Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы»
статья по физкультуре

Воропай елена Ивановна

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду - это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Данный материал содержит комплекс зарядки пробуждения для старших дошкольников в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы»

          «От здоровья, жизнерадостности детей

мировоззрение,умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы»

зависят их духовная жизнь,

В. А. Сухомлинский

      Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.

     Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду - это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.

    Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

   Во время ее проведения гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.

   Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна: улыбающееся лицо воспитателя, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей. Ниже предлагаю комплекс гимнастики пробуждения.

                                                        

Комплекс зарядки пробуждения  

  Комплекс зарядки пробуждения  № 1.

(Звучит спокойная музыка).

«Мы проснулись».

      (Дети просыпаются.)

  • «Потянись»  -     И.п.: лёжа на спине. Потянуться. И.п. то же 1-2 медленно руки вверх – вдох; 3-4 опуститься - выдох (2 раза).                  

      2.  «Жуки барахтаются» - И.п.: лёжа на спине. Поднять руки и ноги вверх, потрясти.  (2 раза).

      3.  «Жучки» -   И.п.: лёжа на спине, перекаты на правый, затем на левый бок (2 раза).

Дети встают с кроватей, и идут по массажным дорожкам.

                                              Самомассаж.

«Потянем уши» -  дети захватывают кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянут их вниз, а затем отпускают. (3 раза)

Ушки ты свои найди,

                                                               И мне их покажи.

     А сейчас все тянем вниз,

Ушко, ты не отвались.

Комплекс пробуждения после сна № 2.

Звучит спокойная  музыка.

Мы проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись.

1.«Потянись, как котёнок» -  И.п.: лёжа на спине, произвольное потягивание (3 раза).

2. «Любопытный котёнок» - И.п.: стоя на четвереньках потянуться вперёд, повороты головы в стороны, вверх, вниз, круговые вращения. (3 раза).

3.«Жучки»  - И. п.:  лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Перекаты на правый бок, на левый бок. (4  раза).

4.«Жучки барахтаются» - И.п.: лёжа на спине. Поднять руки и ноги вверх, потрясти.  (2 раза).

5. «Растём большими» - И.п.: о.с. Поднять руки вверх, подняться на носках – потянуться как можно выше. (3 раза).

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

Солевое закаливание.

Ходьба босиком по массажным дорожкам.

Бег босиком из спальни в группу:

Потянулись, быстро встали,

На носочки побежали….

Самомассаж: «Лепим красивое лицо».

Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняет её, чтобы была упругой. (3 раза).

Завершается  комплекс гигиеническими процедурами

Комплекс пробуждения после сна № 3.

(Звучит спокойная музыка).

Гимнастика – пробудка:  Весна».

      Дети просыпаются – Солнце уж не спит давно,

                                            Смотрит к нам оно в окно.

                                            Хорошо вам отдыхать,

                                            Но пора уже вставать.

  • «Потягивание» -     И.п.: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Потянуться, вытягивая позвоночник.

                                 Тихо – тихо колокольчик позвени,

                                 Всех мальчишек и девчонок разбуди,

                                 Все проснулись, потянулись,

                                 И друг другу улыбнулись.

  • «Мы шагаем по дорожке» - И.п.: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Вернуться в и.п. Подтянуть колено правой ноги к груди, отвести ногу, согнутую в колено влево (скручивание).  Повторить то же самое левой ногой (отвести вправо).

                                  Снег растаял, всюду лужи,

                                  Выше ноги поднимай.

                                  Ноги нам мочить не нужно,

                                  По дорожке ты шагай!

  • «Нарисуй радугу» - И.п.: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа  налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

                                 Что за чудо – красота,

                                 Расписные  ворота!

                                 В небе радуга повисла,

                                 Как цветное коромысло!

  •  «Гром» -  И.п.: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.

                            По дорожкам пыль летит,

                            Гром грохочет, гром гремит!

                            Спрячемся от грома,

                            Громкого такого!

Дети встают с кроватей и идут по массажным дорожкам, проходят  сквозь массажный душ (радужные ленты).

Выполняют дыхательную гимнастику: «Куры».

И.п.: стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах–тах», одновременно похлопывать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 4 раза.

             Бормочут куры по ночам,

             Бьют крыльями: тах-тах.

             Поднимем крылья мы к плечам,

             Потом опустим так.

Контрастное  закаливание (ходьба по воде 36-20 градусов) с постепенным увеличением дозировки.

