Игровой стретчинг
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Холина Елена Станиславовна

Рабочая программа по работе кружка  "Игровой стретчинг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_igrovoy_stretching.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Пояснительная записка
  2. Особенности старшего дошкольного возраста
  3. Цели и задачи рабочей программы
  4. Нормативно – правовая база
  5. Принципы проведения непосредственно организованной деятельности
  6. Методика игрового стретчинга
  7. Формы и методы проведения непосредственно организованной деятельности
  8. Структура организации  двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга
  9. Ожидаемые результаты по реализации рабочей программы
  10.  Перспективно-календарный план работы

Список литературы

 

 

  1. Пояснительная записка

«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение –

это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение -

тела – растяжка. Растяжки – это гибкость, гиб-

кость – это молодость, молодость – это здоровье,

активность, хорошее настроение, раскрепощѐнность,

уверенность в себе.»

Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки»

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Целью физического воспитания дошкольников является воспитание здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка. Достижению высокой устойчивости организма к социально – экологическим условиям современного мира, повышению его адаптивных свойств, что требует  физических, энергетических и эмоциональных затрат.

П.Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей, разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно хорошо переносят статичные нагрузки, сформированы умения самостоятельно и творчески использовать двигательные средства.

Изучение педагогической и психологической литературы позволило прийти к выводу, что игровой стретчинг способствует развитию физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, гармонизация эмоционально – волевой сферы ребенка и является благотворной двигательной активностью, направленной на работу мышц, улучшение их гибкости, что обеспечивает подвижность суставов для правильного роста и развития костей.

Так же игровой стретчинг – это творческая деятельность. При которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей – суть стретчинга.

2. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст относится к психомоторному (сенсорному) этапу формирования психики у ребенка. Для него характерно выдвижение на первый план двигательной активности самого малыша. Потребность двигательной активности детей 5 -6 лет настолько велика, что врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной расточительности».

Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь.

В это время формируется мимическая выразительность ребёнка, склонность к подражанию действиям окружающих, пластичность и автоматизм в движениях.

К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия, обусловленные особенностями распределения подкожной жировой клетчатки и строением скелета. Движения девочек становятся плавными и лёгкими в отличие от порывистых и резких жестов мальчиков. За счёт ускоренного роста конечностей изменяются пропорции тела ребёнка. Дети становятся стройнее. В результате интенсивного развития мелких мышц кисти и пальцев происходит развитие отточенности и чёткости движений.

Для старших дошкольников характерно преобладание показателей, характеризующих быстроту движений и их амплитуду (скорость и гибкость). В связи с тем что, их организм несколько хуже приспособлен к выполнению движений, обеспечивающих длительных повторяющихся действий, обеспечивающих выносливостью и силой мышц тела.

Для детей шестого года жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц; формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата.

Для детей характерно осознанное понимание учебной задачи, интерес к результату, выигрышу, удовлетворение от достигнутого. Преобладает эмоциональная окраска деятельности. Типичен отказ от выполнения неинтересных действий, если они не вовлечены в игровую форму.

3. Цели и задачи рабочей программы

Цель: Развитие физических, коммуникативных качеств, укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни посредствам игрового стретчинга.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • Совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям средствами движения, дыхательных упражнений, самомассажа;
  • Формировать правильную осанку, укреплять свод стопы, прививать гигиенические навыки.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с терминами: физические качества, выносливость, равновесие, гибкость, сила;
  • Формировать физические двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • Расширять кругозор, уточнять представления о своём теле, уважительно относиться к физической культуре, создавать  положительную основу для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; выработать привычки к соблюдению режима и  потребность в физических упражнениях и играх.

4. Нормативно – правовая база:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017г.г.;

3. ФГОС ДО;

4. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

5. Основная примерная образовательная программа дошкольного образования.

