«Физическая активность детей – наша «головная боль» - или увлекательная педагогическая задача»
статья по физкультуре

Меньшикова Нина Николаевна

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и, в соответствии с этим, решает задачи воспитательно-образовательной работы.

Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Физическая активность – важнейшее условие полноценного существования личности.

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiz.aktivnost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 «Физическая активность детей – наша «головная боль» - или увлекательная педагогическая задача»

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и, в соответствии с этим, решает задачи воспитательно-образовательной работы.

Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Физическая активность – важнейшее условие полноценного существования личности.

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Формы организации двигательной  деятельности в ДОУ

1. НОД по физической культуре

2.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:  утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия

Двигательная активность в режиме дня

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня:  утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические часы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия.

Второе место отводиться НОД по физической культуре  - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям  и развитию двигательной активности детей. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.  Образовательная деятельность по физической культуре способствует формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой.

Третье место - самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.                                                                                                  Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Четвертое место - совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

Формы физического развития

  • Утренняя гимнастика
  • Совместная физкультурная деятельность педагога с детьми
  • Пальчиковая гимнастика
  • Зрительная и дыхательная гимнастика
  • Физкультминутка
  • Ходьба по массажным дорожкам
  • Спортивные досуги и развлечения
  • Бодрящая гимнастика
  • Подвижные игры
  • Физкультурные упражнения на прогулке
  • Кружки, секции
  • Музыкальные занятия
  • Самостоятельная двигательно- игровая деятельность детей

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Гимнастика после дневного сна.

  • Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:
  • - разминка в постели и самомассаж;
  • - гимнастика игрового характера;
  • - с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
  • - пробежки по массажным дорожкам.

Физкультминутка. Кратковременные физические упражнения - проводятся в процессе образовательной деятельности. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр  и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование имеющихся у детей  навыков основных движений путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Двигательная разминка.

Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Для решения этих задач должна быть создана предметно-развивающая среда.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе, правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование.

Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в определенном возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, прыжки; катание,

прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, перелезание через бревно и т.д.  

Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Так давайте же создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ

Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ...

Консультация для родителей и воспитателей (детей 3-7лет) «Физическая активность детей посредством организации подвижных игр»

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижная игра - один из самых замечательных способов для ребѐнка развить свою двигат...

Мастер-класс для родителей и детей "Физическая активность детей"

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когдаформируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним измногообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспосо...

Семинар-практикум «Физическая активность детей – наша «головная боль» - или увлекательная педагогическая задача»

О двигательной активности детей дошкольного возраста (в форме дискуссии, игры)...

«Физическая активность – «наша головная боль» или увлекательная педагогическая задача

На  сегодняшний  день  наиболее  актуальными  в  деятельности  любого ДОУ являются  вопросы  физкультурно-оздоровительной  работы,  основная...

Содействие физическому развитию «5 факторов влияющих на физическую активность детей младшего дошкольного возраста»

Содействие развитию детей раннего дошкольного возраста предполагает понимание факторов, влияющих на их активность, и создание среды, поддерживающей их рост и обучение....

Педагогический проект по развитию нестандартного мышления, пространственного восприятия, творческого воображения и повышения уровня физической активности детей 3-4 лет через использование подвижных обучающих игр «VAY TOY» «Обучение в движении»,

Педагогический проект по развитию нестандартного мышления, пространственного восприятия, творческого воображения и повышения уровня физической активности детей 3-4 лет через использование подвижных об...