Обучение детей старших и подготовительных групп ползанию по-пластунски
видеоурок по физкультуре

Добровольская Светлана Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_polzaniya_v_razvitii_oporno.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ползания в развитии опорно-двигательного аппарата

Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОО обеспечивает профилактику и коррекцию заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья и развитие детей, физическое воспитание на физкультурных занятиях по интенсивности воздействия занимает особое место. В традиционные двигательные компоненты мы включаем упражнения, направленные на общую тренировку организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление «мышечного корсета», улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, формирование правильной осанки, походки. Кроме того, особое внимание мы уделяем обучению детей ползанию.

Ползание как вид циклического движения полезно всем дошкольникам, поскольку оно выполняется в позе разгрузки позвоночника, при опоре на ноги и руки, что воссоздает анатомическое соотношение позвонков. Е.Н. Вавилова в своих исследованиях отмечает, что «ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузке позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении». Нагрузка при ползании распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже несколько снижена для ног, испытывающих при других движениях (ходьба, бег, прыжки) большое напряжение. При ползании активно работают верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для формирования у детей навыков правильной осанки. С.Я. Лайзане также отмечает, что «необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением». Э.Я. Степаненкова также отводит большое значение ползанию: «благодаря опоре на четыре конечности при ползании происходит разгрузка позвоночника (что очень важно в период роста ребенка), формируется правильная осанка».

Однако психика ребенка, особенно в младшем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Яркие игрушки привлекают внимание детей, поэтому им предлагается доползти до погремушки, флажка или «в гости к мишке, зайчику». Самое эффективное средство, чтобы сделать выполнение физических упражнений интересным — имитационные задания. Подражание любым зверям вызывает неподдельный восторг, особенно у малышей. Поэтому детям младшего дошкольного возраста можно предложить проползти, как червячок, кошечка, улитка, черепашка, змея, жучок, паучок.

Способы передвижения на четвереньках могут быть разными:

  • с опорой на ладони и колени (собачка);
  • на предплечья и колени (кошечка);
  • на стопы и ладони (медведь);
  • лежа на животе (червячок);
  • с опорой на стопы и ладони
  • животом вверх (рак).

Ползание полезно всем дошкольникам, поэтому мы используем его в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших и подготовительных. Для детей старшего дошкольного возраста характер заданий изменяется, добавляется эмоциональный компонент знакомого образа: юркая ящерица, грозный дракон, ленивая гусеница, удивленная черепаха. Также можно разнообразить ползание, меняя направление передвижения: двигаться на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь.

Для поддержания интереса и самоконтроля за правильностью выполнения задания мы используем предметы (мешочки с песком, колечко, кирпичик, мячик), которые кладем на спину или живот, в зависимости от способа ползания.

Кроме ползания по полу мы широко применяем ползание по ограниченной площади — веревке, доске, дорожке из шнуров, лестнице, скамейке. Ползание по лежащей на полу веревке выполняется разными способами: руки поочередно переставляются вперед по веревке, ноги слева и справа от нее; ноги по веревке, руки слева и справа от нее; руки и ноги по веревке. При ползании по скамейке на животе нужно вытянуть руки вперед, захватить края скамейки и подтянуть туловище с помощью обеих рук или поочередно правой и левой рукой. При ползании на спине надо захватывать край скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней, либо захватывать край скамейки за головой, подтягиваясь одновременно двумя руками или одной.

Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают парные и коллективные упражнения в ползании. Например, «Чья пара сможет донести мяч до финиша и не уронить его». Это упражнение выполняется не на скорость, а на синхронность совместных действий. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования на скорость, поскольку дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.

Дети с удовольствием также упражняются в подлезании, пролезании, перелезании и легко осваивают новые комбинации движений. Подлезать можно под шнур, дугу, стул, туннель, скамейку, пролезать в обруч, между рейками поставленной на бок лестницы, перелезать через бревно, скамейку.

В старшем возрасте дошкольники умеют выбирать способ подлезания в зависимости от высоты дуги:

  • с опорой на ладони и колени при высоте дуги 50—60 см;
  • на предплечья и колени при высоте 40 см;
  • по-пластунски, лежа на животе при высоте 30 см. Способ преодоления препятствия можно запрограммировать, а можно предоставить детям право выбора, подсказывая, что следующее препятствие надо преодолеть по-другому.

Использование колокольчика, прикрепленного к шнуру, дуге позволяет контролировать при подлезании прогиб позвоночника в поясничном и грудном отделах. Для поддержания интереса к ползанию с подлезанием можно использовать нестандартное оборудование — дугу с прикрепленными к ней атласными лентами. Дети проползают под дугой как в сказочный домик или пещеру.

После ползания и подлезания детям предлагается выполнить упражнения с вертикальным положением туловища:

  • поднять над головой предмет (погремушку, флажок, султанчик, кубик, бубен), посмотреть на него, помахать или погреметь;
  • дотянуться двумя руками до погремушки, колокольчика, подвешенных выше уровня вытянутых рук ребенка;
  • подбросить и поймать мяч;
  • сделать хлопок над головой.