5. Принципы проведения непосредственно организованной деятельности

Оздоровительная гимнастика разработана согласно основным педагогическим принципам:

  • Принцип систематичности: заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
  • Принцип постепенности: предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок.
  • Принцип доступность: упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
  • Принцип чередования нагрузки: сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления.
  • Принцип наглядности: предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
  • Принцип сознательности и активности: предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

6. Методика игрового стретчинга

Реализация программы осуществляется в процессе дополнительной образовательной деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной; в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьёй по реализации рабочей  программы по средствам домашнего задания: группового и индивидуального.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей; самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Для детей старшего дошкольного возраста методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Непосредственно организованная образовательная деятельность по игровому стретчингу включает в себя игровые ситуации, обеспечивающие связь с региональным компонентом ознакомление с флорой и фауной по средствам сказок и игровых ситуаций.

Доступность двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга детям с ослабленным здоровьем, низким уровнем развития физических качеств, проблемами в эмоционально – волевой сфере и низкими адаптивными возможностями обеспечивается умеренной физической нагрузке.

Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в игровом стретчинге основное внимание уделяется статичному поддержанию поз. Вследствие чего,  снижается мышечное напряжение, улучшается настроение, поднимается самооценка, создается ощущение комфорта и спокойствия. Учитывая особенности физиологического развития детей старшего дошкольного возраста, время статики уменьшается и в начале обучения может быть кратковременным (5 секунд). Но соблюдается плавность выполнения поз, что заставляет детей действовать осмысленно, в спокойном ритме для умеренной нагрузки на организм. Особенность игрового стретчинга – сочетание физических упражнений с расслаблением, дыхательной гимнастикой, сказочным сюжетом, где дети показывают свою историю с помощью своего тела, заставляет детей чувствовать настроение музыкального произведения. Что крайне актуально в дошкольном возрасте.

7. Формы и методы проведения непосредственно организованной деятельности

Формы организации двигательной деятельности, используемые в образовательном процессе: подгрупповые по 10 человек, индивидуальные. Малочисленность подгруппы максимально обеспечивает эффективность образовательного процесса и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Формы и методы организации непосредственно образовательной деятельности:

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Комплексы игрового стретчинга, согласно календарно тематическому плану

(подгрупповые, индивидуальные)

Создание условий для самостоятельной игровой деятельности,

выбор музыкальных композиций.

(подгрупповые, индивидуальные )

Консультации для родителей;

Родительские встречи;

Индивидуальные беседы;

Совместное проведение комплексов родителей с детьми;

Открытые просмотры;

Создание презентации по игровому стретчингу.

8. Структура  двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга

Оздоровительная гимнастика состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

I. Вводная часть (5-7 минут).

Осуществляется начальная организация занимающихся,сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.

В содержание вводной части входят: подвижные коммуникативные игры, специальные упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

II. Основная часть (15-20 минут).

В этой части используются упражнения суставной гимнастики, стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей.

Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.

Заканчивается основная часть серией дыхательных упражнений способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер.

III. Заключительная часть (3-5 минут).

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме, проводится самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседы о здоровье.

Дидактический материал

Спец. литература.

Компакт – диски с музыкальными произведениями к сказкам.

Компакт – диски современных композиторов, эстрадные мелодии, классические произведения.

Техническое оснащение занятий

  • Музыкальный центр.
  • Коврики.
  • Фитболы
  • Гимнастические палки

9. Ожидаемые результаты по реализации рабочей программы:

  • повысить уровень физической подготовленности детей;
  • развить физические и коммуникативные качества у детей имевших низкий уровень развития;
  • стабилизировать эмоциональный фон у детей;
  • снизить заболеваемость;
  • сформировать правильную осанку, обеспечить профилактику плоскостопия;
  • развить психические качества, такие как: внимание, память, воображение;
  • развить и функционально усовершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма детей;
  • обогатить двигательный опыт детей для развития мышечной силы, гибкости, выносливости; скоростных, силовых и координационных способностей по средствам игрового стретчига;
  • путем поддерживания инициативы детей в двигательной деятельности, добиться эмоционального самовыражения,  и творчества в движениях;
  • приобщить детей старшего дошкольного возраста и их родителей к здоровому образу жизни через воспитание потребности в двигательной активности.

Работа по игровому стретчингу ведется обучающими комплексами, которые состоят из упражнений на растяжку всех групп мышц, и практикуются в течение одного месяца.

