Педагогический совет - деловая игра «Подвижная игра, как средство развития двигательных навыков дошкольников»
методическая разработка по физкультуре

Васильева Анжелла Николаевна

Игра, как известно,  вид деятельности, позволяющий человеку выразить себя и самосовершенствоваться. Это относится и к деловой игре. На педсовете, где звучат только доклады, отчеты, лекции, либо на теоретическом семинаре, как показывает практика,  слушатели, вероятнее всего, не воспримут и 50%  нужной информации. Иное дело, если включить  в них деловую игру.  Опыт работы показывает:  взрослые с уупоениемм играют в детские игры и с большим удовольствием участвует в деловых играх.

Деловые игры позволяют:

  • ·        эффективнее обучать педагогов новым формам, методам и приемам работы с детьми;
  • ·        корректировать те или иные недостатки  в работе педагогов;
  • ·        создавать условия для обмена педагогическим опытом;
  • ·        оказывать помощь начинающим воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • ·        сближать педагогов, объединив их в едином ритме и направлении работы.

Итак, деловая игра сближает педагогов, но одновременно вызывает у них чувство соперничества, желание проявить свои индивидуальные качества, нестандартность  высказываний и решения проблем. Поэтому задача старшего воспитателя использовать такие деловые игры, которые будут направлять усилия педагогов в нужное русло, объединять их в стремлении получать  новые знания и умения, совершенствовать профессиональные  качества,  ис­пользовать на практике полученные в про­цессе деловой игры знания и умения.

Педагоги, повышая свой профессиональный уровень, обращаются к  изучению теоретических основ, и для этого достаточно современной методической литературы. Но во время деловой игры воспитатели получают вдвое больше информации, которая нацеливает их на более глубокое ее изучение. Деятель­ность воспитателей во время деловых игр можно от­нести к творческо-поисковой, которая может породить ситуацию успеха,  стиму­лирующую творческое отношение к работе.  Предлагаю вашему вниманию конспект педагогического совета - деловой игры "Подвижная игра, как средство развития двигательных навыков дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_-_delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогический совет - деловая игра для педагогов

«Подвижная игра, как средство развития двигательных навыков дошкольников»

Задачи:

  1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию двигательных навыков у дошкольников в процессе подвижных игр и упражнений.
  2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

Оборудование и атрибуты: кегли и шары красного, зеленого, синего цвета (по 3 штуки), карточки  с заданиями, кроссворд, мешочек с цветными полосками для жеребьевки, карточки с вопросами, таймер.

Ход игры

В самом начале педагогического совета проводится деление на команды с помощью жеребьевки. В мешочке лежат полоски бумаги разного цвета (красные, синие и зеленые). Педагоги, не глядя в мешок вытягивают одну полоску и в зависимости от цвета полоски делятся на три команды – «Синие», «Зеленые», «Красные».

1-ый ведущий: 

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья и физического развития.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. В связи с этим нельзя недооценивать значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, скоростно-силовые качества, ловкость, выносливость, а так же глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

2-ой ведущий:

Поэтому одной из годовых задач в текущем учебном году стала задача формирования двигательных навыков дошкольников посредством подвижных игр. И сегодня, на нашем педагогическом совете мы с вами, уважаемые коллеги, в процессе деловой игры закрепим знание методики проведения подвижных игр, узнаем что-то новое для себя, поделимся своим опытом работы.

В самом начале педагогического совета мы с вами поделились на три команды. Давайте дадим название командам. (Команды выбирают название и представляются). А оценивать наши конкурсы будет наше уважаемое жюри. (Представляет членов жюри – заведующую и учителей-логопедов).

1-ый ведущий: 

Итак, начинаем наше соревнование. Для начала мы вам приготовили вот такой кроссворд.

1Г

Л

А

З

О

М

Е

Р

2Г

О

Р

Е

Л

К

И

3Л

О

В

К

О

С

Т

Ь

4Б

Е

Г

5П

Р

А

В

И

Л

А

6Э

С

Т

А

Ф

Е

Т

А

7С

Ч

И

Т

А

Л

К

А

Но разгадывать мы его будем постепенно, и к концу нашей игры вы разгадаете ключевое слово кроссворда, которое расположено по вертикали. Первое слово по горизонтали: способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений – 8 букв (глазомер).

2-ой ведущий:

Вот сейчас мы и будем развивать наш глазомер. Первый наш конкурс называется «Разминка-викторина». Мне нужны по одному представителю от каждой команды. Вот перед вами красные, синие и зеленые кегли.  Участники команд по очереди должны шарами сбивать кегли с расстояния 4–5 м. На каждой кегле есть номер. Это номер вопроса викторины. Сбиваете кеглю команда отвечает на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если вы сбиваете кеглю своего цвета,  то команда получает 1 дополнительный балл, если другого цвета, то команда дополнительных баллов не получает.