В практике нашей работы с детьми мы активно применяем игровые упражнения и подвижные игры, основной составляющий компонент которых — ползание:

  • «Проползи вперед и не задень игрушки» — ползание с огибанием препятствий (кубиков), расположенных хаотично;
  • «Проползи "змейкой"» — любым способом с огибанием препятствий, расположенных вряд;
  • «По узкой дорожке» — между шнурами, кубиками, конусами;
  • «Проползи, не урони» — с мешочком на спине;
  • «Докати до обруча» — на четвереньках, толкая головой мяч;
  • «Закати в норку» — толкая головой мяч в воротца;
  • «Соревнования раков» — назад, в упоре на ладонях и стопах;
  • «Ленивая гусеница» — с одновременным перемещением обеих рук, корпус и ноги движутся волнообразно;
  • «Не задень кочки» — передвижение по-лягушачьи между «кочками» — колпачками;
  • «Пролезь в пещеру» — ползание с подлезанием под дугу с прикрепленными к ней атласными лентами;
  • «Бревнышко» — из положения лежа на полу перекатывание со спины на живот и дальше на спину;
  • «Донеси мяч до финиша» — ползание парами с мячом, зажатым сбоку;
  • «Паучок» — с опорой на стоы и ладони, животом вверх, с предметом;
  • «Тюлени» — с опорой на ладони, ноги лежат на полу и в передвижении не помогают.

Широко известны подвижные игры для младших и средних групп — «Доползи до погремушки», «К мишке в гости», «Проползи в воротца», «Кролики», «Не задень», «Котята и щенята», «Мыши в кладовой»; для старших и подготовительных к школе — «Проползи в туннель», «Пастух и стадо», «Медведи и пчелы», «Раки», «Проползи, не урони».

Кроме того, в нашей копилке есть игры, придуманные вместе с детьми:

  • «Поезд в туннеле» — дети встают в колонну друг за другом, ноги на ширине плеч, последний проползает между ногами остальных и встает первым и т.д.;
  • «Змейка» — дети встают в шеренгу, ноги на ширине плеч, затем по очереди проползают «змейкой» между ногами;
  • «Колдун» — ведущий — «колдун» догоняет детей, пойманный замирает, разводя руки в стороны, ноги врозь. Расколдовать его могут другие игроки, проползая между его ногами.
  • Старшим дошкольникам очень нравится игра «Разведчики». По спортивному залу мы расставляем разнообразное оборудование: дуги разной высоты, скамейку, доски, шнуры, конусы. Ведущий придумывает способ преодоления препятствий, а все дети повторяют за ним. В этой игре можно комбинировать движения, сочетая ползание с упражнениями на равновесие, метанием, прыжками. Использование игровых упражнений, игровой мотивации выполнения основных движений — залог качественного исполнения движения.

Ползание как вид основного движения имеет для развития детей еще и определенные эффекты.

Во-первых, английские ученые доказали, что ползание в высокой степени способствует интеллектуальному развитию. Ребенок по-иному воспринимает мир, в процессе движения происходит сложная координация рук, ног и глаз, что полезно с точки зрения активизации мозговых центров, а руки и пальцы ребенка получают дополнительную стимуляцию, что также положительно влияет на интеллектуальное и общее развитие.

Во-вторых, дети просто получают удовольствие от ползания и выполнения игровых заданий на его основе. После введения подобных упражнений в занятие мы наблюдаем улучшение коллективного настроения в группе, подъем работоспособности, эмоционально положительное отношение к нагрузкам иного вида.

Таким образом, включая ползание в нашу жизнь, мы способствуем снижению нагрузки на позвоночник детей.

Литература

1.  Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада. М., 1983.   \

2.  Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя детского сада. 2-е изд., испр. М., 1987.

3. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала проводится в подготовительной группе....

Перспективный план по обучению детей ПДД в подготовительной группе.

Перспективный  план  по  обучению  детей  подготовительной  группы  ПДД включает  в  себя  различные  формы  работы  с  детьми....

Комплексное занятие по обучению детей грамоте в подготовительной группе

обобщение понятия о гласных и согласных звуках, подготовка детей к чтению, развитие речь, умение составлять предложения, пополнение словарного запаса....

Кроссворды по обучению детей грамоте для детей старшей и подготовительной группы.

Даые кроссворды предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, для самостоятельной деятельности, а также для использования во время образовательной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная программа «Раннее знакомство с ПК» обучение детей старшего и подготовительного дошкольного возраста компьютерной грамотно

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его лич...

Обучение грамоте СТАРШАЯ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ группы

В данном разделе вы увидите материалы по обучению грамоте  детей старшей и подготовитьной групп.Видеозанятия,презентации и документы в формате pdf ,для того чтобы вы могли скачать и расспечатать ...