Статья "Игра как средство обучения детей плаванию"
статья по физкультуре

В статье рассказывается, как игровой метод помогает при обучении детей дошкольного возраста обучаться плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_obucheniya_detey_plavaniyu.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Игра как средство обучения детей плаванию.

Автор : Ковалева Татьяна Викторовна

Инструктор ФК (плавание)

ГБДОУ детский сад №87

Красносельского района

Санкт Петербург

2020 год.

Плавание и его воздействие на организм ребенка не нуждается в дополнительной рекламе. Это pазвитие органов кровообращения и дыхания, улучшение сердечной деятельности, подвижности грудной клетки, увеличения жизненной емкости легких. Этo закаливание детского организма, совершенствования механизма саморегуляции, повышение сопpoтивляемости к различным заболеваниям. Это укрепление нервной и всех систем организма. Повышение общего тонуcа. Воспитание силы и выносливости. Это только что касается здоровья. Плавание это еще и полезный навык, который может спасти жизнь не только его обладателю, но и другим людям.

Обучение дошкольников плаванию, имеет свои оcобенности и cвязанны они  в первую очередь c возрастными и физиологическими возможностями. Разница даже в год, имеет значение и один и тот же ребенок, боящийся в пять лет оторваться от бортика, буквально через год- полтора может показывать чудеса на воде. Формирующаяся нервная, костная система, небольшая мышечная масса и в следствии этого быстрая утомляемость, от однообразных, статических упражнений, а обучение плаванию – это многократные повтоpения одного и того же действия, неумение сосредоточить внимание на пpодолжительное время – вот с чем мы встречаемся при обучении плаванию дошкольников. И наша задача найти способ, который поможет ребенку освоится с водой, ведь детям этого возраста свойственна динамика, поэтому упражнения связанные с напряжением мышц, должны чередоваться с расслаблением.

Главный метод в обучении детей плаванию - игровой, который обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении, позволяет увеличить число повтоpений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными, а игpа вызывала бы у играющих положительные эмоции. Это в значительной степени помогает детям в усвоении заданных упражнений. Пpименение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий, что очень важно, иначе ребенок может просто устать и потерять интереc. Игра на воде помогает избавиться от страха. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры cодействуют cовершенствованию навыков основных движений, pазвитию двигательных качеств. Также, игра является основным видом деятельности дошкольника и является ведущим видом деятельноcти не только в обучении чему либо, но и в познании мира. Поэтому занятия с детьми дошкольного возраcта лучше проводить в форме игры, используя для примера cказочных пеpсонажей, животных и птиц.

Обучение должно быть ступенчатым и постепенным. Нужно учитывать такие моменты, как температуры воды и воздуха в бассейне, они должны быть теплыми и создавать комфорт. Посещение бассейна у ребенка не должно ассоциироваться с холодом. Температура воды 30-32 градуса, температура воздуха на 1-2 градуса превышать температуру воды. Комфортно и тепло должно быть и в раздевалках. После занятия, детям обязательно нужно дать постоять под теплым душем, непросто ополоскнуться, а именно постоять под теплой водой. Никаких открытых дверей и сквозняков, за этим всегда нужно строго следить. Все это имеет значение в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы в бассейне имелся достаточный выбор инвентаря стандартного и нестандартного, для игр и обучения плавания.

Игрoвые упражнения подбираются в зависимости от возраста детей и их подготовленности. Они дoлжны быть доступными и понятны. Одно и тоже упpажнение выполняется в нескольких ваpиантах. В младших группах часть детей боится окунуть лицо в воду, им дается облегченный ваpиант упражнения. Важно чтобы ребенок не стоял, а выполнял наряду со всеми, так как он может. Например упражнение «Дельфинчик», дети должны оттолкнувшись от дна ногами, выпрыгнуть вверх вперед и упасть на грудь и руки. В упрощенном варианте, дети также держа руки вверх прыгают, но не вперед, а только вверх. Не нужно давить, упрекать ребенка если он не может выполнить упражнение, но обязательно хвалить и отмечать, когда он сделал хоть малейшее продвижение вперед. Для ребенка очень важны эти маленькие победы.

В игре дети незаметно для себя, забыв в пылу азарта свои страхи, начинают передвигаться, окунаться, нырять. Очень хорошо, если инструктор в это время находится в воде и все упражнения выполняет вместе с детьми. Принцип наглядности так же важен, так как дети в силу своего маленького жизненного опыта и небольшого словарного запаса просто не поймут, что вы от них хотите. Вы стоите на бортике и показываете детям как нужно сделать выдох в воду. В воде дети так же могут набрать полные щеки воздуха, опустить голову и выдохнуть над водой, они не видели, что вы опустили голову в воду, они видели, что вы выдохнули воздух в воздух. Но если вы в воде и показали это упражнение, опустив голову в воду и выдохнув воздух под водой, дети сделают то же самое. Конечно же это могут быть игры: «Пузыри», «Чайник», «Водолазы» и т.д.

Очень хорошо с помощью игр в младших группах учить детей безбоязненному передвижению и нырянию. В азарте ребенок забывает про водобоязнь и бегая и случайно окунаясь, делает для себя открытие, что оказывается ничего страшного под водой нет. Очень хороша для этих целей игра «Аист и лягушата». В руках у инструктора красный нудл - клюв аиста. Задача лягушат, убегать от «аиста», а если он все таки настиг, прятаться под водой. Игра еще хороша тем, что дети окунаясь, задерживают дыхание. Дети очень любят эту игру и всегда просят поиграть подольше.

