, руки в стороны. Если я скажу: «Елочки», вы должны  присесть. Голова и спина прямые, руки в стороны ладонями вверх».

Воспитатель быстро дает команды, а дети выполняют соответствующие движения.

17. «Береги руки»

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга. Дети вытягивают руки ладонями вверх. По сигналу воспитателя: «Береги руки!» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих. Как только стоящий в кругу ребенок заметит, что водящий хочет коснуться его рук он тотчас прячет их за спину. Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда появятся2-3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого ребенка (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

18. «Горячие руки»

Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга. Стоящие вокруг него играющие поднимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх.

Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Играющие, спасаясь, быстро опускают руки. Тот, кого водящий осалит, становится водящим. Если играющих много, водящими могут быть два, три человека. Играющие могут и не убирать руки, а поворачивать их ладонями вниз.  Игра проходит живее, когда водящий быстро перемещается по кругу в разных направлениях.

19. «Краски»

Дети выбирают «хозяина» и двух «покупателей», все остальные играющие – «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выберут цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится:

- Тук – тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит:

          Иди по голубой дорожке,

          Найди голубые сапожки,

          Поноси да назад принеси!

Ели же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе.

Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

20. «Колечко»

Дети стоят в кругу, а водящий – внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя.

По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» - ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий.

21. «Лавата»

Дети образуют круг. Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:

          Дружно мы танцуем – тра-та-та, тра-та-та,

          Танец наш любимый – это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо – влево. Затем водящий дает другие задания:

*Мои плечи хороши, а у соседа лучше.

*Мои уши хороши, а у соседа лучше.

*Мои глазки хороши, а у соседа лучше.

*Моя талия хороша, а у соседа лучше.

*Мои коленки хороши, а у соседа лучше.

*Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

22. «Найди и промолчи»

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какай- нибудь предмет.

По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета.  Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

23. «Пять имен»

Дети делятся на две команды.

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, заминки (не нарушая ритма) произнести какое- нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание. На самом деле выполнить не так-то просто.

Можно называть пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

24. «Съедобное – несъедобное»

Дети стоят в кругу. Водящий произносит слово и бросает мяч играющему.

Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобный предмет, мяч не ловится.

Ребенок, не справившийся с заданием , становится водящим. Называет задуманное слово и бросает мяч кому-либо.

25. «Все наоборот»

Дети стоят лицом к взрослому. Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот.

Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад – дети протягивают руки вперед.

Предлагаем такие варианты движений (взрослый – дети):

*поднять руки вверх – опустить вдоль туловища;

*руки вытянуть вперед – отвести назад, за спину;

*руки опустить вдоль тела – поднять вверх;

*правая рука вверху, левая внизу – правая рука внизу, лева рука вверху.

26. «Если нравится тебе…»

Дети стоят в кругу. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст.

          Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

          Если нравится тебе, то и другому покажи,

          Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимают руки к щекам, говорят: «Ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения. В заключение каждой строчки дети последовательно повторяют движения, показанные ранее. Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.

27. «Ладошки»

Дети стоят в кругу, положив руки на бедра своим соседям слева и справа.

Определяется первый игрок, он хлопает по бедру своего соседа справа, который должен быстро отреагировать и хлопнуть по бедру игрока слева и игрока справа, как бы передавая ему эстафету. Тот в свою очередь должен передать хлопок дальше, предварительно хлопнув по бедру того, кто только что передал ему хлопок. Как только кто-нибудь ошибается, игра останавливается и начинается заново с ведущего.

28. «Запрещенное движение»

Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с детьми о том, какое движение нельзя совершать, например: приседать, хлопать в ладоши, махать руками.

Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны движения, тем интереснее игра. Неожиданно воспитатель показывает какое – либо запрещенное движение. Тот из играющих. Кто по невнимательности повторит запрещенное движение, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение (по выбору ребенка).

Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые нельзя повторять, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие приседают, скрестив ноги, а когда педагог наклоняется вперед, они два раза хлопают в ладоши.

29. «Найди мяч»

Дети становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один ребенок по назначению воспитателя становится в середину круга, это водящий. Играющие держат руки за спиной.

Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч. С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной. Водящий, стоя внутри круга, старается угадать у кого мяч. Для этого он может попросить любого ребенка показать ему руки, сказав: «Руки!». По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями вверх. Тот, у кого оказался мяч, или тот, кто уронил мяч, становится в середину, а на его место встает водящий. Игра повторяется.

30. «Сосед, подними руку»

Играющие стоят или сидят в кругу. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из играющих и громко произносит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся - поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Игра продолжается установленное время. Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был водящим. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

31. «Стоп!»

Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки.  На противоположной стороне кружком обозначается дом водящего. Водящий, выбранный по жребию (считалке), стоит спиной к детям и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!». На каждое слово водящего все шагают вперед. Как только водящий произносит: «Стоп!» - дети останавливаются, а водящий оглядывается и смотрит, кто из ребят не успел замереть на месте и шевельнулся. Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию.

Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!». Все останавливаются на том месте, где их застал сигнал «стоп». Вернувшиеся на исходную линию дети двигаются оттуда. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!». Тот, кому это удастся, становится водящим.

32. «Угадай по голосу»

Играющие образуют круг. Выбирают по жребию водящего. Он выходит в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят:

          Мы немножко порезвились, по местам все разместились.

          Ты, Алеша (Наташа), отгадай, кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель указывает на кого-либо из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен постараться угадать, кто из ребят его позвал.

Если водящий отгадывает, он открывает глаза и меняется местами с названным им ребенком, Если ошибся, он снова закрывает глаза. Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

33. «Снежок»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

          Раз, два, три, четыре.

          Мы с тобой снежок лепили. (Имитируют лепку снежка.)

          Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг.)

          Но совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем.)

          Раз – подбросим, (Поднимают руки.)

Два – поймаем, (Опускают руки.)

          Три – уроним, (Наклоняются, дотрагиваются до пола.)

          И сломаем. (Подпрыгивают.)

34. «Тук – тук»

Воспитатель показывает движения и читает текст. Дети повторяют движения за воспитателем:

          - Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.)

          -Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.)

          - Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.)

          - Рад всегда! (Три хлопка в ладоши.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр малой подвижности для дошкольников

Здесь представлены малоподвижные игры для детей младшей, средней , старшей и подготовительной групп,...

Картотека игр малой подвижности

Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач....

Картотека игр малой подвижности

Красочная картотека игр малой подвижности для детей дошкольного возраста...

Картотека игр малой подвижности

Картотека игр для младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека игр малой подвижности

Содержит игры, направленные на развитие ощущений собственного тела, тактильных восприятий, умения взаимодействовать со сверстниками...

Картотека игр малой подвижности.

В данной картотеке подобраны малоподвижные игры с указанием возрастной группы....