Подвижные игры современного дошкольника
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Тихонова Варвара Сергеевна

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, глазомера, быстрой реакции, подвижности, пластичности, а также влияют на формирование личностных морально-волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие. Игры полностью соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а также создают оптимальную двигательную среду. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений. Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка и с подвижными играми в том числе. Для решения главной цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания, которые должны решатся в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются: Оздоровительные: - охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; - повышение работоспособности и закаливание - достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка); - развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств; -содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия; Образовательные: - овладение ребенком элементарных знаний о своем организме, о роли физических упражнений в его жизни, о способах укрепления собственного здоровья; -формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде; - формирований широкого круга игровых действий; - формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах; Воспитательные: - формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; - разностороннее гармоническое развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое и трудовое) Физическое развитие ребёнка в ДОУ является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками. А сейчас что? Смотришь во двор. Он совсем опустел, стал тихим, будто вымершим. Срубили старые деревья. Поставили оборудование все новенькое, нарядное. Детские площадки прекрасны, многофункциональны, рассчитаны на многообразие двигательной активности, построены с применением самых последних технологий и техники безопасности. Но никто не протирает на горке штанишки, никто не играет впрятки. Только вот я не пойму, почему мало кто выходит на прогулку. И уж тем более никто не играет в старые добрые подвижные игры. Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном мире. И, дети, как губка, впитывают всю ту информацию, которую современный мир нам представляет. Конечно, же наши дети не похожи на нас. Дети перестали играть в уличные игры. Нет больше пряток и салочек. Да и во дворе теперь мало кто гуляет, в основном те дети, которые любят много бегать, прыгать, общаться с друзьями и узнавать что-то новое. Современные дети играют в современные игры. А что такое современная игра - это куклы, мишки, войнушки, только в другой реальности. Но ведь так и должно быть- у каждого поколения свои новые герои. И мы бы тоже не стали играть куклами своих мам. Поэтому на своих занятиях по физическому развитию, я стараюсь больше играть с детьми в различные игры. Дети очень любят бегать, прыгать, лазить, ползать. На занятиях мы используем общепринятые подвижные игры. Конечно же это интересно, но со временем интерес детей немножко пропадает. И чтобы поддержать этот интерес к играм, я решила классические игры немножко переделать. Я попробовала добавить в игры что-то свое новое. Теперь я применяю эти переделанные игры на занятиях с детьми и на развлечениях с родителями. Новые игры развивают инициативу и творчество у детей, как раз то что нам диктует ФГОС. Вот несколько примеров моих переделанных игр. Первая игра; Привет. Она строится на основании игры;Пустое место;. Правила те же, но я добавила небольшое изменение. При встрече игроков за кругом, они должны поздороваться друг с другом и потом продолжить бег, заняв пустое место в кругу. Вторая игра; Камень, ножницы, бумага;. Все помнят данную игру, она не отличается никакой активностью, кроме как моторикой пальцев. И я решила эту игру немножечко оживить. Я добавила обручи, разделила детей на 2 команды. Суть игры в том, что дети из разных команд прыгают навстречу друг другу. При встрече они играют в ;Камень, ножницы, бумага; (правила все помнят). Тот участник, который проиграл в данной считалке, возвращается бегом к своей команде и встает в конце колонны. Тот который выиграл считалку продолжает прыгать вперед. В этот момент второй участник из проигравшей команды тут же начинает прыгать навстречу сопернику. И так далее. Выигрывает та команда, игрок которой быстрее всех допрыгает до противоположной команды. И третья моя игра-это; Волна;. Дети выстраиваются в круг держась за руки. Между любых двух детей одевается обруч. Задача участников пролезть в обруч не расцепив рук. Обруч должен пройти круг, каждый ребенок должен пролезть в обруч. Так же можно добавить второй обруч, который должен догнать первый. И игра сразу же приобретает соревновательный дух. Вот пока и все игры, которые удалось переделать и осовременить. В ходе подвижных игр дети получают жизненный опыт, формируются дружественные отношения, укрепляется физическое здоровье и улучшается общее самочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_sovremennogo_doshkolnika.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для дошкольников в современном мире.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, глазомера, быстрой реакции, подвижности, пластичности, а также влияют на формирование личностных морально-волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие. Игры полностью соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а также создают оптимальную двигательную среду. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка и с подвижными играми в том числе.

Для решения главной цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания, которые должны решатся в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются:

Оздоровительные:

- охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;

- повышение работоспособности и закаливание;

- достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

-содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

Образовательные:

- овладение ребенком элементарных знаний о своем организме, о роли физических упражнений в его жизни, о способах укрепления собственного здоровья;

-формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

- формирований широкого круга игровых действий;

- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

Воспитательные:

- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

- разностороннее гармоническое развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое и трудовое)

Физическое развитие ребёнка в ДОУ является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

А сейчас что? Смотришь во двор. Он совсем опустел, стал тихим, будто вымершим. Срубили старые деревья. Поставили оборудование все новенькое, нарядное. Детские площадки прекрасны, многофункциональны, рассчитаны на многообразие двигательной активности, построены с применением самых последних технологий и техники безопасности. Но никто не протирает на горке штанишки, никто не играет впрятки. Только вот я не пойму, почему мало кто выходит на прогулку. И уж тем более никто не играет в старые добрые подвижные игры.

Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном мире. И, дети, как губка, впитывают всю ту информацию, которую современный мир нам представляет. Конечно, же наши дети не похожи на нас.

Дети перестали играть в уличные игры. Нет больше пряток и салочек. Да и во дворе теперь мало кто гуляет, в основном те дети, которые любят много бегать, прыгать, общаться с друзьями и узнавать что-то новое.

Современные дети играют в современные игры. А что такое современная игра?- это куклы, мишки, войнушки, только в другой реальности. Но ведь так и должно быть- у каждого поколения свои новые герои. И мы бы тоже не стали играть куклами своих мам.

Поэтому на своих занятиях по физическому развитию, я стараюсь больше играть с детьми в различные игры. Дети очень любят бегать, прыгать, лазить, ползать. На занятиях мы используем общепринятые подвижные игры. Конечно же это интересно, но со временем интерес детей немножко пропадает. И чтобы поддержать этот интерес к играм, я решила классические игры немножко переделать. Я попробовала добавить в игры что-то свое новое. Теперь я применяю эти переделанные игры на занятиях с детьми и на развлечениях с родителями. Новые игры развивают инициативу и творчество у детей, как раз то что нам диктует ФГОС.

Вот несколько примеров моих переделанных игр. Первая игра «Привет». Она строится на основании игры «Пустое место». Правила те же, но я добавила небольшое изменение. При встрече игроков за кругом, они должны поздороваться друг с другом и потом продолжить бег, заняв пустое место в кругу. Вторая игра «Камень, ножницы, бумага». Все помнят данную игру, она не отличается никакой активностью, кроме как моторикой пальцев. И я решила эту игру немножечко оживить. Я добавила обручи, разделила детей на 2 команды. Суть игры в том, что дети из разных команд прыгают навстречу друг другу. При встрече они играют в «Камень, ножницы, бумага» (правила все помнят). Тот участник, который проиграл в данной считалке, возвращается бегом к своей команде и встает в конце колонны. Тот который выиграл считалку продолжает прыгать вперед. В этот момент второй участник из проигравшей команды тут же начинает прыгать навстречу сопернику. И так далее. Выигрывает та команда, игрок которой быстрее всех допрыгает до противоположной команды. И третья моя игра-это «Волна». Дети выстраиваются в круг держась за руки. Между любых двух детей одевается обруч. Задача участников пролезть в обруч не расцепив рук. Обруч должен пройти круг, каждый ребенок должен пролезть в обруч. Так же можно добавить второй обруч, который должен догнать первый. И игра сразу же приобретает соревновательный дух.

Вот пока и все игры, которые удалось переделать и осовременить. В ходе подвижных игр дети получают жизненный опыт, формируются дружественные отношения, укрепляется физическое здоровье и улучшается общее самочувствие.

Почему современные дети не играют в подвижные игры? Этот вопрос я задаю многим молодым родителям. И получаю стандартный ответ в двух вариантах. Вариант первый: «Боимся, как бы чего не случилось. Времена нынче неспокойные, много маньяков и педофилов, постоянно видим в общественных местах объявления о пропавших детях. Поэтому пусть уж лучше дома сидят». Вариант второй: «А его и не выгонишь на улицу. Неинтересно им это. Компьютер есть, игровая приставка, вот они и сидят за ними часами. И нам спокойнее и хлопот меньше».

Даже в школах много лет принудительно внедряются косность и неподвижность тела (на жаргоне учителей – педагогическая усидчивость). Даже в детском саду некоторые воспитатели проводят занятия на стульчиках. Ученики должны замереть, как морская фигура из игры нашего детства, на несколько часов, и тогда учителя или воспитатели могут спокойно проводить так называемый учебно-познавательный процесс. На уроках, на переменах, в детском саду только и слышно: «Не вертись!», «Не бегай!», «Руки на парту!».

Ситуация усугубляется тем, что изначально современному ребенку негде удовлетворить свою генетическую страсть к подвижным играм. Вот и вынуждены дети просиживать за компьютерами. Так синдром «засиженных» детей поддерживается и школой, и семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Во что и как играют современные дошкольники"

В статье описывается, какие сюжеты являются наиболее популярными у дошкольников. Какое влияние на игру современных дошкольников оказывает теле- и видеопродукция. Как это ни парадоксально, но именно ...

Проблемы игры современных дошкольников.

Как отмечают родители и педагоги за последние 10-15 лет дети стали меньше играть. Особенно в сюжетно-ролевые игры, которые являются основной единицей развернутой формой игровой деятельности. Во что иг...

Проблемы игры современных дошкольников.

«Игра-это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом  для управления развитием детей»Г.П.Щедровицкий...

Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевой игры современных дошкольников

Игра- самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано ва...

Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевой игры современных дошкольников.

Консультация предназначена в помощь воспитателям для сопровождения сюжетно - ролевых игр у современных дошкольников....

Народные подвижные игры для дошкольников "Игры народов Севера"

Народные подвижные игры передаются нам из поколения в поколение. Данные игры не просто интересны детям, они прививают ребятам обычаи и традиции разных народов, особенности характера, неповторимый кало...