Вопросы викторины:

Вопросы

Ответы

1

Распределите задачи физического воспитания на три группы, дайте название каждой группе задач.

1. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

2. Закрепление навыка метания на дальность правой рукой в игре «Кто дальше бросит».

3. Учить детей правильному дыханию через нос.

4. Воспитывать выдержку, смелость, решительность.

5.Закреплять знания детей о пользе подвижных игр.

6. Развивать мышцы спины, ног, стопы.

7. Закрепление навыка построения в шеренгу.

8.Воспитывать интерес к подвижным играм, занятиям спортом.

9. Укреплять мышцы, связки стопы.

Оздоровительные задачи:

1. Учить детей правильному дыханию через нос.

2. Развивать мышцы спины, ног, стопы.

3. Укреплять мышцы, связки стопы.

Образовательные задачи:

1. Закрепление навыка метания на дальность правой рукой в игре «Кто дальше бросит»

2. Закреплять знания детей о пользе подвижных игр.

3. Закрепление навыка построения в шеренгу.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

2. Воспитывать выдержку, смелость, решительность.

3. Воспитывать интерес к подвижным играм, занятиям спортом.

2

Распределите методы обучения физическим упражнениям на три группы, дайте название каждой группе методов.

1.Показ физических упражнений.

2. Команды. Распоряжения.

3.Имитация.

4. Проведение упражнений в игровой форме.

5. Вопросы к детям.

6. Проведение упражнений в соревновательной форме.

7. Зрительные ориентиры.

8. Повторение упражнений.

9. Объяснение.

Наглядные методы обучения:

1. Показ физических упражнений.

2. Зрительные ориентиры.

3. Имитация.

Словесные методы обучения:

1. Команды. Распоряжения.

2. Вопросы к детям.

3. Объяснение.

Практические методы обучения:

1.Проведение упражнений в игровой форме.

2. Проведение упражнений в соревновательной форме.

3. Повторение упражнений.

3

Каковы особенности объяснения правил игры детям младшего и старшего дошкольного возраста?

При объяснении игры детей младшего возраста лучше всего сразу поставить так как это нужно для игры.  Воспитатель объясняет правила в ходе игры. Тут же показывает и рассказывает, что должны делать дети. В процессе объяснения правил воспитатель сразу назначает ведущего.

Детей среднего и старшего дошкольного возраста воспитатель при объяснении правил может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя врассыпную, но воспитатель обязательно должен стоять так, чтобы его видели все дети. Правила объясняются до начала игры. При проведении знакомых игр к объяснению правил можно привлекать детей. В старших группах сначала объясняют правила игры, а потом уже распределяют роли.

4

Какие вы знаете виды ходьбы. С какого возраста дошкольникам разрешается ходьба на пятках?

  • обычная ходьба
  • ходьба на носках
  • ходьба на пятках
  • ходьба на внутреннем и внешнем крае стопы
  • ходьба с высоким подниманием колена
  • ходьба широким шагом
  • спортивная ходьба
  • ходьба скрестным шагом
  • ходьба в полуприседе и приседе
  • ходьба в колонне по одному, по два, по три, по четыре, шеренгой, врассыпную
  • ходьба в разных направлениях

Ходьба на пятках  укрепляет мышцы спины и стопы. Но в связи с особенностями строения стопы дошкольников разрешается только с пяти-, шестилетнего возраста.

5

Какие вы знаете виды бега. С какого возраста дошкольникам разрешается бег на носках?

  • обычный бег
  • бег на носках (используется во всех возрастных группах)
  • бег с высоким подниманием колен
  • бег с захлестыванием голени
  • бег боковым галопом
  • бег широким шагом
  • бег в колонне по одному, по два, врассыпную
  • бег в разных направлениях
  • бег с различными заданиями
  • бег в разных темпах

6

Какие вы знаете виды прыжков. С какого возраста дошкольников рекомендуется обучать подпрыгиванию на месте на одной ноге?

  • подпрыгивание на месте на двух ногах
  • подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед
  • подпрыгивание на месте на одной ноге (с 6-7 лет)
  • подпрыгивание на одной ноге с продвижением в разных направлениях
  • прыжки с высоты
  • прыжок в длину с места
  • прыжок в длину с разбега
  • прыжок в высоту с места
  • прыжок в высоту с разбега
  • прыжки со скакалкой

7

Какова роль воспитателя в руководстве подвижной игрой?

Проводя игру с младшими детьми воспитатель может играть наравне с детьми или выполнять главную роль и одновременно руководить игрой. В средней и старшей группах воспитатель иногда вначале тоже может выполнять главную роль сам, а затем он передает ее детям.

