Главные вкладки

    Картотека спортивных игр для использования спортивных площадок ДОУ в рамках занятий инструктора по физической культуре с дошкольниками с ОВЗ (ТНР)».
    методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

    Пахомова Снежана Андреевна

          Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически и психически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Одной из главных задач физического воспитания является оздоровление. Здоровье и движение — два взаимозависимых компонента жизни любого ребенка, а в особенности ребенка с особыми возможностями здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл material_ns_portal.docx21.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование спортивных площадок ДОУ в рамках занятий инструктора по физической культуре с дошкольниками с ОВЗ (ТНР)».

            Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически и психически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Одной из главных задач физического воспитания является оздоровление. Здоровье и движение — два взаимозависимых компонента жизни любого ребенка, а в особенности ребенка с особыми возможностями здоровья.

    В нашем ГБДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Группа детей старшего возраста (5-6 лет), группа детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет). С такими детьми я, как инструктор ФК включаю в свои занятия элементы адаптивной физической культуры (АФК).

    Как специалист с образованием по адаптивной физической культуре, я считаю необходимым включать элементы АФК в занятия по физической культуре в ДОУ, особенно для детей с особенными возможностями здоровья.

    Основные принципы АФК это принципы индивидуализации, компенсаторной направленности, учета возрастных   особенностей, адекватности - средств и методов реальным возможностям, потребностям и интересам ребенка; оптимальности нагрузки; вариативности упражнений и условий их выполнения. Приоритетна роль микросоциума.

    Значение и особенности АФК— это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

    Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект.

    Пребывание детей ОВЗ на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития, является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Оно способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

    При проведении физкультурного занятия на улице рекомендуется использовать общепринятые способы организации детей – фронтальный поточный, групповой  и индивидуальный.

     Проведение занятий по физической культуре на улице, предусматривает: большое разнообразие упражнений (с предметами и без, на снарядах, тренажерах и т.д.), их своеобразие, различная направленность и модернизация за счёт введения ассиметричных и гротесковых движений; включение разнообразных форм (сюжет, образ и так далее) и методов (игровой, соревновательный и так далее); высокий эмоциональный подъем; обеспечение возможности эмоционального, творческого самовыражения, нервно – психической разрядки, получение детьми удовольствия от занятий и удовлетворения от выполнения различных двигательных действий, проявления инициативы и самостоятельности.

     Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей с ОВЗ на уличных занятиях большое значение имеет спланированный и оборудованный спортивный участок. Наш детский сад оборудован специальными спортивными площадками для занятий физической культурой на улице. Всего три площадки: беговая дорожка с ямой для прыжков (наполненной песком), футбольное поле и площадка, оснащенная спортивным инвентарем,с помощью которых инструктор решает такие задачи как: развитие ловкости, гибкости, меткости, координации движений и многих других и способствует развитию основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание). Все три площадки оснащены специальным покрытием, что делает занятия на них удобными и безопасными в любое время года.

    Спортивные площадки ГБДОУ разбиты на зоны. Для каждой зоны мной были разработаны методические комплексы, и составлена картотека, которой так же пользуются воспитатели, во время непрерывной образовательной деятельности на улице.Картотека представлена в виде карточек, которые для удобства имеют форму прямоугольника, размером в одну четвертую альбомного листа. Такую карточку воспитателю удобно взять с собой на прогулку, держать в ладони, и она легко помещается в кармане. Карточки заламинированы. Их можно использовать, не боясь испачкать, промочить или порвать.  С лицевой стороны карточки, отображен комплекс физкультурного занятия на улице, который содержит семь заданий, и включает в себя подвижные игры, эстафеты, и специальные упражнения, выполняемые на спортивных комплексах, для развития ловкости, гибкости, координации движений и так далее.   На обратной стороне карточки отображено подробное описание подвижных игр и заданий, представленных в комплексе. На каждый месяц мною было разработано по два таких комплекса.  

    Например, комплексы №7 и №8, разработаны и используются в декабре месяце. Задачи комплекса №7: развивать у детей глазомер, выносливость.  Решаются с помощью таких игр, как «Снайпер» (метание предметов в цель), эстафета «Хоккеист» (ведение мяча мякиша на теннисной ракетке до ориентира). Или в комплексе №9, используемый в январе, поставлены задачи: развивать меткость, и силу рук и ног при висе на гимнастической лестнице.

    Соответственно, дети выполняют задания, способствующие развитию данных качеств. А именно: вис на гимнастической стенке или гимнастических кольцах; бросание резинового мяча в баскетбольное кольцо.

    Занятия на открытом воздухе насыщены игровыми упражнениями и подвижными играми с предметами и без них. Летом: ракетки, вертушки, мешочки для метания, мячи разного диаметра, флажки, гантели, предметы, выполненные из бросового материала (цветы из пластиковых бутылок, гантели с наполнением, дуги из старых обручей, удочка). Зимой выносятся клюшки, шайбы, конусы - стойки, мячи, короткие веревки, флажки. 

    Подготовка  к занятиям на улице имеет большое значение. Необходимо заранее обдумать ход занятия, возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей, подготовить необходимый инвентарь. При подборе и проведении игр, следует учитывать характер предшествующих занятий (пройденную тему, тему недели), после сложных занятий, требующих от ребенка усиленного внимания, сосредоточенности, не предлагать новую игру, а провести уже знакомую. Кроме того, нужно учитывать, что уличная теплая одежда и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений в отличие от формы одежды для занятий в зале. Поэтому количество повторений ОРУ может быть сокращено.  Больше  внимания  уделяется  упражнениям в беге, прыжках, метании, подвижные игры. В зимнее время при проведении занятий на открытом воздухе не рекомендуются упражнения и игры с речитативами, это приводит к вдыханию большого количества холодного воздуха и может вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.

    В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствами и самореализации.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексно-тематический план интегрированных занятий (инструктор по физической культуре/ учитель-логопед) старшая логопедическая группа

    Комлексно -тематический план интегрированных занятий (инструктор по физической культуре/учитель - логопед) старшая логопедическая группа....

    Спортивный досуг для старших групп «Мы спортивные вдвоем, никогда не устаем» Составила: инструктор по физической культуре Фурутина Ирина Николаевна

    Цель: пропаганда здорового образа жизни и укрепление семейных ценностей, повышение авторитета семьи, материнства.Задачи:·        развивать двигательную находчивость,...

    Спортивный досуг для старших групп «Мы спортивные вдвоем, никогда не устаем» Составила: инструктор по физической культуре Фурутина Ирина Николаевна

    Цель: пропаганда здорового образа жизни и укрепление семейных ценностей, повышение авторитета семьи, материнства.Задачи:·        развивать двигательную находчивость,...

    «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ» (сценарий спортивного праздника) Выполнила: А.Г.Темнышова Инструктор по физической культуре. Место проведения:

    Дети отправляются в путешествие за сокровищем по маршрутным листам. на остановах выполняют спортивные задания.В конце праздика  делается вывод, что самое главное сокровище для человека это его зд...

    «Зимние виды спорта» Спортивно –логопедический праздник учителя-логопеда и инструктора по физической культуре (прощание с новогодней ёлочкой)

    Приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие словарного запаса и слогового анализа и синтеза....

    Использование спортивных площадок ДОУ в рамках занятий инструктора по физической культуре с дошкольниками с ОВЗ (ТНР)».

    Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физического воспитания являе...