Оздоровительная гимнастика проводится групповым способом, 2 раза в неделю. Продолжительность – 25 – 30 мин.

  1. Перспективно-календарный план работы.

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во часов

Октябрь

Знакомство с понятием «игровой стретчинг», диагностика детей.

«Бывший друг»

Познакомить детей с понятием «Игровой стретчинг»; разучить основные стретчинговые упражнения

Формировать умения и навыки правильного выполнения движений; способствовать укреплению мышечного тонуса; способствовать психоэмоциональной регуляции организма; оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма.

2 ч

2 ч

Ноябрь

«Оранжевая страна»

«Сказка о Жадном Императоре»

Формировать умения и навыки правильного выполнения движений; способствовать укреплению мышечного тонуса; способствовать психоэмоциональной регуляции организма; оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма.

Развивать мышечную силу, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность.

2 ч

2 ч

Декабрь

«Просто так»

«Новый домик»

Развивать мышечную силу, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность.

Способствовать тренировке и развитию эластичности основных групп мышц, развивать подвижность суставов и связок, учить детей овладевать нетрадиционными  способами оздоровления, воспитывать желание проявлять терпение во время выполнения упражнений.

2 ч

2 ч

Январь

«Веселый зоопарк»

«Веселый зоопарк» - продолжение

Стимулировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствовать двигательные способности, создавать условия для положительного психоэмоционального развития детей.

4 ч

Февраль

«Ленивая девочка»

«Мы за солнышком идем»

Развивать силу основных групп мышц, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок, воспитывать осознанное отношение к правилам при выполнении упражнений.

Оказывать положительное влияние на общий тонус,настроение детей;способствовать тренировке и эластичности основных групп мышц,развивать подвижность суставов и связок

2 ч

2 ч

Март

«Утенок Кряк»

«Веселые рыбки в пруду»

Развивать и функционально совершенствовать работу органов дыхания, кровообращения, нервной системы организма, воспитывать умение эмоционального выражения, и творчества в движениях.

Учить сохранять правильную осанку при выполнении упражнений в равновесии;обеспечить высокую двигательную активность,способствующую тренировке всех функций организма.

2 ч

2 ч

Апрель

«Игры которые лечат»

«Чему мы научились?»

Создать условия для обеспечения эмоционального благополучия детей на занятиях;закреплять умение правильно и энергично отталкиваться и преземляться в прыжках на двух ногах.

Закреплять умения выполнять стретчинговые упражнения, которые использовались в течение года, активизировать двигательную память.

2 ч

2 ч

Май

«Фантазия»                      

Открытое занятие совместно с родителями.

Развивать фантазию, творчество детей, образное мышление.

Приобщать родителей к оздоровительной деятельности средствами игрового стретчинга

3,5 ч

0,5 ч

Список литературы:

  1. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»;
  2. Интернет-ресурсы.
  3. А.Г.Назарова «Игровой стретчинг»
  4. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг для дошкольников» - 3-е изд., дополн. и испр. – М.:ТЦ «Сфера»,2016.- 112 с.
  5. Ж.Е. Фирилѐва, Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей – С-Пб. «Детство-пресс». 2000 год;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Обшие принципы развития гибкости, применение игрового стретчинга на занятиях...

"Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"

Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, на­целивают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использо...

Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга

Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга. Цель:-Осуществлять физическое развитие детей, через методику игрового стретчинга.Задачи:-способствовать формировани...

Игровой стретчинг с дошкольниками

В этой статье написанно о необходимости применения игрового стретчинга в дошкольных учереждениях....

Конспект сюжетно-игрового занятия с использованием игрового стретчинга

Цель: создание условий для комплексного оздоровления детей.Задачи:Образовательные:Обучение детей культуре движений, раскованному владению своим телом.Формировать правильную осанку и свод стопы.Развива...

Картотека упражнений игрового стретчинга для составления "Стретчинг-сказок"

Упражнения носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного  занятия, индивидуальной работы с детьми, режимных моментов, физминуток и динамических пауз. Упражнения выполняются ...