Воспитатель

  • подает команды или звуковые, зрительные сигналы к началу игры,
  • дает указания в ходе игры,
  • оценивает движения, поведение детей,
  • учит пользоваться целесообразными способами выполнения движений, приемами ловли, увертывания.

В процессе игры воспитатель

  • регулирует физическую нагрузку,
  • следит за тем, чтобы дети не переутомлялись,
  • не допускает статических поз (длительное сидение на корточках, стояние на одной ноге), положений, вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения.

8

Каким образом осуществляется профилактика травматизма при проведении подвижных игр?

Условиями предупреждения травм являются:

  • проведение подвижных игр в системе,
  • доступность учебного материала (т.е. соответствие его возрасту),
  • прочность овладения им (не следует давать детям игры на те виды движения, которыми дети еще не овладели).

Профилактика травматизма достигается также:

  • разумной дозировкой физических нагрузок,
  • хорошей дисциплиной детей,
  • рациональной организацией пространства помещения (участка). Профилактическими мерами предупреждения травм также являются:
  • предварительная проверка места проведения подвижных игр,
  •  оборудования, используемого в подвижных играх.

9

Каким образом осуществляется подведение итогов подвижных игр?

При подведении итогов игры необходимо отметить тех, кто правильно выполнял физические упражнения, отличился ловкостью, быстротой, смекалкой, сообразительностью, соблюдая правила, выручал товарищей и т.д. Нужно назвать и тех, кто нарушал правила и мешал детям играть.

Следует проанализировать, как удалось детям достичь успеха, почему ловишка быстро поймал детей или почему некоторые дети ни разу не попались. Беседа о проведении игры должна проходить в интересной (занимательной) форме, чтобы вызвать у детей желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

К обсуждению проведенной игры следует привлекать детей (особенно средней и старших групп). Это приучает их к анализу своих поступков и вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

1-ый ведущий: 

Возвращаемся к нашему кроссворду. Третье слово по горизонтали: способность быстро осваивать координационно сложные движения и быстро перестраивать их в соответствии с требованиями меняющейся обстановки – 8 букв (ловкость).

2-ой ведущий:

Следующее слово из нашего кроссворда, которое мы разгадаем, будет четвертое по горизонтали: быстрый способ передвижения, основной вид движения – 3 буквы (бег). А какие еще есть основные виды движения? (ходьба, прыжки, метание, лазание, упражнение в равновесии).

Многие ученые пытались привести все подвижные игры к единой классификации, но добиться положительного результата, охватывающего и характеризующего игры так, чтоб их приняли во всем мире пока никому не удалось, поэтому существует много разных вариантов систематизации игр. А какие вы знаете классификации подвижных игр? (по их двигательному содержанию /с бегом, прыжками, метанием и др./, по степени физической нагрузки /большой, средней и малой подвижности/, по возрасту, с предметами и без предметов, по формированию физических качеств, подвижные, спортивные и специальные оздоровительные).

Итак, наше следующее задание. Каждой команде дается карточка с названием игр и условиями. Нужно подобрать игры  для игрового физкультурного занятия и обосновать свой выбор. На выполнение задания вам дается пять минут. Максимальное количество баллов за это задание – 3.  Дополнительный балл в этом задании вы можете получить, если правильно определите предложенную нами игру по нескольким классификациям. (Например: игра «Горячий мяч» - это игра с бегом и метанием, игра большой подвижности, для старшего дошкольного возраста, с предметом, для развития ловкости, быстроты).

1-ый ведущий: 

Продолжаем разгадывать наш кроссворд. Шестое слово по горизонтали – игра-соревнование для детей старшего дошкольного возраста – 8 букв (эстафета).

При проведении игры-эстафеты дети как правило передают друг другу эстафету (какой-нибудь предмет). Вот и мы с вами сейчас поиграем в музыкальную игру- эстафету, которая называется «Надень шляпку».

Это очень веселая игра, развивающая к тому же коммуникативные и актерские навыки. Сейчас мы с вами встанем в круг. Ольга Александровна будет ведущей. Ведущий дает одному из игроков шляпу (или шапочку) и включает музыку. Участники игры под музыку передают друг другу головной убор. Когда музыка неожиданно выключается, тот игрок, в руках которого оказалась шляпка, должен сразу же надеть ее себе на голову и пройти по кругу соответствующей походкой, изображая персонажа. Далее шляпа заменяется на другую (ковбойская шляпа, военная пилотка, фуражка и т.п.) и игра повторяется.

В эту игру вы можете играть с детьми в группе. А ещё Ольга Александровна сделала для вас подборку музыкальных подвижных игр, в которые вы можете играть с детьми в группе (на электронном носителе).