Самомассаж

  • «Дождик моет руки» - И.п.: поза по-турецки. Выполнять, как при мытье рук. Потереть ладонь о ладонь пока они не нагреются. Круговыми движениями поглаживать и растирать внешнюю сторону кисти, постепенно переходя  на предплечье и плечи. Покрутить каждый палец 2 раза в одну сторону, затем в другую.

                             Дождь поймали мы в ладошки,

                             Дождь согреем мы немножко.

                             Разотрём им пальцы, руки:

                             Дождь весенний просто супер!

                             Наши пальцы веселит,

                             Укрепляет и бодрит!

  • «Слепим красивое лицо» - И.п.: поза по-турецки. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивать по коже, чтобы она была упругой. С усилием, надавливая, рисовать желаемый изгиб бровей, щипками лепить густые брови от переносицы к вискам. Мягко и нежно лепить глаза, надавливая на их уголки и расчёсывая длинные пушистые реснички.

                            У весны красы попросим

Для себя, для всех ребят.

Лепим лоб, глаза и носик,

Щёки пусть огнём горят!

               

  • «Сапожки» - растирающими движениями помассировать стопу, пятку, пальцы, подъём, щиколотки, голень. Прощупывающими, растирающими движениями помассировать колени.

                               Тёплый дождик кап да кап,

Все залил дорожки.

Всё равно пойдём гулять,

Надевай сапожки.

«Умывай-ка»

Раз – обмоем кисть руки.

Два – с другою  повтори.

Три – до локтя помочили

Четыре – с другою повторили

Пять – по шеи провели

Шесть – смели по груди

Семь – лицо своё обмоем

Восемь – с рук усталость смоем

Девять – воду отжимай,

Десять – сухо вытирай!

                                                       

Комплекс пробуждения после сна № 4.

 (Звучит спокойная музыка).

Гимнастика пробуждения: «Путешествие снежинки» (часть первая).

      Дети просыпаются – Солнце уж не спит давно,

                                             Смотрит к нам оно в окно.

                                             Хорошо вам отдыхать,

                                             Но пора уже вставать.

                                            Все проснулись, потянулись,

                                            И друг другу улыбнулись.

  • «Снежинки просыпаются » -     И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево - вправо.  (5раз).
  • «Снежинки - пушинки» - И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.. (5 раз)

                                 

3. «Снежинки - балеринки» -  И.п.:  стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей  (3 раза).

                                 

  • «Снегопад» - И.п.: стоя возле кровати. Медленные приседания с опусканием рук вниз  (3 раза).
  • «Танец снежинок» - И.п.: стоя возле кровати, руки на поясе.  Кружение на месте на носках (4раза).

Дети  идут по массажным дорожкам, проходят  сквозь сухой  душ (радужные ленты).

Выполняют дыхательную гимнастику:

 «Трубач»: И.п.: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх.  Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф-ф».  Повторить 4 раза.

«Летят мячи»: И.п.: стоя. Руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперёд. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х-х» Повторить 2 раза.              

Солевое закаливание.

Самомассаж  шейных позвонков.

  • Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки  (3 раза).
  • Повороты головы в стороны, вверх, вниз   (5 раз).
  • Наклоны головы во время «рисования» влево, затем вправо (2 раза).  

          

«Поиграем с носиком» -   (Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает нос).    Надавливая на крылья носа, вести пальчики от переносицы к носовым пазухам, подёргивать себя за нос и представлять, какой у тебя красивый нос. (1 раз)

Лечимся сами  (полоскание горла) – Поза «факира», стакан воды.  Руками дети делают пассы над стаканом (вдох свободный на выдохе произносится «аум») и говорят:  «Водичка чистая, здоровая.  Я всегда буду здоровым и весёлым, милым и красивым». (Этой водой полощут горло).

Комплекс пробуждения после сна № 5.

(Звучит спокойная музыка).

Гимнастика –  «Мы проснулись».

      (Дети просыпаются.)

  1. «Весёлые ручки»  -     И.п.: лёжа на спине, поднимать руки в стороны и опускать вниз (4раза).                  

      2.  «Резвые ножки» - И.п.: лёжа на спине, поочерёдно поднимать то одну, то другую ногу (5 раз).

      3.  «Жучки» -   И.п.: лёжа на спине, перекаты на правый, затем на левый бок (6раз).

4. «Кошечки» -  И.п.: стоя на средних четвереньках,  двигаться вперёд-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (5 раз).

Дети встают с кроватей и идут по массажным дорожкам, проходят  сквозь сухой  душ (радужные ленты).

Ходьба на месте  обычная, выходят из спальни на носках.

                Выполняют дыхательную гимнастику: «Куры».

И.п.: стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах–тах», одновременно похлопывать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 4 раза.

