Картотека спортивных игр для использования спортивных площадок ДОУ в рамках занятий инструктора по физической культуре с дошкольниками с ОВЗ (ТНР)».
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Пахомова Снежана Андреевна

      Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически и психически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Одной из главных задач физического воспитания является оздоровление. Здоровье и движение — два взаимозависимых компонента жизни любого ребенка, а в особенности ребенка с особыми возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_ns_portal.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование спортивных площадок ДОУ в рамках занятий инструктора по физической культуре с дошкольниками с ОВЗ (ТНР)».

        Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически и психически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Одной из главных задач физического воспитания является оздоровление. Здоровье и движение — два взаимозависимых компонента жизни любого ребенка, а в особенности ребенка с особыми возможностями здоровья.

В нашем ГБДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Группа детей старшего возраста (5-6 лет), группа детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет). С такими детьми я, как инструктор ФК включаю в свои занятия элементы адаптивной физической культуры (АФК).

Как специалист с образованием по адаптивной физической культуре, я считаю необходимым включать элементы АФК в занятия по физической культуре в ДОУ, особенно для детей с особенными возможностями здоровья.

Основные принципы АФК это принципы индивидуализации, компенсаторной направленности, учета возрастных   особенностей, адекватности - средств и методов реальным возможностям, потребностям и интересам ребенка; оптимальности нагрузки; вариативности упражнений и условий их выполнения. Приоритетна роль микросоциума.

Значение и особенности АФК— это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект.

Пребывание детей ОВЗ на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития, является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Оно способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

При проведении физкультурного занятия на улице рекомендуется использовать общепринятые способы организации детей – фронтальный поточный, групповой  и индивидуальный.

 Проведение занятий по физической культуре на улице, предусматривает: большое разнообразие упражнений (с предметами и без, на снарядах, тренажерах и т.д.), их своеобразие, различная направленность и модернизация за счёт введения ассиметричных и гротесковых движений; включение разнообразных форм (сюжет, образ и так далее) и методов (игровой, соревновательный и так далее); высокий эмоциональный подъем; обеспечение возможности эмоционального, творческого самовыражения, нервно – психической разрядки, получение детьми удовольствия от занятий и удовлетворения от выполнения различных двигательных действий, проявления инициативы и самостоятельности.

 Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей с ОВЗ на уличных занятиях большое значение имеет спланированный и оборудованный спортивный участок. Наш детский сад оборудован специальными спортивными площадками для занятий физической культурой на улице. Всего три площадки: беговая дорожка с ямой для прыжков (наполненной песком), футбольное поле и площадка, оснащенная спортивным инвентарем,с помощью которых инструктор решает такие задачи как: развитие ловкости, гибкости, меткости, координации движений и многих других и способствует развитию основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание). Все три площадки оснащены специальным покрытием, что делает занятия на них удобными и безопасными в любое время года.

Спортивные площадки ГБДОУ разбиты на зоны. Для каждой зоны мной были разработаны методические комплексы, и составлена картотека, которой так же пользуются воспитатели, во время непрерывной образовательной деятельности на улице.Картотека представлена в виде карточек, которые для удобства имеют форму прямоугольника, размером в одну четвертую альбомного листа. Такую карточку воспитателю удобно взять с собой на прогулку, держать в ладони, и она легко помещается в кармане. Карточки заламинированы. Их можно использовать, не боясь испачкать, промочить или порвать.  С лицевой стороны карточки, отображен комплекс физкультурного занятия на улице, который содержит семь заданий, и включает в себя подвижные игры, эстафеты, и специальные упражнения, выполняемые на спортивных комплексах, для развития ловкости, гибкости, координации движений и так далее.   На обратной стороне карточки отображено подробное описание подвижных игр и заданий, представленных в комплексе. На каждый месяц мною было разработано по два таких комплекса.  

Например, комплексы №7 и №8, разработаны и используются в декабре месяце. Задачи комплекса №7: развивать у детей глазомер, выносливость.  Решаются с помощью таких игр, как «Снайпер» (метание предметов в цель), эстафета «Хоккеист» (ведение мяча мякиша на теннисной ракетке до ориентира). Или в комплексе №9, используемый в январе, поставлены задачи: развивать меткость, и силу рук и ног при висе на гимнастической лестнице.

Соответственно, дети выполняют задания, способствующие развитию данных качеств. А именно: вис на гимнастической стенке или гимнастических кольцах; бросание резинового мяча в баскетбольное кольцо.

Занятия на открытом воздухе насыщены игровыми упражнениями и подвижными играми с предметами и без них. Летом: ракетки, вертушки, мешочки для метания, мячи разного диаметра, флажки, гантели, предметы, выполненные из бросового материала (цветы из пластиковых бутылок, гантели с наполнением, дуги из старых обручей, удочка). Зимой выносятся клюшки, шайбы, конусы - стойки, мячи, короткие веревки, флажки. 

Подготовка  к занятиям на улице имеет большое значение. Необходимо заранее обдумать ход занятия, возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей, подготовить необходимый инвентарь. При подборе и проведении игр, следует учитывать характер предшествующих занятий (пройденную тему, тему недели), после сложных занятий, требующих от ребенка усиленного внимания, сосредоточенности, не предлагать новую игру, а провести уже знакомую. Кроме того, нужно учитывать, что уличная теплая одежда и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений в отличие от формы одежды для занятий в зале. Поэтому количество повторений ОРУ может быть сокращено.  Больше  внимания  уделяется  упражнениям в беге, прыжках, метании, подвижные игры. В зимнее время при проведении занятий на открытом воздухе не рекомендуются упражнения и игры с речитативами, это приводит к вдыханию большого количества холодного воздуха и может вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствами и самореализации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг для старших групп «Мы спортивные вдвоем, никогда не устаем» Составила: инструктор по физической культуре Фурутина Ирина Николаевна

Цель: пропаганда здорового образа жизни и укрепление семейных ценностей, повышение авторитета семьи, материнства.Задачи:·        развивать двигательную находчивость,...

Спортивный досуг для старших групп «Мы спортивные вдвоем, никогда не устаем» Составила: инструктор по физической культуре Фурутина Ирина Николаевна

Цель: пропаганда здорового образа жизни и укрепление семейных ценностей, повышение авторитета семьи, материнства.Задачи:·        развивать двигательную находчивость,...

«В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ» (сценарий спортивного праздника) Выполнила: А.Г.Темнышова Инструктор по физической культуре. Место проведения:

Дети отправляются в путешествие за сокровищем по маршрутным листам. на остановах выполняют спортивные задания.В конце праздика  делается вывод, что самое главное сокровище для человека это его зд...

Использование спортивных площадок ДОУ в рамках занятий инструктора по физической культуре с дошкольниками с ОВЗ (ТНР)».

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физического воспитания являе...

«Зимняя прогулка: игры и забавы». Конспект интегрированного занятия в рамках взаимодействия инструктора по физической культуре, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми 6-7 лет для детей с ТНР и ЗПР.

Конспект  интегрированного занятия в рамках взаимодействия инструктора по физической культуре, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми 6-7 лет для детей с ТНР и ЗПР.Создание единого ком...

Грамота"Учебно- методического центра" За плодотворную работу в рамках ММО инструкторов по физической культуре

Грамота за высокое педагогическое мастерство, поиск новых эффективных форм воспитания и добросовестный труд в сфере дошкольного образования города Балашиха...

Грамота за плодотворную работу в рамках ММО инструкторов по физической культуре от Учебно- методического центра

За высокое педагогическое мастерство , поиск новых эффективных форм воспитания дошкольников....