2-ой ведущий:

И снова мы возвращаемся к нашему кроссворду. Пятое слово по горизонтали – обязательный структурный компонент подвижной игры, определенные требования, которые выполняются всеми участниками игры – 7 букв (правила).

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке у детей положительных качеств. Поэтому не следует вводить в игру правила, которые побуждают детей к проигрыванию (пойманный становится водящим), так как играющие начинают поддаваться. Неудачно и такое правило, по которому проигравший получает право поплясать, спеть, рассказать стихотворение: детям интересны такие задания и они стараются проиграть.

Мы с вами плавно перешли от выбора подвижных игр к их организации. И следующее наше задание на знание методики проведения подвижных игр. Каждая команда выбирает карточку с заданием. На обдумывание вам дается 3 минуты. И каждая команда по очереди дает ответ. За правильный ответ команда получает  2 балла.

Задания командам:

1. Назовите несколько способов заинтересовать детей игрой и сбора детей на игру.

(Можно прочитать стихотворение на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре, задать вопросы, загадать загадку, спросить, что дети недавно рисовали или о чем беседовали, для малышей можно рассказать короткий сюжетный рассказ, показать игрушку и спросить, хотят ли они с ней поиграть, можно позвонить в колокольчик, с детьми старшего дошкольного возраста можно придумать условный сигнал, по которому дети будут собираться на игру.)

2. Назовите несколько способов выбора водящего и деления детей на команды.

(Водящего может назначить воспитатель, может выбрать с помощью кегли, может выбрать с помощью считалки, воспитатель может дотронуться до водящего, чтобы другие не догадались, кто водящий  /например в игре «Хитрая лиса»/.)

3. Назовите несколько способов усложнения подвижных игр.

(В игре могут усложняться двигательные задания: увеличивается расстояние для бега, прыжков, метаний, усложняются виды движений /например вводится ходьба и бег между предметами, по мостику/, изменяется темп движения, увеличивается число ловишек, усложняются правила /например сначала дети бегут и занимают любое место, а затем только определенное; сначала дети помогают воспитателю ловить мышек, а затем сами выполняют роль кошки/.)

1-ый ведущий: 

 Следующее слово нашего кроссворда второе по горизонтали – название русской народной подвижной игры – 7 букв («Горелки»).

Мы не зря заговорили о русских народных подвижных играх. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении.         Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, воспитания патриотических чувств формируется устойчивое отношение к культуре родной страны. Поэтому необходимо не только играть с детьми в русские народные игры, но и рассказывать о них.

И сейчас мы хотели бы поиграть с вами в русскую народную игру «Золотые ворота», которую мы наблюдали на открытом занятии в подготовительной к школе «А» группе.

Игра «Золотые ворота»

Выбираются ворота (двое играющих образуют ворота). Остальные участники берутся одной рукой друг за друга образуя цепочку. Играющие начинают произносить слова и двигаться вперёд, проходя под воротцами:

Золотые ворота 
Пропускают не всегда: 
Первый раз прощается, 
Второй - запрещается, 
А на третий раз 
Не пропустим вас! 

После этих слов «ворота» опускают руки вниз. Кого поймали, те становятся продолжением ворот. Становятся рядом.

Правила. 
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным. 
Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным. 
Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива. 

Мы надеемся, что вы возьмете на заметку эту игру и будете проводить ее в своей группе. А еще мы сделали небольшую подборку интересных русских народных игр, которую даем вам для пополнения вашей педагогической копилки.

2-ой ведущий:

И наконец, последнее седьмое слово по горизонтали в нашем кроссворде – короткое стихотворение, один из способов выбора водящего – 8 букв (считалка).

 И задание наше тоже будет связано со считалками. Оно так и называется «Аукцион считалок». Каждая команда по очереди будет проговаривать считалку. За каждую считалку команда получает по 1 баллу. Если команда затрудняется назвать считалку, то слово право назвать очередную считалку переходит к другой команде. На задание дается не больше пяти минут.

Молодцы. Вы хорошо знаете считалки. А мы вам тоже сделали небольшую подборку считалок. Может быть каких-то считалок в вашей копилке еще нет.

1-ый ведущий: 

Теперь мы дадим время нашему жюри подвести итоги, а мы с вами давайте посмотрим на наш кроссворд и прочитаем какое же ключевое слово у нас получилось по вертикали – Лесгафт. Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт  - выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Основатель российской научной системы физического воспитания.

А теперь предоставим слово нашему уважаемому жюри.

(жюри подводит итоги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...

«Подвижная игра как средство развития двигательных навыков у детей группы первого раннего возраста».

Цель работы:    Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: 1.   Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследов...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях. Данные которые представляют следующие ...

Подвижная игра как средство развития двигательных умений и навыков

Консультация для родителей о подвижных играх....

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств. Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного воз...

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств. Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного воз...

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности старших дошкольников

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....