             Бормочут куры по ночам,

             Бьют крыльями: тах-тах.

             Поднимем крылья мы к плечам,

             Потом опустим так.

Контрастное  закаливание (ходьба по воде 36-20 градусов) с постепенным увеличением дозировки.

                                              Самомассаж.

  • «Дождик моет руки» - И.п.: поза по-турецки. Выполнять, как при мытье рук. Потереть ладонь о ладонь пока они не нагреются. Круговыми движениями поглаживать и растирать внешнюю сторону кисти, постепенно переходя  на предплечье и плечи. Покрутить каждый палец 2 раза в одну сторону, затем в другую.

                             Дождь поймали мы в ладошки,

                             Дождь согреем мы немножко.

                             Разотрём им пальцы, руки:

                             Дождь осенний просто супер!

                             Наши пальцы веселит,

                             Укрепляет и бодрит!

  • «Слепим красивое лицо» - И.п.: поза по-турецки. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивать по коже, чтобы она была упругой. С усилием, надавливая, рисовать желаемый изгиб бровей, щипками лепить густые брови от переносицы к вискам. Мягко и нежно лепить глаза, надавливая на их уголки и расчёсывая длинные пушистые реснички.

                                У  осени красы попросим

Для себя, для всех ребят.

Лепим лоб, глаза и носик,

Щёки пусть огнём горят!

Комплекс пробуждения после сна № 6.

                                          (Звучит спокойная музыка).

Гимнастика пробуждения: «Кошечка»

      Дети просыпаются – Солнце уж не спит давно,

                                             Смотрит к нам оно в окно.

                                             Хорошо вам отдыхать,

                                             Но пора уже вставать.

                                            Все проснулись, потянулись,

                                            И друг другу улыбнулись.

  1. «Потянись, как кошечка » -     И.п.: лёжа на спине, произвольное потягивание.

 (5раз).

  1. «Кошечка выпускает когти» - И.п.: лёжа на спине, руки вперёд, поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук. (5 раз)

                                 

3. «Кошечка на дереве» -  И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять одну ногу отвесно вверх, крепко взяться двумя руками за бедро и перебирая руками подняться. (3 раза).

                                 

  • «Любопытный котёнок» - И.п.: стоя на четвереньках потянуться вперёд, повороты головы в стороны, вверх, вниз, круговые вращения. (3 раза).
  • «Кошка испугалась» - И.п.: стоя на четвереньках, спину прогнуть. 1-3 выгнуть спину дугой, зашипеть, как кошка. На 4 вдох .  (4раза).
  • «Растём большими» - И.п.: о.с. Поднять руки вверх, подняться на носках – потянуться как можно выше. (3 раза).

Дети  идут по массажным дорожкам, проходят  сквозь сухой  душ (радужные ленты).

Выполняют дыхательную гимнастику:

 «Партизаны»: И.п.: стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 – выдох с произнесением слова  «ти-ш-ш-ш-ше».  Повторить 4 раза.

Солевое закаливание.

Самомассаж: «Лепим красивое лицо».

  • Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняет её, чтобы была упругой. (3 раза).
  • Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
  • С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам.  (2 раза).  
  • Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на их уголки и расчёсывая длинные пушистые реснички. (2раза).
  • Надавливая на крылья носа, ведём пальчики от переносицы к носовым пазухам, подёргиваем себя за нос,  и представляем, какой красивый нос для Буратино у детей получился. (2 раза).

          

«Поиграем с носиком» -   (Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает нос).    Надавливая на крылья носа, вести пальчики от переносицы к носовым пазухам, подёргивать себя за нос и представлять, какой у тебя красивый нос. (1 раз)

Лечимся сами  (полоскание горла) – Поза «факира», стакан воды.  Руками дети делают пассы над стаканом (вдох свободный на выдохе произносится «аум») и говорят:  «Водичка чистая, здоровая.  Я всегда буду здоровым и весёлым, милым и красивым». (Этой водой полощут горло).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы»

Консультация на тему: "Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы"...

Консультация для воспитателей. Гимнастика пробуждения как форма двигательной активности детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации  по проведению гимнастики после дневного сна, как  одной из форм двигательной активности детей дошкольного возраста....

Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы.

Забота о здоровье  детей-это важнейший труд воспитателя.  От здоровья, жизнерадостности детейзависят их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои с...

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения после дневного сна»

Консультация для воспитателей   «Гимнастика пробуждения после дневного сна»...

Консультация для педагогов «Гимнастика пробуждения в ДОУ как один из компонентов оздоровления детей».

laquo;Гимнастика пробуждения в ДОУ как один из компонентовоздоровления детей»....