Для преодоления водобоязни очень хорошо применять игры «Карусель» - взявшись за руки, дети под считалку, начинают передвигаться в хороводе, при этом не стоят на одном месте, а постепенно перемещаются на глубокую часть бассейна. «Магазин игрушек» - игрушки (резиновые) разбрасываются по всему бассейну и по свистку дети должны собрать  как можно больше, можно набрав часть, положить на бортик и вновь бежать за другими игрушками. Видя яркие интересные игрушки, дети частенько забывают про свой страх.

Для обучения лежанию на воде игры «Море волнуется». На счет :раз, два, три – «морская звезда» (медуза, поплавок) замри. Лежание на спине «Водолазики» - набрать воздуха, опуститься в воду с головой и из положения сидя, постепенно выпрямляясь, лечь на воду, руки по бокам, расслабиться и полежать с открытыми глазами и открытым ртом (дышать).

Для ныряния и задержки дыхания есть еще одна интересная игра: «Невод и рыбки». Тонкий канат «невод» привязывается вдоль бассейна, инструктор находится в воде и водит «неводом» в разные стороны. Задача рыбок, при приближении «невода» нырнуть под него, стараясь не задеть головой. Для детей боящихся опустить голову в воду, инструктор приподнимает «невод» чуть по выше и им разрешается не нырять, а пройти под веревкой, но все же опустить голову, как можно ниже и коснуться воды. Для окунания и ныряния очень эффективно использовать тонущие игрушки. Задания даются в игровой форме. Можно искать «сокровища с затонувшего корабля» или « подводный клад», вариантов масса. Для обучения нырянию, очень помогает комплекс «Слалом», состоящий из нескольких вертикальных обручей с грузом. С его помощью дети покоряют «подводное царство», проплывают «подводные пещеры», как настоящие дайверы. Обручи можно разделить и вот дети уже «дельфины», «тигры» выступающие в цирке, а еще и «парашютисты», которые выпрыгивают из самолета.

Для обучения правильному положению головы при скольжении кролем очень помогают такие игры как «Лодочки», дети должны проплыть через вертикально поставленный обруч, не задевая его. И чем ниже опускается обруч в воду, тем ниже опускает голову ребенок, пряча её под водой и закрывая руками. Для обучения правильному положению тела при скольжении кролем на груди и на спине так же хороша игра «Корабли уходят из Гавани». В обруч «ворота» выплывают по очереди: «лодочки» - скольжение на груди, без работы ног и без дыхания. «Моторки» - скольжение на груди, с работой ног «моторчиками», «моторки с веслами» - проплываем через «ворота» скольжение на груди, затем включаем «моторчики» ноги и начинаем работать «веслами», включаем работу рук.  Можно придумать массу вариантов, в зависимости от возраста и года обучения детей.

Простое скольжение выполняется интереснее, если вместо плавательной доски использовать мячи, нудлы, колобашки.

Очень интересны задания выполняемые детьми в парах. Например один ребенок положив руку под шею, везет до противоположного бортика, там они меняются и возвращаются. Такие игры для детей более старшего возраста и проводятся в виде соревнований. Чья пара выполнит задание быстрее. Игры «Буксир», «Переправа» и т.д.

Такие задания можно вставлять между выполнениями основных заданий, чтобы избежать монотонии и усталости у детей. В дошкольном возрасте как нигде важна частая смена деятельности.

Для детей старших и подготовительных групп после освоения очередного навыка в плавании и для закрепления его, можно устраивать эстафеты, используя то чему они обучились. Так же очень интересны тематические занятия или праздники на воде, где в заданиях  так же используются движения изученные на занятиях.

Игровой метод создает на занятиях веселую атмосферу и стимулирует творчество детей в соревновательных условиях.  Обучение плаванию, это многократное повторение одних и тех же движений и задача инструктора используя игру, увеличить число повторений одних и тех же упражнений, используя разнообразные исходные положения.

Можно с уверенностью сказать, что игры наиболее доступный метод при обучении плаванию детей и одно из ведущих средств и методов обучения в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Конспект НОД по плаванию в подготовительной к школе группе "Обучение детей плаванию кролем на груди"

КОНСПЕКТ НОД по плаванию в подготовительной к школе группе Инструктор по физической культуре Дехтярь Дарья Эдуардовна  Тема: Обучение детей плаванию  кролем на грудиЗадачи:1. Продо...

Праздники на воде как средство обучения детей плаванию

С древних времён плавание было неотделимо от ныряния, прыжков в воду и различных игр и развлечений в воде. Первые соревнования по плаванию проводились ещё в Древней Греции. Древнегреческий писатель и ...

Взаимодействие инструктора по плаванию и педагога-психолога на занятиях по обучению детей плаванию в ДОО.

Формирование системы взаимодействия педагога-психолога и инструктора по плаванию в образовательном процессе, стимулирующей физическое, познавательное и личностное развитие ребенка....

Праздники на воде как средство обучения детей плаванию

Праздники на воде как средство обучения детей плаванию...

"Аквааэробика, как средство обучение детей плаванию в условиях ДОУ"

Материал содержит рекомендации по обучению плаванию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Обучение детей плаванию в детском саду Консультации инструктора по плаванию

       Обучение детей плаванию происходит по методике разработанной Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Т.А.Богиной «Обучение детей плаванию в детском саду»....